Положение шуток в Исламе




 

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем:

Поистине, шутки любимы для душ людей, и в них есть множество благ, ведь зачастую они являются причиной, которая позволяет сгладить неловкую ситуацию, сблизить людей, высказать порицание, не обидев, и т.п. По этой причине в своей основе шутки в Исламе дозволены, как на это указывают многочисленные хадисы. Например, со слов Абу Хурайры и Анаса (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что когда люди сказали пророку (мир ему и благословение Аллаха): “О посланник Аллаха, ты подшучиваешь над нами?” Он ответил: «Поистине, я шучу, но я не говорю ничего, кроме истины». Ахмад 2/360 и ат-Тирмизи 1990. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 2494, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1726.

Анас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) общался с нами часто, и сказал как-то моему маленькому брату: «О Абу ‘Умайр, что делает птичка?» аль-Бухари 6129, Муслим 2150.

Имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи сказал: “Из числа пониманий этого хадиса и польз то, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) бывало шутил. Также в этом хадисе указание на то, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) дал кунью маленькому мальчику, назвав его Абу ‘Умайр. Также в этом хадисе указание на то, что нет проблем в том, чтобы дать ребенку птичку, чтобы он играл с ней. Что касается слов пророка (мир ему и благословение Аллаха) ребенку: «О Абу ‘Умайр, что делает птичка?», то причина их была в том, что у этого мальчика была птичка, с которой он играл, а когда она умерла, ему стало грустно. И по этой причине пророк (мир ему и благословение Аллаха) пошутил с ним (чтобы он не грустил)”. См. “Шамаилю-ннаби” 236.

Джабир ибн ‘Абдуллах (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Когда мой отец умер, оставив девять (или: семь) дочерей, я женился. И как-то посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил меня: «О Джабир, ты женился?» Я сказал: “Да” Он спросил: «На девственнице или на той, что уже была замужем?» Я сказал: “На той, что была замужем, о посланник Аллаха”. Он спросил: «Почему же не женился на молоденькой девушке, с которой ты мог бы играть и которая играла бы с тобой, или с которой бы ты смеялся и которая смеялась бы вместе с тобой?» Я ответил ему: “Отец ведь умер, оставив девять (или: семь) дочерей, и я не желал приводить к ним ту, что была бы подобна им, но хотел привести женщину, которая присматривала бы за ними и воспитывала бы их”. Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Да благословит тебя Аллах». аль-Бухари 6387, Муслим 715.

Имам Ибн Муфлих сказал: “Разумный человек, когда остается наедине со своими женами или рабынями, оставляет свой разум в углу, словно он старец, лишенный рассудка. Он заигрывает и шутит, отдавая тем самым право своим женам и своей душе. Когда он же он выходит к своим детям, то выходит в образе ребенка”. См. “аль-Адаб аш-шар’ия” 3/228.

Имам Ибн аль-Гъаззи сказал: “Что касается шуток мужчины со своими женами и хорошее отношение к ним, то это является качеством посланников и нравом пророков”. См. “аль-Марах филь-мизах” 38.

Если шутки несут в себе пользу и благо, как в упомянутых случаях, то они из разряда дозволенных переходят в разряд желательных. Имам ан-Науауи сказал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) иногда шутил, преследуя определенную пользу, которая состояла в том, чтобы привести собеседника в хорошее расположение духа и выразить свои добрые чувства по отношению к нему. Шутить подобным образом не запрещается, напротив, это соответствует Сунне и является желательным”. См. “аль-Азкар” 343.

Также поступали и сподвижники, которые шутили с пророком (мир ему и благословение Аллаха) и между собой. Бакр ибн ‘Абдуллах сказал: “Сподвижники посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) бывало бросались друг в друга арбузными шкурками, но когда речь заходила о серьезных вещах, они были мужчинами!” аль-Бухари в “аль-Адаб аль-муфрад” 266. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность.

Однажды один человек спросил у Суфьяна ибн ‘Уяйны: “Порицаются ли шутки?” Он ответил: “Нет, это Сунна, однако, когда это делается хорошо и используется подходящее для этого время”. См. “Файдуль-Къадир” 3/13.

Имам Ибн Хиббан сказал: “Шутка бывает двух видов: похвальная и порицаемая. Похвальная шутка – это та, которая не сопровождается запрещенным Аллахом, не влечет грех и разрыв родственных связей. Что касается порицаемой шутки, то это та, которая влечет вражду, удаляет достоинство и разрушает дружбу, когда подлый прибегает к этому, а достойный презирает это”. См. “Раудатуль-‘укъаля” 77.

Таким образом, все упомянутое ясно указывает на то, что в Исламе шутить дозволено.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: