Сравнительный анализ сумм покрытия на единицу продукции и прибыли от реализации на единицу продукции, рассчитанной при полном распределении затрат




Таблица 1

Исходная информация. Основные экономические характеристики

Показатели Продуктовая группа 1 Пиво светлое Продуктовая группа 2 Пиво темное Продуктовая группа 3 Напитки
    №1 №2 №3 №4 №5 Квас   Утро  
  Информация о затратах
  Сырье и материалы на1 бут., д.е.              
  Прямая сдельная заработная плата на1 бут., д.е.              
  Итого прямых переменных расходов тыс. ден. ед.              
  Прямые постоянные расходы, тыс. д.е.              
  Косвенные постоянные расходы, тыс. ден. ед.  
  Информация о реализации
6. Цена реализации,,д.е.              
  Объем реализации, бут.              
8. Выручка, тыс. д.е.              
9. Итого выручка, тыс. д.е.  
  Информация о себестоимости реализованной продукции
10 10. Переменные расходы, тыс. д.е.              
  Итого переменных расходов, тыс. д.е.    
  Итого постоянных расходов, тыс. д.е.  
  Полная себестоимость реализованной продукции    
                   

 

Традиционный расчет прибыли даст нам следующий результат:

Выручка, д.е. 9335000

Себестоимость, д.е. 9022000

Прибыль, д.е. 313000

Полученной информации в результате традиционного расчета прибыли явно недостаточно для того, чтобы принять решение относительно действий предприятия в следующем периоде. То, что предприятием заработана прибыль в сумме 313000 д.е., является положительным моментом. Однако сумма этой прибыли незначительна, поэтому необходимо выявить наиболее прибыльные продукты, производимые и реализуемые предприятием.

Для расчета прибыльности продукции при полном распределении затрат косвенные постоянные затраты могут быть распределены, например, пропорционально сумме переменных затрат (таблица 2).

Таблица 2

Показатели Продуктовая группа 1 Пиво светлое Продуктовая группа 2 Пиво темное Продуктовая группа 3 Напитки Итого
    №1 №2 №3 №4 №5 Квас   Утро    
1. Цена реализации,,д.е.               х
  Объем реализации, бут.               х
3. Переменные затраты реализованной продукции, тыс. д.е.                
  Доля переменных расходов в общем итоге переменных расходов   0,264 0,201 0,211 0,109 0,166 0,026 0,022 1,000
5. Прямые постоянные расходы                
6. Распределение постоянных расходов                
7. Полная себестоимость видов продукции                
8. Себестоимость 1-й бут., д.е. (стр. 7 х 100: стр. 2)                
9. Прибыль от реализации 1-ой бут., д.е.       - 30        
                                 
 

Проведенный анализ показывает, что реализация каждой бутылки пива темного № 4 приносит убыток в размере 30 д.е., а реализация пива темного № 5 хотя и беубыточна, но прибыли не приносит. Достаточно высокую прибыль при относительно низких ценах реализации дают безалкогольные напитки.

Если руководствоваться полученной информацией, предприятию следует отказаться от производства и реализации обоих сортов темного пива и активизировать производство и сбыт продуктовой группы № 1 и кваса.

Произведем расчет прибыльности реализации продуктов, используя метод сумм покрытия. Для этого определим суммы покрытия по каждому виду реализованной продукции как разность между выручкой и переменными затратами (таблица 3).

Таблица 3

Показатели Продуктовая группа 1 Пиво светлое Продуктовая группа 2 Пиво темное Продуктовая группа 3 Напитки Итого
    №1 №2 №3 №4 №5 Квас   Утро    
  Выручка, тыс. д.е.                
  Переменные расходы, тыс. д.е.                
  Сумма покрытия, тыс.д.е.(стр. 1- стр.2)                

 

Расчет прибыли в этом случае будет выглядеть следующим образом:

Расчет сумм покрытия

 

Выручка, д.е. 9335000

Переменные расходы, д.е. 3127000

Сумма покрытия, д.е. 6208000

Постоянные расходы, д.е. 5895000

Прибыль, д.е. 313000

Расчет суммы покрытия представляет нам несколько иную картину, чем определение прибыльности видов продукции с использованием полного распределения затрат по продуктам.

В частности, нетрудно заметить, что наименьшие суммы покрытия формируются при реализации напитков, которые при расчете прибыли с полным распределением затрат были наиболее привлекательными, а темное пиво, которое при первом расчете было убыточным, дает сумму покрытия в размере 1648 тыс. д.е. (т. е. покрывает почти 4-ю часть постоянных расходов -26%).

Далее представляется целесообразным сопоставить суммы покрытия на единицу продукции с прибылью от реализации единицы продукции, рассчитанной при полном распределении затрат (таблица 4).

Таблица 4

Сравнительный анализ сумм покрытия на единицу продукции и прибыли от реализации на единицу продукции, рассчитанной при полном распределении затрат

Показатели Продуктовая группа 1 Пиво светлое Продуктовая группа 2 Пиво темное Продуктовая группа 3 Напитки
    №1 №2 №3 №4 №5 Квас   Утро  
1. Цена реализации, д.е.              
  Переменные расходы на 1 бут. ден. ед.              
  Сумма покрытия на 1 бут.              
  Прибыль от реализации 1 бут.       -30 -0    

Как видно из таблицы 4, продукты группы 3, прибыль от реализации которых согласно расчету с полным распределением затрат составляет 30 и 10 д.е., формируют наименьшие суммы покрытия, в то время как, например, убыточное согласно расчету полной себестоимости темное пиво дает крупную сумму покрытия — 216 и 250 д.е.

Однако для принятия решения о структуре выпуска и реализации продукции имеющуюся информацию также можно детализировать.

Нам известно, что предприятие ежемесячно несет постоянные расходы в сумме 5895 000 д.е.. Дополнительный анализ постоянных расходов показывает, что часть из них можно напрямую сопоставить с конкретными видами продукции (реклама конкретного вида продукции, сертификация и т. п.), часть — с продуктовыми группами (реклама продуктовой группы и т. п.), часть — с подразделениями (содержание службы контроля качества, управленческого персонала подразделений и т. п.), а также можно выделить часть постоянных расходов, связанных с функционированием предприятия в целом (управленческие расходы).

При классификации расходов по ступеням следует руководствоваться принципом причинно- следственных связей: на носители и места возникновения затрат необходимо относить только те затраты, которые с ними связаны.

Анализ постоянных расходов по отдельным ступеням (уровням) приведен в таблице 5.

Анализ постоянных затрат

Таблица 5

Объект отнесения затрат Сумма затрат
         
Виды продукции №1 №2 №3 №4 №5 Квас   Утро   Итого по объекту
Расходы на продукцию                
Продуктовые группы Продуктовая группа 1 Пиво светлое Продуктовая группа 2 Пиво темное Продуктовая группа 3 Напитки  
Расходы        
Подразделения Мини-завод по производству пива Производство напитков  
Расходы      
Предприятие в целом Предприятие в целом  
Управленческие расходы    
Итого постоянные расходы по предприятию  
                   

 

Таким образом, мы выделили четыре уровня постоянных затрат:

1. Статьи постоянных затрат по видам продукции.

2. Статьи постоянных затрат по группам продукции.

3. Статьи постоянных затрат по подразделениям предприятия.

4. Постоянные затраты всего предприятия.

Выделение ступеней постоянных затрат на практике должно определяться потребностями и возможностями предприятия.

В таблице 3 была рассчитана общая сумма покрытия предприятия, которая составила 6208000 д.е. В таблице 6 произведен дифференцированный анализ постоянных затрат и результатов деятельности предприятия через промежуточные результаты (суммы покрытия различных ступеней).

Таблица 6

Показатели Продуктовая группа 1 Пиво светлое Продуктовая группа 2 Пиво темное Продуктовая группа 3 Напитки Итого
    №1 №2 №3 №4 №5 Квас   Утро    
1. Выручка,,д.е.                
  Переменные затраты, тыс. д.е.                
3. Сумма покрытия 1, тыс.д.е. (стр1-стр2)                
4. Прямые постоянные расходы, относимые на продукт                
5. Сумма покрытия 2, тыс.д.е. (стр.3-стр.4)                
6. Постоянные расходы, относимые на продуктовую группу, тыс. д.е.        
7. Сумма покрытия 3, тыс.д.е. (стр.5-стр.6)     -5  
8. Постоянные расходы, относимые на подразделение, тыс. д.е.      
9. Сумма покрытия 4, тыс.д.е. (стр.7-стр.8)   - 555  
10. Постоянные расходы, относимые на все предприятие, тыс. д.е.    
  Финансовый результат    
                     

 

На основании полученных результатов расчетов сделате вывод о том, как производство и реализация всех видов продукции возмещает переменные затраты и обеспечивает ли положительную сумму покрытия.

Почему производство и реализация безалкогольных напитков приносят предприятию убыток (сумма покрытия 3 уже отрицательна, не покрываются расходы, связанные с продвижением на рынок данной продуктовой группы и содержанием филиала), в то время как при расчете с полным распределением затрат продукты данной группы были наиболее прибыльными?.

Позволит ли отказ от производства безалкогольных напитков и закрытие филиала избежать убытков и существенно увеличить прибыль?.

Какие задачи позволяет решать метод сумм покрытия?

Какие реальные возможности управления производственной программой появляются у предприятия при использовании данного метода?

Считаете ли вы метод сумм покрытия эффективным инструментом управления затратами и прибылью и мониторинга прибыльности отдельных потребителей, заказов, каналов и рынков сбыта? Обоснуйте свои доводы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: