Нормативно-правовое обеспечение процедуры признания предприятия экономически несостоятельным в РБ




Система критериев для определения предприятий, оказавшихся под угрозой банкротства

В настоящее время большинство предприятий Республики Беларусь находится в затруднительном финансовом состоянии, кроме этого продолжается рост количества убыточных предприятий. В связи с этим важным моментом при проведении анализа деятельности любого предприятия является прогнозирование его банкротства.

Согласно действующему законодательству оценка неудовлетворительной структуры бухгалтерского баланса проводится на основе следующих показателей:

· коэффициента текущей ликвидности;

· коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами.

Предприятие признается неплатежеспособным, если величина любого из данных коэффициентов ниже установленного нормативного значения.

Кроме этого, в Республике Беларусь существует система критериев для определения предприятий, оказавшихся под угрозой банкротства. При этом основанием для признания устойчиво неплатежеспособного предприятия потенциальным банкротом является наличие одного из следующих условий:

· коэффициент финансовой зависимости на конец отчетного периода имеет значение выше нормативного (в РБ для всех отраслей не более 0,85);

· доля просроченных финансовых обязательств в общей сумме активов предприятия на конец отчетного периода имеет значение выше нормативного (в РБ для всех отраслей не более 0,5).

Риск банкротства можно определить по интегральным бальным оценкам финансовой устойчивости и дискриминантным факторным моделям.

Рейтинговую оценку можно осуществить по Донцовой Л.В.и Никифоровой Н.А., которые предполагают установление класса предприятия по уровню финансового риска по следующей шкале:

1 класс — предприятие с хорошим запасом финансовой устойчивости

2 класс — предприятие, демонстрирует нехорошую степень риска по задолженности

3 класс — проблемные предприятия

4 класс — предприятия с высоким риском банкротства

5 класс — предприятия несостоятельные

Однако, учитывая многообразие показателей финансовой устойчивости, различие в уровне их критических оценок и возникающие в связи с этим сложности в оценке риска банкротства, многие отечественные и зарубежные ученые-экономисты рекомендуют производить комплексную оценку вероятности банкротства на основании факторных моделей. Во многих зарубежных странах широко используются факторные модели известных западных экономистов Альтмана, Таффлера, Лиса, Тишоу и др., которые были разработаны на основе статистических данных предприятий-банкротов.

Наиболее широкую известность получила модель: Альтмана:

z = 0,717 х1+0,847х2+3,107х3+0,42х4+0,995х5

где X1 — собственный оборотный капитал/ сумму активов;

х2 — удельный вес нераспределённой (реинвестированной) прибыли в сумме актива,

х3 — удельный вес прибыли от реализации в сумме активов,

х4 — соотношение собственного капитала к заёмному капиталу,

х5 — объём продаж (выручка) в сумме активов.

Если z <1,23— вероятность банкротства высокая

z > 1,23 — вероятность банкротства низкая.

Модель Лиса:

z = 0,063х1 + 0,092х2 + 0,057х3 + 0,001x4

где X1 — удельный вес оборотного капитала в сумме активов,

х2 — удельный вес прибыли от реализации в сумме активов,

х3 — удельный вес нераспределённой прибыли в сумме активов,

х4 — соотношение собственного капитала к заёмному капиталу.

Если z >0,037 — вероятность банкротства низкая.

z < 0,037 — вероятность банкротства высокая.

Модель Таффлера:

z = 0,53x1 + 0,13х2 + 0,18х3 + 0,16х4

где X1 — соотношение прибыли от реализации и краткосрочных обязательств,

х2 — соотношение оборотных активов к краткосрочным обязательствам,

х3 — удельный вес краткосрочных обязательств в сумме активов,

х4 — удельный вес выручки в сумме активов.

Если z > 0,3 — вероятность банкротства низкая

z < 0,3 — вероятность банкротства высокая.

Однако применять данные модели для оценки вероятности банкротства отечественных субъектов хозяйствования можно с большой долей условности из-за разной методики отражения инфляционных факторов и разной структуры капитала, а также из-за различий в законодательной и информационной базе.

В связи с этим, в Республике Беларусь диагностику риска банкротства целесообразно проводить при помощи дискриминантной факторной модели диагностики риска банкротства, разработанной Г.В.Савицкой.

Нормативно-правовое обеспечение процедуры признания предприятия экономически несостоятельным в РБ

Экономическая несостоятельность (банкротство) - это неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная хозяйственным судом в соответствии с законом или правомерно объявленная должником в соответствии с требованиями закона.

Термин "экономическая несостоятельность" сопровождается термином "банкротство". Ранее действующее законодательство рассматривала эти понятия как неравнозначные. Сейчас Гражданский кодекс Республики Беларусь и Закон Республики Беларусь "Об экономической несостоятельности (банкротстве)" от 18. 07.2000г. № 423-З (с изменениями и дополнениями от 8.07.2008г. № 372-З) (далее Закон о банкротстве) рассматривают их как тождественные взаимозаменяемые понятия. Однако вступивший в силу Указ Президента Республики Беларусь от 12.11 2003 г. № 508 "О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротстве)" (с изм. и доп. от 27.08.2004 г. № 411) (далее Указ от 12.11 2003 г) не определяет эти понятия как синонимы, "экономическая несостоятельность" и "банкротство" стали иметь различное значение и содержание. В п.1.4 Указа от 12.11 2003 г. банкротство определяется, как неплатежеспособность, имеющую или приобретающую устойчивый характер, признанную решением хозяйственного суда о банкротстве с последующей ликвидацией должника. А экономическая несостоятельность - это неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда об экономической несостоятельности с санацией должника, то есть принимается решение об оздоровлении должника.

Из определения экономической несостоятельности (банкротства) можно выделить существенные условия. При наличии данных условия субъект хозяйствования признается в установленном порядке экономически несостоятельным (банкротом):

1. Неплатежеспособность должника признанная хозяйственным судом или правомерно объявленная самим должником;

2. Неплатежеспособность должника должна иметь или приобретать устойчивый характер.

Признаки несостоятельности, используемые в Законе о банкротстве, можно разделить на две группы:

Первая группа.

Признаки, служащие основанием для возбуждения производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве). В соответствии со ст.7 Закона о банкротстве должник вправе обратиться в хозяйственный суд с заявлением о своем банкротстве при наличии обстоятельств свидетельствующих о том, что должник будет не в состоянии в установленный срок исполнить платежные обязательства и (или) обязательства, вытекающие из трудовых и связанных с ними отношений, ввиду своей неплатежеспособности, приобретающий устойчивый характер.

В Законе о банкротстве приводится перечень обстоятельств, при наличии которых должник обязан подать заявление о своем банкротстве - это:

 удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения денежных обязательств должника в полном объеме перед другими кредиторами либо прекращению деятельности должника - организации со статусом юридического лица;

 органом (лицом), уполномоченным (уполномоченными) в соответствии с учредительными документами должника - организации со статусом юридического лица на принятие решения о ее ликвидации, принято решение о подаче в хозяйственный суд заявления должника;

 органом, уполномоченным собственником имущества должника - унитарного предприятия, принято решение о подаче в хозяйственный суд заявления должника;

 если стоимость имущества должника - организации со статусом юридического лица, в отношении которой в соответствии с нормами права принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов.

Вторая группа.

К данной группе признаков относятся: неплатежеспособность, имеющая устойчивый характер; неплатежеспособность, приобретающая устойчивый характер. Эти признаки не очевидны. Вторая группа признаков уточняется в ходе производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) либо объявляется самим должником, которому они заранее известны.

Временная неплатежеспособность - это неспособность должника выполнить обязательства в определенное время, тогда как деятельность предприятия и его активы могут позволить сделать это позже, как нам представляется, не может служить основанием для банкротства субъекта предпринимательской деятельности.

Порядок рассмотрения дел об экономической несостоятельности (банкротстве).

Дела об экономической несостоятельности (банкротстве) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей рассматриваются хозяйственным судом в порядке, установленном Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Законом и актами Президента Республики Беларусь.

В целях защиты сведений, составляющих государственные секреты, в процедурах экономической несостоятельности (банкротства) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся закрытые судебные заседания, участие в которых могут принимать лица, имеющие соответствующий допуск к государственным секретам. При этом лицо, назначаемое управляющим, также должно иметь соответствующий допуск к государственным секретам.

Производство по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) возбуждается хозяйственным судом на основании заявления об экономической несостоятельности (банкротстве) должника.

Основания для подачи заявления об экономической несостоятельности (банкротстве) должника.

Должник вправе подать в хозяйственный суд заявление о своей экономической несостоятельности (банкротстве) при наличии одного из следующих оснований:

 неплатежеспособность должника приобретает устойчивый характер;

 неплатежеспособность должника имеет устойчивый характер.

Заявление должника подается в хозяйственный суд в обязательном порядке при наличии одного из следующих оснований:

 удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения денежных обязательств должника в полном объеме перед другими кредиторами либо прекращению деятельности должника – юридического лица;

 органом (лицами), уполномоченным (уполномоченными) в соответствии с учредительными документами должника – юридического лица на принятие решения о его ликвидации, принято решение о подаче в хозяйственный суд заявления должника;

 собственником имущества должника – унитарного предприятия или органом, им уполномоченным, принято решение о подаче в хозяйственный суд заявления должника.

Государственные организации вправе подать в хозяйственный суд заявление должника по согласованию с государственным органом, в подчинении (составе) которого они находятся или который осуществляет управление принадлежащими Республике Беларусь либо находящимися в коммунальной собственности акциями (долями в уставном фонде) должника.

Дочерние унитарные предприятия, созданные государственными унитарными предприятиями, вправе подать в хозяйственный суд заявление должника по согласованию с государственным органом, в подчинении (составе) которого находится государственное унитарное предприятие – учредитель дочернего унитарного предприятия.

Если в хозяйственный суд подано заявление должника при наличии у лица, от имени которого подано это заявление, возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, то лицо, от имени которого подано заявление, несет перед кредиторами ответственность за реальный ущерб, причиненный этим действием.

Если экономическая несостоятельность (банкротство) должника – юридического лица вызвана собственником его имущества, учредителями (участниками) или иными лицами, в том числе руководителем должника, имеющими право давать обязательные для должника указания либо имеющими возможность иным образом определять его действия, то такие лица при недостаточности имущества должника для расчета с кредиторами солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника.

Основания для подачи заявления кредитора о признании должника экономически несостоятельным (банкротом).

Правом на подачу заявления кредитора о признании должника экономически несостоятельным (банкротом) (далее – заявление кредитора) обладают кредиторы (за исключением физических лиц, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью или по компенсации морального вреда, связанного с причинением вреда их жизни или здоровью, и физических лиц, которым должник обязан осуществить выплату выходных пособий, вознаграждений по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг или создание объектов интеллектуальной собственности, и сумм по внесению (взысканию) задолженности по заработной плате, а также учредителей (участников) должника – юридического лица, перед которыми должник несет ответственность по обязательствам, вытекающим из такого участия), представитель работников должника – по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений.

К налоговым и другим государственным органам применяются положения настоящего Закона о кредиторах. При этом налоговые и другие государственные органы подают в хозяйственный суд заявление об экономической несостоятельности (банкротстве) градообразующих или приравненных к ним организаций, государственных организаций, юридических лиц, акции (доли в уставном фонде) которых находятся в управлении государственных органов или в хозяйственном ведении, оперативном управлении государственных юридических лиц, а также юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, имеющих государственные и (или) международные заказы, только в случае принятия должником, собственником имущества унитарного предприятия, учредителями (участниками) юридического лица, государственными органами решения о нецелесообразности проведения досудебного оздоровления.

Процедуры экономической несостоятельности (банкротства).

При рассмотрении дела об экономической несостоятельности (банкротстве) должника – индивидуального предпринимателя могут применяться следующие процедуры экономической несостоятельности (банкротства):

 защитный период – в случае необходимости завершения досудебного оздоровления, если оно не завершено до возбуждения производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве);

 конкурсное производство;

 мировое соглашение.

Конкурсное производство включает следующие процедуры: завершение подготовки дела к судебному разбирательству, санацию, ликвидационное производство.

Меры по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства).

Руководители организаций, собственник имущества унитарного предприятия, учредители (участники) юридического лица, индивидуальные предприниматели, государственные органы в пределах своей компетенции обязаны своевременно принимать меры по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства).

Для проведения досудебного оздоровления лица осуществляют меры по улучшению финансового состояния юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, созданию условий для их стабильной и эффективной хозяйственной (экономической) деятельности. В этих целях в соответствии с законодательством такие лица могут:

 изменять структуру и состав органов управления юридических лиц и иных организаций;

 взыскивать дебиторскую задолженность;

 привлекать инвестиции, в том числе иностранные;

 содействовать достижению соглашений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с кредиторами о реструктуризации их кредиторской задолженности, в том числе путем предоставления необходимых гарантий;

 реорганизовывать юридические лица.

Государственные органы и иные организации, физические лица, осуществляющие деятельность с использованием государственных секретов, обязаны обеспечить их необходимую защиту при рассмотрении вопросов о применении мер по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства) и осуществлению процедур экономической несостоятельности (банкротства).

Кредиторы и иные лица на основании соглашения с должником также могут принимать меры, направленные на улучшение финансового состояния должника.

Отзыв должника на заявление об экономической несостоятельности (банкротстве) должника.

Должник в течение семи дней со дня получения копии заявления об экономической несостоятельности (банкротстве) должника направляет в хозяйственный суд и лицу, подавшему заявление об экономической несостоятельности (банкротстве) должника, отзыв на такое заявление (далее – отзыв должника).

Кроме сведений, указываемых в соответствии с Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь в отзыве на исковое заявление, в отзыве должника указываются:

 имеющиеся у должника возражения по требованиям заявителя;

 общая сумма задолженности должника по обязательствам перед кредиторами, оплате труда работников должника и обязательным платежам;

 сведения об имеющемся у должника имуществе, в том числе о денежных средствах, размещенных на счетах, открытых в банках, номера этих счетов, почтовые адреса соответствующих банков.

К отзыву должника на заявление об экономической несостоятельности (банкротстве) должника прилагаются:

 бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату или заменяющие его документы, документы о составе и стоимости имущества должника – индивидуального предпринимателя или их нотариально удостоверенные копии;

 доказательства удовлетворения требований лица, подавшего заявление об экономической несостоятельности (банкротстве) должника, в случае их признания должником;

 документы, подтверждающие направление лицу, подавшему заявление об экономической несостоятельности (банкротстве) должника, копии отзыва должника.

Отсутствие отзыва должника на заявление об экономической несостоятельности (банкротстве) должника не препятствует рассмотрению дела об экономической несостоятельности (банкротстве).

Последствия вынесения определения о возбуждении производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) должника.

С момента вынесения хозяйственным судом определения о возбуждении производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) должника:

 приостанавливается по ходатайству руководителя должника, временного управляющего или иных лиц в общем или хозяйственном суде либо другом государственном органе производство по делу, связанному со взысканием с должника денежных средств и (или) иного имущества должника;

 приостанавливается исполнение исполнительных документов, выданных на основании судебных постановлений, вступивших в законную силу до момента вынесения хозяйственным судом определения о возбуждении производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) должника, а также иных исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением исполнения исполнительных документов по взысканию задолженности по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью граждан, компенсации морального вреда, связанного с причинением вреда жизни или здоровью граждан, а также задолженности по выплате выходных пособий и оплате труда работников должника и лиц, работающих у должника по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг или создание объектов интеллектуальной собственности, по выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов;

 запрещается удовлетворение требований учредителя (участника) должника – юридического лица в связи с выходом или исключением из состава учредителей (участников) должника – юридического лица.

Приостановление производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) должника в соответствии с абзацем вторым части первой настоящей статьи не распространяется на дела по искам работников должника о восстановлении на работе, взыскании денежных сумм, связанных с выполнением трудовых обязанностей, возбужденные общими судами до момента вынесения хозяйственным судом определения о возбуждении производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) должника.

Определение хозяйственного суда о возбуждении производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) должника (его копия) в целях принятия мер, установленных частью первой настоящей статьи, направляется управляющим в банки, с которыми должник заключил договоры текущего (расчетного) банковского счета, а также в общий и хозяйственный суды, соответствующим судебным исполнителям, в налоговые и другие государственные органы, указанные в определении хозяйственного суда о возбуждении производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) должника или предусмотренные законодательством.

Срок рассмотрения дела об экономической несостоятельности (банкротстве).

Дело об экономической несостоятельности (банкротстве) должно быть рассмотрено в заседании хозяйственного суда в срок, не превышающий восьми месяцев со дня поступления заявления об экономической несостоятельности (банкротстве) должника в хозяйственный суд.

В случае установления хозяйственным судом защитного периода сроком до трех лет в целях завершения досудебного оздоровления дело об экономической несостоятельности (банкротстве) должно быть рассмотрено в заседании хозяйственного суда в срок, не превышающий трех лет и пяти месяцев со дня поступления заявления об экономической несостоятельности (банкротстве) должника в хозяйственный суд.

Рассмотрение дела об экономической несостоятельности (банкротстве) в заседании хозяйственного суда может быть отложено на срок не более двух месяцев.

Основания для прекращения производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве).

Хозяйственный суд прекращает производство по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) в случае:

 восстановления платежеспособности должника в процедуре санации;

 утверждения мирового соглашения;

 отсутствия заявленных требований кредиторов к должнику либо удовлетворения всех требований кредиторов до принятия хозяйственным судом решения по делу об экономической несостоятельности (банкротстве). Хозяйственный суд прекращает производство по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) по ходатайству должника, если должник, его учредители (участники) или иные третьи лица уплатят все долги по соответствующим платежным обязательствам должника и (или) его обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений, либо третье лицо выдаст поручительство в полном удовлетворении требований кредиторов (при наличии письменного согласия на это всех кредиторов);

 признания до принятия хозяйственным судом решения по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) необоснованными требований заявителя, послуживших основанием для возбуждения производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), при отсутствии заявленных и признанных в порядке, установленном настоящим Законом, требований кредиторов;

 отсутствия сведений о должнике в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

 наличия в производстве хозяйственного суда дела об экономической несостоятельности (банкротстве) того же должника;

 установления факта ложной экономической несостоятельности (банкротства).

Основания для признания индивидуального предпринимателя банкротом.

Основаниями для признания индивидуального предпринимателя банкротом являются его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, связанным с осуществлением им предпринимательской деятельности, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение шести месяцев с даты, когда они должны быть исполнены, или наличие задолженности в сумме сто и более базовых величин.

Заявление об экономической несостоятельности (банкротстве) должника – индивидуального предпринимателя.

Право на подачу в хозяйственный суд заявления об экономической несостоятельности (банкротстве) должника – индивидуального предпринимателя имеют должник – индивидуальный предприниматель, кредиторы по обязательствам, связанным с предпринимательской деятельностью должника – индивидуального предпринимателя, прокурор, налоговые и иные государственные органы по требованиям по обязательным платежам.

При проведении процедур экономической несостоятельности (банкротства) в отношении должника – индивидуального предпринимателя его кредиторы по обязательствам, не связанным с предпринимательской деятельностью должника – индивидуального предпринимателя, вправе предъявить свои требования в порядке, установленном статьей 89 настоящего Закона.

Базовыми понятиями служат определения неплатежеспособности и экономической несостоятельности (банкротства) субъекта хозяйствования, а также связанные с ними понятия платежных обязательств, обязательных платежей и денежных обязательств.

Закон устанавливает порядок возбуждения и рассмотрения дел об экономической несостоятельности (банкротстве) в хозяйственном суде, в том числе: установление и определение основных процедур банкротства (защитный период, ликвидационное производство, мировое соглашение, санация, реструктуризация), порядок представления, содержание и требования к документам для возбуждения дела.

Главной целью антикризисного управления является разработка и первоочередная реализация мер, направленных на нейтрализацию наиболее опасных (наиболее интенсивно влияющих на развитие процесса экономической несостоятельности) факторов, приводящих к кризису и банкротству.

Следует отметить, что реализация международно-правовых принципов и норм обеспечения экологической безопасности в значительной мере затруднена межгосударственными и внутринациональными противоречиями, а в основном - экономической несостоятельностью государств обеспечить темпы и уровень устойчивого развития.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: