Коротко о западном антиглобализме




Об актуальности этой дискуссии

В последние годы антиглобализм стал предметом постоянных споров среди наших коллег — западных антифашистов. С российской точки зрения эта дискуссия представляется малопонятной, по крайней мере если не проводить четкого различия между восточноевропейским (российским) и западным антиглобализмом. Однако различие это становится очевидным, если при рассмотрении идей тех или иных антиглобалистов в качестве самого адекватного критерия будет выбрано их отношение к свободе.

Новые правые вроде Александра Дугина или сталинисты из РКРП (Российская коммунистическая рабочая партия) и другие красно-коричневые товарищи считают, что антиглобализм — это борьба против западного понимания свободы и за воскрешение былой мощи советской державы. Видные западные антиглобалисты, такие как канадская писательница Наоми Клейн или итальянский философ Тони Негри, считают антиглобализм борьбой за свободу и демократию для всех людей, борьбой с давлением монополистов и всемирной эксплуатацией. В России есть антиглобалисты, разделяющие подобные идеалы, чаще всего это люди, хорошо знакомые с западными антиглобалистами и близко с ними сотрудничающие.

Не подлежит сомнению, что симпатии антифашистов должны быть на стороне тех, кто защищает человеческое достоинство, и не важно, выступают ли они за капитализм или против него, как западные антиглобалисты.

Тем не менее остается нерешенной проблема поиска общего языка, общего отношения к прошлому и общего понимания настоящего. Именно эти темы волнуют западных антифашистов. Антифашисты обеспокоены участием в антиглобалистском движении различных фашистских групп и организаций. Фашистов привлекает движение антиглобалистов, потому что они считают его борьбой со всемирным заговором каких-то темных сил. Антиглобалистскому движению предстоит длительная и серьезная работа, для того чтобы оценить критику в свой адрес и обвинения в распространении идей национализма и антисемитизма.

Многие наши западные коллеги-антифашисты были поражены появлением русских националистов и сталинистов в рядах антиглобалистов на демонстрации в Генуе в прошлом году. Но не стоит так уж удивляться тому, что российских сталинистов пригласили принять участие в этих выступлениях: ведь известно, что очень многие марксистско-ленинские организации активно участвуют в западном движении антиглобалистов. С другой стороны, движение антиглобалистов вовсе не ширма для коммунистических организаций. Напротив, оно началось как объединение демократических групп. Один из основных принципов этого союза — «согласие о несогласии», и в нем уже заключается призыв к идейному плюрализму и практическому сотрудничеству. Чтобы быть антиглобалистом, вам даже не обязательно участвовать в антиглобалистских митингах или быть членом общей сети. Исходя из подобного либерального понимания проблемы я хотел бы поговорить о некоторых известных мне фактах и обстоятельствах, которые мне представляются важными и значимыми.

Коротко о западном антиглобализме

Чтобы понять, что такое антиглобализм, надо представлять себе, что стоит за расплывчатым понятием «глобализация». Глобализацией стали называть процесс экономического объединения мира, ставший очевидным после распада Советского Союза. Антиглобалисты осуждают западные компании и правительства за их неоимпериалистическую политику, цель которой — любым путем увеличить собственную власть над миром. Протест антиглобалистов в первую очередь вызывает то, что крупные западные компании перенесли значительную часть производства в страны, где людей легче эксплуатировать, и тем самым вызвали волну безработицы в развитых странах, где труд оплачивается выше. Кроме того, антиглобалистов возмущает ситуация, при которой нерегулируемые денежные потоки распространяются по всему миру, что уже нераз приводило к значительным финансовым кризисам, в свою очередь создававшим социальную нестабильность. И наконец, антиглобалисты выражают свою крайнюю озабоченность по поводу неопределенного будущего западной демократии, поскольку отдельные демократические государства Европы и Америки соединяются в Европейский союз и NAFTA, которые не считаются демократическими организациями. Антиглобалисты также критикуют условия жизни в западных странах, где строгая экономическая дисциплина и интересы бизнеса подавляют заботу о социальных нуждах и культурных потребностях населения.

Характерной особенностью антиглобализма является противодействие капиталистическим структурам и объединениям, чьи центры расположены, как правило, в западных странах — в Северной Америке и в странах Западной Европы. В особенности это касается так называемых транснациональных корпораций, к которым антиглобалисты относятся как к главным врагам демократии. Возмущение вызывают и многочисленные случаи немыслимой эксплуатации рабочих в бедных странах Азии, и бесчеловечное убийство жителей стран Африки, населяющих земли, богатые полезными ископаемыми, и возрастающее количество навязчивых маркетинговых технологий в развитых странах. С последним хорошо знакомы и жители России, где демонстрация любого фильма по телевидению десять раз прерывается рекламой, а звонящего в справочную службу заставляют выслушивать кучу ненужных объявлений.

Кроме того, антиглобалисты осуждают (хотя и в меньшей степени) такие международные организации, как МВФ (Международный валютный фонд) и Всемирный банк, главным образом за то, что эти организации навязывают бедным странам — своим должникам собственную волю, определяя их экономическую политику, что уже не раз приводило к плачевным для этих стран результатам. Волнения в Аргентине в 2001 году — живой тому пример. ИМВФ, и Всемирный банк — не благотворительные организации, за каковые они порой пытаются себя выдавать, это, напротив, организации, стремящиеся исключительно к достижению своей выгоды и получению все большей власти, что соответствует интересам их хозяев — стран Запада.

Антиглобалисты прославились прежде всего своими кампаниями против Всемирной торговой организации (ВТО), в которой состоят почти все западные и индустриально развитые страны. Назначение ВТО — налаживание международных торговых связей, но этим ее деятельность отнюдь не ограничивается. Антиглобалисты особенно возмущены тем, как ВТО пыталась навязать особые международные правила, гарантирующие сохранность иностранных вложений, что неизбежно привело бы к нарушениям иностранными компаниями социальных и экологических законов отдельных стран. На заседании ВТО в Сиэтле в 1999 году эти честолюбивые планы не удалось воплотить в жизнь из-за внутренних разногласий, в то же время за стенами зала заседаний проходила массовая антиглобалистская демонстрация протеста.

Антиглобалисты несомненно правы, утверждая, что современная экономическая система капитализма наносит вред экологии в любой точке планеты и разрушает традиционные социальные связи почти во всех сообществах. Антиглобалисты отмечают ограниченность современной экономической системы капитализма. Во многом этот анализ не нов — часть постулатов была сформулирована десятки лет назад. Движение антиглобалистов отличается от прежней критики капитализма в основном отношением к современному обществу. Их политика — прежде всего и главным образом противостояние. Антиглобалисты сумели добиться того, что их взгляды получили известность как в средствах массовой информации, так и в руководящих структурах компаний и международных организаций.

Успех антиглобалистов привлек к их делу новое поколение активистов по всему миру, что укрепило движение как коалицию различных политических групп и направлений. Среди антиглобалистов продолжается дискуссия о стратегии борьбы в будущем, однако одновременно становится ясно, что недостаточно лишь следовать первоначальному импульсу объединения с единственной целью противостояния властям предержащим западного мира. Внутри движения существует множество направлений и групп по интересам, не объединенных ни общими идеями, ни действиями. Люди старшего поколения, чей активизм укоренен в левацком движении XX века, считают, что антиглобализм дает им возможность построить новый левый фронт против капитализма. Однако многие другие находят такой подход догматичным и устаревшим.

Сильная сторона антиглобалистского движения — в открытости дискуссий, в свободе развития идей о направлениях деятельности, как сегодняшней, так и будущей. Это настоящая политизированность. И то, как информационная сеть «Индимедиа» предоставляет любому желающему возможность непосредственно публиковать и обсуждать новости в Интернете, и то, как марксистская и постмодернистская философия находят пути сближения, преодолевая противостояние прошлых лет, позволяет почувствовать новизну и свежесть явления.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: