СПОСОБ 2: УКАЗАНИЕ АБЗАЦЕВ




ВМЕСТЕ УЧИМСЯ КОММЕНТИРОВАТЬ ПРОБЛЕМУ

Г.

И.А.Суязова

МКОУ «Каменская СОШ № 1 с УИОП»

Воронежской области

Уважаемые коллеги! Уважаемые выпускники!

В этом учебном году были внесены изменения в оценивание сочинения по критерию 2. Максимальный балл, который может получить выпускник по данному критерию, - 3 балла.

На сайте ФИПИ ( https://ege.edu.ru/ru/organizers/recommendation/rus/index.php?vid_4=249 ) размещена видеоконсультация по подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 2016 году, которую проводит старший научный сотрудник Центра филологического образования федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», ведущий научный сотрудник ФГБНУ «ФИПИ», руководитель Федеральной комиссии по разработке контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по русскому языку, кандидат педагогических наук И.П.Цыбулько.

Исходя из её рекомендаций, мои ученики попробовали написать несколько комментариев, работая по одному и тому же тексту. Комментируя проблему вторым и третьим способом, ученики всё равно (так получается!) используют цитирование. Предлагаю Вашему вниманию ученические работы и жду Ваших оценок.

 

КРИТЕРИЙ 2: КОММЕНТИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

СПОСОБЫКОММЕНТИРОВАНИЯ

Способ. При помощи цитирования

Способ. При помощи указания на абзацы

Способ. При помощи указания номеров строк

ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ № 1

(1)Эфир вокруг нас, вокруг Земли и далеко за ее пределами насыщен радиоволнами:песнями, речами, морзянкой, музыкой, а также и всевозможными зрительными образами, в том числе цветовыми, поскольку существуют телевизионные станции. (2)Но для нас этот эфир пуст и нем, если у нас нет радиоприемника или телевизора, то есть воспринимающего устройства. (3)Существует радиоволна, и не более, звук же родится только в приемнике. (4)Без приемника этого звука нет, он лишь колебание частиц. (5)Точно так же не носятся в воздухе готовые изображения дикторов телевидения, хоккеистов и эстрадных певцов. (6)Без телевизора их нет, и превратить их из незримого и неслышимого колебания частиц в звуки и образы никаким другим способом невозможно. (7)Мир тих и безмолвен, хотя он весь насыщен радиоволнами. (8)Стой под звездами, смотри на луну, слушай соловья или шорох листьев. (9)В остальном мир безмолвен. (10)Если на земле исчезнут все радиоприемники и телевизоры, а радиостанции продолжат свою работу, все равно никто не будет знать, что пространство вокруг наполнено песнями, речами, морзянкой и зрительными изображениями. (11)Что в них толку, если их не видно, не слышно? (12) Известно, что звуки, которые мы воспринимаем нашим ухом, тоже не более чем волны, а рождаются они как звуки только в наших барабанных перепонках, точнее, в слуховых центрах нашего мозга при посредстве барабанных перепонок. (13)Летучие мыши, например, оказывается, пронзительно визжат, когда летают, но визжат они в том диапазоне звуковой волны, которая не воспринимается нашим ухом, и поэтому вечер с летучими мышами для нас тих и безмолвен, хотя на самом деле он наполнен оглушительным визгом. (14)Точно так же, только в нашем глазу (вернее, в мозгу при посредстве глаза) родится цвет и вообще любой зрительный образ. (15)Если бы все без исключения люди были дальтониками (чуть-чуть по-другому устроен глаз), мы не имели бы никакого представления о красном, желтом, синем, зеленом. (16)Существуют же цветовые волны, которые мы условно называем ультрафиолетовыми и инфракрасными, но какие это цвета, как они выглядят на самом деле, мы не знаем. (17)Мир, наполненный и разукрашенный этими цветами, для нас пуст, бесцветен и попросту не существует. (18)Нельзя думать, что мир, каким видим его мы, человеки, и есть та самая объективная реальность, то есть что мир именно так и выглядит. (19)Предполагается, что птицы видят магнитные волны. (20)Но это значит, что ландшафт для них совершенно другой, нежели для нас. (21)А если змеи видят инфракрасное излучение, то они, значит, обитают в совершенно другом зримом мире, нежели мы. (22)Теперь представим, что исчезли все глаза и все уши: наши, кошачьи, змеиные, птичьи, шмелей и стрекоз, лягушек и рыб, муравьев и раков, осьминогов и комаров. (23)Это представить нетрудно, ибо все это появилось совсем недавно. (24)А что же было до этого? (25)Ничего! (26)Колебания частиц, никем не воспринимаемые и никем не преобразуемые в звук и цвет. (27) Полная чернота и полное безмолвие. (28)В полной черноте и полном безмолвии извергались вулканы, обрушивались или возникали горы, бушевал океан. (29)Но ведь и сами огнедышащие вулканы не более чем чернота и безмолвие. (30)И так вся Вселенная. (31)Человек понадобился природе для того, чтобы она могла хотя бы увидеть и услышать сама себя. (По В.А.Солоухину)

Вступление:

Жизнь... Великий подарок человеку матушкой-природой. Но зачем? Что связывает человека и природу? Как людям наладить связь с окружающим миром, научиться его видеть, слышать и понимать? Над этими вопросами задумывались многие писатели, публицисты, поэты, философы. Один из них - Владимир Алексеевич Солоухин.

Комментарий:

СПОСОБ 1: ЦИТИРОВАНИЕ

Писатель размышляет, на первый взгляд, «о световых и звуковых волнах ». Однако внимательно прочитав статью, мы понимаем, что он поднимает философскую проблему познания человеком природы, рассуждая над тем, что позволяет человеку услышать, увидеть и понять окружающий его мир. Ведь если у человека нет радиоприемника, с помощью которого «неслышное колебание частиц » превращается в звуки и образы, то «этот мир пуст и нем ». По мнению автора, люди не могут воспринимать окружающий их мир без специальных приспособлений: чтобы слышать, видеть, они обязательно должны иметь «воспринимающие устройства ». Владимир Алексеевич говорит, что ультрафиолетовые или ультракрасные волны невидимы простым глазом, «мир, наполненный этими цветами, для нас пуст, бесцветен и попросту не существует », а птицы, змеи «обитают в совершенно другом зрительном мире », поэтому им не нужны никакие приборы, чтобы видеть и слышать всё то, что происходит вокруг. Нам же, людям, нужны «воспринимающие устройства», чтобы не наступили «полная чернота и полное безмолвие », чтобы эфир вокруг был насыщен «песнями, речами, морзянкой, музыкой, а также всевозможными зрительными образами ».

СПОСОБ 2: УКАЗАНИЕ АБЗАЦЕВ

Известный публицист, поднимая философскую проблему развития природы и человека, размышляет над тем, как мы воспринимаем окружающий нас мир, какие устройства помогают нам услышать то, чем наполнена природа. Так, в первом абзаце мы читаем, что «эфир вокруг нас... насыщен радиоволнами », и, чтобы мы могли их услышать, требуются специальные «воспринимающие устройства ». Во втором абзаце речь идёт о том, что наши барабанные перепонки – это те же улавливающие устройства, с помощью которых подаются сигналы «в слуховые центры нашего мозга ». Размышления автора о том, что без глаз и ушей в мире наступили бы «полная чернота и полное безмолвие », мы читаем в пятом абзаце.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: