ДЕНИС ИВАНОВИЧ ФОНВИЗИН /1745-1792г.




Д.И.Фонвизин родился 3 апреля в 1745г. в Москве. Он происходил из старинной дворянской семьи. Под руководством отца получил прекрасное домашнее образование. Отец - образованнейший человек, привил своим детям /у Фонвизина был брат и сестра/ любовь к знаниям. В 1755г. он поступает в гимназию при Московском университете. Фонвизин учился прекрасно и его трижды награждали золотыми медалями. Сам Фонвизин относился к своим успехам со свойственным ему юмором. Так, он писал, что одну медаль ему присудили не за знание, а за честный ответ. На вопрос, куда течет Волга один гимназист ответил в Черное море, другой - в Белое. Фонвизин ответил, что не знает. За этот честный ответ ему присудили медаль. В 1759г. в числе лучших учеников, Фонвизин едет в Петербург и представлен куратору университета графу И.И.Шувалову. На приеме у Шувалова он знакомится с Ломоносовым. В этот приезд будущий драматург впервые побывал в театре. Театральные представления произвели на него огромное впечатление. “…Ничто в Петербурге так меня не восхищало, - вспоминал впоследствии Фонвизин,- как театр.” Театр он полюбит на всю жизнь.

В 1760г. Фонвизин заканчивает гимназию и переводится на философский факультет университета. Литературой начал заниматься в университетские годы. Сначала писал сатирические произведения, которые распространялись в рукописях / до нас они не дошли/, потом занялся переводами. В 1761г. в университетской типографии вышла книга басен датского писателя Гольберга в его переводах. Тогда же он начал переводить трагедию Вольтера “Альзира.” В 1762году, уйдя из университета, Фонвизин переехал в Петербург и поступил в коллегию иностранных дел переводчиком. С 1763-1769 год был определен в кабинет министру И.П.Елагину, служба у которого позволила Фонвизину близко познакомиться с двором Екатерины 2. Елагин состоял при кабинете “по приему челобитен” - жалоб, подаваемых на высочайшее имя. Фонвизину как секретарю Елагина приходилось заниматься разбором челобитных.

Первым из дошедших до нас оригинальных произведений Фонвизина была сатирическая басня “Лисица-казнодей”/проповедник/, написанная в начале 1760-х годов. В басне описаны политические события 60-ых годов 18 века. На царском престоле происходит быстрая смена царей: Елизавета, Петр3, Екатерина 2. Смена монархов помогла Фонвизину понять пороки самодержавного правления вообще, увидеть и возненавидеть фаворитов, произвол и “тиранские страсти.”

В басне старик рассказывает, что в ливийской стороне умер царь зверей - Лев. Со всех сторон на похороны стекаются звери. На похоранах Лисица, одетая в монашескую рясу, проливает слезы и возносит хвалу умершему монарху. Она говорит о его добродетелях, заслугах, он и премудрейший и достойнейший. Лев был покровителем наук, страна при его правлении процветала. Крот шепчет Собаке, что все это “лесть подлейшая” и они говорят о истинных качествах властелина. Лев был злым и бестолковым. Лев “был пресущий скот,/ И зол, и бестолков, и силой высшей власти/ Он только насыщал свои тирански страсти…” Но лживые похвалы тирану не должны удивлять и Собака говорит наивному Кроту: “Чему дивишься ты, что знатному скоту льстят подлые скоты.” Царь покровительствовал только своим любимцам. “В его правление любимцы и вельможи сдирали без чинов с зверей невинных кожи.” Обличителен в басне образ царского трона, который держался на костях растерзанных зверей. Острота сатиры, яркость изображения персонажей, живой язык позволяют говорить о басне Фонвизина “Лисица-казнодей” как о предвестье реалистических басен Крылова.

Современную действительность Фонвизин обличает в другом сатирическом стихотворении - “Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке.” Стихотворение построено как диалог между автором и слугами. При этом Фонвизин проявляет неслыханную дерзость: послание - жанр высокой поэзии. Его адресатом должно быть лицо благородного сословия. Фонвизин адресует “Послание” своим реальным слугам. Автор послания задает слугам философский вопрос, “На что сей создан свет. И как мне в оном жить подай ты мне совет.” Поставленная философская проблема явилась поводом для того, чтобы вскрыть социальную несправедливость в жизни общества. Дядька Шумилов не знает, на что создан этот свет, но он знает, что в этой жизни одни слуги, а другие - господа. “Я знаю то, - говорит дядька Шумилов, - что нам быть должно век слугами, / И век работать нам руками и ногами…” А конюх Ванька уверен, что весь этот свет основан на обмане. Все пытаются друг друга обмануть: попы народ, слуги дворецкого, а дворецкий - господ. Бояре обманывают государя. Лакей Петрушка жизнь воспринимает как детскую игру, а люди в ней куклы. Одни резвятся, хохочут, пляшут, а другие - грустят, тоскуют и плачут. Вся его мудрость заключена в одной фразе: “Бери, лови, хватай.” Все герои уверены, что этот свет устроен скверно. О многих проблемах автор говорит устами слуг. Фонвизин уверен, что крепостные слуги мыслят и рассуждают не хуже своих господ. Поиски смысла бытия обречены на провал; остается лишь принять сложившийся порядок вещей и посмеиваться над всем, что может развлечь просвещенного человека. В “Послании” важное место занимает ирония, комическое смешение высокого и низкого. “Послание” пользовалось большой популярностью, его заучивали наизусть. Это стихотворение сыграло значительную роль в развитии русской сатирической литературы: многие образы стихотворения отразятся в юношеской поэме А.С.Пушкина “Тень Фонвизина.”/1815г./, станут средством создания исторического колорита в романе “Капитанская дочка.” Оценивая “Послание”, Белинский сказал о нем, что это небольшое стихотворение Фонвизина “ переживет все толстые поэмы того времени.” Стихотворение это свидетельствует не только о свободомыслии поэта, но и о его желании сблизить поэзию с действительностью - это желание и будет определять последующую деятельность Фонвизина - драматурга и прозаика. Фонвизин-сатирик высмеивает все, что было вредным и разрушительным для государства и его граждан. “Острые слова мои носились по Москве” - отмечал он. Природа наделила его способностью иронически и пародийно изображать своих современников. Его просили “показать” знакомых лиц - известного поэта и драматурга Сумарокова, или очередного фаворита Екатерины. И Фонвизин изображал - становился похожим на пародируемое лицо. Фонвизиным восхищались, его боялись. От сатиры в стихах Фонвизин перешел к сатире в прозе. Шутя он объяснял, что стихи ему стоят головной боли и лекарь ему прописал не пить английского пива и не писать стихов. Ярко и многогранно талант сатирика выразился в его комедиях: “Бригадир”, “Недоросль.”

“Бригадир” написан в 1769г., впервые поставлен в Петербурге в 1780г. Написана комедия прозой. В комедии действуют две семьи провинциальных помещиков. Действие пьесы происходит в доме Советника. Бригадир с семьей проездом из Петербурга заезжает к Советнику, в его поместье. Бригадир хочет своего сына женить на дочери Советника. Родители пытаются устроить выгодный брак. Но невеста любит другого. В комедии все влюблены. Бригадир очарован Советницей, Советнику нравится Бригадирша. Иван увлечен Советницей. Вяземский писал: содержание комедии - “симметрия в волокитстве.” Драматургу интересна живая будничная жизнь рядовых представителей “благородного сословия.” Бригадир и советник, их жены - это реальные русские люди, помещики, поведение, убеждение и поступки которых обусловлены их социальным положением - они дворяне, крепостники. Хозяйство в доме Бригадира ведет его жена. Глупая и невежественная, она считает, что не стоит тратить на знания, они не нужны человеку. Она деспотически управляет и дворовыми, и деревенскими крепостными. Но в тоже время драматург открывает в ней черты доброй, страдающей и безропотно покорной русской женщины. Муж ее унижал, оскорблял и даже бил. Всю жизнь ей внушал, что она глупа. Но Акулина Тимофеевна уверена, что ей “ума не занимать.” В рассказе Бригадирши о судьбе капитанши Гвоздиловой проявляется ее человечность, ее способность сострадать чужому горя. Она сама безропотно выносит гнев мужа, предана ему. В ее репликах, в разговоре с Софьей проявляются черты находчивости, меткость суждений. В образе Бригадирши воплотилась горестная судьба многих подобных ей женщин, и реалистическое изображение этой судьбы - большая, художественная удача Фонвизина. Скуп, властен и жаден до денег - муж Акулины Тимофеевны - Бригадир. За внешней благопристойностью скрывается облик собственника. Бригадир в прошлом служил, но единственной целью его службы была карьера. Военный, призванный защищать свое отечество, он ни разу не вспомнил ни одной кампании, где бы он отличился, служа родине, а не своей карьере. Груб и неотесан отец Иванушки, не прочитавший за всю жизнь ничего, кроме воинского устава. Бригадир гордится тем, что благополучно прожил без грамматики 60 лет и его сын проживет. Он себя считает умным человеком, ведь дослужился до 5 класса. В изображении Бригадира, Фонвизин отходит от однолинейности. Бригадир не лишен природного ума. Он хотел, чтобы Иванушка служил в полку, где бы он ума набрался. Бригадир - литературный прототип Скалозуба из комедии Грибоедова “Горе то ума,” полковника, ловко делающего “паркетную” карьеру. Речь Бригадира отрывиста, грубовата, пересыпана воинскими терминами.

Галерею помещиков продолжают Советник и Советница. Советник - бывший судья, дворянин-чиновник, взяточник, ханжа, он не стыдясь признается, что целью службы было личное обогащение: “Меня благословил бог достаточком, который нажил я в силу указов.” В разговоре с дочерью Советник открыто заявляет, что смысл царской службы в наживе.” “Я сам бывал судьею: виноватый, бывало, платит за вину свою, а правый - за свою правду, и так в мое время все довольны были: и судья, и истец, и ответчик.” Он вышел в отставку не с пустыми руками. Жена сообщает, что муж усердно молится по ночам, надеясь получить от бога прощение за “наворованное” днем. Советник уверен, что взятки запретить невозможно. Как можно решить дело даром, за одно жалованье. Характерно отношение Советника к Добролюбову, который был неподходящим женихом для Софьи, пока не оказался обладателем двух тысяч душ. Лицемерие и ханжество Советника раскрываются в его диалоге с Бригадиршей, которой предлагает “согрешить и покаяться.”

Центральное место в комедии занимает образ Ивана, сына Бригадира, молодого галломана. Фонвизин показывает, как паразитические условия существования помещиков воспитывают не только тупого, невежественного и жестокого тунеядца, но и расчетливого эгоиста и развратника, ненавистника Отечества. Французомания в комедии показана, как страшное социальное зло. Так, Иванушка и Советница стыдятся, что родились в России и презирают русский язык, считают его достоянием подлого народа. Побывав в Париже, Иванушка считает себя французом. И Иванушка, и Советница бредят всем французским и себя считают несчастными, т.к. родились русскими. Такое поведение героев вызывает у драматурга негодование. Иван еще и неблагодарный сын. Родителей называет животными, отца готов вызвать на дуэль: в любви они оказываются соперниками. Себя он считает самым несчастным т.к. ему 25 лет, а у него есть и мать и отец.

Невежество характерно и старому и новому дворянству. Они единодушны в своем отношении к просвещению. Не нужна грамматика ни Бригадиру, ни Бригадирше. Советница уверена, что в деревне грамматика вообще не нужна. А Иван заявляет, что когда он писал любовные письма, то не заглядывал в грамматику. Для Ивана главное кружева, модная одежда, чтение любовных романов. Ему чужды интересы Отечества.

Истинными дворянами в комедии являются Добролюбов и Софья. Это умные, образованные люди. Они любят Отечество, родной язык, культуру. Им чуждо рабское преклонение перед Францией. Добролюбов и Софья любят друг друга. Богатство не изменило Добролюбова, он остается верен своей любви. Добролюбов и Софья - первая, робкая попытка изобразить “новых людей.” Справедливо отмечалась художественная слабость положительных образов пьесы. Вяземский писал, что “всех бледнее и скучнее в комедии законная любовь Софьи.” Но именно эти герои выражали идеал автора.

Уже в этой первой комедии Фонвизин отходит от однолинейного изображения героев, даны положительные герои, обличено невежество, деспотизм помещиков. “Бригадир” - первая русская, подлинно веселая комедия. Пушкин высоко ценил веселость и сожалел, что в русской литературе так мало истинно веселых сочинений. Позже оценивая гоголевские произведения, Пушкин отмечал, что “мы не смеялись со времен Фонвизина.” Художественное значение пьесы определяется прежде всего тем, что в ней впервые в русской литературе проявлял себя новый метод изображения жизни и человека - метод реализма. Г.А.Гуковский указывал, что в “Бригадире” “на сцене начинается жизнь; … жизнь вторгается на сцену… просто жизнь людей.” Изображена обычная жизнь: Бригадир курит, Бригадирша вяжет чулок, а Советник смотрит в календарь. Новаторство драматурга разрушало каноны классицизма. Но многие традиции классицизма еще ярко выражены в этой комедии: это и обязательные 5 актов, соблюдение трех единств, это и элементы морализации - устами положительных героев автор выражает свои мысли. Но главное в комедии это художественное новаторство Фонвизина-драматурга, которое проявилось в выражении реалистических тенденций. Фонвизин индивидуализирует язык большинства персонажей, превращает речь в характеристику человека, его образования, среды, воспитания. Фразы Бригадира кратки, грубы, он часто бранится, насыщает разговор военной терминологией, от которой он не в силах отказаться, даже объясняясь в любви: ”Глаза твои мне страшнее всех пуль, ядер и картечи. Один первый выстрел их прострелил уже навылет мне сердце…” Речь Советника полна канцелярских штампов и церковно-славянских оборотов; Иванушка и Советница насыщают свой разговор французскими словами.

Комедия “Бригадир” имела огромный успех в Петербурге. До того, как она была напечатана, Фонвизин читал ее друзьям, знакомым и самой императрице. Екатерина похвалили драматурга за искусную комедию. Современники высоко оценили “Бригадира”. Это и Новиков, и воспитатель великого князя Павла - граф Н.И.Панин. В частности, Панин ощутил жизненность персонажей Фонвизина. Он писал: “Бригадирша ваша всем родня; никто сказать не может, что такую же Акулину Тимофеевну не имеет или бабушку, или тетушку…” Комедия сделала Фонвизина популярным писателем. Жизненность комедии обеспечила ее успех.

Вершиной русской драматургии 18 века явилась комедия “Недоросль” /1782г./ Это основное произведение Фонвизина, наивысшее художественное достижение писателя. Для Пушкина “Недоросль” - “комедия народная.” Вся комедия пронизана антикрепостническим пафосом. Фонвизин сумел изобразить вся русскую действительность. Сцену он превратил в трибуну, с которой со смехом и сарказмом рассказал о современных нравах. Пьеса многотемна. Основные проблемы комедии это проблема крепостного права, проблема воспитания, вопрос о форме государственного правления. Внешне комедия строится на традиционном мотиве сватовства и борьбе женихов за невесту. ”Борьба” Скотинина и Митрофанушки за Софью носит пародийный характер. “Страсть” Скотинина определяется желанием заполучить Софьюшкины деньги на которые он “всех свиней со бела света выкупит”, и хочет своих поросят завести. А Митрофан хочет жениться, потому что ему надоело учиться. У Софьи они вызывают только улыбку, так нелепа для нее мысль об этом сватовстве. Смеясь над фарсовым жениховством Митрофана и Скотинина, драматург положил в основу конфликта не тему любви и сватовства, как было принято в классицистических комедиях. В центре внимания Фонвизина конфликт эпохи - произвол помещиков, поддержанный высшей властью, и бесправие крепостных. Действие пьесы происходит в деревне Простаковой в течение суток. У Софьи умерла мать и ее увозят к дальней родственнице к Простаковой. Простакова решила выдать Софью за своего брата. Но когда она узнает, что Софья богатая наследница, то меняет свои планы. Она хочет женить на Софье уже своего сына. Простакова - полновластная хозяйка в своем имении, где царит полный произвол. Правы или виноваты ее рабы - Тришка, Еремеевна или девка Палашка решать ей. А у “сильного всегда бессильный виноват.” Виновата Палашка т.к. заболела и вздумала лежать “как будто благородная.” А Еремеевна, преданная няня Митрофанушки, за свой труд получала “по пяти рублей за год и по пяти пощечин на день.” Рабство превращает крестьян в холопов, начисто убивая в них все человеческие черты, все достоинство личности. С особой силой проступает это в дворовых Простаковой. Фонвизин создал образ огромной художественной ценности - крепостной Еремеевны. Старая женщина терпит оскорбления. Пинки и побои - вот что выпало на ее долю. Она утратила и человеческое имя, ее зовут только ругательными кличками: “бестия,” “старая хрычовка,” “собачья дочь,” “каналья.” Но рабство развращает и самих помещиков: русские помещики превращаются в скотининых, утративших честь, достоинство, человечность. Они полностью разорили крестьян. Простакова признает, что “все что у крестьян было, они отобрали и уже нечего с них содрать.”

Простакова грубая, подлая, деспотическая и одновременно трусливая, жадная и подлая, являя ярчайший тип русской помещицы, в то же время раскрыта и как индивидуальный характер - хитрая и жестокая сестра Скотинина, властолюбивая, расчетливая жена, тиранящая своего мужа, мать, любящая без ума своего Митрофанушку. Простакова настолько жестока, что даже эта любовь не способна ее облагородить. Ее материнская любовь лишена человеческой красоты, одухотворенности. Сатирически нарисован и образ Скотинина, заботящегося об одних свиньях. Свиньям в его деревне живется лучше, чем людям.” Разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет” - удивляется Скотинин. Крепостное право развращало помещиков и способствовало появлению Простаковых и Скотининых. Неограниченную власть над крепостными крестьянами дал дворянам закон “О вольности дворянской” 1762года. Пушкин говорил, что “этого указа должно было предкам нашим стыдиться." В конце комедии порок наказан, добродетель торжествует. Имение Простаковой взято под опеку правительства. Ее лишили права издеваться над крепостными крестьянами. Такие действия основаны на указе Петра1, направленный против помещиков-тиранов. Но этот указ в жизни применялся крайне редко и драматург знал об этом. Но он верил, что честные дворяне и идеальный государь могут изменить судьбу народа. Драматург уверен в том, что “угнетать рабством себе подобных беззаконно.” Фонвизин встал на защиту талантливого народа. Ему близки самоучка-портной Тришка, безропотная Еремеевна. Без них беспомощны их всесильные помещики.

Невежественным помещикам драматург противопоставляет передовых дворян - Милона, Стародума, Правдина, Софью. Они и являются выразителями авторских идей. В лице Правдина и Стародума впервые на сцене появились положительные герои, которые активно действуют. И хотя эти персонажи уступают отрицательным типам в глубине реалистического показа, тем не менее их изображение нельзя назвать схематичным. Фонвизин стремится вдохнуть жизнь в своих героев. Стародум и Правдин осуждают помещичий произвол, ограбление и насилие над крестьянами. В отличие от Простаковой, которая обогащается за счет крестьян, Стародум отправляется в Сибирь трудиться. Там он честным путем заработал 10 тысяч, которые отдает своей племяннице. Он осуждает окружение Екатерины, где царит взяточничество, фаворитизм. Он сам служил при дворе и ушел “без лент,” “без деревень,” “без чинов.” Стародум олицетворяет петровские времена. Его фамилия подчеркивает, что он думает по-старому, т.е. по-петровски. Герой уверен, что Екатерина не продолжила дело Петра. Это добрый человек. Он заботится о Софье и оставил ей все свое наследство. Ее личное счастье для него превыше всего.

Решительную позицию в комедии занимает Правдин. Это государственный чиновник, честно выполняющий свои обязанности. Он берет под опеку жестокую Простакову. Правдин пытается утихомирить ее. Интересен и образ Милона. Это образцовый офицер, который несмотря на свою молодость, участвовал в военных действиях. Софья полюбила Милона за честность и порядочность.

Главная тема комедии - это тема воспитания. Воспитание Митрофанушки - сына Простаковой, составляет основную тему пьесы. В переводе с греческого языка Митрофанушка означает – “являющий свою мать.” С этим образом связано раздумье писателя о молодом поколении. До Фонвизина слово “недоросль” не имело осудительного значения. Недорослями назывались дворянские дети, не достигшие 15 лет / с этого возраста по приказу Петра поступали на службу. / У драматурга это слово получило насмешливый, иронический смысл. Митрофан - полный невежа, ничего не знающий и не желающий знать. На просьбу матери поучиться он кричит: “ Не хочу учиться, а хочу жениться.” Это будущий жестокий помещик. Он груб даже по отношению к матери. Когда она обратилась к нему за помощью он ей грубит. На вопрос Простаковой, какая же дрянь всю ночь ему снилась, Митрофан отвечает: ”Да то ты матушка, то батюшка.” Митрофанушка - недоросль и в гражданском смысле, он не дорос до понимания своих обязанностей перед государством. Это ленивый, невежественный, жестокий крепостник. В невежественной среде крепостников и воспитываются Митрофанушки. И хотя Митрофанушка не хочет учиться, но Простакова понимает, что наступили другие времена и учиться надо. Она нанимает учителей, хотя особого смысла в этом не видела. Уже четыре года как учится Митрофан, но толку никакого.

В центре внимания драматурга моральный облик учителей, их образовательный уровень. В пьесе представлены три учителя Митрофана: немец Вральман - бывший кучер Стародума, Кутейкин и Цифиркин. Вральман наиболее авторитетный и уважаемый учитель. В год ему платят 300 рублей, сажают за барский стол, величают Адам Адамычем. Он должен обучать Митрофана французскому языку и “всем наукам.” Стародум при встрече со своим бывшим кучером удивляется, что тот взялся не за свое дело. У Вральмана не было выбора: или с голоду умереть, или учительствовать. Он выбрал второе. Не лучше Вральмана бывший семинарист Кутейкин и отставной сержант Цифиркин. Цифиркин - честный человек. Он отказывается от денег за обучение. Ведь его ученик так ничему и не научился. Все учителя невежественны, так и не смогли обучить Митрофана.

Великий драматург создает народную комедия. По словам Пушкина Фонвизин был “другом свободы.” Всем своим творчеством он утверждал, что человек должен быть свободным. Только свободный человек может служить отечеству и приносить пользу. Ему чужды Скотинины, Простаковы, Митрофанушки. Но драматургу чужды и забитые Еремеевны. Фонвизин мечтал, чтобы русский народ стал свободным, образованным и он в своих бессмертных комедиях воспевал процветание Отечества. Драматург утверждал необходимость уничтожения крепостного права мирным путем / реформа, воспитание./ Фонвизин осуждает правительство и монарха поддерживающих систему крепостничества системой власти; осуждение жестокости Простаковой приводит к выводу, что угнетение рабством себе подобных недопустимо.

Премьера комедии явилась триумфом идей Просвещения. Публика шумно приветствовала спектакль. В центре спектакля, как и задумывал Фонвизин, был Стародум. Его речи находили шумный отклик. По окончании пьесы зрители бросили на сцену актеру Дмитриевскому /он играл Стародума/ кошелек, наполненный золотом и серебром. Успех спектакля не случаен. Убеждения положительных героев выражали мысли и настроения лучших людей из дворянства.

В 1785г. Фонвизин стал готовить к изданию собственный сатирический журнал, назвав его именем центрального героя “Недоросли” - “Друг честных людей, или Стародум.” Журнал определил роль русского писателя в общественной борьбе. В письмах журнала была представлена программа для российских писателей. Писатель должен смело обличать знатных вельмож, дерзающих “подкапываться под законы, ”возвысить громкий глас свой против злоупотреблений, вредящих Отечеству. Журнал должен быть той трибуной, с которой писатель возвышал свой глас против казнокрадов-вельмож, министров, взяточников-судей. Для журнала Фонвизин приготовил ряд собственных сочинений. Это художественно блистательная сатира / “Придворная грамматика,” “Письмо Тараса Скотинина к родной его сестре…”/ Писатель вновь обличает крепостное право, екатерининский суд, чиновников. Такой журнал был запрещен. Делалось все, чтобы прекратить деятельность сатирика. Но Фонвизин до конца оставался борцом. Уже тяжело больной, пишет автобиографическую повесть - “Чистосердечное признание”…, в которой сатирик зло и беспощадно продолжает высмеивать нравы дворянского общества. Фонвизин-просветитель своей активной деятельностью утверждал высокую общественную роль писателя в России.

Фонвизин-драматург стоит в начале того периода русской литературы, когда шел процесс преодоления классицизма, когда закладывались первые камни в фундамент русского реализма. Русская национальная традиция реалистической общественной комедии, по Гоголю, началась с Фонвизина. Русский реализм имеет большую и сложную историю. Ее первые страницы были написаны Фонвизиным. Огромен вклад Фонвизина в становление русской прозы. Батюшков, собираясь писать историю русской литературы, отметил в своем плане, что именно с Фонвизина связано “образование прозы.” Яркий, глубокий талант Фонвизина с наибольшей силой проявился в языке. Фонвизин - блистательный мастер языка, великолепно чувствующий слово, создал беспримерную до него по свежести и смелости образную речь, проникнутую иронией и веселостью. Он писал деловито, ярко, просто, истинно русским слогом. Белинский писал, что “В его лице русская литература как будто даже преждевременно сделала огромный шаг к сближению с действительностью: его сочинения - живая летопись той эпохи.”

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: