Условия эффективности организации факультативных занятий




ЛЕКЦИЯ №3. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ

· Учебная экскурсия, виды и требования к проведению.

· Домашняя учебная работа младших школьников.

· Сущностные характеристики факультативных занятий и условия эффективности их организации.

· Стимулирующие и поддерживающие занятия, консультации, олимпиады.

 

Учебная экскурсия, виды и требования к проведению

Экскурсия - это форма обучения, которая обеспечивает учащимся знакомство с реальными предметами и явлениями в их естественном окружении. В экскурсиях осуществляется ряд дидактических принципов (наглядности, связи теории с практикой и др.), формируются и развиваются эстетические и другие качества личности учащихся. Виды экскурсий:

1. Предметные экскурсии (по предмету «Человек и мир»).

2. Комплексные экскурсии (по нескольким предметам одновременно).

3. По месту проведения (в музей, на природу, на производство).

4. В зависимости от места в учебном процессе различают экскурсии:

• вводные или предметные, когда они предшествуют изучению материала на уроках, имеют целью проведение наблюдений или сбор материала, необходимого для урока;

 

ДАЛЕЕ ОТСУТСТВУЕТ СТРАНИЦА

 

3. Индивидуализация домашнего задания в соответствии со способностями и возможностями конкретного учащегося.

4. Объем задания должен соответствовать нормам.

5. Проверка и оценка домашнего задания.

Учащиеся должны быть уверены в том, что домашнее задание непременно проверяется.

6. В первом классе домашние задания не предусматриваются.

 

Сущностные характеристики факультативных занятий и условия эффективности их организации

В Кодексе Республике Беларусь об образовании сказано: «Факультативные занятия - занятия, направленные на повышение у обучающихся интереса к изучаемым учебным предметам, углубление их содержания, активизацию познавательной деятельности, интеллектуальное, духовное и физическое развитие, подготовку к самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности и продожению образования» (глава 24, статья 158).

Факультативные занятия определяются как форма организации учебных занятий во внеурочное время, направленная на удовлетворение познавательных интересов и возможностей младших школьников, определение их предметных интересов.

На проведение факультативных занятий учебным планом отводится в среднем 27% учебного времени, что составляет немалую долю нагрузки учащихся. Выбор факультативных занятий осуществляется но желанию младших школьников и их родителей.

Факультативные занятия могут быть естественно-математической, гуманитарной, обществоведческой, экологической, военно-патриотической, музыкальной, хореографической, художественной, театральной, спортивной или иной направленности.

Факультативные занятия реализуют вариативный компонент содержания образования.

Сущностные характеристики факультативных занятий.

• Возможные, необязательные, предоставляемые на выбор.

• Удовлетворение индивидуальных познавательных интересов учащихся.

• Сочетание разнообразных видов учебно-познавательной деятельности.

• Творческий характер деятельности педагога и учащихся.

• Преобладание занимательной формы предъявления учебного материала, исследовательских, поисковых и игровых методов учебной работы.

Разработан перечень факультативных занятий, которые могут иметь место в образовательном процессе начальной школы.

 

Условия эффективности организации факультативных занятий

· Наличие комплексного учебно-методического обеспечения, включая возможности современных информационно-коммуникационных технологий

· Создание комфортного психологического микроклимата.

· Овладение содержанием через разные виды деятельности.

· Обучение на основе принципа активности, который предполагает постановку ученика в максимально активную, творческую позицию

· Преобладание исследовательских, поисковых и игровых методов обучения, индивидуальных и групповых форм работы.

Главным подходом к организации факультативных занятий выступает личностно-деятельностный подход, когда в центре внимания находится ученик с его интересами, потребностями, способностями. Основой всех факультативных занятий является развивающая цель.

Сегодня созданы учебно-методические комплексы (целостные) факультативных занятий. Среди учебно-методических комплексов выделяется группа, которая не связана напрямую с конкретным учебным предметом, а относится к метапредметной области («Учусь творчески мыслить», «Развитие творческих способностей», «Азбука Берегоши»),

Дидактические материалы для учащихся: сконструированы в

разнообразных формах: рабочая тетрадь, система заданий, учебное пособие, хрестоматия, альбом, электронное средство обучения.

Программа факультативных занятий включает пояснительную записку, содержание разделов и тем по годам обучения, ожидаемые результаты, рекомендуемую литературу.

 

Стимулирующие и поддерживающие занятия, консультации, олимпиады

В начальных классах предусмотрено обязательное использование стимулирующих и поддерживающих занятий. Они выполняют разные цели. Так, стимулирующие занятия направлены на развитие творческих способностей, одаренных и талантливых учащихся. Поддерживающие занятия направлены на преодоление трудностей в изучении учебных предметов (отдельных тем учебных программ по учебным предметам).

В Кодексе Республике Беларусь об образовании сказано:«консультации - занятия, направленные на преодоление трудностей в изучении учебных предметов (отдельных тем учебных программ по учебным предметам) учащихся (глава 24, статья 158).

Одной из наиболее распространенных форм работы с одаренными школьниками является олимпиада. Олимпиада по предмету - это естественное продолжение развития знаний, умений и навыков, закладываемых на уроке, но при большей самостоятельности учащихся.

Предметная олимпиада - состязание учащихся учреждений среднего общего образования, требующее от участников демонстрации знаний и

 

ДАЛЕЕ ТАКЖЕ ОТСУТСТВУЕТ СТРАНИЦА



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: