Назовите русских литургистов сер. 19 – нач. 20 вв. и укажите их основные труды.




На какие три части можно разделить «Литургику»? Чем «Историческая литургика» отличается от других направлений Литургики? (Лекции, Керн)

По лекции

Литургические направления

1. Богослужебный устав. Современная практика богослужения (порядок, правило и т.п.).

2. Литургическое богословие. (1) Патристический период (до сер. 15в.). (2) Период межконфессиональных споров между католиками, протестантами, православными. (3) Литургическое богословие 20 века.

3. Историческая литургика. (наука об истории и закономерностях развития богослужения). На западе – с конца 17 века. В России – с середины 19 века.

По Киприану (Керну)

Литургика – наука о богослужении в широком смысле слова.

К науке Литургики может быть три подхода:

(1) Историко-археологический. Он старается осветить главным образом постепенное развитие и изменение богослужебных чинов, песнопений, облачений, церковной утвари и т.п.

(2) Ритуалистический или уставной. Он занят главным образом изучением системы православного богослужения в рамках ныне действующего церковного устава или Типикона и теми правилами и обычаями, которыми необходимо руководствоваться для правильного и уставного отправления богослужения.

(3) Богословский. Он смотрит на науку богослужения как богословскую дисциплину, как на источник боговедения и вспомогательное средство для построения богословской системы Православия.

Цели богослужения:

(1) Латреутическая цель. (греч. Λατρεύειν – служение, поклонение) К богослужению можно отнестись как к выражению наших религиозных переживаний, нашей веры в Бога, нашей набожности. (2) Сакраментальная цель. Богослужение может являться приобщением к искупительному подвигу Господа Христа и быть проводником благодати в мир и к отдельным людям. (3) Дидактическая (поучительная) цель.

 

Назовите основных авторов и их произведения, в которых рассматривалось богослужение в патристический период.

По Киприану (Керну)

Главнейшие произведения святоотеческой древности:

1. Мистагогические катехизические поучения св. Кирилла Иерусалимского (†386), толкующие внутренний смысл и символику таинств крещения, миропомазания и евхаристии.

2. "О церковной иерархии", произведение т.н. псевдо-Дионисия Ареопагита (нач. V века), повествующее о литургии, некоторых таинствах, о пострижении в иночество и пр.

3. "О предании божественной литургии" св. патриарха Константинопольского Прокла (†447).

4. "Мистагогия" (Тайноводство) св. Максима Исповедника (†662), объясняющее символику храма и литургии.

5. "О таинствах" св. Амвросия Миланского (†397).

6. "Паломничество" Этерии (Сильвии Аквитанки) к святым местам. Это памятник, найденный Гамурини в 1888 г. и подробно рассказывающий о богослужебных обычаях Иерусалимской Церкви, особливо в дни Страстной и Пасхальной недель. Документ исключительной исторической ценности.

7. "Таинственное созерцание" или толкование Божественной литургии, принадлежащее патриарху Константинопольскому Герману (†740).

8. "Толкование Божественной литургии" архиеп. Солунского Николая Кавасилы (†1371).

9. "О храме Божием и Божественной литургии" и "О священных последованиях" Симеонаархиеп. Солунского (†1429).

По М. Желтову

Основоположники литургики, как церковной науки, в византийской (и затем православной традиции), авторы XIV–XV вв.: (1) Никифор КаллистКсанфопул († после 1328). (2) Николай Кавасила († после 1397). (3) Архиепископ ФессалоникийскийСимеон († 1429).

3. Расскажите об авторах и их произведениях в период межконфессиональной
полемики 17 века.

По Киприану (Керну)

Среди греческих ученых 17 века надо упомянуть следующих: (1) Иоанн Нафанаил, составивший толкование литургии, послужившее потом основанием для нашей русской "Скрижали", изданной при патриархе Никоне. (2) Николай Вулгарис, написавший толкование на литургию в виде вопросов и ответов, произведение под сильным влиянием латинства.

По М. Желтову

К. XVI – н. XVII вв. – Время оформления официального учения Православной Церкви о Таинствах. Это было вызвано необходимостью занять определенную позицию в межконфессиональных спорах, первоначально возникших в среде западного христианства в связи с появлением реформированных Церквей, отделившихся от Католической Церкви.

Первый шаг в этом направлении был сделан (1) патриархом Константинопольским Иеремией II Траносом († 1595), который в 1576 г. изложил в своем пространном послании лютеранским богословам из Тюбингена основные положения православной веры, включая учение о Таинствах. Аналогичная сакраментологическая доктрина содержится в «Сочинении о святых и священных таинствах» (Венеция, 1600) и других работах (2) титулярного митрополита Филадельфии Ликийской Гавриила Севира († 1616), в письмах (3) патриарха Александрийского МелетияПигаса († 1601) и других произведениях греческих авторов той эпохи.

На этом фоне совершенно неожиданно прозвучало «Восточное исповедание христианской веры » (Женева, 1629), патриархом Александрийским (позже Константинопольским) Кириллом Лукарисом († 1638), в котором его автор изложил учение о Таинствах, в целом согласное с кальвинистскими символическими книгами. «Исповедание...» Кирилла Лукариса было осуждено на целом ряде церковных Соборов XVII в. (Константинопольские 1638, 1642 и 1672 гг., Иерусалимский 1672г.). Ключевые оппоненты Кирилла Лукариса: (4) протосинкел Константинопольской патриархии МелетийСириг († 1663), (5) патриарх Иерусалимский Досифей II Нотара († 1707). Первый из них написал «Опровержение кальвинистских глав и вопросов Кирилла Лукариса» (Бухарест, 1690), а второй составил «Исповедание православной веры», принятое на Иерусалимском Соборе 1672г.

Еще один авторитетный вероучительный текст, созданный в качестве реакции на выступление Кирилла Лукариса, а также как ответ на католическую униатскую пропаганду в восточнославянских землях, – это «Православное исповедание веры кафолической и апостольской Восточной Церкви », написанное (6) митрополитом Киевским Петром Могилой († 1646) и первым ректором Киевской Академии (7) игуменом Исаией Козловским († 1651). Оно было изначально создано по-латыни и впервые провозглашено на Киевском Соборе 1640 года.

Назовите русских литургистов сер. 19 – нач. 20 вв. и укажите их основные труды.

(1) Амфилохий (Сергиевский-Казанцев) († 1893) – архимандрит (впоследствии епископ Угличский). Крупнейший специалист по греческой и славянской палеографии своего времени. Описал рукописное собрание Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. В области истории гимнографии написал объемную монографию «Кондакарий в греческом подлиннике XII–XIII в. по рукописи Московской Синодальной библиотеки №437 с древнейшим славянским переводом кондаков и икосов...» (Москва, 1879).

(2) Красносельцев Николай Фомич(† 1898) – профессор Казанской Духовной академии. Высококлассный специалист по литургике. Один из авторов описания рукописного собрания Соловецкого монастыря. Ему принадлежат: (1) монография о наиболее интересных, с т.з. историка византийского богослужения, греческих и славянских рукописях Ватиканской библиотеки, (2) публикация корпуса диатаксисов Божественной литургии XIII–XV веков, (3) серия работ о древних визант–ких и русских литургических толкованиях, (4) монография, продолжающая работу свящ. К. Никольского о чинопоследованиях древнерусского Требника, вышедших из употребления после патриарха Никона, (5) многочисленные публикации по церковной археологии и апокрифическим и псевдоэпиграфическим памятникам византийской лит–ры.

(3) Дмитриевский Алексей Афанасьевич († 1929) – ученик Н.Ф. Красносельцева по Казанской Дух–й академии; профессор Киевской Дух–й академии по кафедре литургики и церковной археологии. Самый знаменитый русский литургист. Главный его труд – многотомное «Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока».

Среди учеников Дмитриевского: прот. В.Д. Прилуцкий, Н.Н. Пальмов, А.З. Неселовский, прот. М.А. Лисицын, Е.П. Диаковский, прот. К.С. Кекелидзе, каждый из которых внес тот или иной заметный вклад в литургическую науку.

5. Назовите представителей русской литургической науки в эмиграции
и укажите их основные труды.

Отчасти развитие русской научно-литургической традиции продолжилось в эмиграции, заметными фигурами которой, среди прочих, стали (1) протопресвитер Николай Афанасьев, (2) архимандрит Киприан (Керн) и его ученик (3) протопресвитер Александр Шмеман.

Протопресвитер Николай Афанасьев († 1966). Две небольшие, но важные работы о Таинствах Крещения («Вступление в Церковь» (Paris, 1952)) и Евхаристии («Трапеза Господня» (Paris, 1952)).

Архимандрит Киприан (Керн) († 1960) – литургист и патролог. Книги по литургике: (1) «Крины молитвенные» (Белград, 1928), (2) «Евхаристия» (Paris, 1947), (3) «Литургика: Гимнография и эортология» (Москва, 2000).

Протопресвитер Александр Шмеман († 1983). Сочинения: (1) «Введение в литургическое богословие» (Paris, 1961), (2) «OfWaterandtheSpirit: A LiturgicalStudyofBaptism» (NewYork, 1974), (3) «TheEucharist: SacramentoftheKingdom» (NewYork, 1988) – сыграли большую роль в развитии православной литургики XX века.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: