Атакуемые сетевые компоненты




Оглавление

 

Введение……………………………………………………………………………. 3

Атакуемые сетевые компоненты…………………………………………………...4

Уровни сетевых атак согласно модели OSI……………………………………......8

Ошибки, приводящие к возможности атак на информацию…………………….12

Основы и цель брандмауэров……………………………………………………...13

Аутентификация……………………………………………………………………14

Анализ возможностей маршрутизации и прокси-серверов………………….......15

Маршрутизация источника……………………………………………………...…15

Фальсификация IP-адреса……………………………………………………….....15

Типы брандмауэров……………………………………………………………..….16

Рейтинг……………………………………………………………………………...16

Архитектуры брандмауэра…………………………………………………….…..16

Хост, подключенный к двум сегментам сети…………………………………….17

Администрирование брандмауэра……………………………………………..….17

Удаленное администрирование брандмауэра…………………………………….18

Архивные копии брандмауэра……………………………………………….……19

Заключение……………………………………………….……………………..…20

Список используемой литературы……………………………………………...…21

 

Введение

Первые вирусы для IBM PC-совместимых компьютеров появились в 90-х годах XX века. С тех пор характер угроз стал принципиально другим, отразив изменения в технологии, внедрение компьютеров во все новые сферы жизни и рост числа пользователей. В любой сфере человеческой деятельности каждое новое поколение принимает эстафету у предыдущего, учась на его достижениях. Это относится и к создателям вредоносного кода: несколько поколений вирусописателей полностью изменили ситуацию с угрозами информационной безопасности.

Чуть более десятка лет назад вирусы и другие вредоносные программы использовались для осуществления одиночных актов компьютерного вандализма и антисоциального самовыражения с применением сложных технических средств. Большинство вирусов ограничивались заражением компьютерных дисков и программ. А ущерб в основном сводился к потере данных, поскольку вирусы стирали или портили данные на диске.

 

 

Атакуемые сетевые компоненты

 

1. Сервера

Основными компонентами любой информационной сети являются сервера и рабочие станции. Сервера предоставляют информационные или вычислительные ресурсы, на рабочих станциях работает персонал. В принципе любая ЭВМ в сети может быть одновременно и сервером и рабочей станцией – в этом случае к ней применимы описания атак, посвященные и серверам и рабочим станциям.

Основными задачами серверов являются хранение и предоставление доступа к информации и некоторые виды сервисов. Следовательно, и все возможные цели злоумышленников можно классифицировать как:

-получение доступа к информации,

-получение несанкционированного доступа к услугам,

-попытка вывода из рабочего режима определенного класса услуг,

-попытка изменения информации или услуг, как вспомогательный этап какой-либо более крупной атаки.

Попытки получения доступа к информации, находящейся на сервере, в принципе ничем не отличаются от подобных попыток для рабочих станций, и мы рассмотрим их позднее. Проблема получения несанкционированного доступа к услугам принимает чрезвычайно разнообразные формы и основывается в основном на ошибках или недокументированных возможностях самого программного обеспечения, предоставляющего подобные услуги.

А вот проблема вывода из строя (нарушения нормального функционирования) сервисов довольно актуальна в современном компьютерном мире. Класс подобных атак получил название атака "отказ в сервисе" (англ. deny of service – DoS). Атака "отказ в сервисе" может быть реализована на целом диапазоне уровней модели OSI: физическом, канальном, сетевом, сеансовом. Детально схемы реализации данной атаки мы рассмотрим в параграфе, посвященном модели OSI.

Изменение информации или услуг как часть более крупномасштабной атаки является также очень важной проблемой в защите серверов. Если на сервере хранятся пароли пользователей или какие-либо данные, которые могут позволить злоумышленнику, изменив их, войти в систему (например, сертификаты ключей), то естественно, сама атака на систему начнется с атаки на подобный сервер. В качестве серверов услуг, наиболее часто подвергающимся модификации, следует назвать DNS-сервера.

DNS-служба (англ. Domain Name System – служба доменных имен) в сетях Intra- и Inter- Net отвечает за сопоставление "произносимых" и легко запоминаемых доменных имен (например, www.intel.com или mail.metacom.ru) к их IP-адресам (например, 165.140.12.200 или 194.186.106.26). Пакеты между станциями всегда передаются только на основании IP-адресов (маршрутизаторы ориентируются только на их значения при выборе направления отправки пакета – доменное имя вообще не включается в отправляемый пакет), а служба DNS была создана в основном для удобства пользователей сети. Как следствие и во многих сетевых программах имя удаленного компьютера для большей гибкости или для удобства операторов заносится не в виде 4-байтного IP-адреса, а в виде доменного имени. Да, действительно, два указанных преимущества будут достигнуты в этом случае, а вот безопасность пострадает.

Дело в том, что, если злоумышленнику удастся заполучить права доступа к DNS-серверу, обслуживающему данный участок сети, то он вполне может изменить программу DNS-сервиса. Обычно изменение делается таким образом, чтобы по некоторым видам запросов вместо правильного IP-адреса клиенту выдавался IP-адрес какой-либо вспомогательной машины злоумышленника, а все остальные запросы обрабатывались корректно. Это дает возможность изменять путь прохождения трафика, который возможно содержит конфиденциальную информацию, и делать так, что весь поток информации, который в нормальном режиме прошел бы вне досягаемости от прослушивания, теперь поступал сначала прямо в руки злоумышленника (а затем его уже можно переправлять по настоящему IP-адресу второго абонента).

 

2. Рабочие станции

Основной целью атаки рабочей станции является, конечно, получение данных, обрабатываемых, либо локально хранимых на ней. А основным средством подобных атак до сих пор остаются "троянские" программы. Эти программы по своей структуре ничем не отличаются от компьютерных вирусов, однако при попадании на ЭВМ стараются вести себя как можно незаметнее. При этом они позволяют любому постороннему лицу, знающему протокол работы с данной троянской программой, производить удаленно с ЭВМ любые действия. То есть основной целью работы подобных программ является разрушение системы сетевой защиты станции изнутри – пробивание в ней огромной бреши. В настоящее время широкую известность получили программы NetBus и BackOriffice.

Для борьбы с троянскими программами используется как обычное антивирусное ПО, так и несколько специфичных методов, ориентированных исключительно на них. В отношении первого метода как и с компьютерными вирусами необходимо помнить, что антивирусное ПО обнаруживает огромное количество вирусов, но только таких, которые широко разошлись по стране и имели многочисленные прецеденты заражения. В тех же случаях, когда вирус или троянская программа пишется с целью получения доступа именно к Вашей ЭВМ или корпоративной сети, то она практически с вероятностью 90% не будет обнаружена стандартным антивирусным ПО.

Те троянские программы, которые постоянно обеспечивают доступ к зараженной ЭВМ, а, следовательно, держат на ней открытый порт какого-либо транспортного протокола, можно обнаруживать с помощью утилит контроля за сетевыми портами. Например, для операционных систем семейства Microsoft Windows такой утилитой является программа NetStat. Запуск ее с ключом "netstat -a" выведет на экран все активные порты ЭВМ. От оператора в этом случае требуется знать порты стандартных сервисов, которые постоянно открыты на ЭВМ, и тогда, любая новая запись на мониторе должна привлечь его внимание. На сегодняшний день существует уже несколько программных продуктов, производящих подобный контроль автоматически.

В отношении троянских программ, которые не держат постоянно открытых транспортных портов, а просто методически пересылают на сервер злоумышленника какую-либо информацию (например, файлы паролей или полную копию текста, набираемого с клавиатуры), возможен только сетевой мониторинг. Это достаточно сложная задача, требующая либо участия квалифицированного сотрудника, либо громоздкой системы принятия решений.

Поэтому наиболее простой путь, надежно защищающий как от компьютерных вирусов, так и от троянских программ – это установка на каждой рабочей станции программ контроля за изменениями в системных файлах и служебных областях данных (реестре, загрузочных областях дисков и т.п.) – так называемых адвизоров (англ. adviser – уведомитель).

 

3. Среда передачи информации

Естественно, основным видом атак на среду передачи информации является ее прослушивание. В отношении возможности прослушивания все линии связи делятся на:

- широковещательные с неограниченным доступом;

- широковещательные с ограниченным доступом;

- каналы "точка-точка".

К первой категории относятся схемы передачи информации, возможность считывания информации с которых ничем не контролируется. Такими схемами, например, являются инфракрасные и радиоволновые сети. Ко второй и третьей категориям относятся уже только проводные линии: чтение информации с них возможно либо всеми станциями, подключенными к данному проводу (широковещательная категория), либо только теми станциями и узлами коммутации через которые идет пакет от пункта отправки до пункта назначения (категория "точка-точка").

К широковещательной категории сетей относятся сеть TokenRing, сеть EtherNet на коаксиальной жиле и на повторителях (хабах – англ. hub). Целенаправленную (защищенную от прослушивания другими рабочими станциями) передачу данных в сетях EtherNet производят сетевые коммутаторы типа свич (англ. switch) и различного рода маршрутизаторы (роутеры – англ. router). Сеть, построенная по схеме с защитой трафика от прослушивания смежными рабочими станциями, почти всегда будет стоить дороже, чем широковещательная топология, но за безопасность нужно платить.

В отношении прослушивания сетевого трафика подключаемыми извне устройствами существует следующий список кабельных соединений по возрастанию сложности их прослушивания:

- невитая пара – сигнал может прослушиваться на расстоянии в несколько сантиметров без непосредственного контакта;

- витая пара – сигнал несколько слабее, но прослушивание без непосредственного контакта также возможно;

- коаксиальный провод – центральная жила надежно экранирована оплеткой: необходим специальный контакт, раздвигающий или режущий часть оплетки, и проникающий к центральной жиле;

- оптическое волокно – для прослушивания информации необходимо вклинивание в кабель и дорогостоящее оборудование, сам процесс подсоединения к кабелю сопровождается прерыванием связи и может быть обнаружен, если по кабелю постоянно передается какой-либо контрольный блок данных.

Вывод систем передачи информации из строя (атака "отказ в сервисе") на уровне среды передачи информации возможен, но обычно он расценивается уже как внешнее механическое или электронное (а не программное) воздействие. Возможны физическое разрушение кабелей, постановка шумов в кабеле и в инфра- и радио- трактах.

4. Узлы коммутации сетей

Узлы коммутации сетей представляют для злоумышленников 1) как инструмент маршрутизации сетевого трафика, и 2) как необходимый компонент работоспособности сети.

В отношении первой цели получение доступа к таблице маршрутизации позволяет изменить путь потока возможно конфиденциальной информации в интересующую злоумышленника сторону. Дальнейшие его действия могут быть подобны атаке на DNS-сервер. Достичь этого можно либо непосредственным администрированием, если злоумышленник каким-либо получил права администратора (чаще всего узнал пароль администротора или воспользовался не смененным паролем по умолчанию). В этом плане возможность удаленного управления устройствами коммутации не всегда благо: получить физический доступ к устройству, управляемому только через физический порт, гораздо сложнее.

Либо же возможен второй путь атаки с целью изменения таблицы маршрутизации – он основан на динамической маршрутизации пакетов, включенной на многих узлах коммутации. В таком режиме устройство определяет наиболее выгодный путь отправки конкретного пакета, основываясь на истории прихода определенных служебных пакетов сети – сообщений маршрутизации (протоколы ARP, RIP и другие). В этом случае при фальсификации по определенным законам нескольких подобных служебных пакетов можно добиться того, что устройство начнет отправлять пакеты по пути, интересующем злоумышленника, думая, что это и есть самый быстрый путь к пункту назначения.

При атаке класса "отказ в сервисе" злоумышленник обычно заставляет узел коммутации либо передавать сообщения по неверному "тупиковому" пути (как этого можно добиться мы рассмотрели выше), либо вообще перестать передавать сообщения. Для достижения второй цели обычно используют ошибки в программном обеспечении, запущенном на самом маршрутизаторе, с целью его "зависания". Так, например, совсем недавно было обнаружено, что целый модельный ряд маршрутизаторов одной известной фирмы при поступлении на его IP-адрес довольно небольшого потока неправильных пакетов протокола TCP либо перестает передавать все остальные пакеты до тех пор, пока атака не прекратиться, либо вообще зацикливается.

Уровни сетевых атак согласно модели OSI

 

Эталонная модель взаимодействия открытых систем OSI была разрабо-

тана институтом стандартизации ISO с целью разграничить функции различных протоколов в процессе передачи информации от одного абонента другому. Подобных классов функций было выделено 7 – они получили название уровней. Каждый уровень выполняет свои определенные задачи в процессе передачи блока информации, причем соответствующий уровень на приемной стороне производит преобразования, точно обратные тем, которые производил тот же уровень на передающей стороне. Каждый уровень добавляет к пакету небольшой объем своей служебной информации – префикс. Некоторые уровни в конкретной реализации вполне могут отсутствовать.

Физический уровень отвечает за преобразование электронных сигналов в сигналы среды передачи информации (импульсы напряжения, радиоволны, инфракрасные сигналы). На этом уровне основным классом атак является "отказ в сервисе". Постановка шумов по всей полосе пропускания канала может привести к "надежному" разрыву связи.

Канальный уровень управляет синхронизацией двух и большего количества сетевых адаптеров, подключенных к единой среде передачи данных. Примером его является протокол EtherNet. Воздействия на этом уровне также заключаются в основном в атаке "отказ в сервисе". Однако, в отличие от предыдущего уровня, здесь производится сбой синхропосылок или самой передачи данных периодической передачей "без разрешения и не в свое время".

Сетевой уровень отвечает за систему уникальных имен и доставку пакетов по этому имени, то есть за маршрутизацию пакетов. Примером такого протокола является протокол Интернета IP. Все атаки, основанные на заведомо неправильной маршрутизации пакетов, мы уже рассмотрели.

Транспортный уровень отвечает за доставку больших сообщений по линиям с коммутацией пакетов. Так как в подобных линиях размер пакета представляет собой обычно небольшое число (от 500 байт до 5 килобайт), то для передачи больших объемов информации их необходимо разбивать на передающей стороне и собирать на приемной. Транспортными протоколами в сети Интернет являются протоколы UDP и TCP. Реализация транспортного протокола – довольно сложная задача, а если еще учесть, что злоумышленник придумывает самые разные схемы составления неправильных пакетов, то проблема атак транспортного уровня вполне объяснима.

Все дело в том, что пакеты на приемную сторону могут приходить и иногда приходят не в том порядке, в каком они были отправлены. Причина обычно состоит в потере некоторых пакетов из-за ошибок или переполненности каналов, реже – в использовании для передачи потока двух альтернативных путей в сети. А, следовательно, операционная система должна хранить некоторый буфер пакетов, дожидаясь прихода, как показанно на рисунке 1.

 
 

Рисунок 1

 

В целом прохождение блока данных от отправителя к получателю.

задержавшихся в пути. А если злоумышленник с умыслом формирует пакеты таким образом, чтобы последовательность была большой и заведомо неполной, то тут можно ожидать как постоянной занятости буфера, так и более опасных ошибок из-за его переполнения.

Сеансовый уровень отвечает за процедуру установления начала сеанса и подтверждение (квитирование) прихода каждого пакета от отправителя получателю. В сети Интернет протоколом сеансого уровня является протокол TCP (он занимает и 4, и 5 уровни модели OSI). В отношении сеансового уровня очень широко распространена специфичная атака класса "отказ в сервисе", основанная на свойствах процедуры установления соединения в протоколе TCP. Она получила название SYN-Flood (зд. flood – англ. "большой поток").

При попытке клиента подключиться к серверу, работающему по протоколу TCP (а его используют более 80% информационных служб, в том числе HTTP, FTP, SMTP, POP3), он посылает серверу пакет без информации, но с битом SYN, установленным в 1 в служебной области пакета – запросом на соединение. По получении такого пакета сервер обязан выслать клиенту подтверждение приема запроса, после чего с третьего пакета начинается собственно диалог между клиентом и сервером. Одновременно сервер может поддерживать в зависимости от типа сервиса от 20 до нескольких тысяч клиентов.

При атаке типа SYN-Flood злоумышленник начинает на своей ЭВМ создавать пакеты, представляющие собой запросы на соединение (то есть SYN-пакеты) от имени произвольных IP-адресов (возможно даже несуществующих) на имя атакуемого сервера по порту сервиса, который он хочет приостановить. Все пакеты будут доставляться получателю, поскольку при доставке анализируется только адрес назначения. Сервер, начиная соединение по каждому из этих запросов, резервирует под него место в своем буфере, отправляет пакет-подтверждение и начинает ожидать третьего пакета клиента в течение некоторого промежутка времени (1-5 секунд). Пакет-подтверждение уйдет по адресу, указанному в качестве ложного отправителя в произвольную точку Интернета и либо не найдет адресата вообще, либо чрезмерно "удивит" операционную систему на этом IP-адресе (поскольку она никаких запросов на данный сервер не посылала) и будет просто проигнорирован. А вот сервер при достаточно небольшом потоке таких запросов будет постоянно держать свой буфер заполненным ненужными ожиданием соединений и даже SYN-запросы от настоящих легальных пользователей не будут помещаться в буфер: сеансовый уровень просто не знает и не может узнать, какие из запросов фальшивые, а какие настоящие и могли бы иметь больший приоритет.

Атака SYN-Flood получила довольно широкое распространение, поскольку для нее не требуется никаких дополнительных подготовительных действий. Ее можно проводить из любой точки Интернета в адрес любого сервера, а для отслеживания злоумышленника потребуются совместные действия всех провайдеров, составляющих цепочку от злоумышленника до атакуемого сервера (к чести сказать, практически все фирмы-провайдеры, если они обладают соответствующим программным обеспечением и квалифицированным персоналом, активно участвуют в отслеживании атакующей ЭВМ по первой же просьбе, в том числе и от зарубежных коллег).

Ошибки, приводящие к возможности атак на информацию

 

Двумя основными классами ошибок при разработке программного обеспечения, приводящими к потенциальной возможности проведения атак на информацию, являются интерференция данных и нарушение неявных ограничений.

Интерференция (то есть непредусмотренное взаимодействие) данных между собой и данных с кодом является менее распространеным, но более опасным синдромом, чем описываемая ниже проблема ограничений по умолчанию. Практически единственным способом вызвать наслоение данных друг на друга либо данных на код программы является попытка дойти при операции записи до границы области памяти, отведенной под данный блок информации, и преодолеть ее – то есть умышленное переполнение буфера. Естественно, что это возможно только в тех ситуациях, когда программный код не производит проверки длины записываемого значения.

Для целых и дробных чисел, значений времени и тому подобных типов данных запись производится всегда в фиксированном объеме (2 байта, 4 байта, 10 байт). А вот для строк и массивов данных проверки длины перед операциями записи необходимы. Для того, чтобы заставить ЭВМ выполнить код или записать данные туда, куда у него нет прав записи, злоумышленник специально заставляет систему обрабатывать строки очень большой длины, либо помещать в массив количество элементов большее, чем его объем. В случае успеха возможно либо попадание части строки в сегмент кода или стека с последующим исполнением, либо модификация каких-либо служебных данных, что позволит затем злоумышленнику войти в систему в обход системы защиты. Естественно, что содержимое конца строки (оказывающееся после переполнения буфера в ненадлежащей области памяти) подбирается специальным образом. Сами данные или строки можуг быть абсолютно бессмысленными.

Проблема ограничений, которые разработчик программы считает само собо разумеющимися, но которые на самом деле могут не выполняться, встречается гораздо чаще, но реже приводит к каким-либо серьезным последствиям. Чаще всего результатом обработки подобных данных становится прерывание работы программы с сообщением об ошибке или просто "зависание". То есть данный класс атак используется с целью проведения атаки "отказ в сервисе".

Спектр возможных ограничений, не продуманных на этапе разработке ПО, чрезвычайно широк. Это могут быть и отрицательное время или сумма платежа, и текстовое значение на месте ожидаемого числа, и строки, созданные целиком из управляющих символов, и, конечно же, пустые строки. Все это приводит к одному из главных правил разработки ПО: тщательно и полностью проверяйте те входные данные программы, которые поступают в нее от человека, либо передаются по каналу связи, незащищенному от модификации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: