Перечень основной и дополнительной литературы, необходимой для освоения дисциплины




Вопросы к зачету по дисциплине

 

1. История развития клинической психологии как науки. Становление и развитие донаучных клинико-психологических знаний. Зарождение научной клинической психологии. Развитие клинической психологии в России и за рубежом. Современные задачи клинической психологии.

2. Предмет и структура клинической психологии. Взаимосвязь клинической психологии с другими науками. Общие аспекты клинической психологии, характерные для всех расстройств (патопсихология – симптоматология, этиология, прогноз, классификация, эпидемиология; психодиагностика; психологическое вмешательство; психосоциальное здравоохранение). Частные аспекты клинической психологии (расстройства отдельных психических функций и расстройства паттернов функционирования).

3. Понятийный аппарат клинической психологии: понятие расстройства и вида расстройства, симптомы и синдромы. Понятия психического здоровья, психической болезни и психического расстройства. Клинико-психологический синдром как закономерно возникающее сочетание симптомов.

4. Проблема нормального функционирования. Виды «нормы» в психологии.

5. Научно-теоретические основы классификации психических расстройств. Классификация как стратегия образования научных понятий. Экстенция и интенция понятия как составляющие его значения. Открытость объема клинико-психологических понятий. Экспликация как процесс перехода заданного понятия в точный концепт. Условия точности, продуктивности и простоты экспликата.

6. Виды классификации психических расстройств: DSM – IV и МКБ – 10. Множественность классификаций в клинической психологии. Происхождение и функции «главных» классификаций – DSM и МКБ.

7. Понятия, используемые обеими классификациями: коморбидность, многоосевое описание, каталог критериев, источники ошибок. Отличия DSM и МКБ. Многоосевая система классификации для детей и подростков.

8. Психология здоровья. Позитивное и негативное определения здоровья. Биологические, психологические и социальные факторы здоровья. Внутренняя картина здоровья.

9. Психология болезни. Общее понятие болезни как модели. Плоскости общей модели болезни. Биомедицинская и биопсихосоциальная модели болезни.

10. Внутренняя картина болезни как способ отражения больным своего заболевания. Структура ВКБ (уровни отражения болезни), факторы ВКБ, типы реакции на болезнь.

11. Патопсихология как отрасль психологии, изучающая изменения психической деятельности вследствие психических и/или соматических заболеваний. Разграничение понятий «патопсихология», «психопатология», «специальная психология». Предмет исследования патопсихологии, ее задачи, научные основы и актуальные проблемы.

12. Клиническая нейропсихология как наука о влияниях мозговых травм и дисфункций на поведение. Предмет исследования, методы диагностики, основные проблемы клинической нейропсихологии. Проблема мозговой локализации психических функций.

13. Основы психосоматики. История развития, предмет исследования, особенности клинико-психологической диагностики. «Большие» и «малые» психосоматические расстройства. «Холизм» как идея о целостности организма и психики.

14. Основные концепции происхождения психосоматических расстройств.

15. Типы нарушений психического развития: недоразвитие, задержки психического развития, поврежденное развитие, искаженное развитие, дефицитарное развитие, дисгармоническое развитие.

16. Соотношение биологических, психологических и социальных факторов аномального развития.

17. Моторные расстройства: классификация, диагностика, возможности психологического вмешательства.

18. Перцептивные расстройства: классификация, диагностика, возможности психологической помощи.

19. Нарушения памяти: классификация, диагностика, возможности психологической помощи.

20. Нарушения мышления: классификация, диагностика, возможности психологической помощи.

21. Расстройства научения: классификация, диагностика, возможности психологической помощи.

22. Эмоциональные расстройства: классификация, диагностика, возможности психологической помощи.

23. Мотивационные расстройства: классификация, диагностика, возможности психологической помощи.

24. Нарушения поведения: классификация, диагностика, возможности психологической помощи.

25. Расстройства, вызванные употреблением психоактивных веществ: классификация, диагностика, возможности психологической помощи.

26. Депрессивные расстройства: классификация, диагностика, возможности психологической помощи.

27. Тревожные расстройства: классификация, диагностика, возможности психологической помощи.

28. Этические нормы и правила психологического вмешательства. Официальные этические своды правил.

29. Методы и формы психологического вмешательства. Факторы, влияющие на решение о необходимости вмешательства.

30. Роль клинической психологии в профилактике, сохранении и укреплении здоровья.

 

Перечень основной и дополнительной литературы, необходимой для освоения дисциплины

 

а) основная литература

  1. Клиническая психология. /Под ред. Б.Д.Карвасарского СПб.: Питер, 2006
  2. Клиническая психология. /Под ред. М.Перре, У.Бауманна СПб.: Питер, 2012
  3. М.П.Краузе Дети с нарушениями развития: психологическая помощь родителям: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2016.
  4. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. Спб.: Речь, 2016.

 

 

б) дополнительная литература

  1. А.О.Бухановский, Ю.А.Кутявин, М.Е.Литвак Общая психопатология: Пособие для врачей. – Ростов н/Д: Изд-во ЛРНЦ «Феникс», 2003.
  2. Ч.Венар, П.Кериг Психопатология развития детского и подросткового возраста (под науч. ред. А.Алексеева). СПб., 2004
  3. А.Л.Венгер Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. Часть 1. – 4-е издание. – М.: Генезис, 2007.
  4. А.Л.Венгер Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. Часть 2. – 4-е издание. – М.: Генезис, 2007.
  5. М.Вольф Патопсихология и ее методы. СПб., 2004.
  6. А.Л.Гройсман Клиническая психология, психосоматика и психопрофилактика. М., 2002.
  7. Н.К.Корсакова Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М., 1997
  8. У.Крэйн Теории развития. Секреты формирования личности. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.
  9. С.А.Кулаков Основы психосоматики. СПб., 2003.
  10. Е.М.Мастюкова, А.Г.Московкина Основы генетики. Клинико-генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии. М.: Владос, 2005
  11. Медицинская психология: новейший справочник практического психолога. / Сост. С.Л.Соловьева М.: АСТ; СПб.: Сова, 2006
  12. А.Менегетти Психосоматика. Новейшие достижения. М., 2003
  13. Нахимовский А.И. Практическая психотерапия детей и подростков. СПб.: Речь, 2003
  14. О.С.Никольская Аффективная сфера человека. Взгляд сквозь призму детского аутизма. – М.: Центр лечебной педагогики, 2000.
  15. Ю.В.Попов, В.Д.Вид Современная клиническая психиатрия. Спб.: Речь, 2002
  16. Психология здоровья Учебник для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова СПб.: Питер, 2006
  17. О.Сакс «Человек, который принял жену за шляпу» и другие истории из врачебной практики. – СПб.: Science Press, 2005.
  18. Н.Сандберг, А.Уайнбергер, Дж.Таплин Клиническая психология СПб.: прайм – еврознак, 2005.
  19. Сансон П. Психопедагогика и аутизм: опыт работы с детьми и взрослыми. М.: Теревинф, 2006.
  20. П.Сатмари Дети с аутизмом. – СПб.: Питер, 2005.
  21. Е.Т.Соколова Самосознание и самооценка при аномалиях личности. – М.: Изд-во МГУ, 1989.
  22. Ялом И. Мамочка и смысл жизни: Психотерапевтические истории. М.: Эксмо, 2006.
  23. Бреслав Г.М. Психология эмоций. М.: Смысл; ИЦ Академия, 2004
  24. Детская патопсихология. Хрестоматия. /Сост. Н.Л.Белопольская. М., 2004
  25. Зейгарник Б.В. Патопсихология М.: Академия, 2005
  26. Клиническая психология. /Под ред. М.Перре, У.Бауманна СПб.: Питер, 2002
  27. И.Ю.Левченко Патопсихология: теория и практика. М.: Академия, 2004
  28. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. 5-е издание. Медпресс, 2005
  29. Панкова О.Ф., Сергеев И.И., Лакосина Н.Д. Клиническая психология: учебник для вузов. М.: МЕДпресс – информ, 2005
  30. Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия в 2 т. / Под ред В.В.Лебединского и М.К.Бардышевской. Т I. – М.: ЧеРо: Высш.шк.: Изд-во МГУ, 2002

Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия в 2 т. / Под ред В.В.Лебединского и М.К.Бардышевской. Т II. – М.: ЧеРо: Высш.шк.: Изд-во МГУ, 2002

 

23.06.2017, 19:47, "Татьяна Евдошенко" <t-evdoshenko@mail.ru>:

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: