Практическое занятие 1
Планирование образовательной деятельности ДОО:
Функции, требования, уровни, формы
МАТЕРИАЛЫДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ
В управленческой деятельности каждого руководителя важное значение имеет планово-прогностическая функция, которая является основой управления на всех уровнях.
В задачу планирования и прогнозирования работы коллектива входит определение зон направлений функционирования и перспективного развития ДОО в конкретной окружающей среде на основе педагогического анализа.
Планирование – ключевая управленческая функция, полноценная реализация которой является одним из главных факторов, обеспечивающих эффективность любой деятельности, в том числе деятельности администрации и педагогического коллектива ДОО. На этапе планирования определяются направления, задачи и система мероприятий для решения поставленных задач в учебном году.
Чтобы планирование было эффективным, оно должно отвечать ряду принципиальных требований:
– соблюдение единства долгосрочного и краткосрочного планирования;
– учет требований ФГОС ДО;
– стабильность и гибкость планирования на основе прогноза,
– оптимальность, как условие необходимости, достаточности и реалистичности планирования.
Для деятельности ДОО необходима целостная структура планов – документов с определением их четкой соподчиненности.
В план деятельности ДОО должны входить следующие документы:
1. Программа развития ДОО (перспективный план плавного перехода организации в новый статус, концепция развития).
2. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования в ДОО.
3. Годовой план работы ДОО (на учебный год).
4. План работы с кадрами (заместителя заведующего по воспитательной и методической работе, старшего воспитателя).
5. План работы с детьми: перспективный, календарный (воспитателя и каждого специалиста).
Два первых документа имеют стратегическое значение (стратегический уровень), они могут быть составлены на определенный период, рассчитанный на достижение поставленных целей. Обычно программа развития и образовательная программа составляются на 3-5 лет.
Годовой план направлен на решение тактических задач (тактический уровень), возникающих из проблем, выделенных в ходе анализа результатов работы коллектива за прошедший учебный год.
В нем определены направления, задачи и система мероприятий для решения задач в конкретном учебном году.
Существуют основные требования к техническому и содержательному оформлению данного документа: титульный лист, содержание разделов, нумерация страниц и др. Текст может иллюстрироваться схемами и таблицами. При необходимости, к годовому плану оформляются тематические приложения.
В практике управления дошкольным образовательным учреждением еще существует некоторый формализм на этапе планирования и преодоление этого формализма является важным фактором повышения эффективности управленческого труда в целом. Если рассматривать планирование не только как оформление документа на бумажном носителе, но и как принятие
В годовом плане работы ДОО определены:
• конкретные мероприятия по разрешения проблем в образовательном процессе,
• система методической поддержки воспитателей в их профессиональном росте,
• формирование опыта работы педагогов,
• внедрение инноваций, с целью повышения качества дошкольного образования.
Годовой план – это сосредоточение внимания коллектива на главных задачах конкретного учебного года.
Еще одну проблему, связанную с планированием хотелось бы обозначить. Известно формальное требование отдельных руководящих органов управления о необходимости учитывать при составлении плана работы ДОУ на год, рекомендации и планы этих структур управления. Однако опыт показывает, что координировать и согласовывать деятельность педагогического коллектива с теми планами, которые вырабатываются органами управления практически нереально, так как планирование «сверху» практически не учитывает реальные потребности и возможности исполнителей «снизу». К тому же планы вышестоящих структур, как правило, составляются на календарный год, а в ДОУ осуществляется планирование на учебный год. Иногда уже в мае, при приемке ДОУ, требуют план на следующий учебный год, хотя май месяц в ДОУ наиболее насыщен мероприятиями и именно в мае идет активная работа по его написанию.
В методической литературе часто называют еще одну причину формализма при составлении плана, которая в последующем ведет и к формализму при его реализации, Это перегруженность плана мероприятиями и объемные текстовые планы без четкой структуры.
К.Ю.Белая предлагает технологию составления плана работы ДОО на учебный год/
Основные разделы годового плана работы ДОО
раздел. Анализ работы за прошедший учебный год.
Этот раздел может быть оформлен текстом и проиллюстрирован схемами с краткими выводами. К.Ю. Белая предлагает 6 разделов аналитической справки по итогам учебного года, соответствующих шести блокам годового плана.
1.1. Обеспечение здоровья и здорового образа жизни. В этом разделе кратко надо представить: состояние здоровья воспитанников; заболеваемость детей и сотрудников в течение года, сравнительные цифры по дням функционирования, суммарные данные по группам здоровья для организации специальной лечебно-профилактической работы; результаты организации физкультурно-оздоровительной работы, закаливания, организации рационального питания и др. Далее даются общие выводы (выявленные тенденции по уровню здоровья и здорового образа жизни), определяются резервы планирования деятельности на новый учебный год.
1.2. Результаты выполнения образовательной программы ДОО по направлениям: социально-коммуникативное, художественно-эстетического, познавательное, речевое и физическое развитие детей. Это оценка промежуточных результатов освоения Программы в каждой возрастной группе по образовательным областям.
1.3. Анализируется уровень готовности детей подготовительной группы к обучению в школе; успеваемость бывших выпускников детского сада, в настоящее время окончивших 1-3 класс. Далее следуют общие выводы и резервы повышения результативности работы по данному разделу.
1.4. Анализируются результаты повышения профессионального мастерства педагогов, их аттестация и повышение квалификации; заявки педагогов на методическую помощь на следующий год (по карте педагогического мастерства); системы методической работы в ДОО. Анализируется научно-методическая обеспеченность образовательного процесса.
1.5. Общие выводы, выявленные тенденции и резервы планирования работы с кадрами, оснащения методического кабинета на следующий учебный год.
1.6. Анализируется система взаимодействия с родителями воспитанников (по результатам анкетирования родителей); выполнение планов совместной работы ДОО и школы; результаты работы с другими организациями. Общие выводы.
1.7. Анализируются итоги административно-хозяйственной работы и оцениваются материально-технические и медико-социальные условия пребывания детей в ДОУ.
1.8. Для ДОО с группами компенсирующей и комбинированной направленности включается еще один раздел – анализ результатов коррекционной работы.
Далее пишутся годовые задачи на предстоящий учебный год. Как правило, это 3-4 задачи, они формулируются с указанием условий, которые необходимо создать для решения каждой поставленной задачи.
2 раздел годового плана. Повышение квалификации и профессионального мастерства.
В этом разделе планируется система работы с кадрами:
• обучение на курсах повышения квалификации (для разных категорий педагогов с учетом дифференцированного подхода);
• подготовка к аттестации и аттестация;
• посещение педагогами в межкурсовой период методических объединений, конференций, круглых столов и т.д., с целью повышения профессионального мастерства;
• самообразование педагогов.
3 раздел годового плана. Организационно-педагогическая работа.
Система методической поддержки педагогов, с использованием разнообразных форм методической работы.
Работа творческих групп.
Подготовка и проведение педагогических советов.
Изучение, обобщение, внедрение, распространение передового педагогического опыта.
Участие в конкурсах и смотрах.
Оснащение и пополнение материалами методического кабинета.
Второй и третий разделы годового плана могут быть объединены: «Научно-методическое и кадровое обеспечение образовательного процесса».
4 раздел годового плана. Система внутреннего мониторинга.
Этот раздел связан с контрольно-диагностической функцией в управлении ДОО и представляется как система внутреннего мониторинга. Здесь планируются виды и формы контроля (оперативный, тематический, итоговый и др.). Ежегодно планируется организация мониторинга развития дошкольников, в котором принимают участие все члены педагогического коллектива:
• в подготовительной к школе группе подводятся итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
• во всех возрастных группах детского сада – промежуточные результаты освоения основной общеобразовательной программы воспитанниками по всем направлениям развития.
5 раздел годового плана. Взаимодействие в работе с семьей, школой и другими организациями.
В этом разделе планируется работа по повышению педагогической компетентности родителей (родительские собрания, семинары, тренинги, практикумы, круглые столы и т.д.).
Совместное творчество детей, родителей и педагогов.
Создание банка данных о семьях воспитанников.
Планируются мероприятия по вопросам преемственности в работе со школой и организациями, с которыми заключены договора.
6 раздел годового плана. Административно-хозяйственная работа.
Планируется вся работа по укреплению материально-технической и финансовой базы ДОУ: ремонт, оснащение и пополнение предметных сред, и др/
План работы с кадрами направлен на повышение профессионального мастерства педагогов посредством разнообразных форм методической работы в ДОО, самообразования и на курсах повышения квалификации. Он является составной частью годового плана, но ежемесячно корректируется и может быть дополнен и уточнен.
Каждый педагог ДОО составляет систему работы с детьми по реализации общеобразовательной программы детского сада, представляя ее в виде плана на каждый день (календарный план), неделю или оформляя перспективный план. Это оперативный уровень планирования.
В каждом из перечисленных документов определены цели, задачи и мероприятия. Все они должны быть взаимосвязаны по целям, дополняя и уточняя друг друга.
Планы могут корректироваться и уточняться в процессе их реализации. Однако число поправок можно свести к минимуму, если заранее знать о предполагаемых приоритетных направлениях в образовании.
Важное условие планирования работы – учет специфических особенностей конкретного педагогического коллектива, реальной обстановки и конкретных условий ДОО.