Приблизительная тематика лекций и семинаров для разработки (аспиранты также могут разработать лекцию и семинар на другую тему)




1. Философия как самосознание эпохи.

2. Проблема происхождения философии.

3. Философия и мифология.

4. Концепция человека в античной философии.

5. Человек и общество в традиционных культурах Востока.

6. Конфуцианство и его место в культуре Востока.

7. Проблема языка, современной науки и методы его анализа.

8. Духовная картина мира.

9. Религия и наука.

10.Философия и религия.

11.Проблема свободы: уровни, виды и критерии.

12.Проблема человека в философии.

13.Проблема возникновения человека.

14.Социальные пространство и время.

15.Феномен философствования и традиция.

16.Человек и Ноосфера.

17.Миф как форма бытия.

18.Субъективное и объективное в познании.

19.Соотношение необходимости и свободы.

20.Проблемы, истины в социальном познании.

21.Отчуждение и самоотчуждение в современном обществе.

22.Человек как творец культуры.

23.Человека и картина мира.

24.Диалог как универсальная форма развития философствования.

25.Особенности философского знания.

26.Социальная антропология.

27.Основные идеи современной теории познания.

28.Виртуальные реальности.

29.Рациональное и иррациональное.

30.Концепция постиндустриального общества.

31.Массовая культура и человек.

32.Человек как мера всех вещей.

33.Интуиция и ее роль в науке.

34.Наука и нравственность.

35.Смысл человеческого бытия.

36.Ценность человека и ценности жизни.

37.Проблема жизни и бессмертия человека.

38.Философия космизма.

39.Основные черты информационной цивилизации.

40.Философия техники.

41.Наука и антинаука.

42.Философские проблемы космологии.

43.Наука и гуманизм.

44.Синергетика: предмет и метод.

45.Проблема критериев истины.

46.“Русская идея” в философской мысли России.

47.Проблема социальной справедливости.

48.Знание. Истина и заблуждение.

49.Политическая и духовная жизнь общества.

50.Социальная детерминация и свобода выбора.

 

 

ПРИМЕРНЫЕ ОБРАЗЦЫОФОРМЛЕНИЯ ЛЕКЦИИ И СЕМИНАРА ПО «МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ…»:

Разработка лекции на тему: Культура и Цивилизация

Цель лекции: показать эволюцию культуры как философской проблемы, рассмотреть основные виды и формы культуры и цивилизации, проследить процесс становления культуры как цивилизации.

План

1. Происхождение культуры и его определение;

2. Основные формы и виды культуры и цивилизации;

3. Цивилизация как способ передачи культурного наследия.

 

Список терминов: культура, массовая культура, субкультура, цивилизация, традиция, новация.

Литература:

1.Торосян В.Г. Культурология. История мировой и отечественной культуры: учебное пособие. – М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 735 с.

2. Канке В.А. Современная философия. Учебник. М.: Издательство «Омега-Л». 2010. 336 с.

3.Спиркин А. Г. Философия: Учебник / А. Г. Спиркин.-3-е изд., перераб. и доп. -М.: Издательство "Юрайт". 2011. - 828 С.

4. Моисеева Н.А. Культурология. История мировой культуры. – СПб.: Питер, 2007. – 256 с.

5. Рахматуллина З.Я., Фаткуллина А.Я. Культурология: учеб. пособие. - Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2008. - 192 с

6.Данилевский Н. Я. Россия и Европа. – М: Древнее и современное, 2002.

 

Содержание лекции:

В обыденной жизни мы часто слышим слово культура, имеем представление как о чем-то общем, о предметах искусства, о манере поведения, однако четкое определение весьма трудноуловимо. Происходит слово культура от латинского слова cultura, от глагола colere, которое означало возделывание, а позднее — воспитание, образование, развитие, почитание.

На сегодняшний день под культурой понимают человеческую деятельность, различные ее проявления (имеется ввиду искусство, поэзия), формы и способы человеческого самовыражения и самопознания (то есть манеры поведения например, воспитание, грамотная речь), а также накопленные обществом в целом навыков и умений (то есть традициинациональной жизни, например у башкирские традиции, монгольские)

В философии культура означает, можете записать, это практическая реализация общечеловеческих и духовных ценностей.

К основным формам культуры относится:

1) высокая, или элитарная культура - изящное искусство, классическая музыка и литература, создаваемая и потребляемая элитой; Арт искусство, Пикассо, Дали, Элитный спорт (конное поло)

2) народная культура - сказки, песни, фольклор, мифы, традиции, обычаи;

3) массовая культура - культура, сложившаяся с развитием средств массовой информации, создаваемая для массы и потребляемая массой.

И если вторая форма культуры считается безусловной, то третья всегда является темой для обсуждения и порой часто осуждаемой приверженцами элитарной культуры. Существует точка зрения, что массовая культура - продукт самой массы. Владельцы средств массовой информации лишь изучают потребности масс и дают то, что хотят массы. То есть производители ориентируясь на наши покупки, на наши желания производят нужные нам товары, или экономическим языком - спрос рождает предложение…

К основным видам культуры относятся:

• доминирующая (общенациональная, национальная или этническая) культуру, субкультура и контркультура;
• сельская и городская культура;
• обыденная и специализированная культура.

Доминирующая культура - совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества.

Субкультура - является частью доминирующей культуры, но имеет отличные черты, то есть к ряду ценностей доминирующей культуры добавляются новые, характерные только для нее. (Панки, Эмо, Рок).

Контркультура - субкультура, находящаяся в конфликте с господствующими ценностями с доминирующей культурой. (анархисты, скинхеды) То есть те кто против.

Стоит отметить, что духовную и материальную культуру нельзя отнести к отраслям, формам, типам или видам культуры, поскольку эти явления сочетают в себе все четыре признака. Эти две культуры отличны от общей схемы. Разновидностями духовной культуры выступает художественная, а разновидностью материальной — физическая культура.

К механизмам и способам передачи культурного наследия прежде всего относится цивилизация.

Цивилизация – это культурные суперсистемы, достигшие высшего уровня развития и обладающие ярко выраженными внешними признаками. Каждая культурная суперсистема обладает целостностью, которая не сводится ни к отдельным национальным культурам, ни к государствам

Существует по меньшей мере приблизительно 30 цивилизационных систем, но не всякая культура достигает уровня развития цивилизации

Слово «цивилизация» было введено в научный оборот в 1766 году французским просветителем П.-А. Гольбахом. С этого времени под «цивилизацией» понимают рациональный способ жизни со свойственной формой государственности и правопорядка.

Своеобразный подход к анализу типов цивилизаций предложил А. Тойнби:

1. умершие - древние цивилизации (египетская, шумерская, античная и т.д.).

2. развивающиеся: западная, православная (русская), индийская, китайская

3. остановившиеся в своем развитии: эскимосская, спартанская, оттоманская и т.д.

Дополнительная информация по прочитанной лекции:

Лекция сопровождается иллюстрацией материала (схем, слайдов), который облегчает комплексное восприятие материала. В течение всей пары прослеживается логическая связь между разными частями излагаемого материала, начиная от общей характеристики культуры, переходя к основным ее формам и видам как завершающий этап механизма передачи культурного наследия и цивилизации. Лекция носит информационно-проблемный характер, присутствует краткая информация об источниках и несколько интересных моментов из повседневной жизни, чтобы побудить в студенческой аудитории желание самим самостоятельно продолжить приобщение. Полагаю, что смогла донести запланированный материал до аудитории. Недостатком проведенной мною лекции, считаю, частое обращение к записям.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: