ЛЕКЦИЯ 3. РЫНОК ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК




1. Рынок как условие и организационная основа транспортного сервиса

2. Сегментирование рынка транспортных услуг

3. Сертификация транспортного обслуживания

 

1. Рынок как условие и объективная основа сервиса

Рынок – совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которого осуществляется реализация товаров и услуг.

Рынок транспортных услуг – это сфера реализации транспортных услуг по перемещению пассажиров или материальных ценностей производственного или потребительского характера.

В настоящее время отношения на транспортном рынке страны претерпевают качественные изменения, и в связи с этим особую актуальность приобретает решение проблем, связанных определениями и понятиями рынка транспортных услуг. Анализ нормативных документов, регламентирующих отношения между железными дорогами, владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего и необщего пользования и грузовладельцами, показывает, что рыночные категории в них отражения не нашли.

Специалисты, занимающиеся проблемами экономики транспорта, считают, что до настоящего времени, острой необходимости в четкой регламентации основных понятий транспортного рынка не было. Такая необходимость появилась только в момент акционирования МПС РФ и трансформации ведомства в ОАО «РЖД».

К общепринятым показателям рынка относятся продукт, который обращается на этом рынке, уровень спроса и предложения продукта обращения, цена и уровень конкуренции. Таким образом, сегодня встает вопрос: что является основной продукцией рынка транспортных услуг, каковы его основные качественные характеристики и количественные показатели, как конкурируют между собой субъекты рынка, каким образом оценивается и измеряется уровень спроса и предложения на рынке.

В настоящее время на рынке транспортных услуг практически отсутствует партнерское взаимодействие различных видов транспорта, стремление к компромиссу. Утверждать, что на рынке транспортных услуг преобладает чистая конкуренция, тоже можно лишь отчасти. С одной стороны представители различных видов транспорта используют ценовые и неценовые факторы стимулирования спроса, что является признаком конкуренции. С другой стороны, конкурентное замещение одного вида транспорта другим возможно далеко не всегда.

Но, несмотря на небольшую норму замещения, отдельным видам транспорта, и в частности железной дороге, необходимо усиливать свои конкурентные позиции, т.е. изучать товарные и географические границы рынка, уровень конкурентоспособности, а также гибко регулировать систему цен с учетом сезонных факторов и маржиналистского подхода.

Определение рынка транспортных услуг также зависит от локальных задач исследователей проблемы.

С точки зрения маркетинга, рынок транспортных услуг – это совокупность транспортных и нетранспортных предприятий (организаций) и индивидуумов, которые взаимодействуют между собой, чтобы покупать и продавать транспортную продукцию [6].

С точки зрения организации производства, рынок транспортных услуг – это сфера осуществления перевозок пассажиров, грузов, грузобагажа и багажа, технического обслуживания и ремонта транспортных средств, подсобно-вспомогательных и других видов работ (услуг), связанных с перевозками.

С юридической точки зрения, рынок транспортных услуг – это совокупность отношений между перевозчиками и производителями товаров по поводу их доставки до места потребления с учетом момента возникновения потребности.

С точки зрения экономической теории, рынок транспортных услуг – это общественный механизм производства, распределения и потребления транспортной продукции. Как таковой рынок предусматривает только распределение товаров, однако невозможно отделить, транспортную продукцию от процессов ее производства и потребления, а значит невозможно и распределить ее как таковую.

Особенности транспортного рынка:

С одной стороны вмешательство государства в процессы, протекающие на рынке транспортных услуг должно быть ограничено. Основные показатели рынка транспортных услуг – транспортные тарифы и объемы перевозок – должны регулироваться свободными отношениями, конкуренцией и получением прибыли.

С другой стороны:

- во-первых, необходимо регулирование естественного монополизма отдельных видов транспорта со стороны государства в целях обеспечения социальный защиты граждан;

- во-вторых, необходима выработка общей транспортной и инвестиционной политики государства для равномерного и экономически целесообразного развития отдельных видов транспорта;

- в-третьих, необходимо государственное регулирование транспортных тарифов для защиты национальных интересов;

- в-четвертых, государство должно регулировать экологический ущерб от деятельности транспортных предприятий.

 

2. Сегментация – это основной метод исследования рынка.

Сегментация – это дифференциация рынка транспортных услуг на части (сегменты) характеризующиеся различными качественными и количественными показателями.

Сегментация транспортного рынка заключается в определении следующих его характеристик:

– групп грузовладельцев, для которых предназначен конкретный вид транспортных услуг с разделением их по отраслям и видам сообщения;

– технических и технологических параметров сервиса, влияющих на качество и доходность;

– емкости рынков, которая представляет собой реализуемый в регионе объем грузовых перевозок (отправление в тоннах и грузооборот в тонно-километрах) в течение года;

– инвестиционной политики, с учетом которой следует отдать предпочтение тем рынкам, где проводится интенсивное долгосрочное финансирование развития грузообразующих отраслей, потребляющих определенные виды транспортных услуг;

– стабильности правового режима и экспортно-импортного регулирования внешнеэкономических операций с учетом наиболее либеральных режимов ввоза-вывоза товаров при минимуме тарифных и нетарифных ограничений;

– географического положения, т.е. удаленности рынка от крупных промышленных производителей или торговых центров региона (страны).

Основные понятия методологии сегментирования рынка:

Потребительский сегмент рынка – совокупность потребителей транспортных услуг, одинаково реагирующих на один и тот же набор побудительных стимулов.

Доступность сегмента – возможности и резервы предприятия, оказывающего транспортный сервис, удовлетворения специфических потребностей отдельного покупателя, в частности (качественные характеристики), и общей массы покупателей, в целом (количественные характеристики).

Существенность сегмента заключается в устойчивости спроса на определенную услугу в определенном объеме. Относительно данного понятия необходимо выяснить, перспективен ли данный сегмент рынка, стоит ли развивать транспортные мощности или необходимо их перепрофилировать.

Прибыльность заключается в оценке финансовой отдачи от работы на выбранном сегменте рынка.

Виды сегментации рынка транспортных услуг:

Сегментация по видам транспортного обслуживания: во виду отправок, по способам транспортировки, по сопутствующим и вспомогательным услугам.

Сегментация по конкурентам заключается в оценке сильных и слабых сторон конкурентов, анализе их доли рынков, изучении материального, финансового и трудового потенциалов. В результате такого анализа транспортное предприятие определенным образом позиционирует себя и свои услуги на региональном рынке. Позиционирование, в свою очередь, предполагает выявление преимуществ в области политики оказания услуг.

Сегментация по ценовому фактору заключается в определении соотношения объемов работы и доли их стоимости в цене товара (груза).

 

3. Сертификация транспортного обслуживания

Необходимым условием повышения эффективности транспортного сервиса является создание внутреннего цивилизованного рынка транспортных услуг на принципах свободной конкуренции, с едиными правилами поведения и общими технологиями взаимодействия в нем. Инструментом, устанавливающим общие подходы и правила поведения на рынке, выступает новая версия стандартов ИСО 9000, с 31 июля 2001 г. принятая в Российской Федерации в качестве национальной. Она базируется на основных принципах философии всеобщего управления качеством, адаптированных к условиям глобального (мирового) рынка, характеризующегося: сверхнасыщенностью разнообразными товарами и услугами, наличием потребителя, хорошо знающего, чего он хочет, и широким набором предложений для него; подвижностью, обусловленной, с одной стороны, научно-техническим прогрессом, а с другой – конкуренцией, порождающей новые предложения.

Система качества является хорошо организованной и функционирующей, если выполняются следующие условия:

– система воспринимается и понимается персоналом, правильно применяется, имеет необходимые ресурсы и является эффективной;

– предоставляемые услуги (выпускаемая продукция) действительно удовлетворяют запросы и ожидания клиента;

– учитываются влияние на окружающую среду и потребности общества;

– основное внимание уделяется предотвращению негативных ситуаций, а не их ликвидация после возникновения.

Такая система, кроме решения вопросов обеспечения качества обслуживания, повышает дисциплину, уменьшает непроизводительный труд, облегчает работу с клиентами. Реализация системы качества должна определяться задачами, продукцией, процессами и индивидуальными особенностями конкретной компании или организации, а также отвечать требованиям постоянного улучшения качества в соответствии с предполагаемыми потребностями клиента.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: