Тема 10. Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции.




 

Спрос и предложение - два фактора, дающих жизнь рынку как месту своей встречи, формируют в экономике уровень цен на товары и услуги. Определяя кривые издержек и доходов, они создают внешнюю среду существования фирмы. Поведение же самой фирмы, выбор ею объемов производства, а значит, размеров спроса на ресурсы и величины предложения собственных товаров зависят от типа рынка, на котором она действует.

Наиболее мощным фактором, диктующим общие условия функционирования того или иного рынка, является степень развития на нем конкурентных отношений.

Этимологически слово конкуренция (от лат. сoпcurreпtia), означает столкновение, состязание. Рыночной конкуренцией называется борьба за ограниченный спрос потреби­теля, ведущаяся между фирмами на доступных им частях (сег­ментах) рынка.

Конку­ренция выполняет в рыночной экономике важнейшую функцию противовеса и одновременно дополнения к индивидуализму субъек­тов рынка. Она принуждает их учитывать интересы потребителя, а значит, и интересы общества в целом.

Действительно, в ходе конкуренции рынок из множества това­ров отбирает только те, которые нужны потребителям. Именно их удается продать. Прочие же остаются невостребованными, и производство их прекращается. Другими словами, вне конкурентной сре­ды индивидуум удовлетворяет свои интересы, не считаясь с чужи­ми. В условиях же конкуренции единственным способом реализации собственного интереса становится учет интересов других лиц. Кон­куренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы Что? Как? Для кого производить?

Развитие конкурентных отношений тесно связано с расщепле­нием экономической власти. Когда оно отсутствует, потребитель лишен выбора и вынужден либо полностью согласиться на диктуе­мые производителем условия, либо совсем остаться без необходи­мого ему блага. Напротив, когда экономическая власть расщеплена и потребитель имеет дело со множеством поставщиков аналогичных товаров, он может выбрать тот из них, который в наибольшей степени соответствует его нуждам и финансовым возможностям. На рынке совершенной конкуренции расщепление экономической власти максимально и механизмы конкуренции рабо­тают в полную силу. Здесь действует множество производителей, лишенных каких-либо рычагов навязывания своей воли потреби­телям. При несовершенной конкуренции расщепление экономической власти ослаблено или вовсе отсутствует. Поэтому производитель приобретает известную степень влияния на рынок.

Модель рынка совершенной конкуренции основана на следующих основных условиях:

1. Однородность продукции.

2. Малые размеры и многочисленность субъектов рынка.

3. Невозможность диктовать цену.

4. Отсутствие барьеров.

5. Совершенная информация.

Все представленные условия настолько жестки, что им едва ли может соответствовать хоть один реаль­но функционирующий рынок. Даже наи­более похожие на совершенную конкуренцию рынки лишь частично удовлетворяют им. Например, мировые сырьевые биржи весьма полно удовлетво­ряют первому условию, с натяжкой соответствуют второму и третьему условиям. И совсем не удовлетворяют условию совершенной информированности.

При всей своей абстрактности концепция совершенной конкуренции играет в эко­номической науке исключительно важ­ную роль. Она имеет практическую и методологическую ценность.

Во-первых, модель совершенно конкурентного рынка позволяет судить о принципах функционирования очень многих малых фирм, продающих стандартизированную однородную продукцию, и, следовательно, действующих в условиях, приближенных к со­вершенной конкуренции.

Во-вторых, она имеет огромное методологическое значение, поскольку позволяет - пусть и ценой больших упрощений дей­ствительной рыночной картины - понять логику действий фир­мы. Этот прием, кстати, типичен для многих наук.

Какие условия могут считаться близкими к совершенно конку­рентному рынку? Вообще говоря, на этот вопрос можно дать раз­ные ответы. Мы подойдем к нему с позиции фирмы, т. е. выясним, в каких случаях фирма на практике действует так (или почти так), как если бы ее окружал рынок совершенной конкуренции.

Разберемся для начала, как должна вы­глядеть кривая спроса на продукцию фирмы, действующей в условиях совер­шенной конкуренции. Вспомним, во­ - первых, что фирма принимает рыночную цену, т. е. последняя яв­ляется для нее заданной величиной; во-вторых, фирма выступает на рынке с очень малой частью общего количества про изводимого и реализуемого отраслью товара. Следовательно, объемы ее производ­ства никак не повлияют на рыночную обстановку и этот заданный уровень цены не будет меняться с увеличением или уменьшением выпуска продукции. Очевидно, что в таких условиях кривая спроса на продукцию фирмы будет выглядеть как горизонтальная линия.

 

 

Р TR

Q

Выпустит ли фирма 10 единиц продукции, 20 или 1, рынок поглотит их по одной и той же цене. D = MR = AR

С экономической точки зрения линия цены, параллельная оси абсцисс, означает абсолютную эластичность спроса. В случае бесконечно малого снижения цены фирма могла бы расширять до бесконечности свои продажи. При бесконечно малом повышении цены продажи предприятия были бы сведены к нулю. Наличие абсолютно эластичного спроса на продукцию фир­мы принято называть критерием совершенной конкуренции. Как только на рынке складывается такая ситуация, фирма начинает вести себя как (или почти как) совершенный конкурент.

Действительно, вы­полнение критерия совер­шенной конкуренции задает для фирмы многие условия деятельности на рынке, в частности определяет закономерности получения дохода.

Доходом (выручкой) фирмы называют платежи, поступающие в ее пользу при реализации продукции. Как и многие другие показатели, экономическая наука подсчитывает доход в трех разновидностях:

Общим доходом (TR) называют всю сумму выручки, которую получает фирма.

Средний доход (AR) отражает выручку в расчете на единицу реа­лизованной продукции, или (что то же самое) общий доход, делен­ный на число реализованных продуктов.

Предельный доход (MR) представляет собой дополнительный доход, получен­ный в результате продажи последней из реализованных единиц про­дукции.

Прямым следствием выполнения критерия совершенной конку­ренции является; то, что средний доход при любом объеме выпуска равен одной и той же величине - цене товара и что на том же уровне всегда находится предельный доход. Скажем, если установившая­ся на рынке цена батона хлеба равна 3 руб., то действующий как совершенный конкурент хлебный ларек принимает ее вне зависи­мости от объема продаж (выполняется критерий совершенной кон­куренции). И 100, и 1000 батонов будут проданы по одинаковой цене за штуку. В этих условиях каждый дополнительно проданный батон принесет ларьку 3 руб. (предельный доход). И тот же объем выручки придется в среднем на каждый проданный батон (средний доход). Таким образом, устанавливается равенство между средним доходом, предельным доходом и ценой (AR= MR= Р). Поэтому кри­вая спроса на продукцию отдельного предприятия в условиях со­вершенной конкуренции является одновременно и кривой его сред­ней и предельной выручки.

Что касается общего дохода (общей выручки) предприятия, то он изменяется пропорционально изменению выпуска продукции том же самом направлении. То есть существует линейная зависимость:

TR = P*Q

Если ларек в нашем примере продал 100 батонов по 3 руб., то его выручка, естественно, составит 300 руб. Графически кривая совокупного (валового) дохода (график) - это луч, проведенный через начало координат с наклоном:

tga= ΔTR / ΔQ = MR = P

То есть наклон кривой валового дохода равен предельному до­ходу, который в свою очередь равен рыночной цене продукта, про­даваемого конкурентной фирмой. Отсюда, в частности, следует, что чем выше цена, тем круче вверх пойдет прямая валового дохода.

Уже приведенный простейший, постоянно встречающийся в повседнев­ной жизни пример с торговлей хлебом на­водит на мысль, что теория совершенной конкуренции не столь далека от российской реальности, как можно подумать.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: