Редькина Наталья Степановна.
Присутствие на занятиях, выполнение контрольных, практических занятий, написание реферата (введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы) – автомат.
Пример оформления электронного ресурса:
ИТ в юр деятельности [Электронный ресурс]. - URL: www.spsl.ru
«Информация, данные, знания, технологии».
Информация – любые сведения (сообщения, данные), независимо от формы их представления. От латинского informatio – изложение, разъяснение, осведомленность. В зависимости от области применения различают научную, техническую, коммерческую, социальную, правовую и другие виды информации. В зависимости от формы представления выделяют символьную, числовую, текстовую, табличную, звуковую (аудио), графическую, видео и другие виды информации.
Данные – информация, представленная в формализованном виде, что обеспечивает возможность ее хранения, автоматической обработки и передачи с помощью технических средств.
Знания – результат познавательной деятельности человека в виде структурированной информации. Интеллектуально обработанная информация.
Технологии – 1) совокупность знаний о методах, способах и формах преобразования природных сил и ресурсов всех видов в различные продукты (технология как наука); 2) кто, что делает, за кем, как часто и т.д. (технология как практическая деятельность); 3) конкретная научная дисциплина, изучающая один специфический предмет. Термин «технология» явился комбинацией двух греческих слов: «техно» - искусство, ремесло, и «логос» - учение, рассуждение. До появления этого понятия использовались термины искусство, ремесло, тайны. Впервые термин «технология» был обнаружен во французских текстах в 1656г. – «изучение орудий труда, материалов». В России этот термин был внедрен в начале XIX века, когда стал издаваться технологический журнал.
Технология – совокупность средств, процессов, операций, методов, приемов, режима работы, с помощью которых входящие в производство элементы преобразуются в выходящие; она охватывает машины, механизмы и инструменты, навыки и знания.
Термин «информационные технологии» возник в середине 70-х гг. XX века. Информационные технологии – совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологический комплекс, обеспечивающий сбор, создание, хранение, накопление, обработку, поиск, вывод, копирование, передачу и распространение информации.
«Этапы и тенденции развития информационных технологий».
Достижения человечества, повлиявших на развитие информационных технологий:
· Появление языка и устной речи.
· Изобретение письменности.
· Изобретение книгопечатания.
· Изобретение средств связи (сигнализации, почты, телеграфа, телефона, радио, телевидения).
· Изобретение звукозаписи, фотографии, кино и видеозаписи.
· Изобретение компьютера (1945г).
· Изобретение персонального компьютера.
· Изобретение «всемирной паутины» (1991г) и Интернета.
Выделяют шесть этапов развития информационных технологий:
До середины XIX века – ручная информационная технология. Инструментарий – перо, чернила, бумага, камень. Способ коммуникации – устно, с помощью почты, депеш.
До конца XIX века – механическая технология. Печатная машинка, телефон, диктофон. Более совершенные средства доставки.
До середины XX века – электрическая технология. Электро-механические вычислительные машины – перфораторы, табуляторы и т.д. Акцент на формирование содержания информации.
До начала 70-х гг. XX века – электронная технология. Большие ЭВМ, создаваемые на их базе автоматизированные системы управления АСУ и первые информационно-поисковые системы.
С середины 80-х гг. XX века – компьютерная технология. Персональный компьютер. Продолжается по настоящее время.
С 90-х гг. по настоящее время – сетевая компьютерная технология.
В июле 2007г весь мир замер в ожидании появления 100-миллионного веб-сайта. Сейчас насчитывается 700 миллионов веб-сайтов. Поток информации удваивается каждые два года. На 2009г было 15 миллионов веб-сайтов на рунете. Треть населения Земли являются пользователями Интернета, в России – более 50%.
Без информационных технологий мы не можем представить себе жизнь. 1) Информационные технологии позволяют активизировать и эффективно использовать информационные ресурсы общества, которые являются важнейшим стратегическим фактором его развития. Опыт показывает, что активизация, использование и т.д. позволяют осуществить экономию и стратегическое развитие общества в целом. 2) Информационные технологии позволяют оптимизировать и автоматизировать различные процессы. 3) Информационные процессы являются важными элементами более сложных производственных или социальных процессов. 4) Информационные технологии играют важную роль в обеспечении взаимодействия между людьми. 5) Информационные технологии занимают определенное место в процессе интеллектуализации общества, в частности в дистанционном образовании и т.д., экспертные системы. 6) Информационные технологии играют ключевую роль в процессах получения и накопления знаний. 7) Использование IT оказывает существенное содействие в решении глобальных проблем человечества (моделирование, прогнозирование, мониторинг).
«Классификация информационных технологий».
По использованию компьютерной техники | Компьютерные и некомпьютерные технологии |
По сфере применения | Базовые, прикладные и специальные технологии |
По степени централизации технологического процесса | Централизованные, децентрализованные и комбинированные технологии |
По предметным областям | Бухучет, экономика, здравоохранение и т.д. |
По территории охвата | Глобальные и локальные технологии |
Классификация технологий по виду обрабатываемой информации:
Вид обрабатываемой информации | Данные | Текст | Графика | Знания | Объекты реального мира |
Вид IT | СУБД (система управления базами данных), алгоритмические языки, табличные процессоры | Текстовые процессоры и гипертекст | Графические процессоры | Экспертные системы | Средства мультимедиа (сочетание звука, цвета, анимации, текста) |
Классификация компьютерных информационных технологий:
К средствам компьютерной техники относятся непосредственно компьютеры (супер компьютеры, мейн фреймы, серверы, рабочие станции, ноутбуки, карманные персональные компьютеры и т.д.), компьютерная переферия (терминалы, сканеры, принтеры, источники бесперебойного питания и т.д.), сетевое оборудование (маршрутизаторы, модемы).
К средствам коммуникационной техники относятся средства и системы стационарной и мобильной телефонной связи, средства и системы телеграфной связи, средства и системы факсимильной передачи информации и модемной связи, средства и системы кабельной и радиосвязи, включая оптико-волоконную и спутниковую связь.
К средствам оргтехники относятся носители информации, средства составления и изготовления документов, средства репрографии и оперативной полиграфии, средства обработки документов, средства хранения, поиска и транспортировки документов, офисная мебель, оборудование и т.д.
Копировальные аппараты различаются по габаритам (портативные, настольные, стационарные), по принципам сканирования (аналоговые и цифровые), по цветопередаче (одноцветные и цветные), по функциональности (стандартные – А3, А4, специальные и широкоформатные) и по скорости копирования (до 6, 20, 40 и более копий в минуту). Принтер может быть сетевым или индивидуального использования, цветной или монохромный (черно-белый), с односторонней или двусторонней печатью, по принципу переноса изображения бывают литерные, матричные, лазерные и термические. Популярными становятся интернет-принтеры. Существуют и многофункциональные устройства. Сканеры бывают планшетные (А3, А4), документные (загрузка листов пачкой), ручные, слайд-сканеры (для сканирования слайдов или негативов), барабанные сканеры (исключительно в профессиональных целях). 3D сканеры – в рекламных целях, для привлечения потребителей.
Прикладные программные средства: системы подготовки текстовых, табличных и др. документов; системы подготовки презентаций; система обработки финансово-экономической информации (1С); система управления базами данных; личные информационные системы (OutLook) (позволяют планировать личное время, вести персональные и иные картотеки, вести журнал телефонных переговоров, персональные информационные блокноты); системы управления проектами; экспертные системы и системы поддержки принятия решений.
Системные программные средства: тестовые и диагностические программы; антивирусные программы; операционные системы; командно-файловые процессоры. Это комплекс программ, которые обеспечивают управление компонентами вычислительной системы, такими как процессор, оперативная память, сетевое оборудование и т.д.
Операционные системы – программа или совокупность программ, управляющая основными действиями компьютера, его периферийными устройствами, и обеспечивающая запуск всех остальных программ, а также взаимодействие с оператором.
Организационно-методическое обеспечение: нормативно-методические материалы по работе с информационными технологиями; инструктивные материалы по эксплуатации технических средств, в том числе по технике безопасности работы и по условиям поддержания работоспособности оборудования.
Перспективные информационные технологии (по версии IDC): «облака» или облачные вычисления; мобильные устройства и приложения; социальные сети; аналитика нового поколения.
«Информационные системы».
Это технологическая система, представляющая совместимость технических, программных и ирных средств, объединяющих структурно и функционально несколько видов информационных процессов и предоставляющая информационные услуги. Информационные системы обеспечивают управление, обновление, информационный поиск, обработку, накопление, хранение, корректировку и выдачу информации. Структура информационной системы: техническое обеспечение; математическое обеспечение; программное обеспечение; информационное обеспечение; организационное обеспечение; правовое обеспечение.
Информационное обеспечение – совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, а также основы построения баз данных. Техническое обеспечение – комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системы, а также соответствующая документация на эти средства и процессы. Математическое и программное обеспечение – совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации целей и задач информационной системы, а также нормального функционирования комплекса технических средств. Организационное обеспечение – совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации информационной системы. Правовое обеспечения – совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование информационных систем, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации.
Виды информационных систем:
· В зависимости от использования технических средств: ручные (адресные картотеки и т.д.), полуавтоматизированные или механизированные (гидравлическая почта), полуавтоматические и автоматические.
Компьютеризированные: информационные системы управления электронными документами на основе АРМов – автоматизированных рабочих мест, на основе автоматизированных электронных офисов, банки информации (включая базы и банки данных и знаний и информационно-поисковые системы), автоматизированные системы (САПР, АСУ), системы искусственного интеллекта (экспертные системы, нейросети).
Автоматические информационные системы реализуются в двух аспектах: системы, основанные на теории автоматического управления по заданным параметрам (система сохранения информации ГПНТБ СО РАН); автоматическое управление объектами на основе систем искусственного интеллекта.
· По характеру использования результативной информации: информационно-поисковые системы (сбор, хранение и выдача информации по запросу пользователя), информационно-советующие системы (использующиеся в качестве систем поддержки принятия решений), информационно-управляющие системы (непосредственно реализуют управление процессом или сложным объектом).
· По сфере применения: производственные, научно-исследовательские, финансовые, экологические и др.
· По типу хранимой информации (исключая мультимедийную информацию): фактографические (конкретные данные, статистика), документальные (текстовая информация) и лексико-графические (классификаторы, кодификаторы, словари, заурусы и рубрикаторы) информационные системы.
«Интеллектуальные информационные технологии».
Термин «искусственный интеллект» был предложен в 1956 году. Возник на конференции, был предложен группой исследователей.
60-70-е гг. XX века. Осознание возможностей искусственного интеллекта, формирование социального заказа на поддержку процессов принятия решений и управления. В этот период разрабатываются методы эвристического программирования и ситуационного управления большими системами.
70-80-е гг. XX века. Осознание важности знаний для формирования решений с использованием аппаратов нечеткой логики, моделей правдоподобного вывода и правдоподобных рассуждений. Появляются первые экспертные системы.
80-90-е гг. XX века. Появление интегрированных моделей представления данных и знаний, сочетающих в себе поисковый, вычислительный, логический и образный интеллекты.
Интеллектуальные информационные технологии – 1) информационные технологии, в которых предусмотрены: наличие баз знаний, отражающих опыт конкретных людей, групп, обществ, человечества в целом в решении задач в выделенных сферах, традиционно считавшихся прерогативой интеллекта человека (принятие решений, проектирование, извлечение смысла, объяснение, обучение и т.д.); 2) наличие моделей мышления на основе баз знаний (правил и логических выводов, аргументации и рассуждения, распознавания и классификации ситуаций и т.д.); 3) способность формировать вполне четкие решения на основе нечетких, нестрогих, неполных, недоопределенных данных; 4) способность объяснять выводы и решения, т.е. наличие механизма объяснения; 5) способность к обучению, переобучению и развитию.
Виды интеллектуальных систем:
· Интеллектуальные информационно-поисковые системы. Системы взаимодействия с проблемно-ориентированными или фактографическими базами данных на естественном языке. Для работы этих систем помимо баз знаний используется лингвистический процессор.
· Экспертные системы. Системы искусственного интеллекта, имитирующие образ действий человека-эксперта. Применение экспертных систем началось в 80-х гг. начиная с банковской сферы. Обладают способностью к накоплению знаний, выдаче рекомендаций и объяснению полученных результатов.
· Расчетно-логические системы. Позволяют решать управленческие и проектные задачи по их постановкам и исходным данным, т.е. по описанию проблемы на языке предметной области обеспечивается автоматическое построение математической модели и автоматический синтез рабочих программ при формулировке функциональных задач.
· Гибридные экспертные системы. Системы, которые включают в себя предыдущие три вида. Например, экспертная система для диагностики лекарственных отравлений (ЭСТ), интеллектуальные агенты для обнаружения атак в компьютерных сетях, шахматный суперкомпьютер компании IBM, распознавание речи.
Развитие: переход от логического вывода к моделям аргументации и рассуждения; поиск релевантных знаний, нахождение объяснений; понимание и синтез текстов (Google).
«Геоинформационные системы и технологии».
Геоинформационные технологии это совокупность программно-технологических средств получения новых видов информации об окружающем мире, предназначенных для повышения эффективности процессов управления, хранения и представления информации, обработки и поддержки принятия решений.
«Пионерский» период – 50-70-е гг. XX века. Исследуются принципиальные возможности и нарабатывается эмпирический опыт по созданию формальных методов пространственного анализа. В 60-е гг. создаются программные алгоритмы и процедуры графического отображения информации на дисплеях.
Период государственных инициатив – начало 70-х – начало 80-х гг. XX века. Государство осознает всю важность ГИС, государственная поддержка, которая стимулировала развитие в области ГИС, основанных на использовании баз данных по уличным сетям: автоматизированные системы навигации, системы вывоза городских отходов, движения транспортных средств и т.д.
Период коммерческого развития – начало 80-х гг. – по настоящее время. Широкое разнообразие средств, развитие настольных ГИС-систем, расширяются области их применения, создаются и поддерживаются корпоративные и распределенные базы геоданных.
Пользовательский период – конец 80-х гг. – по настоящее время. ГИС-системы становятся доступны для рядовых пользователей. Анализ глобальных проблем (перенаселение, загрязнение территорий, голод, перепроизводство сельхоз продукции и т.д.). Частные проблемы – поиск маршрута движения между пунктами, подбор оптимального расположения нового офиса, поиск дома по адресу, прокладка трубопровода и т.д.
Составные части ГИС-системы:
· Аппаратные средства.
· Программное обеспечение. Инструменты для ввода и оперирования географической информацией, система управления базой данных, инструменты поддержки пространственных запросов, анализа и визуализации, графический пользовательский интерфейс для обеспечения доступа к инструментам и информации.
· Данные. Подготавливаются либо самими пользователями, либо приобретаются у поставщиков на коммерческой и иной основе.
· Исполнители.
· Методы.
Ввод, манипулирование, управление, запрос и анализ, визуализация – 5 возможностей ГИС.
ГИС позволяют создавать карты, принимать более обоснованные решения (информация может быть представлена в картографической форме с дополнительными текстовыми пояснениями, графиками и диаграммой), улучшить интеграцию внутри организации.
«Перспективные информационные технологии».
На IT рынке в 2011 году выделили 10 ключевых технологий: облачные вычисления; приложения для мобильных устройств и планшетных ПК; аналитические приложения нового поколения; аналитика для социальных сетей; социальные сети и совместная работа; видео; программное обеспечение, учитывающее контекст; повсеместное проникновение компьютеров; классы памяти; комутивная инфраструктура и компьютеры.
Социальные сети. Facebook имеет более 1 млрд активных пользователей. Термин «социальная сеть» был введен в 1954 социологом Джеймсом Барнсом, но массовое распространение получил в 2000-х гг. с развитием интернет-технологий. Под соц сетью понимается социальная структура, состоящая из множества агентов (субъектов) индивидуальных или коллективных и определенного на нем множества отношений (совокупности связей между агентами, например, знакомства, дружбы, сотрудничества, коммуникации). Формально, социальная сеть представляет собой граф, в котором множество вершин (агентов) и множество ребер, отражающих взаимодействие агентов. За рубежом соц сети начали появляться с 1995, в России – с 2006. Треть пользователей интернета являются пользователями социальных сетей, в России – 82%. 2011г – использование россиянами соц сетей: 54% - общаются с друзьями и знакомыми; 13% - ищут потерянные контакты; 8% - воспринимают соц сети как развлечение и игру; 11% - ищут информацию о третьих лицах; 2% - не пользуются социальными сетями; 29% - заходят в свой аккаунт 2-4 раз в день; 21% - посещает их более 10 раз в день. Лидеры русскоязычных соц сетей – В Контакте, Одноклассники и Мой Мир. Установление контактов, создание профилей для хранения и совместного использования с другими пользователями различного контента, самовыражение и привлечение новых посетителей. Рост связей в социальных сетях, по мнению экспертов, будет приводить в ближайшем будущем к объединению людей в глобальные сообщества по интересам, хобби, политическим взглядам и убеждениям, что приведет к формированию и активной деятельности глобальных виртуальных организаций.
Проект Google+ это интернет версия живого общения. Основная особенность это гибкая настройка уровня приватности обмена данными, которые можно сформировать по отдельным кругам. В планах Google+ внедрить такую систему в других своих хостингах. Компоненты: круги, темы, видео-встречи и т.д. Twitter – сервис микро блогов, с возможностью коммуникации между участниками, позволяющее пользователям отправлять короткие сообщения до 140 символов в свою ленту, на которую другие пользователи могут подписываться. Технология РСС используется как средство распространения информации, взаимодействия с пользователем, рекламы услуг и продуктов без необходимости посещения веб-сайта. Технология Wiki – в начале 90-х гг. Ворд Каннингем предложил решение проблемы совместного создания и ведения программной документации, т.е. было создано хранилище шаблонов, используемых в программировании. В результате в 1995 г. на свет появилось WikiWikiWeb, т.е. среда для совместной работы на базе Web, позволяющая посетителю управлять информационным наполнением. На сегодняшний день это технология построения веб-систем, предназначенных для коллективной разработки, хранения, структуризации текста, гипертекстов, файлов и мультимедиа. Основополагающий принцип – любой посетитель может добавить информацию. Wiki-системы это веб-сайты, которые можно не только читать, но и изменять в режиме он-лайн.
Мобильные технологии. Предрекают закат эры персональных компьютеров. Уже более 1/3 пользователей работает в интернете с помощью мобильных технических устройств. 2011 – Фонд «Общественное мнение»: 26% россиян хотя бы раз пользовались интернетом в мобильном устройстве. Суточная аудитория мобильного интернета – 8% россиян старше 12 лет. Основная группа – пользователи до 24 лет. В селах доля пользователей мобильного интернета на 75% выше, чем у проводного широкополосного доступа. Пользователи мобильного интернета активнее, чем аудитория интернет пользователей в целом. 50% населения РФ имеют стационарный и мобильный интернет, 34% - только мобильный. До 2008г численность стационарных телефонов росла, с 2008г – постепенно уменьшается.
Облачные вычисления. Основатель IBM Томас Ватсон сказал: «Мировой рынок ограничивается 5 компьютерами» (1943г). В 2008 г. руководитель одного из подразделений Yahoo сказал: «В мире всего 5 компьютеров – это Google, Yahoo, Microsoft, IBM и Amazone». Термин «облако» используется как метафора, основанная на изображении интернета на диаграмме компьютерной сети или как образ сложной инфраструктуры, за которой скрываются все технические детали. Термин был использован в 1993 г. Эриком Шмидтом для обозначения сервисов, дистанционно поддерживающих различные данные и приложения, размещенные на удаленных серверах. Облачные вычисления – программно-аппаратное обеспечение, доступное пользователю через интернет в виде сервиса, позволяющего использовать удобный веб-интерфейс для удаленного доступа к выделенным ресурсам (вычислительным ресурсам, программам и данным). Компьютер пользователя выступает рядовым терминалом, подключенным к сети. Облачная обработка данных включает в себя следующие понятия: «все как услуга»; инфраструктура как услуга; платформа как услуга; программное обеспечение как услуга; рабочее место как услуга; данные как услуга; безопасность как сервис.
«Все как услуга» - сервис, при котором пользователю предоставляется все от программно-аппаратных средств до управления процессами, включая взаимодействие между пользователями (пользователю требуется только наличие доступа к сети интернет). Инфраструктура как услуга – аппаратное обеспечение как услуга. Предоставление «железных» функций для обеспечения сервиса. Пользователю предоставляется виртуальный сервер с уникальным IP-адресом или набором адресов и часть системы хранения данных. Провайдер предоставляет пользователю программный интерфейс, компьютерную инфраструктуру, виртуальные платформы, связанные в сеть, которые он настраивает под собственные задачи. Платформа как услуга – некий набор программ, на основе которых пользователь разрабатывает собственные приложения. Программное обеспечение как услуга – сервис, который позволяет и предоставляет возможность пользоваться программным обеспечением как услугой и делать это удаленно через интернет. Google Ups – поддерживает традиционные офисные пакеты, включает Google Docs. Рабочее место как услуга – используется для организации рабочих мест сотрудников путем настройки и установки необходимого программного обеспечения для работы персонала. Предоставляют дисковое пространство, которое пользователь может использовать для хранения больших объемов информации. Безопасность как сервис – предоставляет возможность быстро развертывать систему безопасности при использовании веб-технологий, электронной почты, а также локальной системы.
Существует три категории облаков – публичные, частные и гибридные. Публичное облако рассматривается как IT-инфраструктура, используемая одновременно множеством организаций и сервисов. Вся ответственность за управление и обслуживание облака возлагается на владельца данного облака. Частное облако - IT-инфраструктура, контролируемая и эксплуатируемая в интересах одной организации. Организация может управлять частным облаком самостоятельно или поручить эту задачу внешнему подрядчику. Инфраструктура может размещаться в помещениях заказчика, у внешнего оператора, либо частично у заказчика и оператора. Основное отличие частных облаков от публичных – предоставление сервиса в закрытой от общего доступа инфраструктуре ограниченному числу пользователей (корпоративное облако СО РАН). Гибридное облако - это IT-инфраструктура, использующая и то, и другое для решения поставленной задачи. За предоставление облачного сервиса используется тип оплаты «плата за использование». Преимущества использования облаков: возможность экономии на приобретении, поддержке, модернизации программного обеспечения и оборудования; снижение требований к вычислительной мощности ПК; отказоустойчивость; безопасность; высокая скорость обработки данных; снижение затрат на электроэнергию; экономия дискового пространства; доступность. Проблемы: необходимость постоянного соединения с интернетом; конфиденциальность данных. Несмотря, на недостатки, преимущества высоки и они перевешивают возможные риски.
Аналитика нового поколения. Это приложение, позволяющее пользователям прогнозировать развитие событий и просчитывать оптимальные варианты действий. Моделирование и прогнозирование событий и создание полнофункциональных платформ, построенных на основе передовой технологии ассоциативных моделей данных, загружаемых в оперативную память («кликвью»).
«Мировой рынок информационных ресурсов и услуг».
Информационные ресурсы – совокупность данных, организованных для эффективного получения достоверной информации. ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»: это отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и иных информационных системах).
Состав информационных ресурсов:
· Первичные документы на любых носителях.
· Библиографическая продукция (библиографические списки, указатели, базы данных, электронные каталоги).
· Фактографические и полнотекстовые базы данных.
· Фонды неопубликованных первичных документов.
· Обзорно-аналитическая продукция (обзоры, прогнозы, рейтинги).
· Услуги, предоставляемые на информационном рынке.
· Компьютерные сети связи.
· Программные средства, обеспечивающие создание информационных систем и развитие телекоммуникационных сетей.
· Учреждения, обеспечивающие создание информационной продукции, накопление и использование информационных ресурсов.
Информационные ресурсы классифицируются по специфике возникновения на естественные, производственные, социально-экономические и иные информационные ресурсы и созданные в результате интеллектуальной деятельности человека. По сферам использования: научно-технические, правовые, культурные, образовательные и т.д. По принадлежности к определенным субъектам: физическим лицам, юридическим лицам, государственным органам власти и управления, должностным лицам, органам МСУ, общественным объединениям, государству в целом.
Информационный продукт – результат интеллектуальной деятельности человека, зафиксированный на любом материальном носителе в виде документов, статей, обзоров и т.д. Это совокупность данных, сформированная производителем в вещественной или не вещественной форме. Это документы, информационные массивы, базы данных, информационные услуги, являющиеся результатом функционирования информационных систем. Информационная услуга – получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов. Основные виды информационных услуг:
· Предоставление полных текстов документов, а также справок по их описанию и местонахождению.
· Выдача результатов поиска и аналитической переработки информации.
· Подготовка аналитических, конъюнктурных справок, отчетов и т.д. и предоставление их пользователям.
Инфраструктура информационного рынка представлена 5 секторами: 1) деловая информация (биржевая финансовая информация, статистическая информация, коммерческая информация по компаниям, фирмам, направлениям работы, деловые новости и т.д.); 2) информация для специалистов (профессиональная информация, научно-техническая информация); 3) потребительская информация (новости и литература – информация информационных агентств, СМИ, журналы, деловая пресса, потребительская информация – расписание транспорта, резервирование билетов, банковские операции, развлекательная информация); 4) услуги образования (предоставление услуг в электронном и традиционном виде – обучающие и контролирующие системы, учебные разработки и т.д.); 5) обеспечивающие информационные системы и средства (программные продукты, технические средства, разработки и сопровождение информационных систем и технологий, консультирование по различным аспектам информационной индустрии, подготовка источников информации).
Информационные услуги, предоставляемые пользователю:
· Непосредственный доступ к базам данных в режиме он-лайн.
· Пакетный доступ к базам данных в режиме офф-лайн.
· В виде баз данных на переносимых носителях.
· В виде консультаций, оказываемых специалистами в области IT.
· В виде обучение доступу к мировым информационным ресурсам.
Участники рынка информационных продуктов и услуг:
· Производители информации. Dioliog.com – система «Диалог» (более 570 полнотекстовых библиографических и фактографических баз данных прежде всего для бизнес структур). «Инспек» - информация по физике, электронике, компьютерной вычислительной технике и т.д. «Лексис-нексис» - охватывает почти все области знаний, включены и некоторые российские издания (финансовые отчеты и прогнозы о компаниях всего мира, аналитические исследования по странам и регионам). «Проквест» - имеет договоры с более чем 8500 издательствами и информационными агентствами во всем мире. «Сайнс дай рек» - предоставляет полные тексы научных журналов и книг, энциклопедические и справочные издания. «Эпско» - более 50 полнотекстовых баз данных практически по всем баз данных. «Интегрум техно» (с 1996 г.) – базы данных, архивы центральной, региональной и зарубежной прессы, сообщения агентств новостей, частично тексты законов и данные Роскомстата России.
· Продавцы информации (вендеры). Вендер – посредник между подписчиком-пользователем и производителем информации. Он имеет мощный пост-компьютер, связанный с компьютерными сетями, и развитую поисковую систему, позволяющую решать задачи различной сложности. Производитель подписывает лицензионное соглашение с вендером, по которому тот имеет право на определенных условиях продавать информацию. Соответственно, пользователь, желающий получить доступ к этой информации, заключает контракт с вендером.
· Пользователи информации (подписчики). Специалисты промышленных предприятий и предприятий торговли, консалтинговых и маркетинговых агентств, работники НИУ и учебных заведений, работники государственных учреждений, общественных организаций, индивидуальные пользователи.
Крупнейшие информационные центры России: «Винити» - всероссийский институт научно-технической информации; «Юнион» - базы данных по экономике и демографии, философии и социологии, истории, археологии и этнологии, языкознанию, литературоведению, науковедению, государству и праву, религиоведению и т.д. «Информ электро» - представлены номенклатурные, промышленные каталоги, имеются обзоры рынка и т.д. «Госстрой России» - обзорная информация по строительству и т.д. (предоставляется за определенную плату в зависимости от тарифного плана). Электронная библиотека диссертаций (diss.rsl.ru) – доступ через интернет-читальные залы в СибАГС, НГПУ, Новосибирская областная научная библиотека (предоставляется только 30%). ГПНТБ СО РАН – 8 электронных каталогов, отражающих весь фонд библиотеки, более 40 библиографических баз данных (по Сибири и Дальнему Востоку).
«Интернет и Всемирная паутина».
Интернет – объединенные сети. Глобальная телекоммуникационная сеть, объединяющая множество компьютерных сетей в единую информационную систему, базирующуюся на общей системе адресов и протоколов. TCP/IP.
Основателем интернета считают Буша, который в 1945 г. в статье «Как мы можем думать» описал теоретическую машину, которая увеличивала человеческую память путем предоставления возможности хранить и находить документы посредством ассоциативных связей.
В основу концепции были положены разработки агентства перспективных исследований Министерства обороны США. АРПАНЭТ – первый прообраз. В октябре 1969г. создателям арпанэта удалось осуществить крупноблочную пересылку информации. Три основные услуги: интерактивный вход пользователя на удаленный узел; передача файлов между узлами сети; электронная почта.
В 1990 г. Тим Бернер Сли создал систему, реализующую идею единого гипертекстового пространства.
URL – адрес ресурса в сети.
«Всемирная паутина» - распределенная система, предоставляющая доступ к связанным между собой документам, расположенным на различных компьютерах, подключенных к интернету.
Гипертекст – принцип организации информационных массивов, при котором отдельные информационные элементы связаны между собой ассоциативными отношениями и обеспечивают быстрый поиск необходимой информации и просмотр взаимосвязанных данных.
Веб-сайт – совокупность веб-страниц с повторяющимся дизайном, объединенных по смыслу, навигационно и физически находящихся на одном веб-сервере.
Веб-сервер – сервер, обеспечивающий предоставление информации в службе глобального соединения.
Веб-обозреватель (браузер) – программное обеспечение для просмотра веб-сайтов, т.е. для запроса веб-страниц, их обработки, вывода и перехода от одной страницы к другой.
TCP/IP – межсетевой протокол взаимодействия компьютеров в сет