Взаимосвязь основных потребностей по А. Маслоу
Уровни основных человеческих потербностей по А. Маслоу | Потребности повседневной жизни по В. Хендерсон |
Физиологические потребности | |
Потребности в безопасности | |
Социальные потребности | |
Потребность в уважении и самоуважении |
Блок информации:
Предметом педагогики как области научного познания является воспитание и обучение.
ОБУЧЕНИЕ - неотъемлемая часть педагогической деятельности.
ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ
1) пропаганда здорового образа жизни, позволяющая сохранить и ук репить здоровье (или коррекция существующего образа жизни);
2) максимальная адаптация к болезни.
ОБУЧЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ - это двусторонний процесс целенаправленной деятельности медицинской сестры и пациента, обеспечивающий усвоение знаний и формирование навыков у пациента.
СУЩНОСТЬ СЕСТРИНСКОЙ ПЕДАГОГИКИ состоит в передаче знаний, умений и навыков от медицинской сестры пациенту или его близким в процессе обучения. В результате пациент или его близкие усваивают и формируют навыки для удовлетворения прежде всего основных жизненно-важных человеческих потребностей. От уровня профессиональной подготовки медсестры, ее знаний, опыта зависит процесс обучения пациента, а в случае необходимости, и его близких.
Обучение является одной из функций в деятельности медсестры.
СФЕРЫОБУЧЕНИЯ:
1. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ - человек узнает и понимает новые факты, анализирует информацию, отличает главную (приоритетную) от информации второстепенной, не имеющей значения;
2. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ - человек, получив информацию, изменяет свое поведение, выражая это чувствами, мыслями, мнением и оценкой каких-то факторов, человек активно слушает и реагирует на новую информацию как вербально, так и невербально;
3. ПСИХОМОТОРНАЯ - человек обладает умением, благодаря умственной и мышечной деятельности, обучаться каким-либо новым движениям; способен изменить двигательную реакцию в необычной ситуации, уверенно выполняет необходимые действия. Готов выполнить часть действий психологически, физически и эмоционально.
СЕСТРИНСКАЯ ПЕДАГОГИКА - это та область сестринской деятельности, в которой медицинская сестра может проявить свой творческий потенциал, опираясь на профессионализм. Эта деятельность сталкивает медицинскую сестру с рядом проблем, требующих терпения, такта и специальных знаний.
Медсестра должна владеть методами и приемами обучения.
К МЕТОДАМ ОБУЧЕНИЯ ОТНОСЯТСЯ:
словесный (устное изложение, рассказ, беседа)
наглядный (иллюстрация - медицинский атлас, видеофильм, различные виды шприцев, ингаляторы и так далее)
практический - отработка самих манипуляций (измерение АД, смена повязок, введение инсулина и так далее)
Например: (шаги по измерению АД, см. ниже задачу).
Нужную информацию давать в процессе обучения небольшими блоками, идти от простого к сложному, при этом четко выделять главное - то, что пациент должен обязательно усвоить.
ПРИЕМ - это совокупность действий, направленных на достижение желаемого результата в обучении.
К приемам относятся:
1) Восприятие (наблюдение).
2) Запоминание (повторение, составление логических схем, выделение опорных сигналов).
3) Приемы-мыслительной деятельности (анализ, сравнение, обобщение, коррекция).
ОБУЧЕНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ ФОРМАЛЬНЫМ И НЕФОРМАЛЬНЫМ.
ОБУЧЕНИЕ пациента в ЛПУ или дома относится к формальной обстановке, когда медицинская сестра обучает навыкам, приемам выполнения привычных (повседневных) действий, например: умывания, одевания, приема пищи.
К неформальной, когда медицинская сестра при выполнении своих обязанностей беседует о волнующих людей проблемах (например: как уберечь себя и близких от ВИЧ-инфекции, гепатита С и так далее), представляет информацию, необходимую для соблюдения ЗОЖ (здорового образа жизни).
В некоторых случаях медицинская сестра помогает пациенту закрепить навыки, полученные им у других специалистов, например: инструктора ЛФК, массажиста, диетолога и так далее).
Процесс обучения должен быть мотивирован. Именно мотивация стимулирует отношение пациента к обучению с целью сохранения, укрепления и восстановления своего здоровья.
МОТИВ - ПОБУДИТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ.
Мотивы делят на три группы:
1) социальные (пациент и, общество);
2) мотивы, связанные с самой учебной деятельностью, то есть познавательный интерес.
УСПЕШНОЕ ОБУЧЕНИЕ НЕ ВОЗМОЖНОБЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА. |
3) мотивы, связанные с творчеством (например, пациент левша, как бы не пытались обучить действовать по алгоритму, он будет делать по-своему).
У каждого человека есть потребность - иметь жизненные ценности. Они у всех разные.
Например: жизнь, здоровье, общество, дети, работа, карьера и так далее.
ДЛЯ КАЖДОГО ОБУЧАЕМОГО МОТИВАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ. |
Медицинская сестра тактично, уважительно, терпеливо, а иногда настойчиво выясняет мотивы к обучению и на них ориентируется в кропотливом, последовательном, порой очень сложном и трудном учебном процессе.
Устойчивую положительную мотивацию формируют двумя путями:
1) Соответствующим подбором содержания обучения.
Содержание должно быть доступным, последовательным, интересным, с элементами новизны, обязательно открытым для пациента или его окружения.
2) Разнообразием формы обучения:
лекция
деловая игра (для пациента лучше использовать ролевые игры) проблемный метод
беседа и так далее.
Для достижения желаемого результата обучение должно быть полимотивированным и эмоционально окрашенным.
ТРЕБОВАНИЯ К МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ:
отзывчивость и сердечность;
способность понять проблемы пациента;
высокий профессионализм, грамотная речь;
умение контролировать себя, не поддаваться эмоциям;
умение настроить себя на задушевность, конфиденциальность;
умение выбрать оптимальный метод воздействия на пациента;
мотивировать обучение, используя жизненные ценности.
Большое значение имеет способность медсестер к организации учебного процесса.
СПОСОБНОСТЬ - это психологическая особенность человека, от которой зависит успех в приобретении знаний, умений и навыков, необходимых для определенного рода деятельности.
ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СПОСОБНОСТИ - способность организовать обучающий процесс, быть лидером, выделять цели, задачи.
КОММУНИКАБЕЛЬНЫЕ - проявляются в налаживании взаимоотношений с пациентом, учитывая его индивидуальные и возрастные особенности (кого быстрее научите вводить инсулин: молодую девушку или 70-ти летнюю сельскую женщину).
КОНСТРУКТИВНЫЕ - в умении проектировать развитие обучающего процесса, как подать тот или иной материал, в каком объеме.
ЭКСПРЕССИВНЫЕ - в умении выражать свои чувства, мысли, взгляды или скрывать их.
ЛИЧНОСТНЫЕ ЧЕРТЫмедсестры, необходимые в педагогической деятелъности:
педагогический такт.
внутренняя культура (если культуры нет в сердцах людей, то нигде больше ее быть не может)
интеллектуальный уровень
самостоятельность в действиях
наблюдательность
общительность
настойчивость
самообладание
активность
высокая профессиональная подготовка
целеустремленность
трудолюбие
доброта
отзывчивость
ответственность
терпимость
чувство юмора
Ваше поведение при обучении должно внушать уважение к Вам, создать у пациентов уверенность, что Вы все знаете и все умеете, что Вам можно смело доверить свое здоровье и жизнь.
Важно заинтересовать пациента в необходимости получения тех или иных знаний, умений, навыков и правильно выбрать момент, когда пациент готов усвоить нужную информацию.
Готовность пациента к усвоению информации зависит от:
состояния здоровья
состояния сознания
умственных способностей
возраста пациента
Осуществляя процесс обучения:
на 1 этапе сестринского процесса, медсестра, собрав необходимую информацию о пациенте, должна:
а. заручиться поддержкой пациента (желание учиться, мотивация),
б. определить, чему учить, как учить, зачем учить.
Это возможно только в том случае, если медсестра правильно определила, удовлетворение каких жизненно важных потребностей нарушено у пациента.
2 этап сестринского процесса - это определение проблем.
Например:
дефицит знаний о рациональном питании,
технике измерения АД,
приеме медикаментов и так далее.
Если у пациента есть такие проблемы, как, например: острая боль, высокое АД
обессиливание и так далее, тогда процесс обучения следует отложить, но опытные медсестры, их мастерство и искусство даже в экстремальных ситуациях найдут контакт с пациентом, обучат его и снимут угрозу жизнедеятельности. Пример: предупреждение развития воспаления легких у послеоперационных пациентов.
3 этап сестринского процесс а - планирование.
Медицинской сестре необходимо разработать индивидуальный план обучения для каждого пациента и обязательно составлять его вместе с пациентом, заручиться его поддержкой, сотрудничать с пациентом.
Постановка целей обязательна по двум причинам:
дает направление в деятельности медицинской сестры и пациента в процессе обучения, используется для определения результатов обучения.
Цели должны быть:
1) конкретны,
2) реальны,
3) достижимы.
4 этап - реализация намеченного плана.
Сотрудничество медсестры и пациента - залог успеха в обучении. Приступая к реализации составленного плана, медсестра должна учитывать окружающую обстановку- это важное условие для успешного обучения.
Прежде всего, необходимо определиться, как проводить обучение:
группой
малой группой (парой)
индивидуально.
Так групповое обучение не всегда эффективно, но это зависит от количества обучаемых, достаточного времени у медсестры, финансовых возможностей ЛПУ и пациента.
Лучше всего обучение проводить индивидуально.
Имеет значение комфорт во время обучения (наличие аудитории, свежий
воздух, температура воздуха, вентиляция, мебель, освещение и так далее).
ПОМНИТЕ! ПОНИМАНИЕ И УСВОЕНИЕ ТРЕБУЕТ ВРЕМЕНИ И ПРАКТИКИ.
Обучение всегда начинается с более простых навыков, например, умывания, одевания, приема пищи, пользования мочеприемником - повседневных навыков, а затем переходят к более сложным: например, пользованию инвалидной коляской и технике измерения АД.
При обучении могут встретиться новые термины, непонятные для пациентов. Нужно рекомендовать все записывать в виде словарика, в котором термину соответствует его значение.
Например:
поручни – приспособления для самостоятельного передвижения пациента;
тонометр - прибор для измерения давления;
гипертония - высокое АД и так далее.
ПРИ ОБУЧЕНИИ МОЖНО ШИРОКО ИСПОЛЬЗОВАТЬ СПЕЦИАЛЬНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, МЕДИЦИНСКИЙ АТЛАС, ПАМЯТКИ, КАЛЕНДАРИКИ, ИНСТРУМЕНТЫИ ТАК ДАЛЕЕ.
Печатные материалы должны быть доступны, написаны простым языком, иметь небольшие объемы (большой объем отпугивает пациента), не содержать непонятных медицинских терминов.
ВНИМАНИЕ!
При обучении избегайте медицинских терминов. Выделяйте главное (можно простым подчеркиванием). Используйте большое количество примеров. Соблюдайте последовательность в обучении.
СХЕМА ПРОСТА:
1. Расскажите, что необходимо изучить.
2. Попросите все повторить.
3. Покажите все - что необходимо.
4. Попросите продемонстрировать, помогая при этом пациенту - выполните, по возможности, вместе.
5. Пусть пациент все продемонстрирует сам от начала до конца.
При обучении стремитесь от передачи знаний к умению и навыку.
В процессе обучения задавайте больше конкретных вопросов, наблюдайте, как пациент выполняет новые навыки. Обучите своих пациентов вести дневник наблюдения, где они будут отражать определенные показатели (например: пульс, АД, массу тела и так далее). Если пациенты не могут запомнить даты, сроки - попросите отмечать их у себя в календарике.
ЗАПОМНИТЕ! ПАЦИЕНТ УСВАИВАЕТ ИНФОРМАЦИЮ ЛИШЬ ТОГДА, КОГДА ОНА ЕМУ НУЖНА, БЛИЗКА ЕМУ, ПЕРСОНАЛЬНО ВАЖНА ДЛЯ НЕГО
5 этап - оценка. Следует соотнести полученный результат в обучении с поставленной целью.
В конце процесса обучения по конкретной проблеме, медсестра сообщит пациенту результат сестринской оценки: он должен знать, насколько успешно справился с поставленной задачей, и можно ли считать обучение успешным или завершенным. Кроме того, важна самооценка и самоконтроль обучаемого. Самооценка может быть:
адекватная (совпадает с мнением медсестры);
неадекватная (завышенная или заниженная);
нестабильная (сегодня доволен, завтра - нет).