Методы самоопределения личности ребенка




Воспитателей-практиков не меньше, чем теоретиков педа­гогики, волнует вопрос: когда начинается действие ребенка как субъекта собственного развития? Со времен глубокой древности у разных народов и в разных религиях выделялся рубеж - конец первого семилетия жизни. В этом возрасте проходили первые инициации, смена табу, традиционные церемо­нии, выражавшие переход от детской невинности и безответст­венности к началу социальной взрослости и ответственности.

Именно в возрасте 6-7 лет у ребенка начинает возникать потребность и формируется способность к рефлексии: знанию о себе - своей внешности и характере, способностях и недос­татках, о границах своих возможностей. И от воспитателя дети ждут ориентации в тех способах, которые помогли бы им самоопределиться, разобраться в себе. Сами они еще ими не владеют. Вот почему первыми по значимости в группе мето­дов самоопределения являются методы самопознания.

В начальной школе ребенок уже думает о своих качест­вах, о том, что хорошо и что плохо в его учебной работе, поведении, отношениях с товарищами. Этому помогают в первую очередь разнообразные оценки различных сторон жизни и деятельности детей, которые дает учитель. Вот по­чему так важны для самопознания детей в начальных клас­сах не столько баллы учебных отметок, очки в соревновани­ях, сколько обстоятельные качественные оценки: что у кого получается, что еще не получается и почему, как преодолеть неудачу, как добиться успеха.

Осознание себя, качеств своей личности проявляется у младшего школьника вначале как интерес к поступкам и по­ведению литературных героев, героев кино и телепередач, то­варищей по классу, а затем уже происходит оценка собствен­ных качеств. При этом у ребенка формируются определенные представления о своих достоинствах и недостатках, умениях и неумениях, о своих отношениях с окружающими людьми, в первую очередь с товарищами по классу. Но в отличие от подростков и тем более старшеклассников младший школь­ник осознает себя больше в области учебных возможностей и меньше - в плане нравственных, волевых качеств.

Большие возможности для побуждения младших школьни­ков к самопознанию открываются на уроках чтения. Напри­мер, в первом классе при изучении темы «Что такое хорошо и что такое плохо» важно постоянно обращать внимание детей не только на положительные и отрицательные качества, кото­рые проявляются у героев изучаемых рассказов и стихов, но и на самих себя. Проводя обобщающее занятие по всей теме, молодая учительница спрашивает первоклассников: «А бы­вают ли случаи, когда вы сами себе не нравитесь, даже если вас никто не ругает, а просто сами недовольны собой?» Отве­ты детей неожиданно рефлексивны: «...Когда хочу сделать уроки аккуратно, а все равно поспешу и напорчу», «...когда обещаю и не сдержу слово», «...когда совру маме, а она не знает про это и похвалит меня», «...когда капризничаю». «Ну, а когда вы сами себе нравитесь?» - спрашивает учительница. «...Когда получаю пятерки», «...когда не дерусь с братом», «...когда не обманываю, даже если очень страшно», «...когда кому-нибудь помогаю»,- отвечают дети.

Ответы детей очень непосредственны, но они уже - плод раздумий наедине с собой. Подобные ситуации могут быть и при изучении других тем, и не только в I классе. Главное в любой из них - вызвать у младшего школьника образ своего внутреннего «Я».

На основе правильно организованного самопознания и понимания ребенком ближайшей цели в работе над собой можно уже использовать элементарные методы самовоспита­ния, доступные младшим школьникам.

«Шаг вперед». На каждый день ребенок намечает себе ка­кое-либо хорошее дело (полезное и нужное окружающим, а не только самому себе), а вечером подводит итог. Это может быть запись в «Дневнике добрых дел», обсуждение с родите­лями прожитого дня и даже оценка по привычной пятибалль­ной системе.

Не надо бояться, что при этом будет происходить фор­мальная ориентация на хорошие дела. Ребенок, не привыкший постоянно делать что-то для окружающих и давать себе в этом сознательный отчет, растет черствым эгоистом. При ор­ганизации этого метода важно обеспечить внимание родите­лей и старших членов семьи к работе ребенка над собой. Именно они подсказывают ему полезные дела, которые тре­бовали бы проявления силы воли, характера (например, за­кончить забытое вышивание, подклеить книги, убрать в ящи­ке письменного стола, написать письмо дедушке, поточить карандаши младшему брату, помочь бабушке нарезать ябло­ки для джема и т.п.). Иначе может возникнуть опасность, что значение всей этой работы ребенок увидит не в постоянной заботе о близких, а будет, стремясь только к оценке, делать пустячные, не требующие особых усилий дела. А ведь воспи­тывает характер именно постоянное беспокойство об окру­жающих, стремление сделать что-то полезное и нужное для них. Метод «Шаг вперед» позволяет, кроме всего прочего, выработать у младших школьников важную привычку - за­ранее планировать свой день, искать место и время для каж­дого дела и тем самым формировать полезные навыки орга­низации и культуры труда.

«Задание самому себе». С помощью учителя или родителей младший школьник определяет на конкретный срок (на неде­лю, на месяц), что он будет делать, чтобы стать лучше, чтобы приобрести какое-то недостающее качество.

Нужно помочь ребенку выбрать относительно постоянное дело (обязательная зарядка по утрам; мытье за собой посуды после еды; не ссориться с младшей сестрой, а играть с ней и помогать; не вертеться на уроках, не отвлекаться; ежедневно чи­тать книгу не менее получаса; научиться съезжать с горы на лыжах и т.д.). Ход выполнения «задания самому себе» можно также фиксировать в «Дневнике добрых дел», а итоги подвести на общем сборе всего класса или дома, в присутствии всей семьи.

«Мой секрет». Этот метод - вариант «задания самому се­бе». Младший школьник ставит перед собой цель - выпол­нить какое-либо дело, совершить поступок как бы «по секре­ту», не делая его предметом предварительного обсуждения с товарищами. Такое «секретное» задание себе дети могут запи­сать на листе и вложить в конверт до определенного времени или поместить «секретики» всего класса в яркую коробку, чтобы открыть ее к празднику, к концу четверти, и выяснить, кто чего добился из задуманного.

Нетрудно заметить, что приведенные методы самоопреде­ления реализуют в своей сущности такие важнейшие средства воспитания, как труд, игра, режим, перенося их в сферу само­управления личности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: