Установление предельных минимальных и максимальных цен на экспорт и (или) импорт товаров.




Введение государственной монополии на внешнюю торговлю отдельными видами товаров, т.е. исключительного права государства на экспорт и (или) импорт отдельных товаров, которое реализуется уполномоченными Прези­дентом Республики Беларусь государственными органами, организациями, гражданами Республики Беларусь.

Установление технических, фармакологических, санитарных, ветеринарных, фитосанитарных и экологических стандартов и требований в отношении ввозимых товаров, контроль за качеством ввозимых товаров (импортный контроль). Ввоз товаров на таможенную территорию Республики Беларусь допускается только при условии их соответствия установленным нормами права и международных договоров Республики Беларусь, действующих для Республики Беларусь, техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим требованиям.

Введение мер по ограничению импорта товаров посредством введения антидемпинговых, компенсационных, специальных защитных мер в соответствии с правилами Закона о защите экономических интересов Республики Беларусь;

Введение ответных мер в области внешней торговли товарами, услугами и объектами интеллектуальной собственности.

Установление особых режимов осуществления отдельных видов внешнеторговой деятельности, например, приграничная торговля, внешнеторговая деятельность на территории свободных экономических зон.

Налоговое регулирование внешней торговли - экономический метод государственного регулирования указанной вида внешнеэкономической деятельности. Такое регулирование осуществляется посредством взимания налога на добавленную стоимость и акцизного сбора.

Валютное регулирование внешней торговли товарами, услугами и объектами интеллектуальной собственности, которое включает меры, влияющие на товарооборот и состоит из двух уровней: установление порядка совершения валютных операций, связанных с экспортно-импортными операциями; установление порядка продажи валютной выручки субъектами предпринимательской деятельности.

Введение запретов и ограничений внешней торговли отдельными видами товаров, услуг и объектов интеллектуальной собственности в целях участия Республики Беларусь в международных санкциях в соответствии с Уставом ООН.

Ограничение внешней торговли товарами, услугами и объектами интеллектуальной собственности в целях защиты финансового положения и поддержания равновесия платежного баланса Республики Беларусь.

Автоматическое лицензирование экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров представляет собой контроль уполномоченного государственного органа за количественными показателями экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров и их изменениями, сопровождаемый обязанностью участников внешнеторговой деятельности информировать в соответствии с законодательством уполномоченный государственный орган о совершаемых внешнеторговых операциях. Автоматическое лицензирование устанавливается как временная мера и не может преследовать цели количественного ограничения или введения разрешительного порядка экспорта и (или) импорта товаров. Такой вид контроля вводится, когда отслеживание количественных показателей экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров и их изменений невозможно осуществить иными способами.

Введение мер, затрагивающих внешнюю торговлю услугами, в качестве исключения из национального режима, предоставляемого иностранным исполнителям услуг и услугам, оказываемым следующими способами: с территории иностранного государства на территорию Республики Беларусь; на территории иностранного государства белорусскому заказчику услуг; иностранным исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории Республики Беларусь, путем оказания услуг им или уполномоченным лицом, действующим от его имени на территории Республики Беларусь; иностранным исполнителем услуг путем коммерческого присутствия на территории Республики Беларусь.

Введение мер, затрагивающих внешнюю торговлю объектами интеллектуальной собственности, если эти меры необходимы для соблюдения общественной морали или правопорядка, охраны жизни или здоровья человека, окружающей среды, выполнения международных обязательств Республики Беларусь, обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь и в других предусмотренных нормами Закона о государственном регулировании внешнеторговой деятельности случаях.

Осуществление мер экономического и административного характера, содействующих развитию внешнеторговой деятельности, например, принятие мер по обеспечению кредитования участников внешнеторговой деятельности; обеспечение функционирования систем гарантий и страхования рисков, связанных с осуществлением внешнеторговой деятельности; организация торговых выставок и ярмарок, специализированных симпозиумов и конференций и участие в них и т.д.

 

3. Валютное регулирование внешнеторговой деятельности: общие положения.

 

Валютное регулирование выступает неотъемлемым и очень важным элементом публично-правового регулирования внешнеторговой деятельности. Цели такого регулирования - обеспечение стабильности платежного баланса и белорусского рубля, экономической безопасности государства. Достижение этих целей обеспечивает валютное законодательство, нормы которого определяют порядок совершения валютных операций, в том числе и при осуществлении внешнеторговой деятельности, выполняя тем самым две функции: регулирующую и контрольную. Первая функция состоит в определении объема прав и обязанностей участников валютных операций, а вторая – в обеспечении соблюдения правовых предписаний при совершении валютных операций.

Системообразующим законодательным актом в сфере валютного регулирования является Закон о валютном регулировании, нормы которого закрепляют основные понятия валютных отношений: «валютные операции », «иностранная валюта », «валютные ценности », «резиденты », «нерезиденты », «ценные бумаги в иностранной валюте », «ценные бумаги в белорусских рублях » и т.д.

Объектом валютного регулирования являются валютные операции, понятие которых в нормах ст. 4 Закона о валютном регулировании раскрыто путем перечисления их разновидностей. Эти разновидности валютных операций можно объединить в группы:

- осуществление сделок, предусматривающих использование иностранной валюты и белорусских рублей, ценных бумаг в иностранной валюте и белорусских рублях, платежных документов в иностранной валюте между резидентами и нерезидентами, между резидентами, а также между нерезидентами;

- ввоз, вывоз и пересылка физическими лицами иностранной валюты, документарных ценных бумаг в иностранной валюте и платежных документов в иностранной валюте, белорусских рублей и документарных ценных бумаг в белорусских рублях;

- осуществление международных банковских переводов;

- операции нерезидентов с белорусскими рублями по счетам и вкладам (депозитам) в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь, не влекущие перехода права собственности на эти белорусские рубли, а также операции, осуществляемые резидентами и нерезидентами, с иностранной валютой по счетам и вкладам (депозитам) в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь, банках и иных кредитных организациях за пределами Республики Беларусь, не влекущие перехода права собственности на эту иностранную валюту.

Нормы валютного законодательства разграничивают понятия иностранной валюты (п. 4 ст. 1 Закона о валютном регулировании) и валютных ценностей (п. 3 ст. 1 указанного Закона).

Субъекты внешнеторговой деятельности при их участии в валютных отношениях также делятся на две категории: резиденты и нерезиденты (п. 7, п. 8 ст. 1 Закона о валютном регулировании).

При осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты и нерезиденты проводят различные валютные операции, которые делятся на: текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала.

Исчерпывающий перечень текущих валютных операций включает: 1) осуществление расчетов по сделкам, предусматривающим экспорт и (или) импорт товаров (за исключением денежных средств, ценных бумаг и недвижимого имущества), охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, работ, услуг; 2) осуществление расчетов по сделкам, предусматривающим передачу и (или) получение имущества в аренду (лизинг); 3) перевод и получение дивидендов и иных доходов по инвестициям; 4) операции неторгового характера.

Валютными операциями, связанными с движением капитала, являются проводимые между резидентами и нерезидентами валютные операции, не относимые к текущим. В соответствии с Законом о валютном регулировании текущие валютные операции независимо от их субъектного состава осуществляются без ограничений.

В отношении операций, связанных с движением капитала, осуществляемых резидентами (субъектами хозяйствования, кроме банков), валютное законодательство предусматривает следующие варианты их (операций) проведения: 1) без разрешения Национального банка, 2) на основании разрешений Национального банка, 3) в уведомительном порядке.

На основании разрешений Национального банка осуществляются валютные операции, указанные в п. 18 Правил проведения валютных операций, без разрешений Национального банка - валютные операции, указанные в ст. 10 Закона о валютном регулировании; в уведомительном порядке - валютные операции, указанные в п. 20 Правил проведения валютных операций. Для осуществления капитальных валютных операций нерезидентами разрешение Национального банка не требуется.

Органами валютного регулирования в Республике Беларусь являются Совет Министров и Национальный банк (ст.ст. 21-22 Закона о валютном регулировании). В целях обеспечения соблюдения норм валютного законодательства в Республике Беларусь функционирует система валютного контроля, которая состоит из органов валютного контроля и их агентов. Функции органов валютного контроля возложены на Совет Министров, Национальный банк, Комитет государственного контроля Республики Беларусь, Государственный таможенный комитет. Агентами валютного контроля являются республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству, областные (Минский городской) исполнительные комитеты, таможни, банки и небанковские кредитно-финансовые организации (глава 5 Закона о валютном регулировании).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: