Подготовка к сжатому изложению




Русский язык. Подготовка к ОГЭ. Формирование языковых компетентностей. Теория и практика.

Элективный курс " Русский язык. Подготовка к ОГЭ. Формирование языковых компетентностей. Теория и практика" рассчитан на учащихся 9-х классов общеобразовательных школ. Он дополняет программу русского языка 5-9 классов в соответствии с требованиями и моделями заданий ОГЭ и намечает приоритеты подготовки к ЕГЭ в 11 классе.

Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.

Цель элективного курса – формирование у девятиклассников предметных компетентностей (языковых, лингвистических, коммуникативных), необходимых для успешной сдачи экзамена по русскому языку в форме ОГЭ.

Для этого необходимо решить следующие задачи: повторить, обобщить и систематизировать основные сведения школьного курса русского языка, расширить коммуникативные навыки.

Программа курса рассчитана на 34 часа, из них на развитие речи отводится 15 часов, на систематизацию языковых знаний – 19 часов. Количество часов можно варьировать в зависимости от подготовленности класса или группы.

Темы элективного курса соотносятся как с основными разделами школьной программы изучения русского языка, так и с заданиями контрольно-измерительных материалов ОГЭ.

На занятиях курса предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

В ходе занятий учащиеся должны:

· овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;

· научиться грамотно писать сжатое изложение по тексту публицистического стиля;

· овладеть формами обработки информации исходного текста;

· научиться работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;

· четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;

· самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий.

Методические рекомендации

Подготовка к сжатому изложению

Первая часть работы государственной итоговой аттестации в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического стиля. Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:

§ умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;

§ умение адекватно воспринимать авторский замысел;

§ умение вычленять главное в информации;

§ умение сокращать текст разными способами;

§ умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

§ умение находить и использовать в разных стилях речи языковые средства обобщённой передачи содержания.

Для эффективности выполнения этого вида работы ученика нужно научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то содержание, без которого авторский замысел будет неясен или искажён. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию.

Поэтому первые занятия курса посвящены повторению основных понятий: текст, его признаки, микротекст, тема, микротема, проблема, основная мысль. При работе с текстами необходимо тренировать учащихся в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.

Так как для изложения даются тексты публицистического стиля, нужно подробнее остановиться на особенностях (лексических, морфологических и синтаксических) этого стиля речи, его приметах, а также повторить типы речи, которые могут использоваться в предложенных текстах.

При работе над сжатием текста необходимо познакомить учащихся с элементами сжатия (упрощение, сокращение, обобщение). Рекомендуется брать микротексты (1 абзац) и на конкретных примерах отрабатывать приемы сжатия.

При подготовке к написанию сжатого изложения, а также для контроля можно воспользоваться текстами из списка предложенной ниже литературы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: