КАК ЁЖИК НАУЧИЛСЯ РАЗЛИЧАТЬ ПРЕДЛОГИ И ПРИСТАВКИ




ЧАСТЬ 6

ПОНЯТИЕ О ПРИСТАВКАХ, РАЗЛИЧЕНИЕ ПРЕДЛОГОВ И ПРИСТАВОК, ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАГОЛОВ С ПРИСТАВКАМИ

 

С К А З К А

КАК ЁЖИК НАУЧИЛСЯ РАЗЛИЧАТЬ ПРЕДЛОГИ И ПРИСТАВКИ

В один прекрасный день ёжик пошел гулять и гулял долго-долго. Наконец он спохватился:

— Пора уже и домой, а то солнце скоро зайдет.

Ёжик хотел было пойти домой, но никак не мог отыскать тропинку, по которой oн сюда пришёл. «Пойду куда глаза глядят», - решил ёжик. Но куда бы ни глядели его глаза, кругом было одно и то же: какой-то незнакомый страшный темный лес поднимался до неба. Все кусты и ветки так крепко уцепились друг за друга скрюченным] ветками, что между ними невозможно было пробраться. Колючки ёжика все время задевали за сучья и застревали в этой не пролазной чащобе.

Ёжик понял, что заблудился, и онемел — от страха у него все слова попрятались. Но он собрался с силами и стал их разыскивать, а когда отыскал, оказалось, что они все перепутались.

— Ой, помогите через братъся про ветки! — закричал ёжик и тут же подумал: «Что же я такое говорю? Тут что-то неправильно, а как надо правильно — не могу вспомнить».

— Мне нужно из браться из прутьев... Нет, от браться от прутьев... Ой, что же мне нужно? — ёжик стал вертеться и ещё сильнее увяз в буреломе. — Совсем я запутался и в словах, и в ветках.

— Тебе надо вы братьсяиз прутьев, слы-шишь-ш-ш-ш? — прошипел кто-то сзади.

— Гадюка! — испугался ёжик и даже подпрыгнул на месте.

— Я не гадюка, я уж-ш-ш, — прошипел пришелец. — Видишь-ш-ш, у меня на голове два таких оранжевых пятныш-ш-шка по бокам? У гадюки таких нет.

— Значит, ты не кусаешься? — недоверчиво спросил ёжик и тихонько обернулся.

— Могу укусить, если на меня наступишь-ш-ш, — прошипел уж. — А вообще-то я добрый.

Ёжик совсем осмелел и стал разглядывать ужа.

— Какой же ты худой! — удивился он. - Но зато довольно длинный.

— Я не худой, я узкий, — объяснил уж.

— А, значит, тебя называют ужиком, по тому что ты суживаешься, — догадался ёжик. — А я-то думал — потому, что ты уж-жасный.

— Наоборот, я хорош-ш-ший, — прошипел уж. — Я помогаю всем, кто попал в эту чащу и не может вы браться.

— Ну и как же мне отсюда вы лезти? - спросил ёжик. — Что надо сделать?

— Сначала надо под лезть под ветки, — посоветовал уж.

— Как ты чудно говоришь: «Под-лезть под-ветки». Разве «под-лезть» и «под-ветки» - это не одно и то же? Ведь эти два слова одинаково начинаются.

— Это совсем не одно и то же, — ответил уж, — и тут не два слова, а три: «подлезть» - это одно слово, а «под ветки» — ещё два.

— А как можно отличить — одно тут слово или два? — спросил ёжик. — Я думал это всё приставки, которые к разным словам приставлены.

— Нет уж-ш-ш, — возразил уж. — Когда у слова есть приставка — это всё равно одно слово: «под лезть, за лезть, с лезть». А между частями одного слова ничего больше не вставишь-ш-ш. А вот между предлогом и другим словом можно ещё какое-нибудь слово вставить: «под этими ветками, под большими ветками».

— А, я понял! — воскликнул ёжик. — Приставка — это как сучок на ветке. Ветка с сучком — всё равно та же самая ветка. Между ней и сучком никак не пролезешь. А предлоги с другими словами только рядом стоят, как две разные ветки. Я их могу через-двинуть и сквозь-лезть эти ветки.

— Да, только тебе ещё надо знать, ёжик, что не все предлоги могут становиться приставками. Да и приставку не к каждому слову приставишь. Тебе надо просто пролезть сквозь эти толстые ветки, потом подлезть под чёрную корягу, отцепиться от острых сучков и выпутаться из тонких прутьев.

Ёжик стал выпутываться из сухих веток и зацепился лапой за какой-то сук.

— Ой-ой-ой! — завопил ёжик. — Что ж это за сук такой зловредный!

— Он совсем не вредный, напрасно ты его обижаешь-ш-ш, — возразил уж. — Просто ты не там по лез. Ты же сам только что сказал: между сучком и веткой не про ле зешь-ш-ш. Постарайся про йти между этой кривой веткой и тем кустом.

Ёжик выдохнул из себя весь воздух, под жал все свои иголки и протиснулся между веткой и кустом.

— Уф, наконец-то я освободился! — с облегчением вздохнул ёжик. — Ну, спасибо тебе, уж. Уж такое спасибо, такое уж спасибо...

Но пока ёжик рассыпался в благодарностях, уж незаметно уполз. Он был очень скромный, этот серый ужик, и не любил, когда его чересчур хвалили.

Ёжик огорчился, что не успел попрощаться со своим новым другом. Но тут же подумал, что они могут ещё где-нибудь встретиться. Ведь для того, чтобы встретить друга, необязательно забираться в непролазную чащу.

— А всё-таки я не зря время потерял, когда в этом буреломе застрял! — сказал он громко. Ёжик решил все свои мысли говорить вслух, чтобы не было так одиноко в незнакомом лесу. — Пока я тут был, столько всего интересного узнал! Заодно и песенку сочинил!

Ёжик бодро запел свою песенку и уверенно пошел по тропинке. Тёмный лес уже не казался ему мрачным и зловещим, а деревья больше не цеплялись за ёжика и не мешали ему идти. Ёжик шел домой и громко распевал:

— Дело в том, что мир таков —

В нём ужасно много слов.

Даже у ежа иголки,

Хоть они и очень колки,

Но гораздо меньше их,

Чем на свете слов любых —

Очень сложных и простых.

А у слов приставки есть,

Сколько их — не перечесть:

Про- и пере-, над- и под-,

У- и при-, вы-, из- и от-.

Все приставки надо знать

И от предлогов отличать!

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

Часть 6 предназначена для усвоения одного из наиболее сложных разделов грамматики — различения предлогов и приставок. Многие школьники (не только младших, но и средних, и даже старших классов) путают предлоги и приставки, что отражается в их неправильном написании (слитное вместо раздельного и наоборот). Дифференциация предлогов и приставок — один из самых трудных вопросов при обучении письму. Прежде всего он связан с проблемой выделения слова из речевого потока, разделения понятий словообразования и словоизменения.

 

Эти различия легче осознаются при опоре на зрительный образ. Во время чтения сказки ребенку показывают иллюстрации к прочитанному предложению, обращая особое внимание на то, что приставка является частью слова (сравнение с сучком на ветке), а предлог — отдельным словом (сравнение с двумя разными ветками). В процессе чтения можно задавать ребенку вопросы, стимулирующие его участие в диалоге персонажей, в решении поставленной в сказке языковой проблемы.

 

В данной части пособия приставки выделены курсивам, а предлоги — жирным шрифтом. После прочтения сказки для наилучшего усвоения и закрепления материала рекомендуется выполнить следующие упражнения.

 

УПРАЖНЕНИЯ

Упражнение № 1. Вопросы по тексту.

Задание: ответить на вопросы по прочитанной сказке:

1. Что ёжику было непонятно в начале сказки?

2. Чему ёжик научился в этой сказке?

3. Кто помог ёжику понять, как различать предлоги и приставки?

4. А ты смог бы теперь объяснить ёжику, как различать предлоги и приставки? Попробуй!

 

Упражнение № 2. Образование глаголов с помощью приставок.

Задание: подобрать как можно больше однокоренных слов с разными приставками и вставить пропущенные приставки.

 

А) Образец: лететь —- прилететь, улететь, вылететь и т. д.

Примеры:

1)Гуси осенью (...)летают, а весной (...)летают обратно.

2)Попугай (...)летел из клетки, но потом (...)летел обратно.

3)В комнату случайно (...)летела ворона.

4)Мяч (...)летел через забор.

5)Стрекоза (...)летела к собаке и быстро (...)летела от неё.

6)Шляпа (...)летела с головы.

7)Птицы (...)летели на юг.

8)В самолёте мало бензина — он не сможет (...)лететь до Аэропорта.

 

Б) Образец: строить — пристроить, достроить и т. д.

Примеры:

1)В деревне (..)строили новый дом.

2)К дому (..)строили террасу.

3)Сарай очень неудобный: мы решили его (..)строить.

4)Это здание слишком низкое, его надо (..)строить.

5)Это поле через год (...)строят.

6) Мы начали строить гараж, но никак не можем его (..)строить.

7)Надо (...)строить душ в баню.

8)Соседа это не (...)строит.

 

Упражнение № 3. Самостоятельный подбор предлогов.

Задание: вставить пропущенные предлоги.

Образец: Ёжик спал... норке. — Ёжик спал в норке.

Примеры:

1) Ёжик жил... мамой.

2)... ёжика было много друзей.

3)Он часто ходил... гости.

4)Однажды ёжик пошёл... лес.

5)Ёжик запутался... ветках.

6)Страшный темный лес поднимался... неба.

7)Надо пролезть... эти толстые ветки.

8)Надо подлезть... черную корягу.

9)Надо отцепиться... ветки.

10) Ёжик протиснулся... веткой и кустом.

Упражнение № 4. Самостоятельный подбор приставок к приставочным глаголам.

 

Задание: вставить пропущенные приставки.

 

Образец: Ёжик (...)шёл из чащи. — Ёжик вышел из чащи.

1) Однажды ёжик (...)шёл в лес (...)гулять.

2) Ёжик понял, что (...)блудился, и (...)немел.

3) Ему надо (...)браться из кустов.

4) Между ветками невозможно было (...)браться.

5) Ёжику надо (...)лезть под ветки.

6) Ёжик (...)цепился лапой за сук.

7) Кусты и деревья крепко (...)цепились друг с другом.

8) Уж (...)шипел что-то.

9) Кусты и ветки (...)цепились друг за друга (...)крюченными ветками.

10)Значит, тебя называют ужиком, потому что ты (...)уживаешься?

11)Ёжик не успел (...)прощаться со своим новым другом.

12)Но пока ёжик (...)сыпался в благодарностях, уж незаметно (...)полз.

 

Упражнение № 5. Наглядное изображение соотношения между предлогами и приставками.

 

Задание: ребенку предлагают самому нарисовать иллюстрации к предложениям, где есть предлоги и слова с приставками. Предложения можно как брать из текста, так и придумывать свои. Предложения следует говорить вслух, а ребенок должен записывать.

 

Примеры:

1)Муха в летела в окно.

2)Кошка с лезла с дивана.

3)Жираф до тянулся до потолка.

4)Бабушка на кинула шаль на плечи.

5)Письмо подложили под дверь.

6)Мышка за лезла под шкаф.

7)Кошка у бегает от собаки.

8)Шарик при вязан к стулу.

9)Попугай вы летел из клетки.

10) Нитка про дета сквозь игольное ушко.

 

Упражнение № 6. Поиск и выделение предлогов и приставок в тексте.

 

Задание: ребенку предлагается найти в тексте все предлоги и обвести их, затем найти все слова с приставками и подчеркнуть приставки (отметить их так, как принято в школе).

Тем, кто успешно выполнил эти задания, можно предлагать и более сложные (упражнения № 7 и № 8).

 

 

Упражнение № 7. Различение предлогов и приставок в тексте.

Задание: переписать рассказ, раскрывая скобки и вставляя предлоги и приставки. Необходимо следить, чтобы предлоги и приставки были правильно записаны (слитно или раздельно). Рассказ:

(В)воскресенье Коля (по)шел (в)лес. (На)деревьях уже (по)явились листья — (в)воздухе пахло весной. Коля (за)хотел (по)спать. Он (раз)ложил свои вещи (под)деревом, (с)кинул (с)ног сапоги и (при)лёг (на)мох. Когда он (за)снул, (при)летела какая-то птица и (у)селась (в)его сапог. Коля (про)снулся, (у)видел это и (рас)смеялся. Птица (у)слышала его смех, (ис)пугалась и (у)летела. Коля (с)нова (на)дел сапоги себе (на)ноги, (со)брал свои вещи, (при)чесался и (по)шел дальше — (про)гуливаться (по)весеннему лесу.

 

Упражнение № 8. Самостоятельный подбор предлогов и приставок в тексте.

Задание: переписать текст, вставляя вместо пустых скобок нужные предлоги или приставки. Следить за их написанием — слитно или раздельно.

Рассказ:

Мы решили (...)делать (...)квартире ремонт. (...)начала (...)ходили (...)магазин (..)краской и кисточкой. Потом (...)ехали (...)рынок (...)обоями. Когда всё было (...)готовлено, мы (...)звали (...)помощь дедушку. И вот что мы (...)думали: стены (...)красили (...)жёлтый цвет, полы (...)крыли лаком, (...)оконники и потолки (...)белили. После ремонта наша квартира (...)образилась, мы все (...)веселились и решили (...)йти (...)гулять, (...)дышать свежим воздухом. Так мы и (...)метили это радостное (...)бытие!

 

► Чтение данной части пособия и выполнение упражнений помогает ребенку научиться различать приставки и предлоги, расширяет его словарный запас и развивает фразовую речь.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: