ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫХ МЕСТОИМЕНИЙ




ЧАСТЬ 3

ПОНЯТИЕ О ЛИЧНЫХ И ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫХ МЕСТОИМЕНИЯХ, СКЛОНЕНИЕ ЛИЧНЫХ МЕСТОИМЕНИЙ, ОБРАЗОВАНИЕ

ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫХ МЕСТОИМЕНИЙ

 

С К А З К А

 

КАК ЁЖИК УЗНАЛ О ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫХ СЛОВАХ

 

В одной маленькой норке со своей мамой-ежихой жил один маленький ёжик. Жили они очень дружно, все делали вместе -Я и гуляли, и играли. Но вот однажды мамаш сказала ёжику: «Ты уже большой, можешь немножко побыть один? Мне надо сходить в дальний лес проведать тетю Ёжку». «Конечно, могу! — ответил ёжик. — Я уже давно научился не бояться ни темноты, ни всяких непонятных вещей».

И вот мама ушла, и ёжик остался один. Он стал думать: «Чем бы мне заняться? Скучно все-таки одному сидеть дома. Пойду-ка я погуляю по лесу!» Гулял-гулял, и конец ему это надоело. Ёжик пошел домой. И тут...

Неожиданно пошел дождь. Вообще-то в этом не было ничего удивительного, ведь уже наступила осень, а осенью дождь идет очень часто. Но ёжик об этом не подумал и не взял с собой зонтика. И когда капли дождя стали падать ему на голову, ёжик спрятался под березу. Но листья с деревьев уже облетели, и дождевые капли всё равно падали на ёжика: то по носу его стукнут, то по макушке, то по спине. Вертелся он, вертелся под берёзой, а потом перебежал под осину. Но и тут не лучше: целый поток холодной воды попал ёжику за шиворот. Он промок и замерз.

Грустный мокрый ёжик уныло побрел по опушке. И вдруг он увидел в траве замечательную шляпу! Она была такая красивая, круглая, красная — очень хорошая, только маленькая. «Вот что мне нужно!» — обрадовался ёжик. Он схватил красную шляпу и нацепил её себе на макушку. «Хоть макушка у меня теперь не будет мокнуть», — подумал ёжик. И тут он увидел другую шляпу — коричневую. Ёжик обрадовался ещё больше и надел коричневую шляпу на правое ухо. Он оглянулся вокруг и обнаружил целую кучу самых разных шляп — желтых, зеленых, розовых, в крапинку — они были разбросаны повсюду. Правда, все они были маленькие, но зато как много их было! Ёжик стал подбирать все шляпы и цеплять их на себя — и на голову, и на спину; и на бока — и стал похож на большую вешалку в шляпном магазине. Он был очень доволен собой.

— Эй, ёжик, ты что же малышей обижаешь? — послышался чей-то голос. Ёжик обернулся... и никого не увидел. Он стал оглядываться по сторонам, посмотрел на деревья — никого.

— Да ты под ноги взгляни! — опять сказал неизвестный голос. Ёжик посмотрел вниз и увидел какие-то странные пеньки, все они глядели на него с укором. «Так вот кто со мной разговаривает!» — понял ёжик.

— А что я вам сделал? — спросил он пеньков.

— Да ты у нас все шляпки отобрал! — ответили пеньки.

— Разве это ваши шляпки? — заупрямился ёжик: ему очень не хотелось расставаться со своим красивым нарядом. — Я же их в траве нашел! Они теперь мои!

— Ишь, какой находчивый! — усмехнулся самый толстый пенек. — Мы только-только после дождя из земли вылезли, а ты сорвал с нас наши шляпки! Да ещё говоришь, что они твои!

— А кто вы такие? — спросил ёжик.

— Грибы! Разве не видно?! Вот эта красная шляпка — подосиновика, вон та зелёная — сыроежкина, а самая большая, коричневая, — моя!

«В самом деле, это грибы. А я и не догадался», — огорчился ёжик. Он стал снимать шляпки со своих иголок и раздавать грибам. Вид у него был такой печальный, что грибы его даже пожалели:

— Не грусти, ёжик, что у тебя нет шляпки. Зато ты можешь своими иголками сшить себе огромный разноцветный плащ с капюшоном! Вон сколько никому не нужных листочков валяется!

Не успел ёжик обрадоваться, как вдруг услышал: «Мы не валяемся!» - Это запротестовали опавшие листья:

— Мы вовсе не валяемся, а лежим и шуршим. Мы так замечательно умеем шуршать, что все нам радуются! Ты же нам рад, ёжик?

— Конечно, рад, — ответил умиротворенно ёжик. Он поднял листья, пошуршал ими и стал накалывать себе на иголки. В конце концов у ёжика получился красивый разноцветный плащ. Он был как будто шит из пестрых лоскутков — красных, желтых, оранжевых, золотистых. И каждый листочек был необыкновенным, не похожим на другие. Ёжику стало так весело, что захотелось петь:

— Этот лист кленовый,

Этот лист дубовый!

От березы и осины—

Листья разные красивы!

Желтые и красные —

Все они прекрасные!

И тут вернулась мама-ежиха. Она похватала ёжика и добавила:

Все эти листочки —

Чьи-нибудь сыночки.

Их нельзя бросать,

Но можно собирать! —

прошуршали вслед ёжикам листья.

— Все чьи-то, чьи-то, чьи-то! — подтвердили птицы на деревьях.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

 

Часть 3 предназначена для усвоения таких сложных разделов грамматики и лексики, как личные и притяжательные местоимения. Значительные трудности для ребенка представляют образование косвенных падежей местоимений от другой основы (я — меня, мы — нас, он — его и т. д.), образование притяжательных местоимений от личных и соотнесение притяжательных местоимений с личными. В тексте сказки все личные местоимения выделены курсивом, притяжательные — курсивом с жирным шрифтом, возвратное местоимение «себя» — курсивом с подчёркиванием.

 

В процессе чтения сказки следует обращать внимание ребенка на личные и притяжательные местоимения, особенно подчеркивая связь между местоимениями одного и того же лица (я — меня — мне — мой — моя — мои и т. д.).

 

После прочтения сказки рекомендуется выполнить ряд упражнений. В упражнениях № 1, № 2 и № 4 дается наглядное представление о местоимениях с помощью картинок, предметов и лиц. Упражнения № 3 и № 7 направлены на выработку умения самостоятельно подбирать местоимения и употреблять их в собственной речи. В упражнении № 6 дается понятие о возвратном местоимении «себя». В упражнении № 5 показана взаи мосвязь личных местоимений и личных форм глагола. Упражнение № 8 направлено на закрепление усвоенного материала.

 

 

УПРАЖНЕНИЯ

Упражнение № 1. Вопросы то тексту и подбор местоимения из текста.

Задание: следует задать ребенку вопросы по тексту, которые помогут закрепить правильное употребление местоимений. При возможности — использовать соответствующую иллюстрацию!

Образец. Ведущий произносит: «Ёжик надевает шляпку и говорит: «Эта шляпка...» (пауза). Ребенку надо закончить фразу, подобрав притяжательное местоимение «моя». В случае затруднения следует подсказать, задав соответствующий наводящий вопрос («Эта шляпка — чья?»).

Примеры:

1) Ёжик надевает шляпку и говорит: «Эта шляпка —... чья? (моя)

2)А вот ёжик сшил себе плащ и произнес: «Этот плащ — … чей?» (мой)

3) Ёжик стал подбирать все шляпы и цеплять их на... кого? (на себя)

4)Грибы обиделись и сказали: «Ты отобрал эти шляпки у... кого?» (У нас)

5) У каждого грибка была... шляпа (чья? — своя).

6) Листья сказали ёжику: «... не валяемся!» (кто? — мы).

7)Ёжик промок и... (кому?) стало холодно (ему).

 

Упражнение № 2. Наглядное изображение понятия о притяжательных местоимениях с помощью предметов.

Задание: ребенку показывают предметы, принадлежащие ему, и задают вопросы: «Чья это кукла? Чей это барабан?» и т. п. Затем ведущий показывает свои вещи и спрашивает: «Чьи это тапочки?» и т. п. Затем ведущий задает вопросы, на которые надо ответить словами «наш», «наше», например: «Чей это дом? Чья это вешалка?» и т. п.

 

Упражнение № 3. Самостоятельный подбор личных местоимений.

Задание: вставить в предложения пропущенные местоимения.

Примеры:

1) Это змея. У... нет лап.... умеет извиваться, поэтому... лапы не нужны.

2)Это заяц. У... длинные уши, поэтому … хорошо слышит.... важно хорошо слышать, чтобы вовремя убегать от хищника.

3) А это какое-то странное существо. … ещё никто не видел.... еще не придумали названия.

 

Упражнение № 4. Склонение личных (А) и притяжательных (Б) местоимений.

Задание: вставить в предложения пропущенные местоимения. Ведущий показывает на человека или предмет, о котором идет речь. Ребенку надо закончить предложение, подобрав соответствующее местоимение.

Образец. Ведущий говорит: «Здравствуйте, это...» (указывает на себя). Ребенку надо закончить предложение словами «я» или «это я». В случае затруднения можно задать наводящий вопрос: «Это кто?»

Примеры:

А) Личные местоимения

1) Здравствуйте, это... (кто? — я).

2) Эта книга для... (кого? — для меня).

3) Передай её... (кому? — мне).

4) Теперь она у... (кого? — у меня).

5) Не смейся надо... (над кем? — надо мной)

6) Думай обо... (о ком? — обо мне)

 

Б) Притяжательные местоимения

1) Эта книга... (чья? — моя).

2) Видишь, как много картинок в этой книге, в... (в чьей? - в моей)?

3) Уже очень много лет этой книге,... (чьей? — моей) книге.

4) Не пачкай, пожалуйста,... (чью? — мою) книгу!

5) Ты доволен (довольна)... (чьей? — моей) книгой?

6) Ты вспоминаешь о... (чьей? — о моей) книге?

 

Упражнение № 5. Образование личных форм глагола нacтoящего времени и повелительного наклонения с использованием личных местоимений.

Задание: поставить глагол в нужную форму. При письменном выполнении задания личные окончания глагола следует выделить (подчеркнуть или обвести).

Образец: Хочется играть, и я играю, ты играешь и т. д.

Пример:

Надо гулять —

и я... (гуляю),

и ты... (гуляешь),

и он... (гуляет),

и она (гуляет) —

все мы... (гуляем),

и вы... (гуляете),

и они... (гуляют).

Так что ты иди, гуляй!

И вы идите, гуляйте!

 

Упражнение № 6. Различение личных местоимений в косвенных падежах и возвратного местоимения «себя».

Задание: заменить при необходимости личные местоимение на возвратное местоимение «себя». Предварительно надо объяснить ребенку, что «себя» — это когда кто-то сам для себя что-то делает.

Образец: Мы нашли тебе игрушку, и ты нашел тебе игрушку. — Мы нашли тебе игрушку, и ты нашел себе игрушку.

Примеры:

1)Я люблю тебя, и он любит тебя!

2)Я люблю тебя, а ты любишь тебя!

3)Таня купила для Коли книгу, которую Маша не смогла купить для него.

4)Таня купила для Коли книгу, которую он не смог купить для него.

5)У мамы порвалась сумка, и папа купил ей новую.

6)У мамы порвалась сумка, и она купила ей новую.

7)У него никого не было, и поэтому о нём заботилась соседка.

8)У него никого не было, и поэтому он заботился о нём сам.

 

Упражнение № 7. Самостоятельное составление рассказа с использованием местоимений.

Задание: ведущий предлагает ребенку рассказать о каком-нибудь животном, используя изученные местоимения.

Образец: «Расскажи о ёжике — где он живет, что он делает, что у него есть и т. п. Почаще употребляй слова, которые мы с тобой сегодня выучили». Ребенок рассказывает примерно следующее: «Ёжик. Он живёт в лесу. У него есть иголки. Его иголки помогают ему защищаться от своих врагов» и т. д.

 

Упражнение № 8. Поиск и выделение местоимений в тексте.

Задание: найти в тексте сказки местоимения и подчеркнуть или обвести их нужным цветом (каждому лицу соответствует свой цвет, например, первому лицу — красный, второму — синий и т. п.).

Это задание предназначено для детей, умеющих читать. Если ребенку трудно определить, к какому лицу относится местоимение, достаточно просто их как-либо выделить.

 

► Чтение данной части пособия и выполнение упражнений помогает ребенку усвоить понятие о личных и притяжательных местоимениях, вырабатывает навык употребления личных и притяжательных местоимений, способствует усвоению склонения местоимений. В целом часть 3 обучает излагать свои мысли связно, без ненужных повторов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: