РОЛЬ ЧТЕНИЯ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В РАЗВИТИИ ДЕТСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ И ТВОРЧЕСТВА




Балабуев И.А., Ермолаева М.В.,

Челябинский государственный институт культуры

 

В статье рассмотрена важнейшая проблема детской психологии и педагогики – проблема развития творческих способностей современных школьников; обозначены проблемы и трудности развития детского творчества на примере предметов литературного цикла; поднимается вопрос о значении творческой работы для общего развития и созревания ребенка.

Ключевые слова: детское творчество, воображение, произведение художественной литературы, чтение, Интернет – технологии, ридеры, художественный текст.

Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью осмыслить проблемы, связанные с неэффективным обучением предметам литературного цикла, что приводит к непониманию современными школьниками сложных, многоаспектных, обладающих индивидуальными смыслами художественных текстов.

Л. С. Выготский под творческой деятельностью понимал такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке [2, с. 3].

Рассмотрим проблему развития детского творчества на примере предметов литературного цикла. Из всех форм творчества литературное словесное творчество является самым характерным для школьного возраста. «Само творчество словесное, – говорит профессор Соловьев, – в подлинном смысле слова ведет свое начало с наступления половой зрелости. Ведь нужен достаточный запас личных переживаний, нужен свой жизненный опыт, умение анализировать отношения между людьми в различной среде, чтобы создавать в слове нечто свое, по-новому (с особой точки зрения) воплощающее и комбинирующее действительные факты жизни. Ребенок раннего школьного возраста еще не в силах этого сделать, и потому его творчество имеет условный и во многих отношениях очень наивный характер» [2, с. 38-39 ].

Осмысленное восприятие произведения художественной литературы доступно читателю с развитой эстетической потребностью, которая формируется с раннего детства.

Осмысленное чтение художественных текстов М. М. Бахтин рассматривает как «сотворчество понимающих». Это сложнейший творческий процесс, требующий высокого напряжения интеллекта и чувств, памяти и воображения, опирающийся на всю духовную сферу жизни человека. [1, с. 71].

Психологами установлено, что способность к эмоциональным переживаниям, как и способность к речевой деятельности заложена в человеческой природе, однако раскрываются эти способности только в процессе воспитания, социализации человека. Вне процесса эстетического воспитания вырастает эмоционально не развитая личность, не способная воспринимать и понимать красоту природы, мира, искусства.

Людмила Александровна Мосунова, профессор кафедры новейшей литературы Вятского государственного университета провела эксперимент, который выявил, что 95% выпускников средних школ и 84% выпускников вуза – будущих учителей литературы, не в состоянии понять смысл шедевров художественной литературы: определить роль художественной детали, выделить главные моменты «узлы» в сюжете, понять смысл названия произведения [3, с. 54-55].

Проблемы воспитания творческой, литературно одаренной личности обусловлены, на наш взгляд, и общим падением интереса к классической литературе, и к чтению в целом. Только книга приучает человека мыслить, рассуждать, вырабатывать собственное суждение по каким-либо вопросам. Подмена устного живого экзамена по русскому языку и литературе тестами ЕГЭ привела к воспитанию поколения, не умеющего выражать свои мысли на русском литературном языке; не обладающего стойким интересом к книжным сокровищам. Визуальные образы, Интернет-технологии, телевидение более привлекательны и понятны, нежели вербальная информация. Безусловно, смена эпох, научно-техническая революция, Интернет-пространство, «всеобщая глобальная деревня» приводят к трансформации социальных стереотипов (о ценности чтения в интеллектуальном развитии человека, о культурных ценностях, об эстетическом развитии личности), что и привело к падению читательского интереса к печатной книге.

Однако приспособления для чтения (ридеры, так называемые электронные книги), не могут составить конкуренцию традиционному изданию. Молодежь привлекает техническое устройство, мода на его использование. Исследования американских издателей совпадают с мнением отечественных специалистов: в так называемых «Интернет-читалках» меньше всего запрашивают серьезные классические тексты. Редкий читатель прочитывает книгу полностью, в основном, читают методом «штурма» (выборочно), пропуская лирические отступления, пейзажные описания, читают такой текст не более 20 минут.

Психолог Алена Никольская занимается психологическими проблемами обучения и воспитания современных детей. По ее мнению, «для поколения детей «цифровой эпохи» приобщение к традиционной книжной культуре особенно важно. Для современного подрастающего поколения виртуальная реальность – самая настоящая. Темп усвоения информации выше, но память стала намного хуже, сегодня дети хранят информацию как компьютеры (внешняя память) на внешних источниках, запоминая не информацию, а каналы ее распространения, электронные адреса.

Мысль о том, что до литературного творчества ребенок должен дорасти, и этот период связан с подростковым возрастом, представляется нам дискуссионной, поскольку дети развиваются неравномерно, сложные жизненные ситуации формируют внутренний мир ребенка, обогащают новым (пусть даже негативным опытом), делают ребенка более зрелым и глубоким. Именно переживания приводят к напряженной внутренней работе, что способствует накоплению опыта, развитию личного внутреннего мира и для ребенка становится доступным литературное творчество в более раннем возрасте.

Что касается дискуссионной проблемы, связанной с соперничеством печатной и традиционной книги. Утверждать, что дни печатной книги сочтены – некорректно. Только время покажет, как сложится ее дальнейшая судьба. Надежно охраняют печатную книгу не только читательские традиции, привычки, но и институт авторства, поскольку авторские права в Интернет-изданиях нарушаются на каждом шагу, автор теряет гонорары, свое право на публикацию.

Думаем, что решение этих проблем обусловлено социальными, политическими, нравственными аспектами. Государство вырабатывает воспитательные и образовательные задачи, которые должны определять содержание и формы гуманитарного образования, эстетического воспитания, репертуар изданий для детей. Необходимо обосновать стройную педагогическую, воспитательно-культурную и литературно-книговедческую концепцию, определяющую цели и задачи воспитания и образования молодежи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: