Б1.В.16 ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Лабораторная работа
Определение среднего расстояния перевозок.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Направление подготовки
Землеустройство и кадастры
Профиль подготовки
Землеустройство
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Уфа 2017
УДК 528.4.001.63
ББК 65.32 - 5
Л 12
Рекомендовано к изданию методической комиссией факультета природопользования и строительства (протокол № 1 от «29» августа 2017 г.)
Составитель: к. с.-х. н., доцент Лукманова А.Д.
Рецензент: к.г.н., доцент Загитова Л.Р.
Ответственный выпуск: зав. кафедрой землеустройства, кандидат сельскохозяйственных наук доцент Э.И. Галеев
г. Уфа, БГАУ, кафедра землеустройства
Лабораторная работа
Цель: Приобретение практических навыков по определению среднего расстояния перевозок.
Задание:
Определение среднего расстояния перевозок для оценки пространственных свойств землепользования, выражающиеся через расстояния.
Исходные материалы: План землепользования масштаба 1:25000
Общие сведения
Землепользование сельскохозяйственных предприятий и отдельные земельные участки имеют определенные пространственные характеристики, существенно влияющие не только на результаты производства, но также на их оценку в качестве объектов собственности и хозяйствования.
Под пространственными условиями землепользования понимается его местоположение, размеры и конфигурация, создающие в совокупности определенный транспортный фактор. Иначе говоря, влияние пространственных условий учитывается через транспорт, который, являясь составной частью материального производства конкретного предприятия, вызывает значительные издержки по перемещению грузов, рабочей силы и техники. В сельском хозяйстве транспортный фактор имеет особое значение, поскольку оно объективно связано с использованием большого пространства обрабатываемых земель.
Влияние пространственных условий учитывается по затратам на транспортировку сельскохозяйственных грузов, на перевозку рабочей силы к месту работы и обратно, на переходы и переезды, связанные с обработкой полей и рабочих участков, а
также на так называемые внешние транспортные связи.
Очевидно, что величина транспортных издержек зависит от многих условий: расстояния перевозок, количества и вида перевозимой продукции, вида использованных транспортных средств, состояния дорог. При этом непосредственно от пространственных условий землепользования зависят расстояния перевозки. Остальные условия связаны, в основном, с организацией сельскохозяйственного производства и при сравнительной оценке пространственных условий могут быть признаны одинаковыми.
Таким образом, важнейшей характеристикой пространственных условий сельскохозяйственного землепользования является среднее расстояние внутрихозяйственных перевозок. Под средним расстоянием перевозок понимают расстояние, на которое нужно переместить грузы и рабочих из усадьбы на территорию хозяйства и обратно, чтобы получить наименьший объем транспортных работ, выполняемых на землевладениях в данном году.
Для определения величины транспортных расходов, рассчитывают средние расстояния от усадьбы до центров участков сельскохозяйственных угодий, с которых и на которые перевозят грузы.
Оно определяется зависимостью между следующими элементами:
а) площадью земельных участков (контуров угодий);
б) расположением хозяйственного центра относительно сельскохозяйственных угодий;
в) составом земельных угодий и
их расположением по территории;
г) размещением и развитием дорожной сети.
В практике землеустройства различают среднее математическое и средневзвешенное расстояния. Среднее математическое может быть определено для землепользований правильной конфигурации, однородных по составу угодий и их грузоемкости. В общем виде (по В. Я. Заплетину) оно может быть вычислено по формуле:
где — коэффициент, значение которого определяется по специальным таблицам в зависимости от конфигурации и положения хозяйственного центра; — дорожный коэффициент, характеризующий реальное отклонение дорог от
кратчайших расстояний перевозок (рекомендуется 1,3-1,5); Р — площадь землепользования или земельного участка (м2 или км2).
Указанная формула определения среднего математического расстояния практически не может применяться в условиях землепользовании с неправильной конфигурацией, сильной расчлененностью рельефа, чересполосицей и разобщенностью угодий. Поэтому более точным показателем для расчета транспортных издержек является средневзвешенное (реальное) расстояние.
Для проектировщика важно уметь оценивать пространственные свойства землепользования, которые выражаются через расстояния без специальных расчетов.
Необходимо помнить:
1. При одной и той же площади землевладения среднее расстояние перевозок возрастает по мере увеличения его периметра.
2. С увеличением площади землевладения при неизменяемых конфигурации и местоположения усадьбы среднее расстояние увеличивается прямо пропорционально квадратному корню из числа увеличения площади.
Средневзвешенное расстояние, определенное указанным способом, по существу является реальным расстоянием, на которое перемещаются грузы в данном хозяйстве. Однако его расчет по крупному землепользованию, имеющему несколько
обособленных участков и несколько хозяйственных центров(грузооборотных пунктов), — достаточно трудоемкий и сложный процесс. Поэтому наряду со средневзвешенным
расстоянием в практике землеустройства определяются другие показатели и характеристики пространственных условий землепользования.
Методика выполнения работ
Средневзвешенное расстояние определяется от хозяйственного центра до участков пашни и сенокосов, с которых и на которые перевозят сельскохозяйственные грузы: урожай, семена, удобрения и т. п. Поскольку участки имеют разную площадь, то средневзвешенное расстояние определяется по формуле:
где r — расстояния до конкретных грузооборотных участков сельскохозяйственных угодий, км; P — площадь отдельных грузооборотных участков, га. (Табл. 1)
Расстояния грузоперевозок измеряются по дорогам от хозяйственного центра (или иного грузооборотного пункта) до центра тяжести однородных по грузонапряженности земельных участков (контуров сельскохозяйственных угодий). От центра участка до ближайшей дороги расстояния измеряют по перпендикуляру (рис. 1).
Рисунок 1. Схема землепользования
Таблица 1. Расчет средних расстояний перевозок.
№ участка | Площадь участка Р, га | Расстояние от усадьбы до центра r, км | Произведение r*Р |
161,002 | 1,025 | 165,000 | |
142,012 | 3,301 | 468,600 | |
113,203 | 1,862 | 210,780 | |
96,400 | 4,025 | 388,001 | |
84,006 | 3,075 | 258,301 | |
113,760 | 2,580 | 293,600 | |
11,512 | 4,402 | 50,602 | |
41,205 | 3,450 | 142,140 | |
46,013 | 3,901 | 179,401 | |
134,513 | 3,025 | 406,800 | |
81,018 | 3,838 | 310,880 | |
93,504 | 3,650 | 341,275 | |
93,003 | 4,875 | 453,400 | |
91,812 | 4,775 | 438,300 | |
61,600 | 4,000 | 246,400 | |
32,404 | 3,925 | 127,170 | |
82,105 | 4,450 | 365,340 | |
131,003 | 5,801 | 759,801 | |
114,002 | 5,201 | 592,800 | |
37,001 | 5,025 | 185,925 | |
25,704 | 5,475 | 140,710 | |
64,801 | 6,050 | 392,040 | |
11,803 | 7,900 | 883,220 | |
98,001 | 7,725 | 757,050 | |
103,004 | 8,100 | 834,300 | |
83,401 | 7,900 | 658,860 | |
103,801 | 8,950 | 929,010 | |
103,203 | 8,375 | 864,300 | |
109,304 | 8,125 | 888,060 | |
2564,004 | 144,780 | 12792,060 |
Определив среднее расстояние перевозок и массу перевозимых грузов, можно рассчитать величину транспортных затрат в стоимостном выражении. Среднее расстояние кроме того, в определенной степени характеризует условия управляемости хозяйства.