Политика демонополизации направлена на снижение (ограничение) роста степени монополизации рынка. Ее эффективное проведение в рамках переходной экономики предполагает:
· Разработку системы ограничений на слияния и иные межфирменные соглашения, ведущие к существенному росту уровня монополизации и ограничению конкуренции. Закон Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках запрещает соглашения между конкурирующими фирмами, занимающими в совокупности доминирующее положение на рынке, если их результатом может быть существенное ограничение конкуренции. Согласно российскому антимонопольному законодательству положение фирм может быть признано доминирующим, только если их доля на рынке соответствующих товаров превышает 35 %. По мнению многих экспертов, этот критерий для определения доминирующего положения на рынке чрезмерно высок, что снижает действенность политики демонополизации. Фактически закон предоставляет возможность явно монополистическим структурам, концентрирующим в своих руках до трети рынка соответствующего товара, беспрепятственно совершать действия (слияния, соглашения и т. п.), направленные на ограничение конкуренции. Отметим, для сравнения, антимонопольное законодательство США запрещает слияния и соглашения об установлении цен фирмам, совокупная рыночная доля которых превышает 15 %. Вертикальные слияния фирм не допускаются, если доля хотя бы одной из них на соответствующем рынке превышает 10%.
· Проведение разукрупнения сложившихся предпринимательских монополий. Антимонопольному комитету Российской Федерации предоставлено право принимать решения о принудительном разделении предприятий, входящих в состав предпринимательских монополий.
· Содействие конкуренции в монополизированных отраслях. Ее проявление заключается в стимулировании создания новых предприятий в этих отраслях, в поощрении действующих предприятий других отраслей к производству монополизированных видов продукции, в облегчении иностранным фирмам доступа на монополизированные рынки. Средствами осуществления политики содействия конкуренции являются налоговые и таможенные преференции, льготное кредитование предприятий, впервые вступающих на монополизированные рынки.
В переход ной экономике применяется также ценовое регулирование продукции монополистов. Оно осуществляется различными методами:
· посредством установления твердых фиксированных цен, или так называемых предельных цен, когда предприятию установлен максимальный уровень, до которого оно может повышать цену;
· централизованное установление нормативов изменения цен, когда разрешается повысить сложившуюся цену на определенную величину, или нормативы рентабельности в цене товара.
На первых этапах реформы для предприятий, занимающих монопольное положение на рынке какого-либо товара, как правило, устанавливались предельные нормативы рентабельности в цене этого товара. В краткосрочном периоде такой подход способен препятствовать монополистическим тенденциям к повышению цен и сокращению предложения товаров. Однако в долговременном периоде появляются отрицательные черты рассматриваемого метода ценового регулирования. В связи с тем, что предельный норматив рентабельности устанавливает прямую пропорциональную зависимость между прибылью и себестоимостью товара, монополист заинтересован не в снижении, а, наоборот, в росте издержек на свою продукцию с целью увеличения прибыли. Это отрицательно сказывается на эффективности производства и может привести к столь значительному росту себестоимости, а соответственно и товарных цен, что они превысят тот уровень цен, который сложился бы без ценового регулирования.
Учитывая негативное влияние метода предельных нормативов рентабельности на динамику предложения, издержек и цен, целесообразно использовать иные методы ценового регулирования. Отметим, однако, что какие бы методы мы не использовали, централизованное регулирование цен блокирует действие конкурентного ценового механизма, препятствуя нормальной работе рынка. Поэтому при переходе к рынку не следует использовать ценовое регулирование как универсальное средство антимонопольной политики. За пределами сферы естественных монополий оно допустимо лишь в очень ограниченном секторе экономики, а именно там, где наблюдается наиболее высокая степень монополизации рынка и не удается эффективно уменьшить ущерб для общества от злоупотребления монопольной властью другими средствами антимонопольной политики.
Таким образом, антимонопольная программа должна способствовать развитию конкуренции и рыночных отношений. Ее основные направления:
1) полный демонтаж административно-командной системы, тех ее звеньев, которые способствуют сохранению и воспроизводству монополистических отношений;
2) изменение производственной структуры на базе разукрупнения и диверсификации существующих производств;
3) формирование организационного и правового механизма выявления и преодоления проявлений монополизма в экономике.
Успех мероприятий по ограничению монополизма во многом зависит от формирования рыночной инфраструктуры, тесно связан с такими процессами, как оздоровление денежно - финансовой системы, формирование новой системы ценообразования и либерализации цен, создание финансового рынка. Вместе с тем уже с первых шагов программы реформ важна реализация комплекса монопольных мер.
Демонополизация относится к разряду постоянных функций государства в рыночной экономике, сравнимых с перераспределением доходов или антиинфляционным регулированием. Задача государства вырисовывается довольно четко: сделать так, чтобы в народном хозяйстве остались только естественные монополии. Монополизм плох не сам по себе, а лишь тогда, когда становится избыточным, превращается в сверхмонополизм.
Антимонопольная политика не должна, следовательно, направляться против монополизма вообще, формироваться как орудие его тотального разрушения. Она будет по-настоящему эффективной, если предварительно провести основательную инвентаризацию рынков, разграничить их на конкурентные и в принципе неконкурентные, определиться с зоной «естественного» монополизма и отладить механизмы его регулирования.