Определение моторной плотности урока.




Одним из показателей эффективности урока является его плотность.

Общее время затраченное на урок (или его часть) принимается за 100%.

Различают общую (педагогическую) и моторную (двигательную) плотность урока.

Общая плотность урока – это отношение педагогически оправданных (рациональных) затрат времени к общей продолжительности урока.

Для определения общей плотности (ОП) урока или его частей суммируются показатели времени активной деятельности на уроке tад. Это время умножается на 100% и делится на общее время урока tобщ:

ОП = tад х 100%

tобщ

Моторная плотность урока – это отношение времени, использованного непосредственно на двигательную деятельность учащихся, к общей продолжительности урока.

Для расчета моторной плотности (МП) урока необходимо время выполнения физических упражнений tфу умножить на 100% и разделить на общее время занятия, урока tобщ:

МП = tфу х 100%

tобщ

 

27. Понятия: здоровье, болезнь и заболеваемость. Показатели заболеваемости школьников, их оценка и способы расчета. Факторы, влияющие на здоровье школьников. Группы здоровья детей и подростков. Распространенность групп заболеваний. Здоровье – состояние полного физич, духов и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физич дефектов. Болезнь – расстройство здоровья, нарушение правильной деят-ти орг-ма (Ожегов). Заболеваемость – кол-во заболеваний (Ожегов). Факторы, влияющие на здоровье (приводящие к ухудшению): А) учебные перегрузки, приводящие к переутомлению (у 50% учащихся – сильное и выраженное) Б) школьные стрессы В) распространение вредных привычек и зависимостей Г) неправ-я орг-ция физ активности учащихся, гиподинамия Д) питание школьников Е) низкий уровень культуры здоровья учащихся Ж) необходимость сотрудничества педагогов, родителей и учащихся З) некомпетентность педагогов в вопросах сохр-я здоровья И) недостаточ разв-е профилактич мер по школьным болезням Группы здоровья (критерии разделения: состояние здоровья, физ разв-е, функц состояние орг-ма): 1 – основная мед группа – 92% учащихся и студентов – это лица без отклонений в состоянии здоровья, лица с хорошим функцион состоянием здоровья. В последние годы рекоменд-ся включать и учащихся с незначит отклонениями в состоянии здоровья, но с достаточ физ разв-ем (н-р, с забол-ми ЖКТ – гстрит, близорукостью до «-5» диоптрий). Физ нагрузка в полном объеме учеб программы, занятия в секциях, поощряется участие в сорев-ях 2 – подготовит-я мед группа – 6%. Учащиеся с отклонениями в состоянии здоровья и с низким функц состоянием орг-ма, это ДЧБ – длительно и часто болеющие (забол-я почек, ревматизм). С длит-ми периодами ремиссии м/у обострениями заб-ий. Лица со слабым физ разв-ем – дефицит массы тела, недостаточ разв-е мускулатуры. Осваивают ту же программу ФВ, что и основная, только более постепенно. Нормативы разр-ся для каждого индивид-но. Участие в сорев-ях и занятия в секциях не реком-ся, но реком-ся доп занятия по ОФП для повыш-я уровня физ разв-я. При улучшении здоровья, функц состояния переводятся в осн группу. 3 – специальная – 2%. С постоянными отклонениями в состоянии здоровья и физ разв-я (порок сердца, удаленная почка). Со значит-ми, но временными отклонениями. Занятия проводятся по спец программам при постоян мед наблюдении, не имеют права заниматься со всеми, но м.б. расписка о допуске. Можно объединять 2 класса по возрасту (н-р, 5-ый и 6-ой). Занятия 2-3 раза в неделю по 30 мин. Большая доля упр-ий сидя и лежа, упр-я на нормализацию дых-я или при сознат контроле дых-я. Группы «А» и «Б» (более тяжелые) При необх-ти направл-ся в лечеб учрежд-я для занятий ЛФК. Для врачей: 1-я, 2-я и 3-я группы. Группы заболеваний: - сердечные и легочные, иммунитет - зрение и нервно-психич статус (группа «спокоен, собран, сосредоточен») - гастроэнтерологические, почки («трубочные») - опорно-двигательный аппарат, отклонения в осанке - слабые физически люди Около 90% детей школьного возраста имеют отклонение физич и психич здоровья. Увелич-ся кол-во школьников с ухудщением зрения (близорукость), ожирением, нервно-психич расстройствами, аллергич забол-ями. За период обуч-я в школе с 1-го по 11-ый класс число здоровых детей уменьш-ся в 4 раза, 50% - близорукость, нарушения осанки – 65%, нервно-психические – 40%. 45% старшеклассников не могут выбрать профессию исходя из проблем со здоровьем. Увелич-ся кол-во подростков-алкоголиков, наркоманов, токсикоманов. Уровень алкоголизации 72-92% - юноши, 80-94% - девушки. >50% старшеклассников курят, около 50% пробовали наркотики. Среди девушек кол-во здоровых 6%. У 7-12% старшеклассниц патология репродуктивной системы. Осложнение беременности и родов, 11% детей рождается с выраженной патологией. 80% старшеклассников страдают гиподинамией. Здоровье—это целостное многомерное динамическое состояние (включая его позитивные и негативные показатели), которое развивается в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции. (рос.ученые) Болезнь характеризуется нарушением жизнедеятельности организма, взаимосвязи его с окружающей средой и обычно приводит к временному или постоянному снижению или утрате жизнеспособности. Болезнь возникает под влиянием вредных факторов (чрезвычайный раздражитель или болезнетворный агент), когда сила их воздействия превышает защитные или компенсаторные возможности организма. При этом для возникновения болезни может быть достаточно однократного воздействия болезнетворного агента, или она развивается лишь при длительном его воздействии. Болезнь—любое аномальное состояние организма или его части. Болезнь—специфическое нарушение, отличающееся комплексом физических признаков, симптомов и последствий. Все заболевания имеют причины, они могут быть известны или неизвестны. К ним относятся: наследственность, влияние окружающей среды, инфекции, новообразования, образ питания. Группы заболеваемости: здоровые дети; здоровые, но с отклонениями; с отклонениями, но компенсированные; без компенсации; не посещающие. С состоянием здоровья, Ф развитием, уровнем ф. подготовки все школьники делятся на группы: основную (учащиеся без отклонений в состоянии здоровья и без отклонений в физ.развитии), подготовительную (учащиеся с незначительными отклонениями в развитии и состоянии здоровья- без существенных функциональных нарушений, а также с недостаточной физ.подготовленностью), специальную (учащиеся с отклонениями в состоянии здоровья обратимого или необратимого характера и с низким уровнем физ.развития).   28.Требования к рациональному питанию спортсменов. Состав пищевых продуктов. Понятие о сбалансированном питании. Энерготраты в различных видах спорта. Первая помощь при пищевых отравлениях Рациональное или адекватное питание(лат. r ationalis - разумный, осмысленный) - это физиологически полноценное питание здоровых людей, которое соответствует энергетическим, пластическим, биохимическим потребностям организма. Такой тип питания обеспечивает постоянство внутренней среды организма, поддерживает функциональную активность органов и систем, а так же сопротивляемость их к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды. В литературе кроме термина «рациональное питание» можно встретить его синонимы - "правильное", "научно обоснованное", "оптимальное", "сбалансированное", "адекватное питание". Все эти термины равнозначны по содержанию. Cбалансированное питание - это, в первую очередь, питательные вещества или так называемые нутриенты. Жиры и углеводы необходимы в качестве источника энергии для обеспечения процессов, происходящих в организме. Белки, минеральные вещества и вода необходимы в качестве строительного материала клеток и тканей, для поддержания баланса внутренней среды организма. Витамины и микроэлементы необходимы для сбалансированного обмена веществ в организме. Необходимо соблюдать режим питания, необходимо придерживаться такого меню сбалансированного питания, которое подходит по возрасту, состоянию здоровья и энергетическим потребностям. Золотое правило для всех - избегать избытка жирного, мучного, жареного и стараться всегда включать в меню сбалансированного питания пищу, богатую белками, клетчаткой, сложными углеводами, а так же свежие фрукты и овощи. 1. Рацион питания спортсмена должен соответствовать его энергетическим затратам в данный момент времени. 2. Питание должно быть сбалансированным, то есть содержать все необходимые питательные вещества (белки, липиды, углеводы, витамины, минеральные соли, биологически активные вещества) в необходимых пропорциях. 3. Питание должно содержать продукты как животного, так и растительного происхождения. 4. Пища должна легко и хорошо усваиваться организмом. Весьма важной для спортивного питания является кулинарная обработка пищи. Особое внимание здесь должно уделяться максимальному сохранению естественных свойств продуктов и их разнообразию. Обычный режим питания подразумевает трехразовый прием пищи, однако для высококвалифицированных спортсменов предпочтительно 4-х или 5-разовое питание. Энергетическая ценность рациона питания должна соответствовать энергетическим затратам спортсмена, которые в свою очередь определяются возрастом, полом, спортивным стажем и квалификацией. В период нагрузок максимальной и субмаксимальной силы энергоснабжение организма осуществляется в основном за счет углеводов. Углеводы Для осуществления углеводного насыщения организма рекомендуется фруктоза. Ее преимущество по сравнению с глюкозой заключается в том, что прием фруктозы не сопровождается значительными колебаниями содержания сахара (глюкозы) в крови и не требует поэтому повышенного выброса инсулина поджелудочной железой. При этом содержание гликогена в скелетных мышцах снижается в значительно меньшей степени, чем при употреблении глюкозы. Спортсменам рекомендуется вводить в рацион повышенное количество углеводов в виде пищевых волокон, что способствует сорбции токсических продуктов повышенного метаболизма и снижению интоксикации. Белки Главное значение белков пищи — обеспечение пластических процессов: биосинтеза различных белков, в том числе структурных и сократительных белков, белков-ферментов, ряда гормонов и других важных для организма азотсодержащих веществ. Поступающие в организм пищевые белки в процессе пищеварения распадаются на аминокислоты, которые всасываются в кровь, разносятся ею по организму и используются для синтеза специфических белков и других соединений. Депо белков в организме нет, около 7 кг белка находится в непрерывном метаболизме. Потребность в белках у интенсивно тренирующихся спортсменов составляет 1,5-2,0 грамма на килограмм веса тела в сутки. Прием белка в количестве более чем 3 г/кг не рекомендуется даже для спортсменов таких видов спорта, как тяжелая атлетика, метание и атлетическая гимнастика, так как организм, как правило, не в состоянии справиться с расщеплением и усвоением такой массы белка. Однако недостаточный прием белка (менее 1,5 г на кг веса тела) также не способствует нормализации обменных процессов, так как при этом может наблюдаться повышение выведения из организма таких важных витаминов, как витамин С, тиамин, рибофлавин, пиридоксин, ниацин, а также солей калия. Липиды Липиды представлены в организме жирами и жироподобными веществами. Жироподобные вещества, которые подразделяются на фосфатиды, стерины (одним из которых является холестерин), стериды и ряд других соединений, выполняют в организме человека преимущественно структурные функции. Они входят в состав клеточных оболочек, стенок кровеносных сосудов, а также содержатся в мозговых и нервных тканях, внутренних органах. Из холестерина в организме синтезируется ряд веществ, необходимых для жизнедеятельности: некоторые гормоны, желчные кислоты, витамин D. Жироподобные вещества — продукт животного происхождения. Наиболее богаты ими мясные продукты, печень, рыба ценных пород, рыбная икра, молочные продукты, птица, яйца. При употреблении в пищу всех этих продуктов даже интенсивно тренирующийся футболист не будет испытывать недостатка в липидах. Витамины и минералы Одним из важнейших условий сбалансированности питания является получение с пищей соответствующего количества витаминов и минеральны Энерготраты человека при различных видах деятельности.
Виды деятельности Средние энерготраты (ккал/час)
Состояние покоя (сидя) 70-75
Утренняя гимнастика (15-40 мин) 50-150
Ходьба (со скоростью 4 км/час) 200-230
Игра в волейбол 250-300
Плавание со скоростью 2-3 км/час 250-300
Гребля со скоростью 2-3 км/час 240-280
Катание на велосипеде со скоростью 10 км/час 280-300
Игра в бадминтон 350-400
Игра в большой теннис 400-450
Катание на лыжах со скоростью 7-7,5 км/час 450-500
БЕГ трусцой со скоростью 6 км/час 450-500
БЕГ трусцой со скоростью 10-11 км/час 900-1100

х веществ. Однако организм профессионального спортсмена испытывает повышенную потребность в этих нутриентах, поэтому спортсменам рекомендуется дополнительно принимать специализированные мультивитаминно-минеральные комплексы, биологически активные добавки к пище. Витамины — это жизненно важные для организма вещества, которые не образуются в организме (или образуются в ограни ченных количествах), а поступают с продуктами питания. Суточная потребность в тех или иных витаминах невелика и измеряется миллиграммами. Как правило, витамины выполняют несколько функций в организме. Одной из них является так называемая коферментная функция. Многие витамины входят в состав ферментов — биологических катализаторов, без участия которых не может происходить ни одна жизненно важная реакция в организме. К числу таких витаминов относится большинство водорастворимых витаминов, в частности витамины РР, группы В и другие. На долю минеральных веществ приходится 4-5% от веса организма. Они содержатся во всех тканях организма, но наиболее высокое их содержание в костной ткани, которой они обеспечивают твердость и высокую прочность. Минеральные соединения входят в состав веществ, выполняющих структурные функции, и веществ — регуляторов обменных процессов, обеспечивают протекание нервных процессов, осмотические явления, которые вызывают перемещение воды в тканях, и многое другое. Обмен минеральных веществ тесно связан с обменом воды, который обязательно усиливается в связи со спортивной тренировкой. Особенно много воды, а с ней и минеральных веществ, уходит из организма с потом. Обильное потоотделение во время тренировок и соревновательных игр является верным признаком повышенной потребности в минеральных соединениях. По крайней мере в 1,5-2 раза повышается потребность в соединениях натрия, солях фосфорной кислоты и соединениях кальция, а также соединениях калия, железа и многих других.

Причиной пищевых отравлений является в большинстве случаев бактериальное загрязнение продуктов при их приготовлении, хранении, транспортировке. Они вызываются такими микроорганизмами, как сальмонеллы, стафилококки, кишечная палочка и палочка ботулизма. Пищевые отравления в основном сопровождаются тошнотой, рвотой, поносом, болями в области желудка и кишечника. Болезнь длится 2-5 дней, затем, почти во всех случаях, наступает самоизлечение. Пострадавшему от пищевого отравления рекомендуется покой, большое количество жидкости, постельный режим и голодание. Потребление пищи обычно вызывает ухудшение общего состояния.

29.Гигиеническая оценка спортивного зала школы: размеры, внутренняя отделка, освещение, вентиляция, микроклимат, вспомогательные помещения, система уборки. Общеобразовательная школа должна иметь спортивную зону и учебно-тренировочные помещения. В спорт.зоне размещают: -л/а дорожку; - гимнастическую площадку; площадка для спорт.игр так же допускаются учебные тиры и бассейны. Учебно-спортивные помещения включают в себя: 2 раздевалки, 2 душевые, 2 туалета, комнаты для инвентаря. Размеры залов зависят от типа школы и количества учеников. 192-624 человека - 1 спортзал 9*8*5,4м 784-1176 – 1спортзал 12*24*6м 1586-1950-2спортзала 12*12*3;12*24*6м 1960 – 2 зала 12*12*3;15*30*6м Залы должны быть на 1 этаже изолировано от учебного помещения, вход через обособленный коридор или через раздевалки. Внутренняя отделка. Отделочные материалы должны быть безвредны, долговечны, отвечать требованиям противопожарной безопасности, быть удобными при уборке и эстетичными. Для полов – полимерные металлы, для спортзалов – деревянные полы, упругие, ровные и без щелей. Стены покрывают на высоту 1,8 м светлой масляной краской, душевые на такую же высоту облицовочной керамической плиткой. В проходах раздевалок рекомендуется класть резиновые (нековровые дорожки) дорожки. В душевых и уборных, где попадает вода, полы, покрывают облицовочной твердой плиткой и устраивают тропы для отвода воды, стены и потолок должны обеспечить паро и водо изоляцию. Раздевалки оборудованы скамьями, которые покрывают масляной краской. Длина на одного посетителя 0,6 м, главный проход между скамьями 1 м, боковые проходы не уже 0,5 м. Система уборки. Текущая уборка по мере загрязнения, а полная в конце рабочего дня. Освещение. Залы должны быть обеспечены достаточным количеством как искусственного, так и естественного света, который равномерно распределен по всей площади. Д.б. безопасным, без мерцаний и блезкости. Международная единица освещенности 1 люкс номы освещения в залах 150 люкс, в бассейнах не менее 50 люкс. Естественное освещение – солнечные лучи, уровень естественного освещения зависит от: ориентации спорт сооружения, устройства и площади окон, количества и чистоты оконных стекол. В гигиенической практике применяются показатель освещенности спорт. сооружений, т.к световой коэффициент – это отношение общей площади окон к общей площади пола зала. Для залов не менее 1/6, для бассейнов 1/5-1/6, раздевало1/10-1/11. освещенность осущ-ся в горизонтально плоскости. Вентиляция. Естественная - инфильтрация наружного воздуха, ч/з щели в окнах, дверях, поры в стройматериалах, а так же проветривание. Обмен воздуха за счет разницы температур и давления. Естественная вентиляция обеспечивает 0,5-0,75 кратный обмен воздуха в час, необходимо чаще проветривать ч/з форточки, окна откидывать под углом 45 градусов. Искусственная вентиляция – происходит за счет механических побудителей. -Местная устанавливается в окнах для небольших помещений с малым загрязнением -Центральная – для всего здания работает значительную часть дня, может обеспечить подогре и освобождение от пыли. Приточная Вытяжная – используют в душе Приточно-вытяжная в спортзалах с преобладание притока Сейчас часто исп-ют кондиционеры Температура. Оптимальная температура зависит от количества человек в зале. 18-21 градус, в раздевалках 25 градусов Относительная влажность воздуха в холодный период не более 45 градусов, в теплый не более 55 градусов Подвижность воздуха: 0,2-0,5 м/с 30. Мышечная деятельность человека и суточный ритм физиологических функций. Нейрогуморальные механизмы формирования суточного ритма физиологических функций. Влияние спортивной тренировки на суточный ритм. Биоритм – периодическое изменение интенсивности и характера биологических процессов, которые самоподдерживаются и самопроизводятся в любых условиях. На периодические изменения в функциях влияют: 1. эндогенный ритм (внутренние синхронизаторы) ¾ электр.активность мозга ¾ ЧСС, ДС, ПС ¾ Эндокринные функции 2. экзогенный ритм (внешние синхронизаторы) ¾ t ¾ солнечной активности ¾ колебание магнитного поля ¾ ритм В организме человека регуляция биоритмов осуществляется посредством гипоталамо-гипофизарной системы. Суточные биоритмы: · формируется к концу 3 недели · функции орг-ма акт-ть днем - 16.00 акт-ть ночью – 4.00,5.00 утра · смертность ночью – 4.00 Большое значение для спортсменов: · жаворонки – 9.00-13.00 · совы – 21.00-1.00 · аритмики- 10.00-12.00, 16.00-18.00 Десинхроз - это смена суточных биоритмов (жен>муж, дети>взрослых).    
31.Методы и правила психолого-педагогического изучения личности школьника физической культуры Составить объективное представление о личности школьника можно только при использовании ряда методов изучения его кач-в, св-в и способностей. - Метод наблюдения заключается в целенаправленном сборе факторов в проведении и деятельности определенного уч-ка - Метод беседы, как правило является вспомогательным и может быть использованным в случаях, когда учитель ясно представляет себе, что должен узнать об ученике из беседы. Согласно этой цели он должен составить план беседы, предварительно определив ее стиль, содержание, направленность, используемые ср-ва и эмоциональную окраску. - Метод анкетирования следует использовать, чтобы определить отношения учащихся м/у собой, одному конкретному школьнику, к предмету, учебной деятельности и т.д. - Метод моделирования определенных ситуаций проводят в привычных для школьников условиях. Но при изучен. св-в личности моделируются специальные ситуации, в котор. эти св-ва отчетливо проявляются - Метод тестирования связан с выполнением стандартных задании или с интеллектуальным решением стандартных заданий. Правила: 1.Наблюдать нужно в естественных услов. обучения и воспит. 2. Прежде всего, необходимо определить главные личностные черты учащегося. 3.Отдельные особенности личности необходимо рассматривать в совокупности с другими, характеризующими его личность. 4. Важно выявлять «+» черты личности, на котор. необходимо опираться при его обучении и воспитании. 5. Не следует упускать из вида «-«черты 6. Не надо торопиться с оценками учащегося. Нужен только объективный подход (важно учитывать не только свое мнение, но и оценки окружающих, данные ряда исследовании личности, динамики формирования кач-в личности. 7. Важно вскрывать причины проявления негативных черт в личности. 8. Необходимо выявить тенденции в развитии той или иной черты личности (прогресс-регресс) 9.Для полноценного изучения личности нужно исследовать его в различных ситуациях, планомерно и систематически. 10. Целесообразно изучать школьника в коллективе, выявить уч-ся, котор. могут сказывать влияния на данного уч-ка, сравнивать поведение учащегося в группе и когда он один. 11. Следует учитывать мотив мах или иных действии и поступков школьников. 32.Понятия: индивид, личность, субъект, индивидуальность. Понятие о личностно ориентированных психологических технологиях. Индивидуальность - системная организация человека как интегральная целостность, включающую различные уровни его психической организации. Совокупность психологических, субъективных отношений к объективной действительности, предметной деятельности, другим людям и самому себе определяет позицию человека как личности. Чтобы индивид стал личностью необходимо общество и трудовая деятельность (обучение и воспитаниие). 2. Педагогическая технология – последовательная система действий педагога, связанная с решением педагогических задач или планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса. Личностно ориентированные технологии подразумевают учет личностных характеристик и возможностей воспитанников, опора на ценностные ориентации ученика, жизненные планы, установки, мотивы деятельности. Реализуются через
33. Виды и механизмы внимания. Возрастные особенности внимания. Способы поддержания устойчивого внимания в урочных формах организации занятий. Внимание – процесс избирательного сосредоточения сознания на предметах и явлениях внешнего мира, действиях, образах, мыслях и чувствах самого человека. Внимание не имеет своего собственного содержания. Оно всегда включено в другие психические процессы: ощущения и восприятия, представления, память, мышление, воображение, эмоции и чувства, проявления воли. Внимание включено и в практические, в частности двигательные, действия людей, в их поступки. Это обеспечивает ясность отражения действительности, что является условием успешности любой деятельности. Виды внимания. Различают внимание внешнее и внутреннее, произвольное (преднамеренное), непроизвольное (непреднамеренное) и послепроизвольное. Внешнее внимание – направленность сознания на предметы и явления внешней среды, в которой существует человек, и на свои собственные внешние действия и поступки. Внутреннее внимание – направленность сознания на явления и состояния внутренней среды организма. Соотношение внешнего и внутреннего внимания играет важную роль во взаимодействии человека с окружающим миром, другими людьми, в умении управлять собой. При произвольном внимании сосредоточенность сознания определяется целью деятельности и конкретными задачами, вытекающими из требований и изменяющихся условий. Пример: на уроке ФК учитель объясняет технику упражнения; задача ученика – понять и запомнить объяснения, основные опорные точки; здесь внимание ученика включено в восприятие речи учителя ФК. Затем учитель просит ученика выполнить данное упражнение; здесь внимание ученика включено в процесс выполнения упражнения и сосредоточено на точности и правильности выполнения элементов и упражнения в целом. Непроизвольное внимание возникает без предварительно поставленной цели – как реакция на сильный звук (свисток преподавателя), яркий свет (электронное табло с результатами соревнований), новизну предмета (новая форма маски вратаря в хоккее). Предметом непроизвольного внимания становится любой неожиданный раздражитель. При всех неожиданностях внимание сосредотачивается на короткий срок, но непроизвольное внимание может удерживаться и длительно, в тех случаях когда восприятие предмета, даже мысль о нем, вызывает живой интерес, окрашивается положительными эмоциями удовольствия, удивления, восхищения. Послепроизвольное внимание возникает вслед за произвольным. Это значит, что человек сначала сосредотачивает сознание на каком-то предмете или деятельности, иногда с помощью немалых волевых усилий, затем сам процесс рассматривания предмета или сама деятельность вызывает нарастающий интерес, и внимание продолжает удерживаться уже без всякого усилия. Все три вида внимания – это динамичные процессы, связанные взаимными переходами, но всегда какой-то из них на какое-то время становится преобладающим. Механизмы внимания Физиологические механизмы внимания очень сложны. Главным в механизмах внимания является образование в коре больших полушарий головного мозга очагов «оптимального возбуждения» (по И. П. Павлову) и открытое А. А. Ухтомским (1923) явление доминанты. Доминанта – господствующий очаг возбуждения в ЦНС, определяющий текущую деятельность организма. Доминанта является физиологической основой акта внимания. Доминирующий очаг может возникнуть при повышенном уровне возбудимости нервных клеток, который создается различными гуморальными и нервными влияниями. Он подавляет деятельность других центров, оказывая сопряженное торможение. При наличии доминанты многие влияния внешней среды остаются вне нашего внимания, но зато более интенсивно улавливаются и анализируются те, которые нас особенно интересуют. Таким образом, доминанта является мощным фактором биологически и социально наиболее значимых раздражений. Например, в предстартовом состоянии активизируются все те нервные центры, которые входили в рабочую систему во время предыдущих тренировок, и, следовательно, усиливаются функции, связанные с работой. Мысленное воспроизведение физических упражнений также активизирует рабочую доминанту – это является основой идеомоторной тренировки. Для поддержания устойчивого внимания на уроках. - четкая организация урока, динамическое ведение занятий, логичность и образность изложения материала; - проводить уроки интересно, эмоционально, с выдумкой, особенно на занятиях с младшим школьным возрастом; - избегать монотонности занятий, чаще чередовать упражнения; - применять разные формы организации учащихся, использовать различные перестроения; - использовать красочные наглядные пособия, видеоаппаратуру, кинопроекторы; - проводить занятия под музыкальное сопровождение; - вовлекать учеников в активную работу на уроке: сопоставлять, сравнивать, делать выводы, решать конкретные задачи; постоянно вести диалог с учениками; - непроизвольное внимание учащихся связано с непосредственным интересом к материалу урока, но это не значит, что каждый урок должен быть занимательным, подлинный интерес зависит от содержания учебного материала, когда ученик сознает, что знания, которые сообщает учитель, имеют большое познавательное и практическое значение.   34 Понятие потребность личности. Иерархия потребностей по А. Маслоу. Мотивы занятий физической культурой и спортом. Потребность – это состояние нужды в объективных условиях, предметах, объектах, без которых невозможно развитие и существование живых организмов, их жизнедеятельности. Потребности: биологические, направленные на обеспечение нужды организма в пище, тепле, безопасности, движении, размножении и.т.д. Личностные, стимулируют поддержание числом своей самостоятельности и индивидуальности, потребности в самовыражении и самоутверждении. Социальные, направленные на деятельность и контакты с другими людьми: потребность в общении, включении в какую – либо группу, в деятельность. Иерархия потребностей по Маслову: Выглядит как пирамида. В её основании – физиологические потребности, наверху – потребность в самореализации. Физиологические – потребность в еде, воде, сне, самосохранении и полом удовлетворении. Потребность в безопасности. Потребность в защите, порядке и стабильности, здоровье, обеспечение старости. Социальные – потребность любить и принадлежать кому-то. Проявляется в желании иметь друзей, любить и быть любимым, быть кому-то нужным иметь семью. Потребность в самоуважении, и осознание чувства собственного достоинства. Проявляется в желании признания успеха, и достижений личности со стороны окружающих. Потребность в самореализации и развитии личности, в самоактуализации, осмысление своего места в мире. С переходом от более «низкой» к более «высокой» потребности повышается активность личности. Мотивы школьника, относящихся к урокам ФК, можно представить в виде некоторой последовательности, основанной на выделении главных причин его учебной деятельности, поскольку реализация любой деятельности, в том числе и учебной, соотносится с предварительным появлением потребности, цели. Мотивы занятий ФК условно делятся на общие и конкретные. Общие – желание заниматься ФУ вообще. Конкретные – желание выполнять какие – либо определенные упражнения, предпочтения заниматься каким-либо видом спорта. Мотивы посещения уроков ФК могут иметь различную основу. Т.е. учащиеся которые довольны уроками посещают их ради физического развития и укрепления здоровья. Учащиеся не довольные уроками вынуждены ходить на них для того что бы избежать проблем с учителем из-за прогулов. Мотивы связанные с процессами деятельности, - это удовлетворение потребности в двигательной активности и удовольствие, вызываемое получением острых впечатлений от соперничества (азарт, эмоции радости от победы, и.т.д.). Мотивы связанные с результатом деятельности вызваны удовлетворением потребностей в самосовершенствовании, самовыражении и самоутверждении. Воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься ФУ, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышении работоспособности и укреплении здоровья является основной задачей ФВ.  
35.Самосознание и самооценка занимающихся и педагогов. Динамика самосознания и самооценки в ФВ и спортивной подготовке. Самооценка – оценка личностью себя в целом (общая) и отдельных сторон своей личности, деятельности, отношений между людьми (частная). Бывает устойчивая, неустойчивая; завышенная, адекватная, заниженная. Тесно связана с уровнем притязаний. Сохранение самооценки является важнейшей потребностью для человека. Самосознание – это осознание ч-ком себя как личности. Это осознанность своих интересов, стремлений, переживаний индивида, его знания о самом себе, другими словами, это более или менее целостное и адекватное понятие о собственном «я» как субъекте, отличном от др-х субъектов. В процессе формир-я самосознания у ч-ка появл-ся опр-ое отношение к себе (эмоц компонент). Сочетаясь со знаниями о себе (содержательный компонент), отношение к себе образует самооценку ч-ка, кот-я явл результатом сравнительного познания себя ч/з соотнош-е знаний о себе с знаниями о др-х или об идеальном образе личности, существующем в его представлениях. На основании рез-тов этого процесса форм-ся отношение к себе: самоуважение, гордость, тщеславие, презрение, ненависть и др. Самооценка определяет развитие мнения о себе как о личности, которое находится у истоков самопознания. Следовательно, самооценка – это основополагающий компонент самосознания. Самооценка имеет ряд ф-ций: познание субъектом себя («чего я стою»), прогностическая («что я могу»), регулятивная («что я должен делать, как себя вести»). Формирование самооценки связано с прохождением ряда стадий (И.П. Ильин): 1 – формирование самооценки (сравнение себя с др-ми людьми или эталоном, оценка сходства или рассогласования, формир-е отношения к себе); 2 – стабилизация или коорекция самооценки (возникновение удовлетворенности или неудовл-ти самооценкой, включение механизмов защиты личности: изменение уровня притязаний: при неудовл-ти – снижение самооценки, при удовл-ти - повышение). Самооценка м.б. адекватной (соответствующей имеющимся у ч-ка качествам и возможностям) и неадекватной (завышенная или заниженная). Завышенная самооценка школьника приводит к возникновению конфликта с окружающими при объективной оценке его качеств и возможностей. Такой ученик отличается проявлением множества неоправданных притязаний (получение более высоких оценок и т.п.). Заниженная самооценка сковывает активность и инициативу школьника. Все его успехи он считает случайными. Адекват самооценка позволяет максимально использовать имеющиеся у ч-ка возможности, полностью раскрыть свои спос-ти и тем самым быть достойным, востребованным членом общества, принося значительную пользу в рез-те своей деят-ти. Формирование адекватной самооценки – процесс сложного, тщательного и объективного изучения способностей и особеностей школьников и передачи, им полученной инф-ии, чтобы развить у них адекватное отношение к себе.   36.Использование закономерностей возрастного развития познавательных процессов в урочных формах занятий по предмету «Физическая культура».  
37.Эмоции и чувства. Функции эмоций. Возрастные особенности эмоциональной сферы личности у детей и подростков. Коррекция и саморегулирование эмоционального состояния в спортивной подготовке. Деятельность человека, его поведение всегда вызывают эмоции и чувства -- положительное или негативное отношение к ней. Отношение к действительности отражается в мозгу и переживается человеком в форме удовлетворения или недовольства, радости, горя, гнева, стыда. Такие переживания называют эмоциями или чувствами. Человеческие эмоции и чувства ярко выражают духовные запросы и стремления человека, его отношение к действительности. Эмоции и чувства органически связаны между собой, но по содержанию и форме переживания они не тождественны. Эмоция -- это общая активная форма переживания


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: