Политика демонополизации.




Политика демонополизации направлена на снижение (ограничение) роста степени монопо­лизации рынка. Ее эффективное проведение в рамках переход­ной экономики предполагает:

· Разработку системы ограничений на слияния и иные межфирменные соглашения, ведущие к существенному росту уровня монополизации и ог­раничению конкуренции. Закон Российской Федерации «О конкуренции и ограничении моно­полистической деятельности на товарных рынках запрещает соглаше­ния между конкурирующими фирмами, занимающими в совокупности доминирующее положение на рынке, если их результатом может быть существенное ограничение конкуренции. Согласно российскому антимо­нопольному законодательству положение фирм может быть признано до­минирующим, только если их доля на рынке соответствующих товаров превышает 35 %. По мнению многих экспертов, этот критерий для опре­деления доминирующего положения на рынке чрезмерно высок, что сни­жает действенность политики демонополизации. Фактически закон пре­доставляет возможность явно монополистическим структурам, концент­рирующим в своих руках до трети рынка соответствующего товара, бес­препятственно совершать действия (слияния, соглашения и т. п.), на­правленные на ограничение конкуренции. Отметим, для сравнения, анти­монопольное законодательство США запрещает слияния и соглашения об установлении цен фирмам, совокупная рыночная доля которых пре­вышает 15 %. Вертикальные слияния фирм не допускаются, если доля хотя бы одной из них на соответствующем рынке превышает 10%.

· Проведение разукрупне­ния сложившихся предпринимательских монополий. Анти­монопольному комитету Российской Федерации предоставлено право принимать решения о принудительном разделении предприятий, входя­щих в состав предпринимательских монополий.

· Содействие конкуренции в монополизированных отраслях. Ее проявление заключается в стимулировании создания новых предприятий в этих отраслях, в поощрении действующих предприятий других отраслей к производству монополизиро­ванных видов продукции, в облегчении иностранным фирмам доступа на монополизированные рынки. Средствами осуществления политики содействия конкуренции являются нало­говые и таможенные преференции, льготное кредитование предприятий, впервые вступающих на монополизированные рынки.

В переход ной экономике применяется также ценовое регу­лирование продукции монополистов. Оно осуществляется раз­личными методами:

· посредством установления твердых фиксированных цен, или так называемых предель­ных цен, когда предприятию установлен максимальный уро­вень, до которого оно может повышать цену;

· централизованное установление нормативов изменения цен, когда разрешается повысить сло­жившуюся цену на определенную величину, или нормативы рентабельности в цене товара.

На первых этапах реформы для предприятий, занимающих монопольное положение на рынке какого-либо товара, как правило, устанавливались предель­ные нормативы рентабельности в цене этого товара. В кратко­срочном периоде такой подход способен препятствовать моно­полистическим тенденциям к повышению цен и сокращению предложения товаров. Однако в долговременном периоде появ­ляются отрицательные черты рассматриваемого метода цено­вого регулирования. В связи с тем, что предельный норматив рентабельности устанавливает прямую пропорциональную за­висимость между прибылью и себестоимостью товара, монопо­лист заинтересован не в снижении, а, наоборот, в росте издер­жек на свою продукцию с целью увеличения прибыли. Это отрицательно сказывается на эффективности производства и мо­жет привести к столь значительному росту себестоимости, а со­ответственно и товарных цен, что они превысят тот уровень цен, который сложился бы без ценового регулирования.

Учитывая негативное влияние метода предельных нормати­вов рентабельности на динамику предложения, издержек и цен, целесообразно использовать иные методы ценового регу­лирования. Отметим, однако, что какие бы методы мы не ис­пользовали, централизованное регулирование цен блокирует действие конкурентного ценового механизма, препятствуя нормальной работе рынка. Поэтому при переходе к рынку не следует использовать ценовое регулирование как универсаль­ное средство антимонопольной политики. За пределами сферы естественных монополий оно допустимо лишь в очень ограни­ченном секторе экономики, а именно там, где наблюдается на­иболее высокая степень монополизации рынка и не удается эф­фективно уменьшить ущерб для общества от злоупотребления монопольной властью другими средствами антимонопольной политики.

Таким образом, антимонопольная программа должна способствовать развитию конкуренции и рыночных отно­шений. Ее основные направления:

1) полный демонтаж административно-командной системы, тех ее звеньев, которые способствуют сохранению и воспроиз­водству монополистических отношений;

2) изменение производственной структуры на базе раз­укрупнения и диверсификации существующих производств;

3) формирование организационного и правового механизма выявления и преодоления проявлений монополизма в эконо­мике.

Успех мероприятий по ограничению монополизма во мно­гом зависит от формирования рыночной инфраструктуры, тес­но связан с такими процессами, как оздоровление денежно­ - финансовой системы, формирование новой системы ценообра­зования и либерализации цен, создание финансового рынка. Вместе с тем уже с первых шагов программы реформ важна ре­ализация комплекса монопольных мер.

Демонополизация относится к разряду постоянных функций государства в рыночной экономике, сравнимых с перерас­пределением доходов или антиинфляционным регулировани­ем. Задача государства вырисовывается довольно четко: сде­лать так, чтобы в народном хозяйстве остались только естественные монополии. Монополизм плох не сам по себе, а лишь тогда, когда становится избыточным, превращается в сверхмонополизм.

Антимонопольная политика не должна, следовательно, направляться против монополизма вообще, формироваться как орудие его тотального разрушения. Она будет по-настоящему эффективной, если предварительно провести основательную инвентаризацию рынков, разграничить их на конкурентные и в принципе неконкурентные, определиться с зоной «естественного» монополизма и отладить механизмы его регулирования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: