Социально-педагогическая деятельность




В реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными

Возможностями здоровья

Основными задачами таких центров являются:

– своевременное выявление и учет детей, нуждающихся в специальной помощи;

– ранняя диагностика и ранее вмешательство в ход психофизического развития с целью снижения степени инвалидности и социальной дезадаптации;

– пролонгированное изучение личности ребенка, выявление его способностей и резервных возможностей для выбора оптимальной учебной программы;

– коррекция отклонений в развитии в процессе учебно-воспитательной и лечебно-восстановительной работы;

– профессиональное ориентирование.

Структура реабилитационного центра предполагает несколько основных подразделений:

Отделение диагностики и разработки программ социальной реабилитации

Социальный педагог выявляет имеющиеся отклонения в развитии детей. Он оценивает реабилитационный потенциал ребенка и его семьи, планирует дальнейшую работу, формы и методы работы.

Отделение медико-социальной реабилитации

Организует поэтапное выполнение индивидуальных реабилитационных программ детей. Социальный педагог координирует деятельность лечебных учреждений города с целью недопустить дублирования их программ; организует медико-социальный патронаж детей; организует краткосрочные формы работы с семьями; обеспечивает взаимодействие специалистов с родителями для достижения непрерывности реабилитационных мероприятий в условиях семьи; содействие в обеспечении детей необходимыми вспомогательными техническими средствами.

Отделение психолого-педагогической помощи

Реализует программы реабилитации средствами образования.

Социальный педагог координирует деятельность специалистов по определению форм обучения на основе индивидуально-дифференцированного подхода к проблемам ребенка и его семьи; оказывает практическую помощь в организации обучения; участвует в консультативных мероприятиях по психолого-педагогическом вопросам семейного воспитания и социализации детей; участвует в организации досуга и летнего отдыха и подростков; обучает детей социально значимым навыкам (самообслуживания, поведения в быту и общественных местах, самоконтролю и навыкам общения).

Отделение дневного пребывания

Реализует комплексные программы реабилитации ежедневно. Количество детей в группе – от 5 до 10 человек.

Стационарное отделение.

Реализует комплексные программы реабилитации в условиях круглосуточного пребывания. Количество детей в группе не более 7 человек, может быть организовано не более 5 реабилитационных групп. Социальный педагог осуществляет различные формы посреднической деятельности и патронажа, поддерживая контакты с детьми после выписки; обеспечивает контакты реабилитационного центра с учреждениями социальной защиты населения, здравоохранения, образования, общественными объединениями, благотворительными фондами в интересах повышения эффективности реабилитационных мероприятий

 

Социальный педагог в учреждениях

Системы здравоохранения

В ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации находятся дома ребенка, где содержатся дети до 3 лет, детские поликлиники (медико-социальный патронаж семьи), больницы и клиники, обслуживающие детей в условиях стационара, учреждения медико-социальной реабилитации, медико-психолого-педагогической помощи, система психиатрических и наркологических клиник и диспансеров (в стране лишь одна детская психиатрическая больница, подростковых психиатрических и наркологических учреждений нет). В последние годы приоритет отдается валеологическому направлению, создаются валеологические службы и центры.

Валеология наука о здоровье человека, предпосылках и факторах здорового образа жизни. Предметом валеологии является здоровье современного «общественного человека» и тот образ жизни, который ведет к обретению, сохранению, поддержанию или возвращению этого здоровья.

Особую роль играют центры планирования семьи. В перспективе возможно основанное на опыте 1930-х годов создание социально-правовых кабинетов в женских и детских консультациях.

К функциям социального педагога в системе здравоохранения можно отнести обеспечение заботы о больных в до- и послегоспитальный период, помощь в снятии стрессов, содействие оздоровлению, в том числе пропаганду здорового образа жизни. В зависимости от места работы различаются функции специалиста: в учреждениях межведомственной принадлежности он оказывает медико-социальные услуги, в учреждениях, службах и центрах здравоохранения — социально-педагогические.

В качестве примера деятельности социального педагога в межведомственных учреждениях приведем опыт работы валеологической службы санаторной школы-комплекса г. Железногорска. Цель создания службы — организация целостной системы валеологического образования, направленной на формирование культуры здоровья и организацию здорового образа жизни, сохранение здоровья учащихся и сотрудников школы.

Система деятельности валеолога в санаторной школе включает пять направлений.

Первое направление — создание психолого-медико-педагогического консилиума для получения целостного представления о школьном статусе больного ребенка, ребенка-инвалида, сотрудников школы, коллектива; разработка общей стратегии валеологического сопровождения ребенка-инвалида. В процессе работы консилиума формируется представление об актуальном состоянии ребенка, разрабатываются конкретные шаги в валеологическом сопровождении ребенка-инвалида.

Индивидуальное валеологическое сопровождение детей-инвалидов предполагает:

- валеологическое образование (проведение специальных занятий);

- валеологическое развитие с учетом психофизиологических возможностей (обучение анатомии и знание ребенком особенностей своего организма и состояния здоровья, отработка навыков выполнения правил личной гигиены, разработка валеологически обоснованного режима труда на день (неделю), определение особенностей питания, основ лечебной физкультуры и культуры движения, массаж, релаксация, аутогенная тренировка, аромотерапия, музыкотерапия, цветотерапия, отработка навыков: физического самоконтроля и преодоления критических ситуаций, связанных с заболеванием, оценки состояния своего здоровья; осторожности в социуме, правил поведения в экстремальных ситуациях, обучение правовым основам охраны здоровья детей с элементами охраны труда и т.п.).

Второе направление — формирование валеологической грамотности.

Оно предполагает повышение валеограмотности учителя и определение уровня его готовности к валеоработе с детьми, повышение валеограмотности родителей; осуществление валеологической экспертизы учебно-воспитательного процесса в школе и в структурных подразделениях; проведение валеологического анализа урока, режима жизнедеятельности санаторной школы-комплекса.

Третье направление — коррекционная работа, которая представляет собой меры по снижению имеющихся отклонений от нормы.

В основном используются индивидуальные формы взаимодействия с учеником, позволяющие учитывать параметры его физического и психического развития и иные индивидуальные особенности, степень восприимчивости к воздействию факторов внешней среды и т.д.

Четвертое направление — консультативная деятельность.

Пятое направление — организационно-методическая деятельность (подбор литературы, методик валеологического анализа урока, систем релаксационных упражнений, обобщение наработанного опыта и т.п.).

Функции социального педагога-валеолога, организатора валеологической службы определены следующим образом:

- возглавляет валеологическую службу и координирует деятельность администрации, врача, психолога, социолога, эколога, учителей по вопросам формирования, сохранения, укрепления здоровья учащихся и учителей;

- совместно с завучем составляет расписание занятий или корректирует его с учетом валеотребований;

- планирует работу, направляет исследования, осуществляет контроль и коррекцию форм здорового образа жизни учащихся, педагогов, воспитателей, родителей; руководит методической деятельностью всех работников валеологической службы школы;

- обеспечивает внедрение организационно-методических рекомендаций валеологической службы; отвечает за материально-учебную базу кабинета валеологии и кабинета психологической разгрузки;

- совместно с администрацией школы осуществляет подбор кадров, профилизацию по учебным курсам и по направлению валеоработы;

- проводит в школе групповые, индивидуальные валеоисследования;

- посещает уроки, внеурочные мероприятия, занятия групп продленного дня с целью наблюдений за деятельностью учащихся, оценки их здоровья и динамической работоспособности;

- выступает с обобщением опыта работы на педсоветах, методических объединениях;

- участвует в аттестации педагогических работников, является экспертом по оценке создания валеологически благоприятных условий в процессе обучения;

- постоянно повышает уровень самообразования.

Обобщая опыт работы социальных педагогов в учреждениях здравоохранения, можно выделить следующие возможные направления их деятельности:

• социально-средовая и социально-психологическая реабилитация (выработка социальных навыков: умения общаться, умения подать себя и т.п.; освоение социальных ролей; обеспечение личностного роста, формирование активной личностной позиции, творческого потенциала);

• работа с семьями детей и подростков (семейное консультирование, организация родительских «групп поддержки», коррекция нарушений психологического состояния членов семьи);

•профессиональная ориентация (ознакомление с миром профессий, помощь в профессиональном самоопределении, коррекция неадекватных профессиональных интересов и намерений);

• организационная, учебно-методическая и просветительская работа с ближайшим социальным окружением детей и подростков;

• социально-правовое консультирование и информирование.

Необходимость деятельности социального педагога в медицинских учреждениях подтверждается многими существующими клинико-психологическими исследованиями детей, страдающих различными соматическими заболеваниями. Любая болезнь изменяет жизненную ситуацию ребёнка, препятствует полноценному, гармоничному функционированию в обществе, влечёт за собой большое разнообразие проблем, в том числе и социального характера. В связи с этим больной ребёнок и его семья нуждаются в специально организованной помощи и поддержке, которые должны осуществляться многими специалистами, и особое место среди этих специалистов должно принадлежать социальному педагогу.

В периоды госпитализаций происходит отрыв ребёнка от естественных условий развития, потеря привычных социальных связей, возникает дефицит обычного, не искажённого болезнью общения, изменяется ситуация внутри семьи, другими словами появляются не только новые проблемы, но и обостряются уже имеющиеся.

Современный подход к соматическим заболеваниям предполагает единство и неразрывность организма и личности. Рассматривается не болезнь сама по себе, а больной организм со всеми его особенностями и проявлениями. Е.В. Черносвитов в книге «Социальная медицина» пишет, что нет такого заболевания, которое не влекло бы за собой и социальных проблем. Становится всё более ясным, что заболевшему человеку нужен не только врач, который лечит, но и социальный работник, который помогает решать проблемы, возникающие в связи с заболеванием. При любом заболевании меняется восприятие и отношение человека к окружающим событиям, к самому себе, а также его положение среди близких людей и в обществе. А.В. Мартыненко в статье «О модели специалиста в области медико-социальной работы» также пишет о том, что в современном российском обществе важным звеном должна являться медико-социальная помощь населению, включающая профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную помощь, и оказание таких видов помощи должно возлагаться не только на медицинских, но и на социальных работников. При этом одной из функций специалиста в области медико-социальной работы должна быть организация помощи хронически больным.

Большое внимание социальный педагог должен уделять анализу отношений, сложившихся в семье больного ребёнка. А.И. Тащева в статье «Система психологической помощи детям-инвалидам» пишет: «…семья часто имеет для ребёнка патологизирующее значение, то есть формирует у него систему инвалидизирующих ролей, задавая ему жизненный сценарий, соответствующий роли инвалида («калеки»)». Таким образом, важная задача социального педагога при работе с семьями хронически больных детей заключается в оценке внутрисемейной ситуации, в анализе особенностей семейного воспитания по следующим параметрам: положение ребёнка в семье, эмоциональное принятие ребёнка родителями, забота о нём, требовательность к нему, демократизм или авторитарность в семейных отношениях. Основываясь на полученных данных и личном наблюдении, социальный педагог должен выявить проблему, определить преобладающий тип семейного воспитания, и если это необходимо, составить план оказания помощи семье. Наиболее эффективной эта помощь будет в том случае, если она будет оказываться комплексно, не только социальным педагогом, но и психологом, и психотерапевтом.

Е.М. Мастюкова в книге «Лечебная педагогика» отмечает, что болезнь ребёнка, как правило, изменяет уклад и психологический климат в семье, а, следовательно, не во всех случаях семья больного ребёнка готова к психотерапевтическим занятиям, особенно если родители находятся в состоянии эмоционального стресса, вызванного фактом заболевания ребёнка или его неблагоприятным прогнозом. В этом случае задача социального педагога заключается в том, чтобы путём оказания непосредственной эмоциональной поддержки смягчить воздействие стрессового события и мобилизовать усилия семьи на преодоление кризиса, а также сформировать у родителей новое понимание возникшей проблемы. Социальный педагог должен убедить родителей искать выход из состояния горя и отчаяния, должен помочь преодолеть первоначальную реакцию подавленности и растерянности и создать положительное отношение к семейной психотерапии, задача которой состоит в нормализации взаимоотношений внутри семьи, коррекции психологического состояния её членов.

Деятельность социального педагога в рамках медицинского учреждения предполагает быстрое реагирование на сложившуюся кризисную ситуацию в семье хронически больного ребёнка и быстрый поиск средств для её преодоления. Одной из форм работы с семьёй является консультирование. В зависимости от проблемы, с которой работает социальный педагог, консультационные беседы могут быть наполнены различным содержанием, и выполнять различные задачи. Такая форма работы крайне необходима, так как период стационарного лечения ребёнка является наиболее трудным для семьи, и родители должны постоянно ощущать возможность обратиться со своей проблемой за помощью, поделиться своими переживаниями, получить интересующую информацию. При этом с помощью консультирования социальный педагог может расширить представления родителей о возможностях их ребёнка, о том, что ему требуется в первую очередь и на что следует обратить особое внимание. Также родители могут быть проинформированы по социально-правовым вопросам, о том какие льготы имеют они и их ребёнок. Они смогут получить разъяснения о порядке оформления необходимых документов и необходимую информацию об учреждениях социальной защиты.

Наряду с индивидуальным консультированием при работе с родителями социальный педагог может организовывать группы взаимопомощи. Подобного рода группы имеют огромное положительное значение для социальной поддержки. Групповые методы работы дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе. Кроме того, знакомство с родителями, у которых также есть хронически больные дети, может помочь преодолеть чувство беспомощности и одиночества. Для достижения наибольшего эффекта группы должны быть организованы таким образом, чтобы в них участвовали не только родители, у которых ребёнок заболел недавно, но и те, у которых ребёнок болеет длительное время.

Социальный педагог, работающий в медицинском учреждении, должен объяснить родителям, что ребёнок, проходящий стационарное лечение, находится в крайне тяжёлой ситуации и очень остро нуждается в их помощи и поддержке, что именно они могут облегчить состояние ребёнка. Проводя работу с детьми с хроническими соматическими заболеваниями, мы столкнулись с ситуацией, когда ребёнка, помещённого на лечение в стационар, не посещают родители. В подобном случае важной задачей социального педагога будет выяснить причину этого и определить дальнейший план действий исходя из интересов конкретного ребёнка. Например, если родители не могут навещать ребёнка в больнице в связи с особенностями их трудовой деятельности, то социальный педагог может обсудить с ними возможность посещения ребёнка кем-либо из родственников или близкого окружения семьи. В то же время он должен разъяснить сложившуюся ситуацию медицинскому персоналу и при необходимости согласовать возможность посещения родителями ребёнка в не предусмотренное для этого время.

Необходимо подчеркнуть, что в медицинском учреждении на социального педагога возложена очень важная специфическая функция посредника между родителями и медицинским персоналом. Нередко врачи сталкиваются с тем, что им не удаётся найти контакт с родителями детей, находящихся на лечении. Это происходит по многим причинам, одна из которых заключается в том, что родители могут не осознавать всю тяжесть, имеющегося у ребёнка заболевания и не принимать к сведению рекомендации врачей, что препятствует и во многом осложняет процесс лечения ребёнка. И здесь важнейшей задачей социального педагога становится сделать родителей союзниками и сотрудниками врачей, сделать их взаимодействие наиболее эффективным. В то же время социальный педагог совместно с психологом взаимодействует и с медицинским персоналом, объясняя особенности того или иного ребёнка, обсуждая с врачом возможные подходы к детям. Часто на лечение в стационар поступают дети из детских домов, из неблагополучных семей, с особенностями поведения. К таким детям нужен особый подход, а, следовательно, необходима совместная деятельность врачей и социального педагога, направленная на поиск индивидуальных, наиболее эффективных путей взаимодействия с каждым ребёнком. Социальный педагог должен проинформировать медицинский персонал о социальной ситуации ребёнка, которая должна учитываться при общении с ним. Это облегчит установление контакта и последующее взаимодействие, что, в конечном счёте, благотворно повлияет на процесс лечения. Кроме того, учёт социальной ситуации позволит снизить напряжённость ребёнка и избежать дополнительных стрессов.

Следует отметить, что деятельность социального педагога не должна ограничиваться рамками медицинского учреждения. Социальный педагог осуществляет связь между специалистами различных учреждений и координирует их работу, он старается обеспечить ребёнку и его семье оказание всесторонней помощи. При наличии у детей, страдающих хроническими соматическими заболеваниями, проблем, связанных со школьным обучением, с межличностным взаимодействием со сверстниками и педагогическим персоналом, социальному педагогу медицинского учреждения нужно вступить в контакт с социальным педагогом, психологом, представителями администрации школы. Это необходимо, чтобы разъяснить им связанные с болезнью особые потребности ребёнка в сфере организации учебного процесса. Он должен предупредить школьных специалистов о возможном возникновении, либо об уже возникших у ребёнка проблемах в сфере межличностных взаимоотношений, причиной которых также могут являться особенности заболевания. При необходимости социальный педагог может поднимать вопрос о переводе хронически больного ребёнка на домашнюю форму обучения, а также оказывать помощь в оформлении необходимых для этого документов. Также следует отметить, что если особенности протекания заболевания, его лечения, физическое состояние детей, находящихся на лечении в стационаре позволяют им посещать учебные занятия в рамках медицинского учреждения, социальный педагог должен организовать такие занятия и привлечь для этой цели педагогов.

Одним из важных направлений деятельности социального педагога в медицинских учреждениях является профессиональная ориентация хронически больных детей и подростков. Его задача сформировать у родителей правильные установки в плане будущей профессиональной деятельности детей. Результаты описанных в литературе психологических исследований детей с различными хроническими соматическими заболеваниями свидетельствуют, что дети оценивают себя неадекватно, чаще всего, завышая свои возможности и способности. Наряду с тем, что ребёнок нередко сам завышает свои возможности, родители также не всегда имеют адекватные представления о его будущем. Они могут, как предъявлять к нему требования, несоответствующие состоянию здоровья, так и проявлять излишнюю опеку, ограничивать деятельность ребёнка, в том числе и в сфере профессиональной ориентации и профессиональной подготовки. Социальный педагог должен разъяснить родителям, что с одной стороны у ребёнка существуют ограничения на определённые виды профессиональной деятельности, а с другой стороны у него сохраняются большие возможности для самоопределения и ему доступен обширный выбор профессий, позволяющих реализовать себя в полном объёме. Социальный педагог должен объяснить родителям, что они должны знать круг доступных ребёнку профессий и сориентировать ребёнка именно на эти сферы деятельности. Кроме того, социальный педагог должен обеспечить ребёнку возможность получения профессиональной подготовки в сфере интересующих его и доступных ему с учётом заболевания профессий. Следует отметить, что в создании у ребёнка адекватных установок на его будущую профессиональную деятельность должны принимать участие не только родители, но и все специалисты, взаимодействующие с ребёнком.

При длительных госпитализациях, каждая из которых является психотравмирующей ситуацией, больной ребёнок оказывается в условиях дефицита позитивных впечатлений и положительных эмоций. Кроме того, длительная госпитализация ограничивает активность ребёнка, является причиной сенсорной и эмоциональной изоляции. В связи с этим большое значение имеет правильная организация среды вокруг больного ребёнка, которая не только облегчает детское самочувствие и настроение, но и которая будет стимулировать активность ребёнка, побуждать его к действию. Несомненно, вопросом организации зоны отдыха, исходя из особенностей каждого ребёнка, находящегося на стационарном лечении, в большей степени будет заниматься психолог. Однако социальный педагог должен взять на себя обеспечение всем необходимым того помещения, где дети смогут проводить свободное от процедур время. Для этой цели он может привлечь внимание спонсоров, готовых оказать поддержку и выделить средства на организацию зоны отдыха для детей. В то же время, социальному педагогу и психологу необходимо организовать зону отдыха и для родителей, так как, они, проводя много времени возле больного ребёнка, также должны иметь возможность снять эмоциональное напряжение.

Кроме того, ещё одним направлением деятельности социального педагога в рамках медицинского учреждения является привлечение при необходимости средств для приобретения медикаментов, оплаты лечения хронически больных детей (например, дорогостоящие операции в частных клиниках или за рубежом). Для этой цели социальный педагог может вести поиск спонсоров, как частных лиц, так и различных организаций, а также может находить возможность обратиться за помощью к широкой общественности.

Таким образом, рассмотрев основные направления работы социального педагога с детьми, страдающими хроническими соматическими заболевания и их родителями, можно сказать о том, что его деятельность многопланова, не ограничивается рамками медицинского учреждения и схематично её можно представить следующим образом (см. схему).

Перед социальном педагогом в медицинском учреждении стоит широкий круг задач, решение которых обеспечит наиболее эффективную помощь детям с хроническим заболеваниями. Крайне важно, чтобы необходимая помощь со стороны социального педагога могла быть предоставлена хронически больным детям и их родителям в период госпитализации ребёнка, так как только в этом случае будет обеспечена не только её непрерывность, но и своевременность. Особенность деятельности социального педагога в медицинских учреждениях, осуществляющих стационарное лечение, заключается в необходимости быстрого поиска возможных путей решения той или иной проблемной ситуации и в большом разнообразии направлений работы. В связи с этим его деятельность не ограничивается только рамками медицинского учреждения, она предполагает тесное взаимодействие со многими службами и центрами, оказывающими психологическую, педагогическую, социальную и юридическую помощь. Для улучшения качества жизни хронически больных детей вне стен больницы большая работа социальным педагогом ведётся с ближайшим социальным окружением ребёнка, педагогическим коллективом и администрацией школы, с различными специалистами, способными оказать ребёнку конкретную помощь.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: