Цель занятия: дать представление о специфике и основных направлениях средневековой философии на примере философии Августина Блаженного и Фомы Аквинского.
План
1. Патристика, схоластика как основные формы философских учений средневековья.
2. Августин Блаженный о греховной испорченности человека и о государстве как неизбежном зле. О добре и зле, человеческой личности, ее свободе и ответственности.
3. Диалектика «естественного» и «божественного» закона в этике Фомы Аквинского. Человек как общественное существо; общее благо как цель государства.
4. Арабо-мусульманская философия средних веков.
Список терминов: теология, схоластика, патристика, догматизм, теодицея, реализм и номинализм.
Вопросы:
1. В чем принципиальное отличие между патристикой и схоластикой?
2. Назовите основных представителей философии патристики и схоластики.
3. В чем заключается христианская концепция истории человечества Августина Аврелия?
4. В чем заключается теодицея Августина?
5. Какие пять доказательств существования Бога приводит Фома Аквинский?
6. Назовите основных философов арабо-мусульманской философии средних веков. В чем суть их работ?
7. Что характеризует Августина Аврелия как виднейшего философа патристики?
8. В чём состоит особенность философии истории Аврелия Августина?
9. Что понималось в средние века под реализмом и кто его представлял?
10. Что понималось в средние века под номинализмом и кто его представлял?
Литература:
Августин Блаженный. – М., 2002 (Антология гуманной педагогики).
Антология мировой философии. В 4 т. Т. 1.– Ч. 2.– М., 1969. – С. 581-620, 730-744, 751-764, 787-907.
Перевезенцев С.В. Практикум по истории западноевропейской философии: Античность. Средневековье. Эпоха Возрождения: Пособие для изучающих историю философии. – М., 1997. – С. 215-352..
Философия: Хрестоматия / Сост. П.С. Гуревич. – М., 2002. С. 172-194..
Хрестоматия по истории философии: Учебное пособие для вузов. В 3 ч. Ч. 1. От Лао Цзы до Фейербаха. – М., 1997. С. 149-201..
История мировой философии: Учебное пособие /Под ред. В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной. – М., 2008.
Другие моменты организации и проведения семинара:
В начале семинара обозначается характеристика и предпосылки возникновения средневековой философии, показываются слайды, посвященные данной теме. Обращаюсь к аудитории с вопросом, вызываю студентов выступать по желанию. На основе прочитанного доклада, задаю дополнительные вопросы, если студент затрудняется с ответом, перезадаю всей аудитории. Так же и сами студенты задают вопросы выступающим, таким образом, обсуждаем и выявляем специфику проблемы.
Средневековая христианская философия формируется одновременно с возникновением христианства как мировой религии в I — II вв. н. э., т. е. до начала средневековья. Христианство как религия складывается в восточных провинциях Римской империи и распространяется в Средиземноморье...
Проделанный историками средневековой философии анализ показывает, что наряду со священной книгой древних евреев, составленной иудейскими жрецами V — IV вв. до н. э., включающей в себя мифы и легенды еврейского народа, и получившей у христиан название “Ветхий завет”, сыграли свою роль и творения апостолов учеников Иисуса Христа. Их произведения составили Новый завет.
Прослушав ответы, задаю уточняющие вопросы. Спрашиваю, есть ли вопросы у аудитории. Таким образом, переходим к обсуждению следующих вопросов. Студенты дополняют, некоторые задают вопросы выступающим. В заключении, подытоживаю все прозвучавшее, объявляю оценки и высказываю имеющиеся замечания.
Знакомство с философией средневековья показывает, с одной стороны, культурную преемственность эпох античности, с другой стороны, их различие, качественно новое состояние средневекового философствования. Один из выводов таков: нельзя недооценивать философскую мысль этого времени. Тщетно было бы ожидать, что христианские теологи – такие, как Аквиант, Скот и Оккам, - обратятся к философии в поисках ответов на вопросы, на которые, как они были уверены, можно ответить только в сфере откровения и теологии. Мы должны рассматривать средневековую философию в ее историческом контексте, не ожидая от нее того, чего не обещала.
Считаю, что семинарское занятие состоялось. Студенты, в основном, были готовы, выступали или принимали участие в обсуждении вопросов. Старалась привлечь к обсуждению больше студентов. Из недостатков можно отметить, что обращаясь или используя философскую терминологию забывала, что это – студенты не философского факультета, поэтому иногда увлекалась, а студенты затруднялись давать толкование определенных понятий.