Лабораторное занятие № 5.




Тема: «Цель и задачи социологического исследования»

(2 часа)

Цельлабораторной работы – формулировка цели социологического исследования и разработка списка задач.

Результат – определение цели и задач как своеобразных подцелей исследования (частных вопросов, на которые необходимо получить ответы).

 

Практические рекомендации:

1. Сделайте набросок «дерева целей» исследования, т. е. максимально подробно разверните цепочки задач, которые предстоит решать для достижения цели.

2. Проверьте, не связаны ли задачи, попавшие в разные «ветви», т. е. можно ли их решить оптимальным способом, пользуясь одной и той же информацией под разным углом зрения.

3. Проверьте, все ли задачи прямо связаны с целью исследования; задачи, которые косвенно связаны с целью, исключите.

Обратите внимание, что задачи исследования «разворачиваются» в последующем в несколько анкетных вопросов. Поэтому в рамках выполняемой Вами работы рекомендуется сформулировать от 3 до 5 задач.


Лабораторное занятие № 6.

Тема: «Объект социологического исследования»

(2 часа)

Цельлабораторной работы – описание проблемного объекта предстоящего исследования.

Результат – обоснование объекта исследования.

Практические рекомендации:

При определении теоретического объекта исследования необходимо указать то социальное явление, в рамках которого будет анализироваться выявленная социальная и научная проблема.

Социальные явления, в которых присутствует исследуемая проблема и по поводу которых отсутствует необходимое знание, могут быть разными.


Лабораторное занятие № 7.

Тема: «Предмет социологического исследования»

(2 часа)

Цельлабораторной работы – описание предметной области предстоящего исследования.

Результат – обоснование предмета исследования.

Практические рекомендации:

1. Постарайтесь найти время для знакомства с литературой по предмету исследования; это даст возможность не ограничиться «интуитивными» решениями в дальнейшей работе над программой.

2. При определении предмета исследования необходимо указать то внутреннее свойство или фактор формирования социального явления, выступающего в качестве объекта исследования, которое обусловливает возникновение исследуемой проблемы.

 


Лабораторное занятие № 8.

Тема: «Гипотезы в социологическом исследовании»

(2 часа)

Цельлабораторной работы – формулировка гипотез исследования.

Результат – основная гипотеза, соотнесенная с целью исследования (либо список гипотез, соотнесенных с задачами исследования).

 

Практические рекомендации:

Сформулируйте основную гипотезу исследования.

Обратите внимание, что Вам следует сформулировать основную гипотезу, соотнесенную с целью исследования. Более сложной является разработка нескольких гипотез, соотнесенных с задачами исследования.


Лабораторное занятие № 9.

Тема: «Основные понятия в программе социологического исследования»

(2 часа)

Цель лабораторной работы – логический анализ основных понятий и операционализация понятий.

Результат – построение схем: 1) структурное и содержательное определение понятий; 2) операциональное определение понятий.

 

Практические рекомендации:

Определите содержательный смысл основных понятий, входящих в формулировки задач исследования и формулировку гипотезы. Проведите эмпирическую интерпретацию и операционализацию этих понятий.


Лабораторное занятие № 10.

Тема: «Выборочный метод в социологическом исследовании»

(4 часа)

ЗАДАНИЕ (для письменного выполнения):

Обоснуйте выборочную совокупность собственного социологического исследования (размер генеральной и выборочной совокупностей, метод выборки, репрезентативность выборки).


КСР № 1 по теме лабораторного занятия

«Программирование социологического исследования»

(2 часа)

ЗАДАНИЕ (для письменного выполнения):

Схематично представьте принципиальную последовательность действий в процессе разработки программы исследования.


КСР № 2 по теме лабораторного занятия

«Выборочный метод в социологическом исследовании»

(2 часа)

Вопросы, вынесенные на КСР: Виды выборок: вероятностные (случайные) и целенаправленные (неслучайные, по усмотрению, качественные).

РАБОТА С ТЕКСТОМ

Изучите статью доктора социологических наук С.А. Шавеля «Концепция и алгоритм построения республиканской социологической репрезентативной выборки» (текст прилагается) и выпишите критерии, по которым строится республиканская выборка.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ (текст приводится по: Социология: Учебное пособие и практикум / авт.-сост. С.В. Лапина – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2001. – с. 293–304).






2. Письменно выполните следующие тестовые задания:

1. Если механическая выборка в 250 элементов берется из остова выборки в 1500 элементов, интервал (шаг) выборки будет:

1) 12; 2) 6; 3) 15; 4) 20.

 

2. Квотной выборкой называется такой вид выборочной совокупности, при котором:

1) применяются процедуры поэтапного отбора объектов, причем совокупность объектов, отобранных на предыдущем этапе становится исходной для отбора на следующем;

2) отбираемые объекты представляют собой группы или кластеры более мелких единиц;

3) отбору предшествует процедура разделения исходной совокупности на статистически или качественно однородные подсовокупности.

4) выборочная совокупность формируется на основе статистических сведений об определенных (преимущественно социально-демографических) характеристиках генеральной совокупности;

3. Если вам необходимо произвести систематическую выборку объемом в 100 человек, а список генеральной совокупности насчитывает 12 967 человек, то шаг выборки будет равен:

1) 150; 2) 100; 3) 130; 4) 200.

4. Выборка, для которой все элементы генеральной совокупности имеют одинаковую и заранее известную вероятность быть отобранными в состав выборочной совокупности:

1) невероятностная выборка;

2) квотная выборка;

3) стихийная выборка;

4) вероятностная выборка.

5. Процесс отбора единиц наблюдения в состав выборочной совокупности по определенным правилам, определяемым целями и задачами исследования:

1) классификация;

2) группировка;

3) выборка;

4) ковариация.

 

6. Свойства выборки, которые позволяют ей выступать на момент опроса в качестве модели, представителя генеральной совокупности:

1) предубежденность;

2) реактивность;

3) репрезентативность.

4) операциональность;

 

7. Тип выборки, численность и состав которой формируются произвольно и часто независимо от самого исследователя:

1) выборка «снежного кома»;

2) стихийная выборка;

3) систематическая выборка;

4) квотная выборка.

 

8. Часть объекта исследования, которая локализована по времени и территориально и на которую распространяются все выводы:

1) каркас выборки;

2) генеральная совокупность;

3) выборочная совокупность;

4) проблемная группа.

 

 

9. Выборка, в которой респондентов по окончании интервью просят назвать дополнительных респондентов для последующих шагов:

1) стихийная;

2) выборка «снежного кома»;

3) систематическая;

4) квотная.

 

10. Выборка, для которой различные элементы генеральной совокупности имеют неодинаковые вероятности быть отобранными в состав выборочной совокупности:

1) выборка «снежного кома»;

2) стихийная выборка;

3) невероятностная выборка;

4) квотная выборка.

2. Выполните следующие задания для самостоятельной работы (ПИСЬМЕННО):

2.1. Какие преимущества имеет выборочное обследование в сравнении со сплошным?

2.2. Определите и обоснуйте, какие модели выборочных совокупностей, на ваш взгляд предпочтительнее при проведении:

- исследования общественного мнения жителей города Гродно о работе общественного транспорта;

- исследования потребительского поведения жителей микрорайона Девятовка г. Гродно;

- исследования отношения студентов к телевизионной рекламе;

- исследования электорального поведения жителей Гродненской области.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: