Введение в теорию психоделики




Чёрный Георг Предел Невозможного

ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ПСИХОДЕЛИКИ

СОДЕРЖАНИЕ

1 «Инфракрасный»
1.0 Предисловие
1.1 Принципиальная сфера употребления понятия
1.2 Нюансы использования в современном языке
1.3 Психоделика в художественной литературе

2 «Красный»
2.0 Психоделика как литературное направление
2.1 Вульгарная и репунсивная психоделика
2.2 Метод или направление?

3 «Оранжевый»
3.0 Две компоненты психоделики
3.1 Что такое психоделика?
3.2 Принципиальная понятийная база психоделики
3.2.1 Экспрессия
3.2.1.1 Замедленные экспрессии
3.2.1.2 Чёрные экспрессии
3.2.2 Трансфиксия
3.2.3 Трансгрессия
3.2.4 Диполь восприятия, перцепция и пси-эффект
3.2.4.1 Перцепция
3.2.4.2 Диполь восприятия
3.2.4.3 Пси-эффект
3.2.4.4 Различие между трансгрессией и пси-эффектом
3.2.4.5 Пси-эффект с точки зрения дискурсивного анализа
3.3 Психоделика и НЛП

4 «Жёлтый»
4.0 Два кита, на которых покоится психоделика
4.0.1 Архитектоника
4.0.2 Кумулятивный эффект и каскадный эффект
4.1 Суггестия
4.1.1 Психоделика и суггестия
4.1.2 Суггестия и предельный переход
4.2 Селективность
4.3 Трансцендентальные стороны психоделики
4.4 Выход за пределы языка
4.5 Стихи как магические фигуры
4.6 Трансгрессивная психоделика

5 «Зелёный»
5.0 Принципиальные черты психоделики
5.0.1 Смещение фокальной точки
5.0.2 Гиперреализм
5.0.3 Несмешивающиеся пласты
5.0.4 Акцентный финал
5.0.4.1 Рекуррентный финал
5.0.5 Реверсивные функциональности
5.0.6 Когнитивный волчок
5.0.7 Система контрапунктовой поддержки
5.0.7.1 Попсовость
5.0.8 Синусоидальная динамика
5.0.9 Эффект латерального смещения акцентуации
5.0.10 Высокая когерентность текстовой матрицы
5.0.11 Эффект нарушенного ожидания
5.0.12 Парадоксальность
5.0.13 Полифункциональность элементов
5.0.14 Принцип бесшовности (непрерывности)
5.0.15 Аллотропность (полиморфность) текста
5.0.16 Эффект нелинейного уплотнения текста
5.0.17 Точки кажущихся бифуркаций
5.0.18 Торсионный эффект
5.0.19 Интерференционные эффекты
5.0.20 Самодостаточность
5.1 Размеры психоделических текстов
5.2 Неспецифичность психоделики
5.3 Пределы стабильности психоделики
5.3.1 Рифмы
5.3.2 Сгибание привычного синтаксиса
5.3.3 Стилистика
5.3.4 Семантика
5.4 Принцип оптимальных концентраций
5.5 Аксиома о критической массе структурных элементов низкого уровня
5.6 Принцип золотого сечения
5.7 Фонетические спецэффекты

6 «Голубой»
6.0 Голографическая природа процесса создания психоделических текстов
6.1 Главная проблема психоделики
6.2 Эксперимент по распознаванию психоделики
6.3 Порог восприятия психоделики
6.4 Различные формы восприятия психоделики
6.5 Aftereffect и его свойства
6.6 Неполнота определений психоделики
6.7 Психоделика переворота vs психоделики расщепления

7 «Синий»
7.0 Предтечи теоретической психоделики
7.1 Взаимодействие между психоделикой первого и второго родов
7.2 Ориентированность на более качественного читателя
7.3 Общие тенденции современной литературы
7.3.1 Принципиальное различие между поэзией и прозой
7.3.2 Психоделика в поэзии и прозе
7.3.3 Психоделика в литературах мира
7.3.4 Области "ничейной земли"
7.3.5 Occasionem cognosce
7.4 Пустотность психоделики

8 «Фиолетовый»
8.0 Несколько слов об анализе психоделических текстов
8.1 Трансогенная психоделика
8.2 Психоделика потока сознания
8.3 Первооткрыватели или изобретатели?
8.4 Необходимые пояснения о психоделическом практикуме
8.5 Примеры психоделики в русскоязычной поэзии

9 «Ультрафиолетовый»
9.0 FAQ (frequently asked questions)
9.1 Заключительные ремарки

 


И будет радуга в облаке, и Я увижу её, и вспомню завет вечный между Богом
и между всякою душею живою во всякой плоти, которая на земле.
(Быт. 9, 16)


Ничто так не путает понятий об искусстве, как признание авторитетов.
Л.Н. Толстой

 

1 «Инфракрасный»

1.0 Предисловие

Прежде, чем касаться сугубо литературных аспектов психоделики и переходить к изложению основ теории психоделики, которой и посвящена настоящая работа, необходимо прояснить несколько важных вопросов, относящихся к самому понятию "психоделика", поскольку информация, предлагаемая в общедоступных справочниках и словарях касательно этого предмета, либо безнадёжно устарела, либо была написана людьми, далёкими от понимания всех тонкостей и нюансов употребления этого термина в разных сферах человеческой деятельности.

Слово "психоделика" образовано от двух греческих корней: "психе" (####, psyche), означающего "душу", и "делоун" (######, deloun), означающего "проявлять". Таким образом, приблизительным изначальным смыслом термина было нечто вроде "манифестирующее дух". Исторически первым этот термин предложил английский психиатр Хамфри Озмонд, несколькими годами ранее снабдивший мескалином Олдоса Хаксли, после чего тот написал свою известную работу "Врата восприятия" (1954). Как бы то ни было, термин "психоделик" был рождён в 1957 г., применённый Озмондом к одному из психотропных веществ. Как скоро этот термин перекочевал в сферу культуры - точно неизвестно, однако уже в начале 1960-х он победно шествовал по всему западному миру. Нам представляется удивительным, что этот термин для психотропных (и в первую очередь галлюциногенных) веществ был придуман столь поздно, учитывая, что Альберт Хофманн синтезировал ЛСД ещё в 1938 г., а обнаружил его "психоделические" свойства в 1943 г. (Позже "отец психоделиков" занимался исследованиями многих галлюциногенных соединений, в частности, алкалоидов грибов, кактусов и лиственных растений, работая директором отдела естественных продуктов компании Сандоз, в 1996 г. ставшей Новартис после одного из слияний).

В современном понимании, "психоделические состояния" представляют собой наборы ощущений (или впечатлений), продуцируемые в результате использования широкого спектра сильно различающихся техник, которые могут включать сенсорную стимуляцию, сенсорную депривацию, а также обширный набор психоделических соединений. В самом широком смысле, опыт "психоделических состояний" может вмещать в себя и галлюцинирование, и изменённое восприятие, сопровождающееся синестезией, и практику изменённых и делириумных состояний сознания, и мистические состояния, включая экстаз, эйфорию и транс, а также может подразумевать и всевозможные патогенные состояния психики, характерные для церебральных расстройств и иных отклонений. Любопытно отметить, что в англоязычном мире термин для обозначения явления, как такового, до настоящего времени так и не стал существительным, эквивалентным русскоязычному "психоделика", - и используется почти исключительно как прилагательное; - область употребления его в качестве существительного целиком ограничивается психотропными соединениями, "психоделиками". Как бы то ни было, под психоделическими искусствами (музыкой, живописью, литературой) начиная с середины 1960-х становится принятым понимать такие формы, которые, подобно психотропным препаратам, активно воздействуют на человеческое сознание, "расширяя" границы восприятия. Однако, на деле эти формы значительно чаще оказываются написанными под воздействием психоактивных препаратов, либо описывающими, а также имитирующими (или симулирующими) подобные состояния психики. Таким, приблизительно, это понятие остаётся и по сей день.

В не-специфическом смысле этот термин сегодня зачастую означает нечто иррациональное, выходящее за рамки обыденности. В живописи и дизайне картины, называемые "психоделическими", отличаются чрезмерно яркими красками и заведомо нарушенной цветопередачей (несколько напоминающей изменённое цветовосприятие, характерное для находящихся под воздействием ЛСД); они нередко изобилуют радужными аурами и орнаментами, носящими черты фрактальной графики. В музыке под "психоделикой" обычно понимаются нестандартная оркестровка, присутствие необычных звуковых эффектов, использование нетрадиционных музыкальных инструментов, стилей и техник.

Найти универсальную классификацию для всех областей, где термин "психоделика" употребляется, довольно сложно, однако мы попытаемся это сделать, хотя бы в первом приближении. Итак, в современном русском языке термин "психоделика" имеет несколько значений, – этимологически связанных, но семантически существенно различающихся.


1.1 Принципиальная сфера употребления понятия

1. В первом случае психоделика представляет собой понятие из области психиатрии и культурологии (где также может спонтанно взаимозаменяться с психоделией), – однако чрезвычайно редко используется в виде существительного. Вместо этого употребляются его производные, как правило – прилагательные и наречия: психоделический (препарат), психоделическое (влияние), психоделически (выраженный), и т.п. Помимо этого, широко используется термин "психоделик" – для обозначения психически-активного вещества, обычно обладающего галлюциногенными свойствами.

2. Во втором случае психоделика используется как значительно менее употребительный синоним для психоделии, – однако область применения этого термина исчерпывается преимущественно сферой современной музыки. Значительно чаще используются не сами термины "психоделика" и "психоделия", а производное "психоделический": психоделический рок, психоделический соул, психоделический транс, и т.д.

Существует мнение, представляющееся нам оправданным, что в сфере музыки, а также близких к ней синтетических искусств, наиболее корректным термином является "психоделия", а потому, говоря о психоделических произведениях акустического характера, следует придерживаться именно его.

3. В третьем случае термин "психоделика" используется в сфере артистической, – для обозначения присутствия в произведениях особой характеристики, способной активно влиять на состояние сознания (как вариант – расширять сознание) зрителя, читателя или слушателя. Это понятие в той или иной степени вошло в обиход как простых, так и синтетических видов искусств: живописи, театра, кино, литературы, даже мультипликации и видеоклипов. (Музыка, в том числе и песенная, не попадает в этот раздел, поскольку при обсуждении музыкальных произведений, как указано в случае 2, принято использовать преимущественно термин "психоделия"). Характерно, что в рамках третьей группы термин "психоделика" крайне редко замещается термином "психоделия".


1.2 Нюансы использования в современном языке

Иногда термин "психоделика" может спонтанно встретиться даже в совершенно случайных и далёких областях, – например, в сфере дизайна, моды, архитектуры или другой, никак не связанной с потреблением психотропных веществ, области. Это так называемая психоделика аксидентальная или случайная, которая к собственно-психоделике непосредственного отношения не имеет. В таких случаях, под "психоделичностью" подразумевается нечто почти гротескное, с треском ломающее привычные стандарты или нормы, как то: утрированно-броские цветовые гаммы, намеренно-кричащие формы, странные до небывалости пропорции, избыточные или крайне непривычные световые и пространственные решения. Необходимо подчеркнуть, что при этом, опять же, значительно чаще используются производные "психоделический", "психоделично", нежели собственно-"психоделика". Один из свежих примеров: в 2009 году небольшая рыбка, обитающая в Индонезии, принадлежащая к англерам, входящим в отряд удильщиков, была названа гистиофриной психоделикой (Histiophryne psychedelica) - за её странную уплощённую форму и, особенно, за "психоделичную" окраску из тонких белых полос, напоминающих замкнутые изобарные кривые, на персиково-жёлтом фоне, покрывающую её всю целиком; при этом рисунок полос на каждой рыбе столь же уникален, как рисунок полос на зебрах или наши отпечатки пальцев.

Некоторые вместо "психоделики" до сих пор пишут "психеделика", но это просто неудачная калька с английского и ничего больше. Действительно, зачем заново калькировать слова, которые уже давно и прочно поселились в русском языке?

Уместным будет пояснить отличие термина "психоделика" (применительно к художественной литературе) от термина "психоделическая литература", нередко встречающегося как в русскоязычных, так и в англоязычных источниках. Последний термин охватывает не только художественную литературу, но также (и даже – преимущественно) литературу специальную, – как научную (медицинскую, химическую, и т.д.), так и популярную, – посвящённую психоделическим препаратам, их получению, классификации и влиянию на восприятие окружающего мира. В этом контексте термин "психоделика" практически не употребим.

С другой стороны, в художественной литературе и синтетических искусствах, где термин "психоделика" сегодня используется чаще всего, под ним подразумевается такое воздействие произведений искусства на зрителя/слушателя/читателя, когда оно заметно изменяет состояние сознания последнего, и в этом смысле похоже на использование психоделиков. Речь не обязательно должна идти о "расширении сознания", – в более общем случае может рассматриваться практически любое значительное изменение состояния сознания под непосредственным воздействием произведения искусства.

Наиболее широкое распространение за последние десятилетия термин "психоделика" получил в области литературы, став в недавние годы не только привычным и едва ли не расхожим в самых разнообразных литературных сообществах, но также постепенно формируя самостоятельное литературное направление. Поэтому сегодня в частотном отношении термин "психоделика" лидирует с большим отрывом именно в сфере художественной литературы, о которой и пойдёт дальше речь.


1.3 Психоделика в художественной литературе

Психоделика (применительно к литературе) подразделяется на три мало пересекающиеся между собой области: психоделику первого рода, второго рода и третьего рода.

Психоделика первого рода (иначе – психоделика-пи) – это литература (как сам литературный метод, так и тексты, получаемые в результате его применения, а равно и новое литературное направление, которое эти тексты в совокупности образуют), построенная на очень тонком, интуитивном использовании элементов прикладной психолингвистики и когнитивной лингвистики в сочетании с широким арсеналом чисто литературных приёмов, – с целью нелинейного усиления направленности текста на читателя, другими словами – для резкого повышения степени сопричастности читателя к событиям, объектам и идеям, описываемым в литературном произведении.

Психоделика второго рода (или психоделика-ро) – это литература, имеющая отношение к лизергиново-псилоциново-мескалиновой субкультуре 1960х-1970х, а также её всевозможные преломления в смежных с литературой областях. Такого рода психоделика популяризировалась продолжительное время рядом энтузиастов, наиболее известным из которых до сих пор остаётся Тимоти Лири, и её условно можно разделить на две категории:
1) литературу, описывающую сам процесс использования (потребления) галлюциногенных и других психотропных препаратов, а также их эффекты на психику потребляющего субъекта; и
2) литературу, написанную под непосредственным воздействием психотропных препаратов, хотя в тексте упоминания о них могут полностью отсутствовать.

Психоделика третьего рода – это псевдолитература, которая в последние декады появляется спорадически – как в сети, так и в некоторых журналах, претендующих на открытость влиянию низовых жанров и морально-этических перверсий. По аналогии с использованием этого термина в качестве синонима для чего-то неподобного или в высшей степени странного, под такой "психоделикой" понимаются тексты, несущие особо извращённую эстетику, проявляемую в различных изощрённых формах социопатии и половых девиаций: некрофилии, копрофагии, геронтофилии, садизма и мазохизма в самых крайних своих проявлениях, и т.п.

Для удобства употребления в филологических и иных текстах, вместо использования терминов "психоделика первого, второго и третьего родов" нами были предложены следующие греческие хайфонированные аффиксы: психоделика-# (пи), психоделика-# (ро) и психоделика-# (фи), соответственно. Как уже было сказано выше, "аксидентальная психоделика", заключающаяся в использовании чрезмерно ярких или странных конструкций, образов или иных элементов, не является психоделикой в строгом смысле слова и к литературе непосредственного отношения не имеет, а потому и не выделяется нами в обособленную группу.

Итак, психоделика первого рода может иначе называться психоделикой-пи (от англ. "psychedelics-pi"), где акроним "pi" расшифровывается как "[p]erception, [i]ntelligence". Примечательно, что связь с иррациональным трансцендентным числом пи, связывающим длину окружности и площадь круга с диаметром, здесь кажется весьма уместной. Психоделика второго рода может также называться психоделикой-ро (от англ. "psychedelics-rho"), где акроним "rho" призван обозначать "[r]eadjusted, [h]allucinogenic, [o]ddball". Если мы вспомним, что в физике символом "ро" обычно обозначается плотность жидкости, то становится понятной ассоциация с психоделикой второго рода, которая обладает большим "удельным весом", чем психоделика первого рода, - в том смысле, что она "грузит" читателя сильнее, поскольку сопряжена с описаниями психических состояний, вызванных психотропами либо патогенными факторами среды. Психоделика третьего рода может именоваться психоделикой-фи (от англ. "psychedelics-phi" или "-fi"), где акроним "fi" обозначает "[f]reaky, [i]nverted". В аналитической геометрии греческой буквой "фи" принято обозначать величины углов, а потому здесь напрашивается параллель с тем обстоятельством, что в текстах, принадлежащих к психоделике-fi, нарушен угол подачи материала с точки зрения допустимых эстетических или этических категорий. Такие тексты явно "уходят на тангенс" по отношению к условно-"нормальному" читателю, и можно отметить уместность употребления аганактезиса "фи!" в связи со многими образчиками подобного рода психоделики, ориентированной на индивидуумов с depravity комплексами различной тяжести.

Ответ на вопрос - почему психоделика-pi называется психоделикой первого рода, а не, скажем, психоделикой второго рода, весьма прост: дело в хронологии. Действительно, примеры психоделики-пи в литературе можно находить начиная с античности (даже при том, что самого понятия психоделики в те времена не существовало), - тогда как примеры психоделики-ро появились лишь в середине прошлого века. Даже если принять, что в литературах определённых регионов (например, латиноамериканских) такие примеры существовали значительно ранее, то всё равно примеров психоделики-pi - и больше, и они начали существовать задолго до появления сохранившихся образцов текстов психоделики-rho.

Необходимо правильно понимать следующий ключевой момент: психоделика-pi не является прерогативой русской литературы (как психоделика-rho не является прерогативой литературы англоязычной), а представляет собой общекультурное явление мирового масштаба. То, что психоделика-pi была открыта на русскоязычном литературном поле, и потому начала активно развиваться как сформировавшееся направление именно здесь, - не делает её ни в коей мере преимущественно ориентированной на русский язык, либо каким-то особым образом к этому языку привязанной.

Психоделика-pi в литературе - явление глобальное, и должна рассматриваться именно как таковое, поскольку убедительные примеры психоделики существуют и во многих европейских языках, и в азиатских, и лишь вопрос времени и сконцентрированных усилий - когда они будут найдены во всех остальных.

ДАЛЕЕ, ГОВОРЯ О ПСИХОДЕЛИКЕ, МЫБУДЕМ ПОДРАЗУМЕВАТЬ ПОД НЕЙ ИМЕННО ПСИХОДЕЛИКУ-PI (если не указано иное толкование).


2 «Красный»

2.0 Психоделика как литературное направление

Достаточно строгое научное определение психоделике-pi (психоделике первого рода) можно дать следующим образом:

Психоделика - это направление в поэзии (и шире – в литературе), построенное на интуитивном применении иерархически структурированной многоуровневой архитектоники в сочетании с кумулятивным эффектом прецизионно сбалансированной системы приёмов суггестивного воздействия литературными средствами на читателя, совокупность которых обусловливает образование единого интратекстуального континуума, актуализирующего себя через эффект нелинейного усиления взаимодействия текста с читателем, проявляющий себя, в частности, через резкое повышение степени сопричастности читателя и общий рост вектора направленности текстового поля на читателя, вследствие чего у последнего возникают текстуально-индуцированные психологические модуляции различной продолжительности и интенсивности.

Психоделика использует ряд следующих приёмов и средств (при этом ими не исчерпываясь): взаимодействие и суперимпозицию нескольких параллельных эстетических и семантических матриц; поливалентную модальность эмоционально-оценочного компонента содержания текста; эффект нарушенного ожидания; сфокусированную и динамически организованную экспрессию; трансфиксию высокой напряжённости; эффект нелинейного уплотнения текста; парадоксальную логику; привлечение трансцендентальных концепций, выходящих за рамки интегрального грамматического строя языка.

Попытаемся сделать более понятным то, о чём идёт речь в этом определении. Прежде всего - что такое единый интратекстуальный континуум? Это некое поле, обладающее способностью улавливать читателя и удерживать его внутри, причём поле это образовано самим текстом, - другими словами, оно находится внутри текста, обладающего психоделическими свойствами. О природе этого поля говорить сложно, если не начинать заниматься откровенными спекуляциями, которые невозможно доказать даже косвенными методами, поэтому мы просто примем как аксиому, что некое поле неизвестной (возможно, непознаваемой) природы существует, и оно проявляет себя посредством возникающего при взаимодействии с читателем пси-эффекта.

Глядя на тот же феномен с другой стороны, можно сказать, что активное взаимодействие текста с читателем характеризуется прежде всего читательским восприятием, которое является функцией во времени. Представляя себе это восприятие в виде некой скалярной величины и не пытаясь рассуждать - в каких единицах его можно было бы измерить (идея сама по себе абсурдная), на умозрительном уровне можно принять, что восприятие текста - это такая характеристика читателя, которая может изменять своё условное численное значение (каким бы оно ни было) под действием текста. Суггестивные тексты способны усиливать силу восприятия их читателем; психоделические тексты не просто усиливают её, но делают это экспоненциально; другими словами, при чтении психоделических текстов функция восприятия растёт очень быстро, и именно это приводит к появлению пси-эффекта.

АКСИОМА: психоделика - литература, обладающая самой высокой суггестивностью из всех известных к настоящему времени текстов.

Восприятие можно вообразить в виде силы, воздействующей на читателя, находящегося в гравитационном поле текста. Чем психоделичнее текст, тем больше интенсивность создаваемого текстом гравитационного поля - и тем мощнее, соответственно, сила, втягивающая в это поле читателя. Много раз говорилось, что читателю при чтении психоделических текстов не приходится над ними "работать"; - психоделика делает это за него. От читателя требуется лишь наличие достаточной восприимчивости (поскольку психоделические тексты ВСЕГДА селективны) к данному типу психоделики. Это, разумеется, не означает, что в психоделические тексты нельзя "вчитываться", - многие из них при внимательном прочтении "играют" намного сильнее, чем при беглом; кроме того, психоделический текст, прочитанный несколько раз (или читаемый вновь по прошествии какого-то времени), может вызвать у читателя более сильный отклик, чем при первом прочтении.

Серьёзных объяснений требует то место в определении психоделики, где говорится, что психоделика строится *на интуитивном* применении литературных приёмов суггестивного воздействия на читателя. Почему так важно подчеркнуть, что применение это интуитивное? Дело в том, что психоделическим методом невозможно пользоваться как конструктором, складывая по чертежам какие-то сооружения или машины, выбирая нужные кубики из коробки. Понимание того, каким образом функционируют скрытые механизмы психоделики, конечно, может (и должно) оказаться полезным любому достаточно профессиональному поэту, который потенциально способен писать насыщенные суггестивные тексты, но при этом те творческие уровни, с которых пишется любое состоявшееся психоделическое произведение, остаются в любом случае интуитивными и не могут быть смоделированы путём простых расчётов или формул.

Психоделику невозможно имитировать; именно с этим обстоятельством связан тот факт, что никто ещё не написал ни одной удачной пародии на психоделическое произведение: - это попросту невозможно. Можно имитировать почерк автора, его характерную стилистику, копировать архетипы используемых им образных рядов, однако главной чертой психоделического произведения является наличие в нём пси-эффекта, а этот эффект невозможно воспроизвести путём копирования с подстановками и заменами. Причина заключается в том, что любой пси-эффект возникает путём слаженной работы в тексте большого числа тонких волокон, и механистическая замена части из них на другие (пусть даже подобные) волокна сразу приводит к разрушению общей внутренней самосвязанности текста и к мгновенному ослаблению его психоделического потенциала.

О многоуровневой архитектонике будет рассказано в соответствующем разделе; иерархическая структуризация архитектоники означает, что в архитектонических слоях существует система однозначной подчинённости, которую нельзя нарушать. О кумулятивном эффекте также будет рассказано ниже. Что касается роста направленности вектора текстового поля на читателя, то легко понять, что речь здесь идёт не просто об интерактивном взаимодействии текстовой матрицы с читателем, а об эффекте того гравитационного поля текста, которое влияет на читателя, втягивает его в себя. Под текстуально-индуцированными психологическими модуляциями подразумевается пси-эффект, заключающийся в изменении состояния сознания читателя под воздействием текста.

Поливалентная модальность эмоционально-оценочного компонента содержания текста означает неоднозначность оценочных характеристик и выводов, или, лучше сказать, эмоционального отклика на текст. Психоделические тексты зачастую очень сложно описывать именно по этой причине; невозможно бывает сказать - какого рода чувства они вызывают из-за того, что чувства эти либо противоречивы, либо не раскладываются на сумму привычных эмоций и ощущений.

Взаимодействие и суперимпозиция параллельных матриц может быть приблизительно описана, как существование в тексте нескольких слоёв, состоящих из присущих им элементов, причём слои эти не смешиваются и не соединяются в один, а каждый существует по своим правилам. При этом читатель получает не "общий вид", где оба слоя уже наложились друг на друга и произошло их соединение, а дискретные картины каждого из слоёв, - таким образом, что их соединение происходит уже в сознании самого читателя, а не в собственно-тексте произведения. Остальные характерные приёмы и элементы психоделики, упоминающиеся в определении, будут объяснены в соответствующих разделах далее по тексту.


2.1 Вульгарная и репунсивная психоделика

Вульгарная психоделика - это ПРЕВРАТНО понимаемая психоделика, точнее говоря - то, что некоторыми подается и рекламируется под вывеской "психоделики", но на деле никакой психоделикой не является.

Подобное явление широко известно в мире дзен; дзенский учитель Вон Кью-Кит, проведший много лет в Шаолине, в одной из монографий пишет: "Из-за поверхностного понимания, искажения традиций, злого умысла и иных факторов некоторые люди, буддисты и не-буддисты, практикуют превратную форму дзен." Совершенно то же имеем в случае с психоделикой: превратное или поверхностное понимание, а также чрезмерная вера в силу собственного интеллекта, слишком часто толкают людей, интересующихся психоделикой, на ложную стезю - и они начинают выдавать желаемое за действительное, видеть психоделику там, где её отродясь не бывало, трактовать далёкие от психоделичности тексты как психоделические - для того, чтобы подтвердить собственные (albeit неверные) теории, и т.д.

Репунсивная психоделика - это тексты, где, в лучших традициях стёба, сломаны - либо фонетический строй речи, либо система образов, либо стилистика, либо синтаксис, либо семантика, а возможно и несколько сразу, - сломаны грубо и очевидно для читателя. Происходит это или заведомо, по желанию автора, или из-за неумения последнего писать иначе. Возможно, тексты такого рода представляют определённый интерес для структурных лингвистов, однако взаимодействовать с читателем на глубоких уровнях они не могут.

В действительности ни вульгарная психоделика, ни репунсивная психоделика - не в состоянии вызывать пси-эффект у читателей, а потому не могут считаться подлинной психоделикой. Репунсивная психоделика у искушённых читателей, как правило, вызывает смех, хотя читателями примитивными нередко принимается за чистую монету. Мне известно несколько образцов репунсивной психоделики, которые написаны настолько искусно, что могут вызывать пси-эффект особого рода - юмористического. Он весьма слаб, однако ощутить его можно. Но, разумеется, в этих случаях мы имеем уже не подлинно-репунсивную психоделику, а психоделику, умело маскирующуюся под репунсию.

Для любознательных, не нашедших лексико-семантического гнезда этого термина в словообразовательных словарях, спешим пояснить: не исключена вероятность того, что название "репунсия" в самом деле происходит от "репы" и призвано указывать, видимо, на некоторую своеобычную сермяжность подхода к поэзии у авторов соответствующих текстов. Возможна также этимологическая связь репунсии с "repugnance" (отвращение, брезгливость), а также с "repunching" (перепробивание или повторное пробивание чего-либо: перфокарт, мозгов, и т.п.).


2.2 Метод или направление?

Психоделика - достаточно сложное понятие, которое может означать (и означает) одновременно несколько связанных между собою вещей:
1.) это метод (в самом широком понимании слова), используя который автор может добиваться максимально-возможной степени воздействия собственных произведений на читателя;
2.) это тексты, получаемые непосредственно путём использования психоделики как метода;
3.) это направление в современной литературе, возникающее путём объединения психоделических текстов в единую совокупность, которая таким образом обладает некими схожими свойствами, чертами и характеристиками.

Обычно, значение термина "психоделика" однозначно следует из контекста разговора, в котором оно используется. Если мы говорим о взаимодействии психоделики с символизмом, то очевидно, что имеется в виду психоделика как направление. Если мы говорим о том, что в психоделике почти не используется мегаобразность и мегаметафорика, то речь идёт о психоделических текстах. Если говорим о том, что психоделика даёт возможность эффективно взаимодействовать с читателем даже на подсознательных уровнях, то речь идёт о психоделике как о методе.


3 «Оранжевый»

3.0 Две компоненты психоделики

Психоделика состоит из двух компонент: экспрессии и трансфиксии. Наглядно себе это можно представить обратившись к аналогии из геометрии: каждый произвольный вектор в плоской системе координат можно однозначно задать проекциями его концов на координатные оси; эти векторы, лежащие на осях, и называются компонентами. В нашем случае имеем следующее: любой психоделический текст обязательно включает в себя обе компоненты, экспрессивную и трансфиксивную, в каком-либо соотношении. Соотношение это не является строго определённой величиной для всего текста, а может меняться: в одних местах может превалировать экспрессия, в других - трансфиксия; при детальном анализе психоделических текстов такие подробности становятся видны достаточно ясно. Существуют также весьма редкие предельные случаи - когда можно считать, что одна из компонент на протяжении всего текста приближается к нулю, и тогда психоделический текст является "чистым" вариантом - экспрессии либо трансфиксии.

АКСИОМА: психоделика, не содержащая в себе ни компоненты экспрессии, ни компоненты трансфиксии, - невозможна.

Наличие в тексте экспрессии и/или трансфиксии является необходимым условием для того, чтобы текст считался психоделическим. Является ли это условие достаточным? Очевидно, что нет. Можно найти множество текстов, в которых эти компоненты (одна или обе) присутствуют, но сами тексты остаются при этом на уровне суггестивности, не становясь психоделикой.


3.1 Что такое психоделика?

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
С точки зрения литературоведения, психоделика - это направление в литературе, которое объединяет в себе любые написанные тексты с выраженной психоделичностью, другими словами - способные активно взаимодействовать с читательским восприятием.

Я много раз повторял в своих лекциях по поводу психоделики фразу о том, что она пуста, - подразумевая под этим не её эфемерность, а то, что она полностью свободна от любых идейных, этических и идеологических императивов. Она свободна от философий и от эстетических систем взглядов. Она свободна от религиозных или иных влияний и предпочтений. Почему? По той причине, что её центральный принцип находится вне сферы влияний вышеперечисленных факторов: она целиком подчинена поиску средств для усиления взаимной связи в диполе "автор - текст". Как только эта связь ослабевает, как только она становится подобной связи в "нормальном" (не-психоделическом) тексте, произведение утрачивает психоделичность и перестаёт относиться к направлению психоделики, а потому его дальше бессмысленно обсуждать в терминах, имеющих отношение к этому направлению.

Предельным случаем здесь является суггестия: именно она лежит между "обычным" литературным произведением и произведением психоделическим. Именно суггестивного типа произведения зачастую являются случаями "испорченной" психоделики. Что это означает? Дело в том, что психоделическое произведение намного проще "испортить", чем "не испортить", ибо оно строится на чрезвычайно изощрённой системе взаимоподдерживающих элементов, объединённых в теле текста при помощи необыкновенно прецизионно выверенной многоуровневой архитектоники. Если эти элементы где-то перестают работать синфазно, либо в архитектонике допущена ошибка, текст моментально начинает терять психоделический эффект - и становится обычной суггестией. Некоторые суггестивные тексты возможно превратить в психоделические - путём распознавания и устранения в них тех ошибок, которые были допущены авторами при их построении, особенно, если ошибок этих допущено не много, однако такая работа всегда очень кропотлива, и успех не может быть гарантирован.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
С точки зрения поэтики, психоделику можно рассматривать как специфический метод (в широком смысле слова) для создания художественных текстов, заведомо ориентированных на максимально-высокую степень взаимодействия с читателем. В действительности, это не просто "метод", и даже не набор методов, а сложная система со множеством внутренних правил и взаимных согласований.

При этом, под "взаимодействием" понимается не только взаимодействие на эмоциональном уровне (что принципиально является задачей любой художественной литературы), но и взаимодействие на иных уровнях не-чувственной природы: на смысловом, на понятийном, на



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: