Излишество в шутках и смехе




Излишество и неумеренность в шутках, как и во всех прочих делах, порицаема. Постоянство и неумеренность в шутках никак не красят праведного мусульманина. Постоянное подшучивание достойно порицания и по той причине, что это подразумевает праздное времяпровождение, заставляет людей излишне много смеяться, а иногда приводит к ненависти, обидам или утрате уважения друг к другу. Еще хуже, когда сарказм носит адресный характер и задевает честь мусульман. О таких ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал: “К шутнику относятся с пренебрежением”. Ибн Абу ад-Дунья в “ас-Самт” 395.

Имам ан-Науауи сказал: “Ученые говорили, что запретными являются такие шутки, когда человек излишествует в этом и делает это постоянно. Запретность таких шуток объясняется тем, что они делают грубыми сердца, отвлекают от поминания Аллаха и зачастую сопровождаются причинением обиды, что порождает ненависть и приводит к утрате достоинства. Если же в шутках нет упомянутого, то нет в них и запрета. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) иногда шутил, преследуя определенную пользу, которая состояла в том, чтобы привести собеседника в хорошее расположение духа и выразить свои добрые чувства по отношению к нему. Шутить подобным образом не запрещается, напротив, это соответствует Сунне и является желательным”. См. “аль-Азкар” 343.

Также многочисленные шутки – причина многочисленного смеха, а много смеха является порицаемым. Сообщается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не смейся много, ибо, поистине, множество смеха умерщвляет сердце». аль-Бухари в “аль-Адабуль-Муфрад” 253, Ибн Маджах 4193. Хафиз аль-Бусайри и шейх аль-Альбани назвали хадис достоверным.

Что же касается немногочисленного смеха, то нет в нем ничего порицаемого, поскольку смеялся пророк (мир ему и благословение Аллаха), его сподвижники и праведные имамы. Анас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды, когда мы находились у посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), он рассмеялся и спросил: «Знаете ли вы, почему я смеюсь?» Мы сказали: «Аллах и посланник Его знают об этом лучше». Тогда он сказал: «В День воскрешения раб спросит своего Господа: «О Господь мой, разве Ты не обещал мне защитить меня от несправедливости?» Господь скажет: «Да». Раб скажет: «Но только я один могу свидетельствовать о себе». Господь скажет: «Сегодня достаточно того, что ты сам будешь свидетельствовать против себя вместе с благородными писцами». После этого человек будет лишен дара речи, а каждой из частей его тела скажут: «Говори». И каждая из них расскажет о его делах, а потом ему вернут дар речи, и он воскликнет: «Чтобы вы пропали, ведь я хотел защитить вас!» Муслим 4/261.

Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) осадил жителей Таифа, он не смог его покорить и сказал: «Поистине, если захочет Аллах Всевышний, мы вернемся в Медину». Сподвижники стали говорить: «Неужели мы уйдем, так и не взяв его?» Тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал им: «Так идите в бой!», и они бросились в бой. Когда же многие были ранены, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вновь сказал: «Поистине, завтра мы возвращаемся!» Это обрадовало мусульман, а посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) рассмеялся”. Муслим 3/184.

 

Пугать в шутку

‘Абдур-Рахман ибн Абу Лейля рассказывал: “Сподвижники пророка (мир ему и благословение Аллаха) мне рассказывали, что однажды во время одного из походов вместе с пророком (мир ему и благословение Аллаха) один из них уснул, и пока он спал, они взяли его стрелы. Когда же он проснулся, то испугался, и они стали смеяться. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил их: «Почему вы смеетесь?» Они сказали: “Мы взяли его стрелы, пока он спал, что испугало его”. Тогда он сказал: «Запрещено мусульманину, пугать мусульманина!» Абу Дауд 5003, ат-Тирмизи 3/431. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.

 

Брать в шутку чужое

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пусть никто из вас не берет даже палку своего брата ни в шутку, ни всерьез! А тот, кто взял палку своего брата, пусть вернет ее ему». Ахмад 4/221, ат-Тирмизи 2160. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Байхакъи и шейх аль-Альбани.

Имам аз-Заркаши сказал: “То, что делают люди, когда берут принадлежащее другим в качестве шутки, является запретным! Это запрещено даже в шутку хоть человек и желает это вернуть, и приравнивается это к совершенному всерьез, потому что это пугает его брата-мусульманина, который считает, что потерял свои вещи”. См. “Тухфатуль-мухтадж” 10/287.

 

Шутить с помощью оружия

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пусть никто из вас не направляет железо (оружие) на своего брата, ибо, поистине, ангелы будут проклинать того, кто направит на своего брата острие оружия, пока он не отведет его, даже если этот человек будет его братом по отцу и матери!» аль-Бухари 7072, Муслим 2617.

Имам ан-Науауи сказал: “В этом хадисе указание на величие неприкосновенности мусульманина и указание на строгий запрет пугать его… И неважно будет это сделано в шутку или всерьез”. См. “Шарх Сахих Муслим” 8/448.

Къады Абу Бакр ибн аль-‘Араби в комментарии этого хадиса и предыдущего, сказал: “Причина запрета брать чужие вещи в том, что подобное пугает мусульманина. Также и наведение на него оружия пугает его. Если человек делает это с намерением навредить, то заслуживает величайший грех! Если же делает это шутя, то его грех меньше”. См. «‘Аридатуль-ахуази» 9/16.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: