Прямые и непрямые выборы.




Если закон предусматривает такой порядок (способ) волеизъявления, когда избиратели имеют возможность прямо выразить свое отношение к кандидатам посредством подачи голосов, то выборы будут прямыми. Так, избиратели Финляндии голосуют за кандидатов в парламент, отдавая свои голоса тем из них, которых они пред­почитают. Те же финские избиратели при избрании президента до 1991 г. голосовали не за кандидатов на должность главы госу­дарства, а за кандид атов в выборщики, которые и избирали президента_ непрямые выборы.

Непрямые выборы подразделяются: на косвенные и многосте­пенные.

* Косвенные - воля избирателей опосредуется специальной избирательной коллегией, которая только для этого и создается. Выполнив эту задачу, коллегия выборщиков рас­пускается.

*Многостепенные - воля избирателей опосредуется не особой, только для данного случая создаваемой коллегией, а постоянно действующим представительным учреж­дением, для которого избрание другого органа или должностного лица является лишь одним из полномочий, входящих в его компетенцию.

Если воля избирателей опосредуется дважды, то выборы будут трехстепенными, трижды - четырехстепенными и т. д. Оценка прямых и непрямых выборов с точки зрения их демократизма не может носить абсолютного характера, так как она зависит от ряда конкретных обстоятельств.

4) Тайное избирательное право - избиратель заполняет бюллетень в изолированном помещении и лично опускает его в урну.


Вопрос №2.

Выборы объявляются указом (прокламацией) главы государства и с предусмотренного в этом акте срока начинается избирательная кампания, которая завершается к моменту окон­чания голосования (этот срок либо определен конституцией, либо назван в указе главы государства).

1) Выборы проводятся по избирательным округам, которые на основании закона учреждаются центральным правительством либо органами власти субъектов федерации.

-если от округа избирается один депутат, то такой округ называется одноименным (униноминальным),

-если несколько депутатов - многоименным (полиноминальным).

Обычно законодательство предписывает необходимость обра­зования равных округов с тем, чтобы равное число депутатов избиралось от равного числа избирателей или населения. В действительности равенство избирательных округов нередко остается благим пожеланием. Как отмечалось выше, в зарубежных странах широкое распространение получила такая практика образования избирательных округов, которая нарушает принцип равного представительства.

Подобные манипуляции с избира­тельными округами получили название избирательной географии или избирательной геометрии (в США - джерримендеринг). Органы, уполномоченные производить разделение территории на избирательные округа, делают это таким образом, чтобы сознательно увеличить представительство одних районов в ущерб другим (например, в сельских регионах в ущерб промышленным). Партия, находящаяся у власти, стремится выкроить избирательные округа так, чтобы обеспечить себе завышенное представительство.

Избирательный округ подразделяется обычно на избиратель­ные участки, представляющие территориальные единицы, обслуживаемые одним пунктом для голосования.

По избиратель­ным участкам, как правило, проводится регистрация избирателей; о ни же являются основной ячейкой, в пределах которой соответ­ствующие органы политических партий проводят непосредст­венную обработку избирателей.

Для осуществления всех действий, связанных с избирательной кампанией, в зарубежных странах учреждаются органы по проведению выборов, на которые возлагается обязанность прове­дения регистрации избирателей и составления избирательных списков, регистрация кандидатов на выборные должности, проведение голосования, подсчет голосов и определение резуль­татов голосования. В каждой стране существует своя система организации таких органов. Однако нередко функции по прове­дению выборов или часть этих функций возлагается не на специально учреждаемые избирательные комиссии, а на органы внутренних дел, муниципалитеты и т.д. Во многих странах назначаются чиновники по проведению выборов, а избрание этих должностных лиц практикуется очень редко.

2) Одним из важнейших этапов выборов в зарубежных странах является регистрация избирателей и составление избира­тельных списков. Практика зарубежных стран знает две системы регистрации избирателей:

а) при постоянной системе регистрации избиратель, раз зарегистрировавшись, более не обязан являться для регистрации. Исправления в избирательные списки вносятся лишь в случае смерти, а также изменения места жительства или фамилии избирателя. При этой системе в избирательных списках неизбежно (по «халатности» или умышленно) накапливаются «мертвые души» - покойники, лица, сменившие место жительства, находящиеся в местах заключения, в армии и т.д. Естественно, что это дает возможность голосовать за этих «призраков» и тем самым фальсифицировать исход выборов. Такая практика особенно широко применяется в США. Эту систему восприняли все штаты, кроме Северной Дакоты.

б) при периодической системе регистрации в установленные за­коном сроки старые избирательные списки аннулируются, избиратели регистрируются вновь и тем самым составляются новые избирательные списки. Эта система применяется в Великобритании, Канаде, Франции и других странах.

Сам по себе избирательный список является важнейшим документом, так как он определяет круг участников голосования и удостоверяет право гражданина на участие в голосовании. Поэ­тому весьма существенно, чтобы избирательный список был прост, содержал бы лишь необходимые реквизиты, был понятен для избирателя. Это не всегда делается. Например, в штате Луизиана (США) избирательный список содержит 16 реквизитов, что, конечно, не только затрудняет регистрацию, но и позволяет лишить кого угодно права голоса. Для этого достаточно созна­тельно исказить данные по одному из пунктов избирательного с пи ска.

3)Важным этапом избирательной кампании является выдви­жение кандидатов в депутаты, т.е. определение круга лиц, из числа которых будут избраны депутаты.

Существует множество способов и методов выдвижения кандидатов в депутаты, которые, тем не менее, можно свести к следующим:

1. Для регистрации в качестве кандидата необходима подача в надлежащий орган заявления, подписанного самим кандидатом; иногда требуется, чтобы такое заявление было скреплено под­писями установленного числа избирателей. Например, в Англии для выдвижения кандидата формально достаточно подачи заяв­ления, подписанного несколькими избирателями.

2. Выдвижение кандидата осуществляется посредством офици­ального представления от имени партии или путем подачи петиции, подписанной определенным числом избирателей. В Швейцарии предложение о выдвижении кандидатов должно быть подписано 15 избирателями. Система петиций применяется в ряде штатов США на выборах в органы власти штатов и органы местного управления.

3. Выдвижение кандидатов осуществляется в том же порядке, что и избрание депутатов, поэтому сама процедура выдвижения кандидатов называется первичными выборами - праймериз. Такая система применяется, например, в США. В зависимости от строгости установления партийной принадлежности избирателя в США различают два основных вида праймериз:

- К категории открытых праймериз относятся те, для участия в которых либо вообще не требуется установления партийной принадлежности, либо соответствующая процедура настолько проста, что любой избиратель может сам определить свою партийную принадлеж­ность.

Избиратель получает от чиновника по выборам бюллетень той партии, за кандидатов которой он намерен голосовать.

- Для участия в закрытых праймериз избиратель обязан доказать свою партийную принадлежность.

Он должен произнести присягу или сделать торжественное заявление о том, что на предше­ствующих выборах голосовал за соответствующую партию. Тайное голосование исключает возможность проверки правдивос­ти заявления избирателя о своей партийной принадлежности. В силу этого разница между открытыми и закрытыми праймериз не может быть существенной.

Выдвижение кандидатов обставляется, как правило, рядом дополнительных требований:

- регистрация кан­дидата осуществляется только в том случае, если он внесет определенную сумму денег - избирательный залог. Формально он был введен для того, чтобы отстранить от участия в избирательной борьбе «безответственных кандидатов». Фактически такое огра­ничение направлено против партий и кандидатов, которые располагают весьма скромными финансовыми средствами. Стра­дают от избирательного залога и малые партии любого направления.

Залог применяется как при мажоритарных, так и при пропорциональных избирательных системах. Он отчуждается в случае, если кандидат не наберет определенной доли от общего количества поданных по округу голосов либо - определенной доли от избирательного метра, вычисленного по соответст­вующему округу.

4)Голосование, т. е. подача голосов за выдвинутых кандида тов, обычно осуществляется лично. В некоторых случаях законо­дательство отдельных стран допускает голосование по почте, по доверенности (для отсутствующих избирателей), а также голосование представителей за неграмотных и больных.

Сам акт голосования законодательством большинства зару­бежных стран рассматривается лишь как субъективное право избирателя, которым он волен распорядиться по своему ус­мотрению. Наряду с этим во многих странах введено обязательное голосование. Законодательство этих стран рассматривает голосование как гражданский долг избирателя и за его нарушение предусматривает различного рода санкции (административные, уголовные).

*Конституция Италии (ст. 48) постановляет, что осуществление голосования является гражданским долгом (т. е. его невыполнение влечет лишь моральную санкцию).

*В Бразилии и Люксембурге лица, уклоняющиеся от участия в голосовании, подвергаются денежному штрафу.

*Законодательство Австрии предусматривает в этом случае четырехнедельное тюремное заключение или штраф. Обязательное голосование позволяет искусственно поднять активность избирателей.

Важнейшей гарантией свободного волеизъявления является тайное голосование, предусматривающее порядок подачи голосов, при котором избиратель заполняет бюллетень в изолированном помещении и лично опускает его в урну. В настоящее время после длительной борьбы тайное голосование введено во всех зару­бежных демократических странах.

Сам факт голосования с чисто технической стороны осу­ществляется посредством подачи бюллетеня. В зависимости от избирательной системы, структуры бюллетеня, правил подачи голоса избиратель либо вычеркивает фамилии неугодных ему кандидатов, либо против имени кандидатов проставляет цифрами свои предпочтения.

 

Вопрос № 3.

 

Важное значение для функционирования политической сис­темы в зарубежных странах имеют избирательные системы, от характера которых в значительной степени зависит состав центральных и местных представительных учреждений, а также исход выборов должностных лиц - от президентов до муни­ципальных чиновников.

Избирательная система представляет собой совокупность установленных законом правил, принципов и критериев, с помощью которых определяются результаты голо сования. Введение той либо иной избирательной системы всегда является результатом соотношения политических сил в обществе.

1)те избирательные системы, которые в основу определения результатов голосования кладут принцип большинства, назы­ваются мажоритарными (от франц. majorjte). Согласно правилам мажоритарной избирательной системы, избранным по изби­рательному округу считается тот кандидат или список кандидатов, который получил установленное большинство голосов:

- мажоритарной системы: абсолютного боль­шинства и относительного большинства.

а)в соответствии с мажоритарной системой абсолютного боль­шинства для избрания лица требуется абсолютное большинство поданных по округу голосов (50 % +1).

Недостатки:

· что голоса, поданные за кандидатов, потерпевших поражение, пропадают. и избиратели, проголосовавшие за этих кандидатов, своих представителей в парламент не проведут;

· эта системы выгодна лишь крупным партиям. Малые партии имеют весьма сомнительные шансы на успех.

· нерезультативна. В случае, если ни один кандидат не получит абсолютного большинства голосов или несколько кандидатов наберут их одинаковое количество, вопрос о том, какой депутат получит мандат, остается открытым. Для того, чтобы избежать этого, сделать систему результативной, прибегают к различным способам.

Одним из таких способов является перебаллотировка:

-из числа ранее баллотировавшихся кандидатов в новый бюллетень вносятся фамилии двух из них, набравших наибольшее число голосов. Избранным будет считаться кандидат, получивший при пере­баллотировке абсолютное число голосов.

Если же ни тот, ни другой кандидат не получил его или они набрали одинаковое количество голосов, то вопрос об избрании решается либо жре­бием, либо избранным считается кандидат, старший по возрасту.

Иногда проводят второй, третий и т.д. туры голосования, допуская блокирование кандидатов и списков до тех пор, пока результаты выборов не определятся. В некоторых странах во втором туре результаты определяют по мажоритарной системе относительного большинства. Такой порядок существует с 1958 года во Франции.

Государствоведы зарубежных стран,, критикуя мажоритарную избирательную систему абсолютного большинства за нерезультаивность, в то же время основное ее достоинство усматривают в том, что она позволяет создать прочное, стабильное прави­тельство, опирающееся на надежное большинство в парламенте. Однако эта система не дает возможности установить соответствие между подлинным удельным весом партий в политической жизни страны и их влиянием в парламенте.

б) одной из самых распространенных является мажоритарная система относительного большинства (США, Англия, Индия и т.д-избранным считается тот кандидат (или список кандидатов), который набрал голосов больше, чем каждый из его противников в отдельности, даже если он набрал меньше половины. В Англии и некоторых других англосаксонских странах эту систему называют «кто первым пришел - тот и избран».

*Мажоритарная избирательная система относительного боль­шинства всегда результативна, так как кто-нибудь всегда набирает относительное большинство (если несколько кандидатов набрали одинаковое количество голосов, то вопрос решается жребием или по старшинству).

*При действии в стране этой системы в парламенте обычно бывает прочное большинство, что обеспе­чивает стабильность правительства.

*Мажоритарная система отно­сительного большинства получила распространение потому, что она позволяет искусственно создавать стабильные правительства и парламенты.

*Однако такая система лишает представительства малые партии и дает искаженное представление о действительном соотношении сил.

Обычно при мажоритарной избирательной системе относи­тельного большинства выборы проводятся по унономинальным округам. При этом если в округе выдвинут только один кандидат, то голосование вообще не проводится, так как для его избрания достаточно одного голоса (а он может проголосовать за себя сам).

В случае же проведения выборов, согласно этой системе, по полиноминальным округам голосование приходит в еще большее противоречие с его результатами. Показательна в этом отношении практика избрания президентских выборщиков в США, где каждый штат посылает столько выборщиков, сколько он избирает конгрессменов. Побеждает тот список кандидатов в выборщики, который набрал в данном штате хотя бы относительное большинство голосов. Это приводит к явному искажению воли избирателей. Так, на президентских выборах 1980 года Р. Рейган получил 51,6 % поданных голосов и 90,9 % мест в коллегии выборщиков. Кандидат демократической партии Дж. Картер соответственно 41,7 % голосов и только 9,1 % мест выборщиков. Независимый кандидат Д. Андерсон, собрав 6,7 % голосов избирателей, не получил ни одного места в коллегии выборщиков, хотя он при пропорциональной системе мог бы рассчитывать на 36 выборщиков.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: