Возрастная периодизация и ее принципы.




В процессе онтогенеза отдельные органы и системы созревают постепенно и завершают свое развитие в разные сроки жизни. Эта неравномерность созревания обусловливает особенности функционирования организма детей разного возраста. В связи этим возникает необходимость выделения определенных этапов или периодов развития, которые имеют большое значение для педагогической практики.

Между основными периодами нет четких границ, они встраиваются друг в друга. Каждый основной период закладывается в предыдущем (иногда в нескольких предыдущих периодах) и несет в себе зачатки последующих.

В процессе индивидуального развития выделяют основные и критические периоды. Основные периоды бывают длинными. Их продолжительность измеряется годами (за исключением преднатальной стадии, которая длится менее года). На протяжении основного периода организм растет, приобретает новые навыки, укрепляется физически, совершенствуются способы взаимодействия со средой.

Наиболее распространенной схемой возрастной периодизации является схема, рекомендованная Институтом физиологии детей и подростков АПН СССР на симпозиуме в Москве в 1965, По этой схеме в жизненном цикле человека до достижения зрелого возраста выделяют следующие периоды:

I – новорожденный (1–10 дней);

II – грудной возраст (10 дней – 1 год);

III – раннее детство (1–3 года);

IV – первое детства (4–7 лет);

V – второе детство – 8–12 лет – мальчики, 8 –11 лет – девочки;

VI – подростковый возраст – 13–16 лет – мальчики, 12–15 лет – девочки;

VII – юношеский возраст – 17–21 год – юноши, 16–20 лет – девушки.

VIII – 20(21) –35 (45) – первая зрелость

IХ – 35(45) –50(60) лет – вторая зрелость

Х – 50(60) –74 лет – пожилой

ХI – 74–90 лет – старческий

ХII – 90 лет и более – долгожители.

 

Каждый возрастной период характеризуется своими специфическими особенностями. Критериями деления на периоды являются антропометрические показатели (размеры тела и органов, масса), сроки окостенение скелета, развитие желез внутренней секреции, степень развития нервной системы (особенно головного мозга), полового созревания, мышечную силу. При этом учитываются особенности мальчиков и девочек. Советский педагог П. П. Блонский предлагал по срокам смены зубов выделять у детей беззубое, молочно-зубное детство и период постоянных зубов.

Существует еще одно деление на возрастные периоды, которое в большей степени отражает существующую систему детских учреждений, а не возрастные особенности. По данной классификации выделяется период новорожденности, младенчества (до 1 года), ясельный период (1–3 года), периоды дошкольного (3–6 лет), младшего школьного (6–10 лет), среднего школьного (10–15 лет), старшего школьного (15-18 лет) возраста.

Переход от одного возрастного периода к последующему обозначают как переломный этап индивидуального развития, или критический период. Это период, когда повышена чувствительность развивающегося организма к воздействию повреждающих факторов внешней и внутренней среды. В отличие от основного критический период является кратковременным. На ранних этапах онтогенеза он длится часы и дни, на более поздних – недели.

На эмбриональном этапе выделяют следующие критические этапы:

• развития половых клеток – овогенез и сперматогенез;

• процесс оплодотворения;

• процесс имплантации – внедрение зародыша в слизистую оболочку матки(4–8-е сутки эмбриогенеза);

• формирование зачатков осевых органов;

• период формирования головного мозга;

• формирование функциональных систем организма и дифференцирование мочеполового аппарата;

• роды.

На постэмбриональном этапе выделяют следующие критические периоды:

• момент рождения ребенка и период новорожденности - переход к внеутробной жизни. Из водной среды ребенок переходит в воздушную и в организме начинают происходить изменения, обеспечивающие его адаптацию к условиям среды. Ведущую роль играют в первую очередь воздушная среда и температура.

• период структуризации среды. Он приходится на конец 3-го – начало 4го месяцев жизни. Критерием наступления этого периода служит момент, когда ребенок впервые протянул руку к погремушке. Ведущим фактором становится структура внешней среды. Чем она богаче и разнообразнее, чем больше событий, значимых для ребенка, тем полноценнее осуществляется развитие маленького человека. В обедненной среде развитие замедляется, а в совершенно однообразной – прекращается.

• динамический период: возраст 10–14 месяцев (конец 1-го и начало 2-го года жизни). Для каждого конкретного ребенка он длится 2–3 недели. Меняются два фактора среды: жидкая пища заменяется смешанной, ребенок начинает ходить, т. е. активно перемещаться в среде. На данном этапе оба фактора становятся ведущими. Торможение развития произойдет при нарушении взаимодействия с обоими факторами. Сохранение молочного вскармливания и питание исключительно жидкой пищей негативно сказываются на развитии и состоянии здоровья, причем чисто молочное кормление – без использования хлеба, каш, мяса, овощей может привести к гибели организма. Ходьба, самостоятельное передвижение обеспечивают значительное расширение границ среды, с которой человек может активно взаимодействовать. Ограничение движения тормозит развитие ребенка, а полное его отсутствие делает невозможным и само существование человека.

• период социализации: возраст 3-х лет. Продолжительность его равна 1–3 неделям. Критериями перехода ребенка в этот период развития служит появление способности играть с детьми своего возраста и осознание понятия "Я". С этого момента он разделяет себя и среду, смотрит на среду как на объект приложения собственных сил. Остановка или торможение развития происходит, если ребенок к трем годам не созрел для взаимодействия с другими людьми (при умственной отсталости, при неправильной организации среды) или лишен возможности вступать в контакт с другим детьми.

• 7-ой год жизни. В этом возрасте ребенок осознает понятие "Я знаю" и "Я не знаю", различает понятия "умею – не умею", "сделаю – не сделаю". После 7 лет ведущим фактором является сознательное и целенаправленное экспериментирование со всеми живыми и неживыми компонентами среды, включая человека. Ребенок приобретает способность вычленять, что ему известно и что неизвестно об окружающей его среде, и благодаря этому начинает исследовать ее целенаправленно и произвольно. Вероятно, именно это свойство делает возможным выделение учебной деятельности как ведущей после 7 лет.

Косвенным доказательством того, что данный период является критическим, служит повышение заболеваемости и смертности детей по сравнению с предыдущими и последующими возрастами.

После 7 лет обучение становится произвольным. Именно произвольность процесса познания делается ведущим фактором, обеспечивающим полноценное развитие. Лишение ребенка этой возможности, передача ему знаний в готовом виде (в вербальной форме) ограничивает развитие, приводит к неполноценности.

• подростковый возраст (период полового созревания - у мальчиков с 13 до 16лет, у девочек – с 12 до 15 лет).

Л.С. Выготской считал, что в каждом возрастном периоде человек поразному взаимодействует со средой. В качестве объективного критерия деления онтогенеза на периоды он рассматривал появление у развивающегося организма способности взаимодействовать с каким-либо новым фактором среды, с которым он не мог контактировать на предыдущем этапе своей жизни.

Физиолог, изучавший возрастные особенности детей и подростков, И. А. Аршавский установил, что переход от одного периода к другому становится невозможным (развитие прекращается) в двух случаях:

- если в нужное время не появился очередной фактор среды, с которым организм должен начать взаимодействовать на новом этапе развития;

- если нужный фактор появился, но на предыдущем этапе организм не созрел для взаимодействия с ним.

Знание этих периодов педагогам необходимо для понимания механизмов влияния на организм ребенка учебно-воспитательных и оздоровительных мероприятий.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: