С потребностями повседневной жизни по В. Хендерсон




Взаимосвязь основных потребностей по А. Маслоу

Уровни основных человеческих потербностей по А. Маслоу Потребности повседневной жизни по В. Хендерсон
Физиологические потребности  
Потребности в безопасности  
Социальные потребности  
Потребность в уважении и самоуважении  

 

Блок информации:

Предметом педагогики как области научного познания является вос­питание и обучение.

ОБУЧЕНИЕ - неотъемлемая часть педагогической деятельности.

ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ

1) пропаганда здорового образа жизни, позволяющая сохранить и ук репить здоровье (или коррекция существующего образа жизни);

2) максимальная адаптация к болезни.

ОБУЧЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ - это двусторонний процесс целенаправленной деятельности медицинской сестры и пациента, обеспе­чивающий усвоение знаний и формирование навыков у пациента.

СУЩНОСТЬ СЕСТРИНСКОЙ ПЕДАГОГИКИ состо­ит в передаче знаний, умений и навыков от медицинской сестры пациенту или его близким в процессе обучения. В результате пациент или его близ­кие усваивают и формируют навыки для удовлетворения прежде всего ос­новных жизненно-важных человеческих потребностей. От уровня профес­сиональной подготовки медсестры, ее знаний, опыта зависит процесс обучения пациента, а в случае необходимости, и его близких.

Обучение является одной из функций в деятельности медсестры.

СФЕРЫОБУЧЕНИЯ:

1. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ - человек узнает и понимает новые факты, анализирует информацию, отличает главную (приоритетную) от информации второстепенной, не имеющей значения;

2. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ - человек, получив информацию, изменяет свое поведение, выражая это чувствами, мыслями, мнением и оценкой каких-то факторов, человек активно слушает и реагирует на новую информацию как вербально, так и невербально;

3. ПСИХОМОТОРНАЯ - человек обладает умением, благодаря умст­венной и мышечной деятельности, обучаться каким-либо новым движениям; способен изменить двигательную реакцию в необыч­ной ситуации, уверенно выполняет необходимые действия. Готов выполнить часть действий психологически, физически и эмоционально.

СЕСТРИНСКАЯ ПЕДАГОГИКА - это та область сестринской дея­тельности, в которой медицинская сестра может проявить свой творческий потенциал, опираясь на профессионализм. Эта деятельность сталкивает медицинскую сестру с рядом проблем, требующих терпения, такта и спе­циальных знаний.

Медсестра должна владеть методами и приемами обучения.

К МЕТОДАМ ОБУЧЕНИЯ ОТНОСЯТСЯ:

словесный (устное изложение, рассказ, беседа)

наглядный (иллюстрация - медицинский атлас, видеофильм, раз­личные виды шприцев, ингаляторы и так далее)

практический - отработка самих манипуляций (измерение АД, сме­на повязок, введение инсулина и так далее)

Например: (шаги по измерению АД, см. ниже задачу).

 

Нужную информацию давать в процессе обучения небольшими бло­ками, идти от простого к сложному, при этом четко выделять главное - то, что пациент должен обязательно усвоить.

 

ПРИЕМ - это совокупность действий, направленных на достижение желаемого результата в обучении.

К приемам относятся:

1) Восприятие (наблюдение).

2) Запоминание (повторение, составление логических схем, выделение опорных сигналов).

3) Приемы-мыслительной деятельности (анализ, сравнение, обобщение, коррекция).

ОБУЧЕНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ ФОРМАЛЬНЫМ И НЕФОРМАЛЬНЫМ.

ОБУЧЕНИЕ пациента в ЛПУ или дома относится к формальной обстановке, когда медицинская сестра обучает навыкам, приемам выполне­ния привычных (повседневных) действий, например: умывания, одевания, приема пищи.

К неформальной, когда медицинская сестра при выполнении своих обязанностей беседует о волнующих людей проблемах (например: как уберечь себя и близких от ВИЧ-инфекции, гепатита С и так далее), пред­ставляет информацию, необходимую для соблюдения ЗОЖ (здорового об­раза жизни).

В некоторых случаях медицинская сестра помогает пациенту закре­пить навыки, полученные им у других специалистов, например: инструк­тора ЛФК, массажиста, диетолога и так далее).

Процесс обучения должен быть мотивирован. Именно мотивация стимулирует отношение пациента к обучению с целью сохранения, укрепле­ния и восстановления своего здоровья.

МОТИВ - ПОБУДИТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ.

Мотивы делят на три группы:

1) социальные (пациент и, общество);

2) мотивы, связанные с самой учебной деятельностью, то есть познавательный интерес.

УСПЕШНОЕ ОБУЧЕНИЕ НЕ ВОЗМОЖНОБЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА.

3) мотивы, связанные с творчеством (например, пациент левша, как бы не пытались обучить действовать по алгоритму, он будет делать по-своему).

У каждого человека есть потребность - иметь жизненные ценности. Они у всех разные.

Например: жизнь, здоровье, общество, дети, работа, карьера и так далее.

 

ДЛЯ КАЖДОГО ОБУЧАЕМОГО МОТИВАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬ­НАЯ.

Медицинская сестра тактично, уважительно, терпеливо, а иногда настойчиво выясняет мотивы к обучению и на них ориентируется в кро­потливом, последовательном, порой очень сложном и трудном учебном процессе.

Устойчивую положительную мотивацию формируют двумя путями:

1) Соответствующим подбором содержания обучения.

Содержание должно быть доступным, последовательным, интерес­ным, с элементами новизны, обязательно открытым для пациента или его окружения.

2) Разнообразием формы обучения:

лекция

деловая игра (для пациента лучше использовать ролевые игры) проблемный метод

беседа и так далее.

Для достижения желаемого результата обучение должно быть полимотивированным и эмоционально окрашенным.

ТРЕБОВАНИЯ К МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ:

отзывчивость и сердечность;

способность понять проблемы пациента;

высокий профессионализм, грамотная речь;

умение контролировать себя, не поддаваться эмоциям;

умение настроить себя на задушевность, конфиденциальность;

умение выбрать оптимальный метод воздействия на пациента;

мотивировать обучение, используя жизненные ценности.

Большое значение имеет способность медсестер к организации учебного процесса.

СПОСОБНОСТЬ - это психологическая особенность человека, от ко­торой зависит успех в приобретении знаний, умений и навыков, необ­ходимых для определенного рода деятельности.

ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СПОСОБНОСТИ - способность организовать обучающий процесс, быть лидером, выделять цели, задачи.

КОММУНИКАБЕЛЬНЫЕ - проявляются в налаживании взаимоотно­шений с пациентом, учитывая его индивидуальные и возрастные осо­бенности (кого быстрее научите вводить инсулин: молодую девушку или 70-ти летнюю сельскую женщину).

КОНСТРУКТИВНЫЕ - в умении проектировать развитие обучающего процесса, как подать тот или иной материал, в каком объеме.

ЭКСПРЕССИВНЫЕ - в умении выражать свои чувства, мысли, взгляды или скрывать их.

ЛИЧНОСТНЫЕ ЧЕРТЫмедсестры, необходимые в педагогической деятелъности:

педагогический такт.

внутренняя культура (если культуры нет в сердцах людей, то нигде больше ее быть не может)

интеллектуальный уровень

самостоятельность в действиях

наблюдательность

общительность

настойчивость

самообладание

активность

высокая профессиональная подготовка

целеустремленность

трудолюбие

доброта

отзывчивость

ответственность

терпимость

чувство юмора

Ваше поведение при обучении должно внушать уважение к Вам, соз­дать у пациентов уверенность, что Вы все знаете и все умеете, что Вам можно смело доверить свое здоровье и жизнь.

Важно заинтересовать пациента в необходимости получения тех или иных знаний, умений, навыков и правильно выбрать момент, когда паци­ент готов усвоить нужную информацию.

Готовность пациента к усвоению информации зависит от:

состояния здоровья

состояния сознания

умственных способностей

возраста пациента

Осуществляя процесс обучения:

на 1 этапе сестринского процесса, медсестра, собрав необходимую информацию о пациенте, должна:

а. заручиться поддержкой пациента (желание учиться, мотивация),

б. определить, чему учить, как учить, зачем учить.

Это возможно только в том случае, если медсестра правильно опреде­лила, удовлетворение каких жизненно важных потребностей нарушено у пациента.

2 этап сестринского процесса - это определение проблем.

Например:

дефицит знаний о рациональном питании,

технике измерения АД,

приеме медикаментов и так далее.

 

Если у пациента есть такие проблемы, как, например: острая боль, высокое АД

обессиливание и так далее, тогда процесс обучения следует отложить, но опытные медсестры, их мас­терство и искусство даже в экстремальных ситуациях найдут контакт с па­циентом, обучат его и снимут угрозу жизнедеятельности. Пример: преду­преждение развития воспаления легких у послеоперационных пациентов.

3 этап сестринского процесс а - планирование.

Медицинской сестре необходимо разработать индивидуальный план обучения для каждого пациента и обязательно составлять его вместе с па­циентом, заручиться его поддержкой, сотрудничать с пациентом.

Постановка целей обязательна по двум причинам:

дает направление в деятельности медицинской сестры и пациента в процессе обучения, используется для определения результатов обучения.

Цели должны быть:

1) конкретны,

2) реальны,

3) достижимы.

4 этап - реализация намеченного плана.

Сотрудничество медсестры и пациента - залог успеха в обучении. Приступая к реализации составленного плана, медсестра должна учи­тывать окружающую обстановку- это важное условие для успешного обучения.

 

Прежде всего, необходимо определиться, как проводить обучение:

группой

малой группой (парой)

индивидуально.

Так групповое обучение не всегда эффективно, но это зависит от количества обучаемых, достаточного времени у медсестры, финансовых возможностей ЛПУ и пациента.

Лучше всего обучение проводить индивидуально.

Имеет значение комфорт во время обучения (наличие аудитории, свежий

воздух, температура воздуха, вентиляция, мебель, освещение и так далее).

ПОМНИТЕ! ПОНИМАНИЕ И УСВОЕНИЕ ТРЕБУЕТ ВРЕМЕНИ И ПРАКТИКИ.

Обучение всегда начинается с более простых навыков, например, умывания, одевания, приема пищи, пользования мочеприемником - повсе­дневных навыков, а затем переходят к более сложным: например, пользо­ванию инвалидной коляской и технике измерения АД.

При обучении могут встретиться новые термины, непонятные для па­циентов. Нужно рекомендовать все записывать в виде словарика, в кото­ром термину соответствует его значение.

Например:

поручни – приспособления для самостоятельного передвижения пациента;

тонометр - прибор для измерения давления;

гипертония - высокое АД и так далее.

ПРИ ОБУЧЕНИИ МОЖНО ШИРОКО ИСПОЛЬЗОВАТЬ СПЕЦИАЛЬНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, МЕДИЦИНСКИЙ АТЛАС, ПАМЯТКИ, КАЛЕНДАРИКИ, ИНСТРУМЕНТЫИ ТАК ДАЛЕЕ.

Печатные материалы должны быть доступны, написаны простым язы­ком, иметь небольшие объемы (большой объем отпугивает пациента), не содержать непонятных медицинских терминов.

ВНИМАНИЕ!

При обучении избегайте медицинских терминов. Выделяйте главное (можно простым подчеркиванием). Используйте большое количество примеров. Соблюдайте последовательность в обучении.

СХЕМА ПРОСТА:

1. Расскажите, что необходимо изучить.

2. Попросите все повторить.

3. Покажите все - что необходимо.

4. Попросите продемонстрировать, помогая при этом пациенту - выполните, по возможности, вместе.

5. Пусть пациент все продемонстрирует сам от начала до конца.

При обучении стремитесь от передачи знаний к умению и навыку.

В процессе обучения задавайте больше конкретных вопросов, наблюдайте, как пациент выполняет новые навыки. Обучите своих пациентов вести дневник наблюдения, где они будут отражать определенные показа­тели (например: пульс, АД, массу тела и так далее). Если пациенты не могут запомнить даты, сроки - попросите отмечать их у себя в календарике.

ЗАПОМНИТЕ! ПАЦИЕНТ УСВАИВАЕТ ИНФОРМАЦИЮ ЛИШЬ ТОГДА, КОГДА ОНА ЕМУ НУЖНА, БЛИЗКА ЕМУ, ПЕРСОНАЛЬНО ВАЖНА ДЛЯ НЕГО

5 этап - оценка. Следует соотнести полученный результат в обучении с поставленной целью.

В конце процесса обучения по конкретной проблеме, медсестра сооб­щит пациенту результат сестринской оценки: он должен знать, насколько успешно справился с поставленной задачей, и можно ли считать обучение успешным или завершенным. Кроме того, важна самооценка и самоконтроль обучаемого. Самооценка может быть:

адекватная (совпадает с мнением медсестры);

неадекватная (завышенная или заниженная);

нестабильная (сегодня доволен, завтра - нет).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: