Основные направления развития и типологические характеристики русской философии




Основные этапы развития философской мысли Беларуси

1. Философская мысль Беларуси периода Киевской Руси (IX-XIII вв.). Виднейшими представителями этого времени являются Ефросиния Полоцкая, Климент Смолятич, Кирилл Туровский. Принятие христианства, ставшего в 988 г. государственной религией Киевской Руси, способствовало распространению образования, изданию рукописных книг, развитию литерату­ры и письменности, а также становлению самобытной систе­мы философской, общественно-политической, этической и эстетической мысли. Христианская культура существовала и взаимодействовала с огромной мифологической культурой славян, для которой было характерно образное представление о природе и человеческой жизни, о единстве истины, блага и красоты.

2. Философская мысль Беларуси периода BKJI (XIII – XVI вв.) Этот период связан с именами Франциска Скорины, Николая Гусовского, Михаила Литвина, Андрея Волана, Льва Сапеги, Сымона Будного, Василия Тяпинского.

XVI столетие в развитии белорусского этноса занимает осо­бое место. Это время отечественного Возрождения и Реформа­ции, которые были обусловлены развитием городов, складыва­нием раннебуржуазных элементов в экономике, формировани­ем основ интегрированной белорусско-украинско-литовской государственности, развитием национального языка и литера­туры, нового, христианско-гуманистического мировоззрения, опиравшегося на усвоение и переосмысление достижений ан­тичности, средневековья, восточнославянских и западноевро­пейских религиозно-культурных традиций.

3. Философская мысль периода Речи Посполитой (XVI-XVIII вв.). В результате Люблинской унии 1569 г. была образована Речь Посполитая. В этот период жили и творили Петр Скарга, Мелетий Смотрицкий, Казимир Лыщинский, Си­меон Полоцкий, Георгий Конисский.

«Рифмологион» Симеона Полоцкого - первое специальное и систематическое философское исследо­вание идеалов, целей и программ действия государства, содер­жавшее обоснование необходимости идеологии для сильного государства. Согласно Симеону Полоцкому именно филосо­фия - незаменимая помощница в строительстве сильного госу­дарства, наставление жить справедливо, говорить достойно, не бояться сильных мира сего и добывать знания о мире и месте в нем человека.

4. Философская мысль периода Российской империи (XVIII-нач. XXвв.). В результате трех раздел Речи Посполи­той (1772, 1793, 1795) белорусские земли вошли в состав Рос­сийской империи.

В XVIII веке философия была важной составной частью образования в Беларуси. Ее рациональный и критический дух способствовал формированию в Виленском университете тай­ных студенческих товариществ филаретов (любителей добродетели) и филоматов (любителей знаний) и др., одним из членов которого был Адам Мицкевич. Мицке­вич активно пропагандировал наш язык. Большое влияние на формирование национального самосо­знания оказало творчество Франтишка Богушевича - «духовного отца белорусского возрождения». В предисловии к сборнику «Дудка беларуская» и в других произведениях он выдвинул оригинальную концепцию истории белорусов, подчеркнул преемственность политико­государственных и культурных традиций Великого княжества Литовского, их связь с современными ему умонастроениями, выразившимися в желании освободить свою «землицу Бела­русь» от социального, политического, религиозного гнета, воз­родить культуру и гражданский престиж родного языка.

Заметный вклад в формирование философско-мировоз­зренческих основ национальной культуры внесли Максим Богданович (1891-1917), Янка Купала и Якуб Колас.

5. Философская мысль Беларуси в XX-XXI веке связана с именами А. Гаруна, И. Абдираловича (Канчевского), В. Самойла (Сулима) и др.

Проблемы национального самосознания и национальной идентичности заняли ведущее место в исследованиях Абдираловича. В 1921 г. был опубликован его капитальный труд «Адвечным шляхам: Дасьледзшы беларускага светапогляду». Положения этого исследования отличались не только чрезвычайной для своего времени актуальностью, но и кон­цептуальным характером. В труде прослеживался драматизм исторической судьбы белорусского этноса, показывалось его неистребимое стремление к независимости. Анализируя поло­жение белорусов в геополитическом пространстве между Вос­током и Западом, автор теоретически обосновывал воздействие этих двух «культурных типов» на Беларусь.

Основные направления развития и типологические характеристики русской философии

Русская философия является составной частью мировой философии. В то же время она имеет свою специфику или от­личия от философии западных стран. Основная специфика со­стоит в том, что русская философия существовала не столько в виде всесторонней теоретической системы взглядов на мир, сколько была растворена в политической, художественной, ре­лигиозной литературе. Важнейшими для нее были нравствен­но-религиозные и социальные проблемы, а также проблемы су­деб России.

1. Философия Древней Руси (X-XII вв.). Становление философской мысли в это время происходит в условиях глу­боких социально-политических и культурных изменений в жизни восточных славян, обусловленных образованием древ­нерусского государства - Киевской Руси, влиянием византий­ской культуры, возникновением славянской письменности и принятием Русью христианства. Начальный этап в развитии русской философской мыс­ли связан с появлением первых литературных произведений, содержащих оригинальные философские идеи и концепции. К наиболее значительным произведениям этого периода мож­но отнести «Слово о Законе и Благодати» Илариона, «Повесть временных лет» Нестора, «Послание к Фоме» Климента Смолятича, «Слово о премудрости» и «Притча о человеческой душе и теле» Кирилла Туровского, «Поучения» Владимира Мономаха, «Послание Владимиру Мономаху» Митрополита Никифора, «Моление» Даниила Заточника.

2. XIII-XIV векавремя жесточайших ис­пытаний, вызванных татаро-монгольским нашествием. Огромный урон, нанесенный Древней Руси, не прервал, од­нако, культурной традиции. Центрами развития русской мыс­ли оставались монастыри, в которых не только сохранялись традиции духовной культуры Руси, но продолжалась работа по переводу и комментированию византийских философских про­изведений. Важнейшими для русской мысли этого периода были темы ду­ховной стойкости и морального совершенствования.

3. XIV-XVI вв. - новый этап развития русской филосо­фии. Именно в этот период происходит подъем национального самосознания, образование русского централизованного госу­дарства. Одно из центральных мест заняла проблема государства, власти и права. Формируется взгляд на Московское православное царство - Святую Русь как преемницу Византии. Проблемы человека, нравственного совершенствования, выбора путей личного и общественного спасения были в центре внимания выдающегося византийского гуманиста-просветите- ля Максима Грека, философское творчество которого стало ве­личайшим достижением русской средневековой философии.

4. XVIII – XIX вв. В 1755 г. открылся Московский университет, в котором было три факультета, в том числе и философский. Появились перево­ды западных философских текстов. Становление самобытной русской философии начи­налось с постановки и осмысления вопроса об историчес­кой судьбе России. В напряженной полемике конца 30-40-х гг. XIX в. о месте России в мировой истории оформились славя­нофильство и западничество как противоположные течения русской социально-философской мысли. Славянофилы в своей трактовке русской истории исходили из роли православия как начала всей русской национальной жизни, делали упор на са­мобытный характер развития России, тогда как западники ос­новывались на идеях европейского Просвещения с его культом разума и прогресса и полагали неизбежным для России те же исторические пути, которыми прошла Западная Европа. Лидеры славянофильства Хомяков, Киреевский, Аксаков, Самарин. Влияние славянофилов на русскую мысль было необычай­но сильным.

Среди западников, к которым относятся Чаадаев, Герцен, Белинский и др., были мыслители самых разных убеждений, в том числе либералы, радикалы, консерваторы. Однако их всех объединяло неприятие крепостного права, отсталости русской жизни, требование демократизации общественной жизни, вера в европейское будущее России путем усвоения исторических достижений стран Западной Европы, прежде всего в области прав человека и свободы.

5. Русская религиозная философия (середина и вторая половина XIX в.) наиболее полно представлена философией всеединства - оригинальной философской системой Влади­мира Соловьева.

6. В России в конце XIX - начале XX в. получило развитие философское наследие К. Маркса и Ф. Энгельса в трудах Г. В. Плеханова, «легальных марксистов» (II. В. Струве, М. И. Туган-Барановского и др.). Особая роль в развитии марксизма на русской почве принадлежит В. И. Ленину. Философские взгляды В. И. Ленина изложе­ны в большом числе публикаций, многие из которых не явля­ются работами чисто философского характера, а затрагивают также широкий круг других проблем. Ленин проявил себя как представитель марксистской фи­лософии, продолживший разработку ее проблем в условиях вступления капитализма, по его определению, в стадию импе­риализма, а также в связи с новыми достижениями в развитии науки и, прежде всего, естествознания.

7. В послеоктябрьский период, в период советской власти философия испытывала жестокую цензуру и развитие фило­софской мысли сводилась к популяризации основных поло­жений марксизма-ленинизма.

4. Онтология и метафизика как формы философского осмысления бытия. Основные формы бытия.

В истории филосо­фии учение о принципах и началах бытия первоначально на­зывалось первой философией, позже – метафизикой, а впоследствии – онтологией.

Метафизика – уче­ние об умозрительном постижении первых принципов и начал бытия и познания. Ее предмет, согласно Аристотелю, сущее как таковое, т.е. то, что составляет основу любого познания, но принципиально непостижимо с помощью методов здраво­го смысла и конкретных наук.

Трактовка метафизики неразрывно связана с пониманием философии, динамики ее предмета и предназначения в культу­ре. В истории философской мысли понятие метафизики нередко выступало в качестве синонима философии, поскольку метафи­зика – центральное учение всей философии, в котором ставят­ся фундаментальные предельные вопросы, касающиеся бытия человека в мире. Термин «метафизика» предложил Андроник Родосский (I в. до н.э.) при систематизации произведений Аристотеля (384 – 322 до н.э.), назвав так группу трактатов о «бытии самом по се­бе», «первых родах сущего», которые должны были следовать после «физики».

В средневековой философии метафизика выступает как высшая форма познания бытия, которая подчинена сверхразумно­му знанию, данному в откровении. Вся метафизика явным образом подчинялась теологии (познание божественного), ставилась на службу познания Бога.

Метафизика Но­вого времени вышла из границ проблемного поля, очерченного теологией, и, пройдя этап пантеистической натурфилософии Возрождения, растворявшей Бога в природе, объектом своего исследования сделала природу. Специфика метафизики Нового времени определена тем, что вся традиционная проблематика рассматривается здесь под углом зрения новой науки, воплощением же научности стало математическое естествознание. Метафизика Нового времени вы­двинула задачу переработать всю традиционную проблематику в духе подобающей строгости и тем самым возвести метафизику на ступень абсолютной науки. Проблема абсолютной достовер­ности знания послужила основой для новоевропейской филосо­фии. Метафизика превратилась в метафизику познания.

Термин «онтология» употребляется в философии с XVII в., а его этимология имеет греческие корни букваль­но означает учение о сущем. Онтологический анализ мира проводится с помощью доволь­но обширной системы философских категорий: «субстанция», «материя», «движение», «пространство», «время» и других, но центральными среди них выступают понятия бытия и небытия.

По мере развития культуры, ее обращения к проблемам че­ловека происходили серьезные изменения в онтологических размышлениях философов. С исследования существования во­обще они переключились на анализ особых видов бытия (хотя проблемы традиционной онтологии никогда не исчезали из фи­лософии полностью). Сначала познавательный интерес онтоло­гов обратился к проблеме существования знания, что совпало с бурным развитием науки в XVII – XVIII вв. С середины XIX и особенно в XX в. стала формироваться новая онтология – онтология человече­ской субъективности, бытия человека в мире.

Бытие – философская категория, обозначающая реаль­ность, существующую объективно, в противоположность не­бытию. Бытие издавна по праву считается исходной и наибо­лее общей категорией философии, так как выражает самую от­правную характеристику любого предмета, явления, события и т.п., а именно – их способность быть, существовать («быть здесь и сейчас»).

Формы бытия: 1. Материальное бытие – существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира. 2. Идеальное бытие существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия. 3. Человеческое бытие существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире. 4. Социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества.

 

 

5. Бытие и материя, основные этапы исторической эволюции представлений о материи.

Среди различных характеристик бытия особое место зани­мает категория материи. Материя – то, из чего всё состоит, вещество или материал из которого состоит окружающий мир.

Эволюция представлений о материи: 1) древность, античность: поиск некоторой конкретной, но всеобщей вещи, составляющей первоос­нову всех существующих явлений; вначале это были стихии в виде воды, огня, воздуха, земли (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), затем – атомы (Левкипп, Демокрит), материя интерпретировалась как «первичный субстрат каждой вещи» (Аристотель); 2) новое время: понятие материи стало обозначать всеобщие атрибуты (свойства) вещей – наличие у них массы, протяженности, непроницаемости и т. п.; 3) XX в.: это объективная реальность данная нам в ощущениях, она копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями и существует независимо от них (материя как отношение); 4) конец XX – XXIвв.: споры о существовании материи.

Элементами структуры материи являются: 1) неживая природа; 2) живая природа; 3) социум (общество).

Уровни неживой природы: 1) субмикроэлементарный (кварки, глюоны, суперструны -мельчайшие единицы материи, меньшие, чем атом); 2) микроэлементарный (адроны, состоящие из кварков, электроны); 3) ядерный (ядро атома); 4) атомарный (атомы); 5) молекулярный (молекулы); 6) уровень единичных вещей; 7) уровень макротел; 8) уровень планет; 9) уровень систем планет; 10) уровень галактик; 11) уровень систем галактик; 12) уровень метагалактик; 13) уровень Вселенной, мира в целом.

Уровни живой природы: 1) доклеточный (ДНК, РНК, белки); 2) клеточный (клетка); 3) уровень многоклеточных организмов; 4) уровень видов; 5) уровень популяций; 6) биоценозы; 7) уровень биосферы в целом.

У ровни социума: 1) отдельный индивид; 2) семья; 3) группа; 4) коллективы разных уровней; 5) социальные группы (классы, страты); 6) этносы; 7) нации; 8) расы; 9) отдельные общества; 10) государства; 11) союзы государств; 12) человечество в целом.

Характерными чертами материи являются: 1) наличие движения; 2) самоорганизация; 3) размещенность в пространстве и времени; 4) способность к отражению.

 

6. Пространственно-временная организация материального мира. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени.

Пространственная, или топологическая, организация сущего означает, что любой материальный объект занимает определенное положение («место») по отношению к другим объектам. Кроме того, каждый из них обладает какими-то размерами – длиной, шириной, высотой. Категория пространства обозначает соответствующие характеристики индивидуальных объектов. В мире нет какого-то всеобщего пространства, а есть бесконечное множество индиви­дуальных пространств.

В истории философии и науки сформировались и дошли до наших дней две основные концепции пространствасубстан­циальная и реляционная.

Согласно субстанциальной концеп­ции, пространство представляет собой особую самостоятельную субстанцию, не зависящую в своем существовании от мира ве­щей. Оно – что-то вроде огромного вместилища для вещей, ко­торое останется, даже если мир вдруг исчезнет. Истоки этой концепции восходят к античной философии: так, в V в. до н.э. у Демокрита в роли чистого, абсолютного пространства выступа­ла «пустота», в которой существовали атомы. В Новое время субстанциальная концепция получила развитие в физике.

Реляционная концепция трактует пространство как специфические отношения между объектами. Пространство не обладает самостоя­тельным существованием, оно есть лишь особая характеристи­ка материальных явлений, и исчезновение мира вещей привело бы к исчезновению пространства. Истоки реляционной идеи лежат в античной философии. Аристотель, например, развивал концепцию пространства как места, которое занимает вещь по отношению к другим вещам. В Новое время Г. Лейбниц неоднократно подчеркивал, что пространство есть порядок существования вещей и что «без материи нет и пространства». Физическую конкретизацию эти взгляды получили в теории относительности Альберта Эйнштейна, в соответствии с которой: при увеличении отно­сительной скорости движения пространственные интервалы сокращаются, а временные растягиваются. Следует подчерк­нуть, что в современной науке преобладает реляционная трак­товка пространства.

Реальное простран­ство нашего мира обладает некоторыми стабильными свойствами – трехмерностью и изотропностью. Первое означает, что пространственные параметры любого объекта могут быть выра­жены с помощью трех осей координат. Второе же говорит о равенстве всех пространственных измерений вещи (ее высота, например, не менее значима, чем длина).

Временная, или темпоральная организация сущего понимается чаще всего как длительность существования явления и порядок событий, происходящих с ним. Под временем можно понимать продолжительность (дление) сохранения объектом своих качеств в относительно неиз­менном состоянии. Дление вещей и явлений реального мира всегда ограниченно, т.е. конечно: они имеют начало и конец бытия. По крайнем мере, у всех есть начало, вопрос об их конце остается пока открытым (жизнь на Земле, существование чело­вечества и др.). Лишь в отдельных случаях можно говорить о вечности.

В интерпретации времени также существуют субстанци­альная и реляционная концепции. Для субстанциальной кон­цепции время – особая самостоятельная сущность. Прообраз этих взглядов угадывается в античной философии, получил теоретическое воплощение в физике Ньютона и со­хранился до наших дней. Для реляционной концепции время есть особое отношение между вещами и их состояниями; оно не может существовать вне вещей и явлений и зависит от их специфики (Аристотель, Лейбниц, Эйнштейн). В трактовке времени и его структуры можно выделить так­же динамическую и статическую концепции. Динамическая концепция возникла в начале V в. до н.э. (Гераклит), она при­знавала «течение» времени, его необратимое движение вперед, с выделением прошлого, настоящего и бу­дущего. Прошлые события уже не существуют (но когда-то су­ществовали), будущие еще не существуют (но, возможно, будут существовать). Реально же существует только настоящее, хотя его бытие почти неуловимо, очень эфемерно – ведь настоящее есть всего лишь мгновение («точка времени»), в котором буду­щее переходит в прошлое.

Статическая концепция отрицала «течение» времени, рас­сматривая все события временного многообразия как реально существующие. Нет никакой принципиальной разницы между событиями прошлого, настоящего и будущего: различие между ними примерно такое же, как между отдельными точками про­странства, которые существуют всегда в едином пространствен­но-временном континууме, а вещь, двигаясь по своей мировой линии, как бы «наталкивается» на различные события, встре­чается с ними. Истоки этой концепции можно обнаружить в философии элеатов, отрицавших процессы становления, а сле­довательно, и течение времени («всегда было то, что было, и всегда будет», — Мелисс). Сравнивая динамическую и статическую концепции времени, отметим, что первая до сих пор является господствующей в человеческой культуре.

 

7. Природа как предмет философского и научного познания. Проблемы устойчивого развития и коэволюция общества и природы.

Природа – одно из центральных понятий ф мысли и культуры, обладающее широким спектром значений: 1) как совокупность всего сущего; 2) противостоящий человеку (субъекту) объективно существующий, развивающийся по своим законам и независимый от нее мир; 3) сущность той или иной вещи (природа вещи).

В широком смысле понятие природасовпадает с такими научными и философскими категориям как «бытие», «Вселенная», «космос» и др.

В системе античного мышления: Природа – подвижное, изменяющееся целое, где человек мыслится как одна из ее частей. У античных философов понятием космоса охватывалась вся доступная человеческому разумению природа. Средневековая христианская культура: Природа рассматривалась как нечто сотворенное Богом, но более низкое, чем сам человек. Природа понималась как нечто неодушевленное, противостоящее человеку и человеческому обществу. Эпоха Возрождения: Человек открыл для себя красоту природы, увидел в ней источник радости, наслаждения. Природа началась пониматься как убежище, противостоящее развращенной и порочной чел цивилизации (эстетика романтизма). Период становления капитализма: Природа воспринималась как объект интенсивной преобразовательной деятельности и как кладовая, из которой человеку позволено черпать без меры и без счета.

Наиболее общее представление о взаимодействии человека и природы позволяет раскрыть понятие «окружающая среда». Принято различать естественную и искусственную окружающую среду. Естественная окружающая среда охватывает биосферу, гидросферу, часть атмосферы и литосферы, т. е. те материальные системы, которые возникли и существуют вне и независимо от человека, но вместе с тем могут со временем стать объектами его деятельности. Важнейшим результатом технологии и производства является создание искусственной среды обитания, созданной человеком – техносфера.

Философия природы направлена на анализ взаимосвязи не только природы и производства, но и учета эстетических, нравственных и социальных отношений и оценок природы, т.е. разрабатывает синтетическую концепцию взаимодействия и диалога человека и природы, гуманистического и ценностного отношения к природе как единому живому целому.

Принципы: 1) процветание любых форм жизни на Земле имеет ценность само по себе, и ценность жизни не зависит от пользы для человека; 2) богатство и разнообразие людей способствует реализации этих ценностей; 3) люди не обладают правом на снижение природного разнообразия за исключением случаев удовлетворения естественных потребностей; 4) современное вторжение человека в природный мир ухудшает состояние того и другого; 5) необходимо изменить отношение к природе, обосновать в соответствии с этим стратегические приоритеты в области политики, экономики, образования, учитывая ценность природы.

Вступив в XXI в., человечество столкнулось с рядом слож­ных проблем, обусловленных, с одной стороны, противоречия­ми между обществом и природой, с другой – политическим, экономическим, культурным противостоянием экономически развитых и остальных стран мира. В связи с этим особое внима­ние сегодня уделяется разработке концепции устойчивого раз­вития человечества. С общецивилизационной точки зрения, под устойчивым развитием следует понимать глобально управ­ляемое развитие всего мирового сообщества с целью сохране­ния биосферы и существования человечества, его непрерывного развития. В современных обстоятельствах необходимо вырабо­тать осознанное поведение людей, согласующееся с естествен­ными условиями стабильности окружающей среды, – т.е. из­вестный экологический императив. В такую эпоху должна быть обеспечена коэволюция (от лат. со – совместно, evolutio – раз­вертывание) человека и биосферы, их совместное и согласован­ное развитие.

Впервые с концепцией коэволюции природы и общества, ко­торая должна выстроить оптимальное соотношение интересов социума и биосферы, выступил в 1968 г. Н.В. Тимофеев-Ресов­ский. С тех пор тема коэволюции стала ключевой в понимании природы человека и определении судеб человече­ства.

Согласно принципам, на которых базируется концепция ко­эволюции, человечество, изменяя биосферу в целях приспособ­ления ее к своим потребностям, должно и само изменяться с учетом объективных требований природы. В концентрирован­ном виде данная теория выражает исторический опыт челове­чества, содержащий в себе определенные регламентации и им­перативы социоприродного взаимодействия. Разработка идей коэволюции требует четкой формулировки системы экологических императивов, способных снизить опасность уничтожения целых ландшафтов природы, ее разнообразных живых организмов, самого человека и всей жизни на планете.

 

8. Движение и развитие. Проблема развития как предмет философской рефлексии.

Динамическая организация бытия состоит в том, что любое конкретное явление объективно подвержено непрерывным из­менениям (это в равной мере относится к материальным и ду­ховным сущностям). Специфика этой динамики воспроизводит­ся в онтологии прежде всего с помощью категорий движения, развития и покоя.

Под движением понимается не только механическое переме­щение тел в пространстве, но и любые изменения состояний предметов и явлений (взаимные превращения элементарных частиц, расширение Метагалактики, изменения в клетках ор­ганизма, изменения социальных процессов, изменения духов­ных феноменов).

Таким образом, движение внутренне присуще бытию, это его атрибут, коренное, неотъемлемое свойство. Признание не­разрывности бытия и движения означает его абсолютность. Движение так же абсолютно, как и бытие. Движение характе­ризуется противоречивостью. Противоречия составляют внут­ренний источник развития. Противоречивая сущность движения проявляется и в его неразрывном единстве со своей проти­воположностью – покоем. Понятие покоя связано с обозначе­нием состояний движения, которые обеспечивают стабильность предмета, сохранение его качества. Следовательно, покой отно­сителен, а движение абсолютно.

С точки зрения современной науки, в частности синергетики, показывается, что там, где царит покой, равновесие, однородность, не может быть подлинного развития. По мере того как открытая самоорганизующаяся система будет стремиться к равновесию, ее беспорядок и дезорганизация возрастают. В равновесных системах случайные отклонения от величин, характеризующих системы, от их среднего значения (флуктуации) ослабляются и подавляются, а в неравновесных системах, наоборот, усиливаются и тем самым «расшатывают» прежний порядок и основанную на них структуру. В результате этого возникает неустойчивость и появляется особая точка перехода, которую называют точкой бифуркации или разветвления. Таким образом, процесс самоорганизации происходит в результате взаимодействия случайности и необходимости и всегда связан с переходом от устойчивости к неустойчивости, от покоя к движению, от «порядка к хаосу».

Типы движения: 1) движение при сохранении качества предмета (системы), когда при различных изменениях сохраняется соответствую­щий набор признаков, позволяющий говорить о предмете (сис­теме) как определенном, отличном от других; 2) движение, связанное с преобразованием качества пред­метов и процессов, их качественными изменениями в сторону усложнения, формирования более сложных систем или в сторо­ну распада системы на составляющие ее элементы, представляющие собой иные качественные состояния. Такие процессы, которые связаны с преобразованием качественных состояний предметов, характеризуются как развитие.

Развитие – необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов.

Тип движения от низшего к высшему, т.е. движение по вос­ходящей линии, есть прогресс. Противоположное же ему дви­жение – от высшего к низшему, по нисходящей линии есть регресс. Изменения, связанные с нисходящей линией, могут иногда выступить в качестве условия для дальнейшего разви­тия системы.

По своим проявлениям движение многообразно и существует в различных формах, которые можно объединить в три большие группы: а) в неорганической природе; б) в живой природе; в) в обществе, социальной жизни.

Ф. Энгельс в «Диалек­тике природы» выделил пять форм движения материи: 1) механи­ческое; 2) физическое; 3) химическое; 4) биологическое; 5) социальное. Он основывался на принципах: а) соответствия определенных материальных носителей этим формам; б) генетической связи между этими формами и их специфичностью; в) несводимости высших форм движения к низшим.

Между различными формами движения материи существует генетическая связь: каждая высшая форма возникает на основе низшей. Поэтому познание более сложных форм движения предполагает исследование и более низких. Нельзя понять сущ­ность жизни, тот глобальный скачок, который совершился в природе при переходе к биологической форме движения, без знания физико-химических процессов, на основе которых она возникает. В то же время, высшие формы движения качествен­но отличаются от низших. Сведение высших форм к низшим ве­дет к механицизму. Классический механицизм XVII – XIX вв. сводил все формы движения к механическому движению.

Вторая односторонняя концепция в интерпретации взаимо­отношений форм движения материи заключается в отрицании их генетического и структурного единства, обособлении выс­ших форм движения (например, биологической) от низших. Это ведет к отрицанию рациональной возможности объяснить возникновение высших форм движения.

Глобальный эволюционизм часто характеризуется как принцип, обеспечивающий экстраполяцию (перенос) эволюционных идей, получивших, прежде всего, обоснование в биологии, а также в геологии, астрономии, химии, на все сферы действительности и рассмотрение неживой, живой и социальной материи как единого универсального эволюционного процесса.

С середины XX века появилась реальная возможность объединения представлений об основных структурных уровнях организации (неживом, живом и социальном) в единую, целостную картину мира на основе базисных принципов, имеющих общенаучный статус. Эти принципы учитывают специфику каждой конкретной отрасли знания и в то же время выступают в качестве некоторого инварианта в многообразии различных дисциплинарных онтологий. Если кратко характеризовать тенденции синтеза современных научных знаний, то они могут быть выражены в стремлении построить научную картину мира на основе принципа глобального (универсального) эволюционизма.

 

9. Диалектика как философская теория развития. Мировоззренческое содержание основных принципов и законов диалектики, их методологическое значение в науке и практическом разрешении социально-экономических проблем.

Диалектика – философское учение о всеобщих (универсальных) связях бытия и развития всего сущего.

К основным законам диа­лектики относятся: 1. Закон единства и борьбы противоположностей: развитие объективного мира и познания осуществляется путем раздвое­ния единого на взаимопредполагающие противоположные сто­роны (свойства, силы, тенденции), взаимоотношения и взаимо­действие которых характеризуют данную систему как целост­ное и качественно определенное образование и одновременно составляют внутренний импульс ее изменения, развития, пре­вращения в новое качество. 2. Закон взаимного перехода качественных и количествен­ных изменений: накопление количественных изменений в оп­ределенный для каждого отдельного предмета (явления, про­цесса) момент приводит к его качественному изменению, скачкообразному переходу от старого качества к новому с иными количественными характеристиками и воз­можностями их динамики. 3. Закон отрицания отрицания: любое развитие есть, с одной стороны, движение явлений вперёд, к новым качествам, а с другой – повторение на новой основе отдельных свойств прежних качеств (обычно эти черты развития характеризуются терминами «преемственность», «развитие по спирали», «цикличность развития»), т.е. в процессе развития пред­метов (явлений, процессов) имеют место существенные необхо­димые отношения и связи между прошлым, настоящим и бу­дущим, которые обеспечивают преемственность содержания и цикличность развития.

Таким образом, главные аспекты методологического значе­ния данных законов следующие: закон единства и борьбы про­тивоположностей ориентирует на обнаружение внутреннего ис­точника изменения и развития конкретного материального или духовного образования (предм



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: