ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ ПЕТРОВСКОГО ВРЕМЕНИ




Эпоха Петра в театральном отношении несравнима ни с каким предыдущим периодом. Царь Петр был первым, кто оценил театр как отличное средство пропаганды, агитации и воспитания зрителя. Все его реформы, связанные с театром, были направлены на реализацию этой идеи. По замыслу Петра театр не мог больше служить возвеличиванию церкви. Театр должен был пропагандировать петровские преобразования. Петр с детства запомнил театр своего отца Алексея Михайловича. При Алексее Михайловиче в Москве был открыт придворный театр, где ставились пьесы для царя и его окружения. Петр хотел создать общедоступный театр, который посещали бы горожане. Необходим был новый театр: новая труппа, новая сцена. Это не мог быть придворный театр, где представления адресовались узкому кругу лиц. В 1701г. Петр послал в заграницу специального человека с заданием пригласить одну из хороших западных трупп в Москву. С большим трудом удалось заключить в Данциге договор с актером и руководителем одной из немецких странствующих трупп Иоганном Кунстом. И уже в конце 1702 г. был открыт общедоступный первый театр в России. В труппе Кунста было 9 актеров, а его жена Анна стала первой женщиной-актрисой русского театра. До этого женщины в русском театре не играли. На Красной площади строят “комедиальный анбар” - первое здание театра. Это было длинное одноэтажное здание, вмещающее 400 человек. Театр был превосходно оснащен технически. Сценические эффекты воспроизводились с применением специальных механизмов. Сцена имела завесы, кулисы. Золота и серебра на бутафорию и сценические костюмы не жалели. Царь поощрял посещение театра. Ворота в Кремль рано не запирались, чтобы зрители охотно ездили в театр. Театр привлекал Петра, как живое средство воздействия на русских людей. Грамотных людей было мало и в театре они могли приобщаться к культуре. Билеты стоили 10,6,5, или 3 копейки, в соответствии с разрядом. Им выдавались ярлыки на толстой бумаге, которые были первыми входными билетами.

Кунст организует своего рода театральную школу, быстро готовит русских актеров. В декабре 1702г. был поставлен первый спектакль, в котором уже играли русские актеры. Спектакли проходили два раза в неделю - по понедельникам и четвергам. Из Германии были приглашены музыканты и они аккомпонировали спектакли. Публичный театр ставил пьесы итальянских, немецких драматургов. Русский зритель знакомился с жизнью исторических героев: Александр Македонский, Юлий Цезарь. Ставились пьесы Мольера "Смешные жеманницы”, “Лекарь поневоле”, античные пьесы. Большой популярностью пользовался образ Дон Жуана. Театр Кунста мало был связан с русской действительностью. Сам Кунст плохо говорил по-русски. Пьесы были переведены с немецкого языка. Профессиональных переводчиков не было. Переводили люди далекие от литературы. После смерти Кунста /1703г./ во главе труппы стал Отто Фюрст. Он продолжил традиции театра Кунста. Но театр не оправдал надежд Петра, который хотел, чтобы театр пропагандировал его внешнюю и внутреннюю политику. Первый публичный театр не справился с этой задачей и в 1707г. он был закрыт. Тем не менее театр Кунста и Фюрста, имевший официальный характер, не прошел бесследно. Театральные зрелища уже не прекращались в русских столицах.

В 1707г. царевна Наталья Алексеевна /сестра Петра1/ при дворе организовывает придворный театр, который повторяет репертуар Кунста. Она с увлечением занимается своим детищем, даже писала для него пьесы. Этот театр функционировал в Петербурге до смерти ее основательницы в 1717г.; он занимал довольно обширное здание и был общедоступным. Ему был передан театральный реквизит театра Кунста и Фюрста. Не исключена возможность, что и русские актеры театра Кунста устроились при театре Натальи Алексеевны. В ее театре ставятся пьесы религиозно-церковного характера, инсценировки библейских сюжетов или житий святых. В пьесах заметна тенденция служить политике Петра.

В начале 18в. широкое распространение получает “школьный театр”. Впервые этот театр зарождается в Германии в 15 веке. В немецких учебных заведениях ставятся несложные пьесы - отсюда и название “школьный театр.” В 17в. школьные пьесы пишет Симеон Полоцкий /ученый монах, талантливый поэт./ Популярны были его две пьесы "Притча о блудном сыне”, “ О Навуходоносоре.” Школьный театр успешно работал при Московско-славяно-греко-латинской академии. Ставились пьесы на античные и христианские мотивы. В петровский период школьный театр откликнулся на важнейшие события современности. Пьесы “Слава Российская”, “Торжество мира православного”, прославляли Петра, победу над шведами. Была также поставлена торжественная пьеса о взятии Шлиссельбурга. Постановка этих пьес носила торжественный характер. Как и в театре Кунста использовали световые эффекты, музыку и балетные номера. Представления шли в Москве, в Новгороде, в Твери, Астрахани, Ростове и других городах.

Популярны были интермедии - сатирические сценки. Здесь использовали детали народного театра - потасовки, грубые шутки. Интермедии ставились между действиями больших пьес. Сюжеты басен и анекдотов служили основой для интермедий. Действующими лицами интермедий были взяточник-судья, дьячок, шарлатан доктор и др. Действие пьесы строилось на контрастах. Интермедии - наиболее ранние образцы пьес комедийного жанра. Верно схваченные типы, сатирические портреты, сценки из народного быта - все это было близко и понятно народу.

В эпоху Петра интермедии наполняются злободневным политическим содержанием. Часто высмеиваются враги петровских реформ. В одной интермедии подьячий явился к дьячку забирать его детей. Указом 1708г. обучение детей церковнослужителей в семинариях становилось обязательным. Дьячок сетует: “ Лучше мне теперь умереть, Нежели на это смотреть, Как моих детей отнимают И в серимарию на муку отбирают… О! Мои детушки сердечные! Не на ученье вас берут, но на мученье бесконечное. Лучше вам не родится на сей свет." А в пьесе "Слава печальная” дана оценка деятельности царю-преобразователю, говорится о его победах и на суше, и на море, об основании Петербурга, прославляются его реформы, благодаря которым Россия стала могучей державой. После смерти Петра театральное дело было приостановлено. И только во второй половине 18 века будет открыт профессиональный театр.

КЛАССИЦИЗМ

Классицизм - формировался во всех странах как литературное направление эпохи абсолютизма. Зародилось это направление в Италии в середине 16 века. А во Франции классицизм сложился в 17 веке, в период расцвета абсолютистской монархии. Абсолютизм кончал с феодальной раздробленностью, помогал созданию сильного национального государства. Классицизм способствовал созданию большого общегосударственного искусства. Яркими представителями классицизма во Франции были Корнель, Расин, Мольер, Лафонтен. Во Франции классицизм нашел свое теоретическое обоснование в трактате Никола Буало - “Поэтическое искусство” /1674г./ Нормами литературы, архитектуры, живописи стали разумная правильность, четкие пропорции, исключение всего лишнего. Буало утверждал, что в литературном произведении все должно быть основано на принципах, строгих правилах. Все основано на разуме. Классицистам интересен человек, овладевший своими страстями, для которого превыше всего государственный долг, служение государственной идее. Герой всегда подчиняет личное общественному. Классицисты считали, что человеческие чувства обманчивы и только с помощью разума можно познать жизнь и гармонично ее отразить в литературе. Литература должна подражать действительности. Классицизм требовал от искусства правды, верности природе. Но то была не правда живой противоречивой жизни, а правда высокая, разумная, логически организованная. В реальной жизни все тесно переплетено, а у классицистов или возвышенное, или низменное, или смех, или слезы, или добродетель, или порок. Писатели ориентировались на античность, считали, что произведения античных писателей достойны подражанию. Они изображали не конкретного человека, а человека, который выражал общие, вечные истины. Художники-классицисты создали идеал человека. И этот идеальный характер выступал воплощением всего прекрасного. Для них человеческие типы вечны. Типизация осуществлялась по Белинскому в виде образов-масок, образов без лиц. Создавались образы-схемы, воплощавшие одну какую-то черту характера. Появилось строгое разделение действующих лиц на положительных, добродетельных и носителей пороков. Характер героя был однолинейным и неизменным. Буало писал: ” Герою своему искусно сохраните черты характера среди любых событий.” Но Буало не отрицал возможность создания разносторонних характеров. Достаточно многогранно представлены у Буало возрастные типы людей. Юноша - безрассуден, страстен, глух к нравоучениям и жаден до утех. Зрелый мужчина - ловок, хитер, умеет льстить вельможам, старается заглядывать вперед, чтобы оградить себя от забот, а “расслабленный старик” - скуп, жаден, ретроград.

Писатели-классицисты современные им политические проблемы решали на материале далекого прошлого. Классицизм ввел строгое разделение жанров по темам. Все жанры делили на высокие / ода, героическая поэма, трагедия/, низкие / комедия, сатира, басня. / Ода воспевала значительных лиц. Поэма - изображала грандиозные исторические события, а трагедия отражала противостояние страсти и долга. Долг перед государством брал вверх. Герои трагедий - цари, вельможи. Писать трагедии надо было в стихах, ибо стихи - “язык богов”, язык подлинного искусства. В трагедию не должны были проникать комедийные элементы. Комедия должна была обличать, высмеивать человеческие пороки. Персонажи комедий - чиновники, крепостные крестьяне, служанки. И трагедия, и комедия имела стрйную композицию, где сохранялось единство действия, места и времени. Драматург Лопе де Вега высмеивал единство времени. Он писал: “Что касается ваших 24 часов, то что может быть нелепее, чтобы любовь, начавшись с середины дня, кончалась бы к вечеру свадьбой.”

Огромен вклад классицизма в развитии языка художественных произведений. Писатели-классицисты очищали язык от варваризмов, язык их литературных произведений выражал различные страсти, переживания. Буало рекомендовал: “ Героя каждого обдумайте язык, чтобы отличен был от юноши старик.” Но отказ от народной лексики существенно обеднил язык писателей-классицистов. Большое значение классицисты придавали воспитательной роли художественной литературы. Искусство классицизма сочетало эстетическое наслаждение с воспитательной функцией: “ Учите мудрости в стихе живом и внятном, Умея сочетать полезное с приятным.”

 

РУССКИЙ КЛАССИЦИЗМ.

Формирование классицизма в русской литературе происходило значительно позже, чем в Европе - это 30-ые годы 18 века. Русские писатели учли опыт зарубежных литераторов. Отличительные черты европейского классицизма были присущи и русскому. Но русский классицизм отличался чертами национального своеобразия:

Во-первых: русский классицизм начал оформляться в период реакции, наступившей после смерти Петра1. Под удар были поставлены петровские завоевания. Литературе классицизма сразу был задан боевой дух, полный гражданского пафоса. В центре внимания Кантемира оказалась не античность, а суровая современная действительность. Невежественные люди в парике и в рясе предавали анафеме все то, что было дорого передовым людям, то, что составляло будущее России: науку, просвещение, долг гражданина. Кантемир завещал русской литературе не осмеяние человеческих недостатков, а обличение социальных пороков, борьбу с консерваторами. Тесная связь с современностью и обличительная направленность стали характерными чертами русского классицизма.

Во-вторых: развитие русского классицизма пришлось на 18 век, а это период просвещения. Русский классицизм в отличие от западного, был связан с идеологией просветительства, а западный был связан с идеологией абсолютизма. Связь русского классицизма с просветительством привела к расширению образования и знания. Главное завоевание русского классицизма это утверждение равенства людей, внесословной ценности человека. Так, Кантемир в своей сатире “Евгений и Филарет” утверждал, что кровь хозяина и холопа одинакова. Основной конфликт эпохи - столкновение помещиков и крепостных крестьян. Крестьянская тема в литературе стала ведущей. Это следующая особенность русского классицизма. Литература сочувствовала закрепощенному крестьянину и обличала дворянство. Русские писатели не выступали против крепостного права, но гневно обличали жестокость и бессердечие помещиков, и призывали их к гуманному обращению с крепостными. Отличительная черта русского классицизма это связь с истоками народного творчества. Писатели высоко ценили устное народное творчество.

В течение четырех десятилетий классицизм в России был господствующим литературным направлением. С середины 60-х годов 18 века положение начало меняться. Нараставшие десятилетиями социальные противоречия крепостной России особенно обострились после прихода к власти Екатерины II. Общественная борьба ставила перед писателями-классицистами обсуждение больных вопросов социальной и политической жизни русского государства. Классицизм не мог на них ответить. Начался кризис классицизма.

 

МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ /1711 - 1765/

М. В. Ломоносов родился 8-го ноября в деревне Мишанинское /ныне – село Ломоносов/ Архангельской губернии. Он сын крестьянина-помора, а мать - Елена Ивановна /дочь дьякона/ умерла, когда будущему поэту было 8-9 лет. У отца было собственное судно “Чайка”, на котором он вместе с сыном выходил в Северный Ледовитый океан, ловили рыбу и доставляли груз в разные места архангельского края. Трудный и опасный промысел закалил мальчика, развил его наблюдательность. Грамоте Ломоносов выучился у односельчан. Он прочитал лучшие в то время книги, которые назвал "вратами своей учености”: - “Грамматика” Мелетия Смотрицкого и “Арифметика” Леонтия Магницкого. В этой книге давались сведения не только по математике, но и по физике, географии, астрономии. Это были самые лучшие учебники, по которым учились с конца 16 по начало 18 века. Обращался Ломоносов и к “Псалтыри” Симеона Полоцкого. Но рассчитывать на систематическое обучение в Архангельской губернии не приходилось. Отец Василий Дорофеевич не понимал запросов своего сына. Отношения осложнились тем, что мачеха, женщина невежественная и грубая всякий раз попрекала юношу за его страсть к чтению, требовала от мужа “образумить отрока”. Отец решил женить сына. Предстоящая женитьба, домашняя неустроенность угнетали Ломоносова. Так созрело решение уехать в Москву учиться. В конце 1730 г. Ломоносов получил паспорт и втайне от отца он ушел из дому и с рыбным обозом уходит в Москву. Через три недели, вместе с торговцами он прибыл в Москву. Ломоносов появился в чужом городе с тремя рублями в кармане, взятыми в долг у соседа. Он жил на три копейки в день, терпя жестокую нужду. Но он настойчиво овладевал знаниями. “По своей и Божьей воле стал разумен и велик.”

Ломоносов поступает в Славяно-Греко-Латинскую академию – единственное в то время высшее учебное заведение. Он представился как сын дворянина. Детей крестьян в академию после смерти Петра не брали. Успехи Ломоносова в учебе были поразительны. За первый год обучения он закончил три класса и овладел латынью настолько, что мог писать стихи на этом языке. Читает стихи Овидия, Вергилия, Горация. Переводит их стихи на русский язык. 1 января 1736 г. Михаил Ломоносов в числе 12 лучших студентов был отправлен в Петербургский Академический университет, а через несколько месяцев в Германию для обучения химии, металлургии, горного дела. В июне 1841г. Ломоносов возвращается в Петербург и с этого времени до конца своей жизни работает - сначала в должности помощника профессора физики, а позже академика. В Академии он прослужил 25 лет. Крестьянский сын стал гениальным ученым с мировым именем. Ломоносов был избран почетным членом Стокгольмской и Болонской академий. Михаил Ломоносов был одареннейшим человеком. По словам Пушкина он “историк, ретор, физик, механик, химик, минеролог, художник и стихотворец.” Ломоносов – автор научных трудов, замечательных открытий. Стараниями Ломоносова в 1755г. был основан Московский университет. Вся его деятельность была направлена на то, чтобы “выучились россияне” и “показали свое достоинство”. Ломоносов все свои силы отдал русской науке и русской поэзии. Он был убежден: нет ничего важнее и интереснее науки. Ученый сделал выдающиеся открытия в области химии, физики, истории, астрономии. Он, например, в своей химической лаборатории стал получать цветное стекло. Из стеклышек различных оттенков создал мозаичные картины, которые до сих пор украшают здание Российской Академии Наук.

Значительны успехи Ломоносова и в поэзии. Белинский назвал его “Петром Великим русской литературы.” Ломоносов понимал, что необходима реформа русского языка. В начале 18 века русский язык это пестрое явление: архаические слова, слова хлынувшие из европейских языков, просторечные слова. В 1757г. Ломоносов пишет первую “Российскую грамматику.” Он устанавливает грамматические нормы русского языка. А в трактате “О пользе книг церковных в российском языке” Ломоносов все слова литературного языка разделил на три группы. К первой относятся слова общие для русского и старославянского языка /бог, слава, рука./ Ко второй – относятся слова церковнославянского языка, но понятные всем грамотным людям /отверзаю, господень, взываю./ Малоупотребительные слова исключились из литературного языка / обаваю, рясный, овогда, свене./ К третьей группе относятся слова русского языка /говорю, ручей, пока./ Из этих групп Ломоносов сконструировал три штиля русской литературы: высокий / слова 1 и 2 групп/, средний/ слова 2 и 3 групп,/ низкий / слова 3 группы./ Каждый из “штилей” Ломоносов связывает с определенным жанром. Высоким пишутся героические поэмы, оды, прозаические речи. Средним – трагедии, сатиры, элегии, дружеские послания. Низким – комедии, эпиграммы, песни. Особую группу составляют простонародные слова. Ломоносов исключал из языка варваризмы. Считал, что они искажают красоту русского языка. Но в театральных представлениях допускал употребление варваризмов. Теория “трех штилей” сузила употребление старославянских слов, приблизила литературный язык к разговорному. Ломоносов отмечал, что благодаря старославянскому языку русская культура восприняла традиции античной и византийской литератур. Нужно сохранить все то, что прочно вошло из церковнославянского языка, что обогатило русский язык. Но в целом, русский язык развиваясь, освобождается от старославянских слов. Он все больше приближается к разговорному.

Ломоносов обращается и к русскому стихосложению. В 1739г. он пишет “Письмо о правилах российского стихотворства”, где завершает реформу русского стихосложения, начатую Тредиаковским. Вопреки Тредиаковскому, он доказал, что в русских стихах правомерен не только хорей, но и ямб, а из трехсложных размеров - дактиль, амфибрахий и анапест. Из всех этих стихотворных размеров Ломоносов выделял ямб. Поэт разрабатывает четырехстопный ямб, ставший самым распространенным размером русской поэзии.

Этим ямбом написаны все оды Ломоносова. В силлаботоническом стихосложении его восхищает ритм. В “Риторике” / или “Краткое руководство к красноречию”/ он учит русского читателя стройно и логически выражать мысли. В “Риторике” были помещены в качестве примера отрывки из произведений античных авторов Гомера, Вергилия, Овидия, Аристотеля. Ломоносов требовал от литературы высокой идейности. Он осудил тех авторов, произведения которых развращают человека. Считает, что во французских романах нет никакого нравоучения. Высоко оценил “Путешествие Гулливера", Сфивта, притчи Эзопа, “Золотого осла” Апулея. Филологические труды Ломоносова закладывали фундамент отечественной науки о языке.

ПОЭЗИЯ ЛОМОНОСОВА. Первые стихи Ломоносова это любовные стихотворения. Но вскоре он отходит от лирических стихотворений и обращается к гражданским. Поэзия была для него частью просветительской деятельности. Свой взгляд на задачи поэта и назначении поэзии Ломоносов выразил в цикле стихотворений “Разговор с Анакреоном”. Это своеобразное произведение было написано в последние годы его творчества/ 1756г./ Стихотворение построено в виде диалога, литературной полемики Ломоносова с древнегреческим поэтом Анакреонтом. Оно состоит из четырех пар стихотворений. Вначале Ломоносов дает перевод оды Анакреонта, затем свой стихотворный ответ, в котором развивает свои гражданские взгляды на поэзию. В этом цикле выражены два разных взгляда на поэзию, две позиции. Анакреонт считал, что цель поэзии – воспевание наслаждений и радостей человека в любви, дружбе, вине. А Ломоносов убежден, что поэт должен служить родине, прославлять ее героев. Ломоносов воспевает красоту и величие России. Греческий поэт просит художника написать портрет возлюбленной, а Ломоносов - изобразить Россию. Беспечному Анакреонту Ломоносов противопоставляет римского героя Катона, который погиб ради счастья своего народа.

Интересен образ “гуслей”, созданный поэтом. Эти условные “гусли” у Анакреонта и у Ломоносова воспевают совершенно разные предметы и чувства. Если Анакреонту гусли “любовь …петь велят”, то Ломоносова “струны поневоле звучат геройский шум”. Анакреонт считал, что человеку от смерти никакими богатствами не откупиться, то не нужно и напрасно копить сокровища. И поэтому лучше всего с приятелями гулять и нежно любить свою возлюбленную. Ломоносов уважает “великого философа”, у которого слова не расходились с делами, за эту последовательную жизненную позицию. “Ты жил по тем законам, которые писал,” но принять ее русский поэт никак не может. Анакреон просит художника написать портрет своей возлюбленной, а Ломоносов – портрет Родины- матери.

"Разговор с Анакреонтом" - программное стихотворение Ломоносова, здесь ясно выражена его поэтическая программа, литературная позиция. Ломоносов считал, что каждый поэт имеет право на создание любовной лирики. Но он сам всегда поднимал общественно- важные, государственные темы. “Разговор с Анакреонтом" завершается возвеличиванием Родины.

В поэзии Ломоносов обращается к теме мира, войны, науки, просвещения, церкви. Эти темы он исследует в торжественных “похвальных одах.” Ода - один из главных жанров классицизма. Ода возникла еще в античной литературе и воспевала подвиги героев. Так, Пиндар писал оды в честь победителей олимпийских игр. В русском классицизме ода утверждалась как жанр героической, гражданской лирики. В оде соединились лирика и публицистика. Ода стала средством общения поэтов с читателями. Журналов не было и ода выполняла функция журнала. Личная жизнь человека была отодвинута на второй план. В центре оды - события национального, государственного значения.

Ломоносов явился создателем русской оды, в которой выразил свои просветительские идеи. Он автор 20 од. Ломоносов верил в огромные возможности России и свои оды рассматривал как пропаганду наук и искусств. Его оды были своеобразной программой общественно-политической и культурной жизни России. Написание од было приурочено к каким-либо знаменательным датам, празднествам, к событиям общегосударственного значения: рождения или вступления на престол царствующей особы, побед русского оружия в том или ином сражении. Но эти события были только поводом для изложения просветительских идей. Ода обычно адресовалась монарху. В одах Ломоносов дает некий ориентир, норму, на которую должны равняться все, даже монархи. Идеалом для поэта был Петр1 - работник на троне, “в полях, в морях герой.” От монарха поэт требует активного служения России. В торжественных одах Ломоносов прославляет героев “ от земледельца до царя.”

Первая ода Ломоносова была посвящена победе русских войск над турками у крепости Хотин в 1739г. Воины Хотина продолжили славные традиции великих побед: победа в Куликовской битве, взятие Казани. Оды Ломоносова это гимны тишине, миру, науке, просвещению, России. Ломоносов пишет о России, русском народе и русской природе, о торжестве человеческого разума. Величие России - в ее безмерных просторах /моря, реки, леса/, и в русских людях, о которых он пишет с воодушевлением. Поэт уверен в славное будущее России. В "оде 1750 года” он дал картину будущих научных открытий. Ломоносов обращается к молодым ученым с призывом исследовать то, что еще никем не исследовано и не открыто. И в этой и других одах воплощается мечта поэта о техническом прогрессе России, говорит о создании отечественных кадров ученых. Он не сомневается, что “ может собственных Платонов и Невтонов российская земля рождать.” Слово "наука” - одно из самых популярных в лексиконе Ломоносова. Процветание государства поэт связывает с миром. Он прославляет тишину и ее противопоставляет всем войнам, которые так губительны. Теме “тишины”, при которой возможно процветание науки, культуры, посвящена ода “На день вошествия на престол Елизаветы Петровны” / 1747г./ Ломоносов наполняет свои оды уроками и наказаниями царям. Это характерная черта всех писателей-классицистов, веривших в силу слова, способного воздействовать на разум правителей. В одах Ломоносов утверждает ценность каждого человека, независимо от его социальной принадлежности. Он призывает к гуманному отношению к крепостным. Народ в его произведениях становится высшим судией. Поэт уверен, что Всевышный говорит устами народа.

Оды Ломоносова не только печатались, но и читались громко вслух во время праздников. Ода строилась как ораторское сочинение. В поэзии Ломоносова этот жанр достиг своего наивысшего расцвета.

В творчестве Ломоносова поэзия и наука слились воедино, дополняя друг друга. Наука подсказывала поэту новые темы. Он умудрился в стихах рассказать о рождении стекла, о природе электричества, высказать научные версии происхождения Северного сияния. Поэзия помогала сделать научные открытия более доступными и интересными для людей.

В стихотворении “Письмо о пользе стекла” Ломоносов прославляет открытие видных ученых, могущество человеческого ума. Поэт излагает все известные случаи употребления стекла. Поэт рассказывает не только о пользе стекла, но и переходит к другим темам: о человеческом разуме, познающим мир, о борьбе разума и невежества, о религии, о золоте, которое принесло людям несчастье. Наибольшей художественностью отличаются два стихотворения: “ Вечернее размышление” и "Утреннее размышление”. В “Вечернем размышлении” поэт описывает Северное сияние. Ломоносов тонко передал восхищение человека, потрясенного грандиозностью мироздания. Человек еще не постиг всех тайн природы, но поэт уверен, что человек познает природу, постигнет ее законы. В “ Утреннем размышлении” в поэтической форме Ломоносов раскрывает теорию строения солнца, утверждает, что “ солнце это горящий вечно океан”. Этим открытием, он опередил те научные представления, которые сложились только к концу 19 века. Будучи великим ученым, Ломоносов процветание страны связывал с развитием науки. Мало кто из его современников задумывался о роли науки в развитии государства. Ломоносов понимал, что он не может рассчитывать на поддержку со стороны правительства. Он должен саморазвиваться и за счет своих научных открытий, укреплять мощь отечества. В 1744г. он создает три солидных научных труда по химии, физике и горнорудному производству. Науку Ломоносов продвигал не только как ученый. Прежде всего он вел борьбу с теми, кто тормозил развитие науки в России. Это и официальная церковь, реакционное духовенство, и иностранная профессура, которые не только не заботились о развитии просвещения в стране, но всячески препятствовали этому.

Борьба Ломоносова с “ неприятелями наук российских” нашла отражение в его остро сатирических стихотворениях. Как и Кантемир, Ломоносов использовал сатиру как средство борьбы за просвещение. Сатиры Ломоносова распространялись в списках. В 1757г. пишет “Гимн бороде” - едкое, злое стихотворение, направленное против невежественных попов. Носители бороды - “дураки, врали, проказы,” их церковное учение Ломоносов считал ложным. Он никогда не выступал против религии как таковой. Ломоносов выступал против фанатизма, слепого суеверия и лицемерия некоторых представителей церкви. Стихотворение написано простым, разговорным языком и воспринимается как сатирическая песня. Синод требовал, чтобы автора этого стихотворения казнили. Но ничто не сломило волю поэта, и он смело пишет другое не менее обличительное стихотворение - “К Пахомию”. /1759г./ Поэт резко выступает против придворного церковника, который нападал на Ломоносова, как автора “Риторики.” Герой Пахомий символизирует безграмотных попов. Автор вспоминает тех церковных столпов, кто читал Гомера, Пиндара. И он заявляет герою: “ Ты думаешь, Пахом, что ты уж Златоуст! Но мы уверены о том, что мозг твой пуст.” Ломоносову приходилось вести борьбу с церковниками и по поводу системы Коперника. Ломоносов пишет басню "Случилось вместе два астронома в пиру. ” Коперник утверждал, что Земля вертится вокруг Солнца, а Птоломей, что Солнце вокруг Земли. Спор ученых разрешил безграмотный слуга-повар. Его бытовое мышление оказалось верным. Повар призывает к здравому смыслу: нет такого простака, который вертел бы очаг кругом жаркого. Юмор этой басни позволяет в легкой, шутливой форме говорить о серьезных вещах.

Значима в творчестве Ломоносова - тема Петра1. М.В.Ломоносов был сторонником петровского пути развития. В сознании современников Ломоносова Петр1 закрепился как царь-реформатор, обновитель России, а “дело Петрово” стало знаменем в борьбе за дальнейшее развитие страны. В глазах Ломоносова Петр - создатель новой России, ее национальный герой, труженик, просветитель. Он восхвалял его в своих одах, объявив “ богом России”. / ”Он бог, он бог твой был, Россия”/, терпеливо разъясняя российским самодержавцам необходимость продолжить начатые Петром преобразования. Петр I - единственный герой в творчестве Ломоносова. В одах, в “похвальных словах”, в “надписях”, в неоконченной героической поэме "Петр Великий” - поэт воссоздает образ любимого героя. Достоинство монархов измеряется тем, насколько их деятельность приближалась к деятельности Петр I. О ком бы Ломоносов не писал, по какому бы поводу он ни сочинял оду, он всегда вводил в произведение петровскую тему. Начиная с первой оды “Ода на взятие Хотина” образ Петр I появляется в каждой новой оде. В оде “Слово похвальное” Ломоносов видит в Петр I “защитника, отца, героя.” Петровская тема обогащает содержание ломоносовских од.

Гимном славы Петр I должна была стать поэма “Петр Великий”/1760-1761/. В ней важна не сюжетная сторона, а понимание личности и деятельности Петр I. Это произведение суммирует в себе разбросанные по разным одам и надписям характеристики Петр I. В этой поэме Ломоносов старается увековечить образ Петра. Поэта интересуют две темы: ему важно показать, какие огромные препятствия пришлось преодолеть Петру в борьбе за достижение своих целей и какие перспективы открылись перед Россией в результате его деятельности. Ломоносов подробно останавливается на стрелецком бунте, на расколе т.е. на показе тех сил, которые противостояли Петру, противостояли прогрессу, он указывает тем самым на необходимость и в современной ему действительности бороться с подобными реакционными силами.

Поэма была задумана как произведение, состоящее из 24 песен. Написаны только две песни. Основная тема этих песен - это борьба, которую ведет Петр I с внешними и внутренними врагами. Сложными врагами считает Ломоносов являются внутренние враги. Ломоносов восхищается делами Петра: это создание армии, флота, основание Петербурга, развитие науки и искусств. Правила классицизма не позволяли создать многогранный образ великого реформатора. Ломоносов прерывает свою работу, поэма не закончена, он так ее и не завершит. До конца своей жизни Ломоносов остался верен петровским делам.

Многое успел сделать за свои 54 года этот талантливейший человек. Он завершил преобразование русского стихосложения, положил начало развитию русского литературного языка, прославился своим одами. Велика роль Ломоносова в создании научной терминологии. Он использовал русские слова для обозначения сложных научных понятий. Ломоносов ввел в научный оборот следующие термины: законы движения, магнитная стрелка, земная ось, воздушный насос, преломление лучей. Всю жизнь служил своему Отечеству. А.С.Пушкин считал его великим человеком.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: