Протоиерей Димитрий Басалыго




Протоиерей Димитрий Смирнов

ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ

Господь пришел на землю, чтобы соединить человека с Небом. Адам отпал от Бога в результате той божественной свободы, которую Бог не мог ему не дать, потому что без нее Адам не мог бы ответить Богу на Его любовь. Господь, Который есть Свобода и Любовь, сотворил человека свободным, по образу Своему и подобию, чтобы человек отвечал Ему на Его любовь, чтобы он был достоин этой любви и ею жил. Любовь не может быть по принуждению. Многие из нас это знают на своем опыте. Те, кто пытались уговорить неверующих членов семьи ходить в храм, убедились, что это невозможно из-за того, что у этих людей нет любви к Богу. Взяв человека за горло, можно его заставить и как-то исповедоваться, и причаститься, можно заставить служить молебны, даже Священное Писание читать, а заставить полюбить Бога нельзя. Любовь – это проявление свободы. Но раз есть свобода, ее можно употреблять и на добро, и на зло – как свое время можно употребить на пьянство, а можно на то, чтобы выносить горшки за больным. Мать и отец, которые любят своего ребенка, говорят: не делай это, это плохо. А дитя сомнева-
ется, прав ли отец, и делает по-своему, проявляет свою злую волю и этим разрушает любовь между собой и отцом, между собой и матерью. Нам это все знакомо, мы повторяли грех Адамов неоднократно, поэтому нам понятно, что происходило с Адамом. <…> Бог есть свет, и кто пойдет за Ним, пойдет по тому пути, который Он проложил. Вехи этого пути – заповеди Христовы. Надо их изучить, познать и начать исполнять, несмотря на то, что вся наша падшая, поганая, испорченная природа этому сопротивляется. Исполнять заповеди для падшего человека – очень тяжкий труд. Но когда человек укрепится в вере, укрепится настолько, что не будет мыслить себя вне заповедей Христовых, тогда он вдруг заметит, что ему творить заповеди не только не трудно, а настолько легко, что он уже просто не может согрешить. Сколько его ни бей, с его уст не может сорваться какое-то нечистое, грязное слово. Что бы с ним ни происходило, он не может украсть. Он не способен на злобу, ненависть, злопамятство. Он никогда не будет жадничать. Каким образом это происходит? По благодати животворящей силы, которую Бог посылает в сердце человека, которою Он его преображает. Если любой человек поверит в то, что Христос, Тот Самый Иисус, Сын Марии, ходивший по Галилее и Иудее две тысячи лет тому назад, – это не просто человек, а воистину Сын Божий и что каждое Его слово есть действительно непреложный закон вселенной, и, поверив, добровольно подчинится этому закону (несмотря на то, что другой закон, закон греха, действующий в нем, этому противится) и по нему начнет жить, то Христос, по Своему обещанию, соединится с ним. Это соединение происходит через Крещение. Первый раз человек рождается из утробы матери для жизни телесной, человеческой и, к сожалению, греховной. А второй раз он рождается заново в купели Крещения. Крещение – погружение в воду. Господь избрал для нас водное Крещение в знак того, что человек омывается от всех грехов и начинает жизнь новую, что он посвящен Богу. Потому ему и волосы на голове крестообразно постригают, что он всего себя, всю свою жизнь посвящает Богу, обещает Ему служить каждым своим вздохом, каждое свое дело делать во славу Божию. В любом человеке, который сознательно крестился, начинается духовная жизнь, в нем начинает жить Дух Христов. Зачаток этого Духа христианин получает в Миропомазании – таинстве Пятидесятницы, которую мы сегодня празднуем. Дальнейшая его жизнь должна быть направлена к тому, чтобы очистить себя от всякия скверны. И когда он начинает свою жизнь исправлять, начинает трудиться над своей душой, тогда Дух Святый, Который человек получил в зачатке, постепенно наполняет все его существо и его исцеляет, залечивает все греховные раны, все страсти, которые бушуют у него в сердце. Через Крещение человек становится причастным Христу. Он входит в Церковь, которая является содружеством святых, любящих Бога, постепенно прирастает к ней, делается членом Тела Христова, потому что Церковь – это Тело Христово. Христос есть истинная виноградная лоза, как Он Сам про Себя сказал, а мы ветки дикие. И вот эти дикие ветки через Крещение прививаются к лозе. Как происходит прививка? Сначала веточка болеет. Чтобы она прижилась, надо обрезать все ненужные побеги. Поэтому каждый человек-христианин, который хочет привиться к лозе Христовой, к Церкви, должен обрезать все мирское, что есть в нем; все зло он должен оставить в той, старой жизни и начать жизнь новую. И тогда, наконец, живительный сок – Господь сравнивает его с водой жизни – благодать Святого Духа начинает истекать из лозы в душу человека. Лоза прививает к себе эту веточку, и на ней появляются новые листья, каких раньше не было: появляется терпение, молитвенность, благость, вера. А потом эта веточка начинает уже плодоносить. Она приносит любовь, радость, мир. Для чего садовник прививает на ствол ветвь? Чтобы любоваться листьями? Нет, чтобы она принесла плоды. И нас всех крестили когда-то только с одной целью, чтобы наша духовная жизнь принесла плоды. Чтобы наша жизнь приумножалась любовью, кротостью и смирением – самыми главными христианскими добродетелями. Духовная жизнь происходит в человеке таинственным образом. Царствие Божие, Дух Святый, приходит неприметно в сердце человека. Если мы будем смотреть на цветок с утра до вечера, то не увидим, как он растет. Это происходит очень медленно. Вот так же и благодать Святого Духа очень медленно, но заполняет душу человека, если он борется с грехом, если он постоянно выдергивает сорняки, которые постоянно вырастают на огороде его сердца. Но эта борьба с грехом может происходить только в одном случае: если человек имеет постоянную жажду общения с Богом, если он пренебрегает всем ради нее. Поэтому Господь и говорит, что должно быть не хотение, а именно жажда: «Аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет». Бог есть источник нашей жизни. И если жажды этой нет, то никогда никакого Бога не познаешь и не увидишь как своих ушей. <…> Большинство из нас живет в скорбях: мы и от людей скорбим, и от собственного нездоровья, и от окружающей среды, и от микробов – от всего. Почему же нам так тяжело, почему радость не затмевает это страдание? Да потому что у нас очень большая скудость в благодати Божией, а без нее терпеть скорби невозможно. Единственный путь к избавлению от страданий в том, чтобы приобщиться к Духу Святому. И если мы все-таки возревнуем о Боге, если у нас в сердце появится жажда, Господь напоит нас, потому что Он для того и пришел и Кровь Свою пролил, чтобы нас напитать. Единственный источник благодати Божией на земле – это Кровь Христова, которой мы сегодня будем приобщаться. Драгоценней этого дара ничего нет. Но чтобы его усвоить, нужно много трудиться. Поэтому чем больше мы потрудимся для того, чтобы во всей полноте, насколько для нас возможно, причащаться, тем скорее мы исполнимся благодати Божией. Надо только помнить то, что говорит апостол Павел: смотрите, чтобы причастие не было вам в суд или во осуждение; многие, причащаясь недостойно, часто болеют и внезапной смертью умирают. Что значит недостойно? Это значит без покаяния, без плача о своих грехах, без желания исправить свою жизнь, без молитвы, поста, без труда над своей душой, не сознавая того, кто ты есть и чего ты причащаешься, не рассуждая о том, что ты созерцаешь всю Божественную тайну причастия. Бог хотя и милующий страдалец, Который пришел, чтобы нас спасти, но в то же время Он – и огонь поядающий. И чтобы этот огонь сжег зло, которое в нас есть, нам нужно достать это зло из своей души и вынести вон, чтобы оно сгорело отдельно от нас, нас не попалив. Будем же благодарить Бога за то, что Он, по благодати Своей, нас всех здесь собрал и дал нам удивительную, таинственную возможность начать новую жизнь в Святом Духе. Аминь.

Священник Ярослав Шипов

СВЯТОЕ ДЕЛО

Вхраме тихо, чисто, светло, образа украшены тонкими березовыми веточками с клейкой листвой – пахнет луговой свежестью, пахнет наступающим летом… Троица! В Троицу у нас на службу мало кто ходит, весь народ пьянствует по кладбищам. В центральной России под безбожные тризны приспособили Пасху – день, когда и покойников-то не отпевают, а у нас на Пасху еще холодно, случается, что и снега по пояс, так что удобнее оказалось сквернить праздник Троицы. Всякий местный житель, конечно же, растолкует, что «помянуть родню – святое дело». Из-за этой-то «святости» и водка, как здесь принято говорить, «от баб неруганная». Входная дверь растворена, и, выходя на амвон, я вижу, как народ, вырядившийся во все праздничное, идет по улице мимо храма. Вот братья-плотники – они помогали мне восстанавливать церковь. Поначалу они, наверное, помянут отца, который когда-то эту самую церковь разрушал бульдозером и который впоследствии погиб под гусеницами своего же бульдозера, вывалившись по пьянке из кабины. Потом, возможно, вспомнят и деда, служившего в этой церкви диаконом… Вот старая учительница-пенсионерка, которая почти полвека рассказывала школьникам, что здешний священник вел распутный образ жизни и потому… у него было одиннадцать детей. И никогда не говорила, что единственный Герой Советского Союза, которым тихий район наш одарил родное Отечество, был сыном «распутника». Она идет на могилку к своему отцу, которого этот самый батюшка когда-то и окрестил, и обвенчал и который в урочное время самолично вызвался отконвоировать старого протоиерея до тюрьмы, но не довел: умучал по дороге побоями и издевательствами и застрелил «при попытке к бегству». Сам же спустя несколько лет удавился… Идут и идут люди: с гармошками, с магнитофонами, в сумках – выпивка и харчи. Плетутся за хозяевами и собаки, – то-то на погосте будет потеха… В свой час служба заканчивается, и я отправляюсь домой. Село – словно вымерло: ни души… Солнышко греет почти по-летнему. Снег давно уже стаял, прорезывается кое-где из стылой еще земли первая травка, а по обочинам дороги, где зимой пилили дрова, обсыхают вытаявшие рыжие опилки. Обгоняет легковая машина, переполненная веселыми, пьяными людьми: помянули родню на одном кладбище, теперь едут на другое, чтобы, стало быть, и остальных предков вниманием не обделить. Двое пьяненьких, до нитки вымокших мужичков бредут навстречу: – Отец, горе у нас!.. Друг утонул… Пировали на берегу, а он говорит: «Топиться хочу», – и в реку… Ну мы – за ним: мол, у нас еще и выпивка есть, и закуска… «Ладно, – говорит, – давай допьем». Вернулся, допили, а он опять в реку – шел, шел и утоп… Мы поискали маленько, ныряли даже, да разве найдешь – течение, вода мутная… И холодно – жуть… В общем, идем большую сетку искать: перегородим реку – когда-никогда всплывет, поймается… И это: с праздником тебя, отец, с Троицей!.. У крыльца, потягиваясь, встречает меня кот Барсик, разомлевший от долгожданного солнца. В почтовом ящике – толстый пакет из епархиального управления. Вскрываю: «Христос воскресе!» – поздравление… с Пасхой. В сознании что-то мешается: вспоминаю красное облачение, куличи, крестный ход по сугробам – аккурат семь недель прошло… «Воистину воскресе», – машинально отвечаю я… И кажется, что здоров среди нас один лишь Барсик.

Протоиерей Димитрий Басалыго

«ПОМИНОВЕНИЕ – НЕ ПРОСТО МОЛИТВА О ДУШЕ,
А ВВЕДЕНИЕ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА
В ЖИЗНЬ ВЕЧНУЮ»

Родительские субботы – это дни всеобщего поминовения усопших. Церковь предлагает нам вспомнить о смерти, которая является уделом каждого живущего на земле, и о Страшном Суде, предваряя этим вступление на путь, ведущий к Пасхе. Ведь Великий пост понимается верующими как духовное путешествие к Празднику праздников. Невозможно понять смысл главного торжества Церкви Христовой – праздника Пасхи, Светлого Христова Воскресения, и невозможно быть причастным к этому событию, если не иметь православного представления о смерти. Нам кажется, что мы его имеем, но это, наверное, не всегда так. С чего бы можно было начать? Конечно же, со слов апостола Павла: надлежит человеку однажды умереть (Ср.: Евр. 9:27). Недавно я встретился с человеком, который, считая себя православным христианином, участвуя в богослужениях, находясь в Церкви уже не один год, верит в то, что у него есть несколько жизней, верит в перевоплощение. Но в связи с таким представлением встает законный вопрос: а к чему тогда все, что сделал Бог для нашего спасения, зачем Воскресение Христово и победа над смертью, если у человека несколько жизней? Жизнь у человека одна! История этого мира, так же как история каждого человека, линейна, она имеет начало (этот мир возник из ничего, и все мы когда-то вошли в этот мир) и завершение, конец. Есть замысел Божий, к исполнению которого направлен мир и призван каждый из нас. Жизнь человека бесценна. Она – не черновик, который можно переписать в другой жизни, но то, что больше никогда не повторится. Мы часто ассоциируем человека, его бессмертную личность исключительно с душой, а о теле думаем, что оно для души – темница. Мы даже не подозреваем, что имеем древнегреческое, дохристианское представление о человеке, если так думаем! Все мы слышали и знаем такое выражение по отношению к умершему: «Человека не стало». Человека в результате смерти действительно не стало, ибо душа без тела – это дух, а тело без души – это труп. Но в том-то и все ликование Церкви Христовой в Пасхальную ночь, и главное благовестие: «последний враг», который уничтожает нас, уже побежден Христовым Воскресением. Воскресением Своим Спаситель положил начало всеобщему воскресению, и теперь мы «чаем воскресения мертвых и жизни будущего века»! Христос воскрес – и все мы воскреснем! И Церковь, совершая Литургию, каждый раз совершает не просто поминовение души, но празднует победу над смертью. Каждый раз, когда мы молимся об усопших во время Литургии, мы не просто их вспоминаем и не только просим Бога о прощении их грехов. Мы вводим наших усопших в память Божию, а значит – в жизнь вечную, мы их уже предвоскрешаем. Движет нами вера, которая есть, по словам апостола Павла, осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (Евр. 11:1). Милостью Своей Господь собирает всех нас в Себе. Мы – и живые, и усопшие – становимся единым целым, Его Телом. То есть становимся Церковью. Завтра милостью Божией мы все вместе соберемся здесь – и живые, и усопшие. Господь возведет нас к Своей Трапезе во Царствии Своем. Нам уже дано предвкушать и всеобщее воскресение, и всеобщее единство в Боге, которого мир еще только ожидает.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: