Роль информации в истории развития цивилизации




 

Информация – это фундаментальное научное понятие. Оно широко используется и в науке, и в повседневной жизни.

В настоящее время не существует единого определения термина «информация». В различных областях знания данное понятие описывается своим специфическим набором признаков. Например, «информация» может трактоваться как совокупность данных, зафиксированных на материальном носителе, сохраняемых и распространяемых во времени и пространстве.

Информация (от лат. Informatio – осведомление, разъяснение, изложение, от лат. informare – придавать форму) в широком смысле – абстрактное понятие, имеющее множество значений в зависимости от контекста. В узком смысле этого слова – сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

Можно выделить три подхода к определению понятия «информация»: антропоцентрический, техноцентрический и недетерминированный.

Антропоцентрический подход состоит в том, что информацию отождествляют со сведениями или фактами, которые могут быть получены и усвоены, т. е. преобразованы в знания (например, такой подход применяется в российском законодательстве). Недостатки антропоцентрического подхода заключаются в том, что в его рамках невозможно найти адекватного объяснения генетической информации живой природы и абстрактной информации, не имеющей соответствующего отображения в природе и обществе. С такой информацией имеют дело теология, идеалистическая философия, некоторые разделы математики. Антропоцентрический подход до последнего времени широко применялся в области правовых и общественных наук. Однако в связи с широким внедрением вычислительной техники (ВТ) и информатики все чаще раскрываются его недостатки. Например, подход к информации только как к сведениям не позволяет адекватно интерпретировать такие информационные объекты, как компьютерные программы. В пассивном состоянии (в момент создания, распространения) компьютерная программа – это действительно набор сведений. Их можно просмотреть, размножить, распечатать, т.е. перевести в другую форму, а также усвоить как знания. В активном состоянии, при работе на компьютере, т.е. во время взаимодействия с аппаратным методом, компьютерная программа – это не совокупность сведений, а совокупность команд, т.е. это программный метод.

Техноцентрический подход заключается в том, что информацию представляют как данные, которые не во всех случаях можно считать информацией (например, в Интернете одни и те же данные, передаваемые сервером, могут интерпретироваться клиентом как разная информация в зависимости от того, какими аппаратно-программными методами он располагает и как они настроены). По компьютерным сетям передаются только данные, компьютеры обрабатывают только данные, в базах данных хранятся тоже только данные. Станут ли эти данные информацией и если да, то какой, – зависит не только от данных, но и от многочисленных аппаратных, программных и естественных методов. Одни и те же данные, хранящиеся в базе, могут интерпретироваться как различная информация в результате специального программного средства СУБД (системы управления базой данных). На примере средств криптографии и средств для работы с электронно-цифровой подписью мы увидим, что данные становятся информацией только у тех лиц, которые обладают соответствующими правами. В российском законодательстве мы не находим явных признаков техноцентрического подхода, но они имеются в законодательствах других государств, например Германии. В частности, такие понятия, как «информация», «доступ к информации», «модификация информации», во всех случаях, когда речь идет об эксплуатации технических систем, представляются как «данные», «доступ к данным», «модификация данных».

Недетерминированный подход состоит в отказе от определения информации на том основании, что это понятие является фундаментальным, как, например, материя и энергия. В частности, мы не найдем определения информации в «Законе о государственной тайне» и в «Законе о средствах массовой информации», хотя и в том, и в другом правовом акте это понятие используется.

Отсутствие определения использованного понятия – это не недосмотр законодателя. Во многих случаях отказ от определения информации является традиционным. В лучшем случае информацию рассматривают как содержательную часть данных, интерпретируемых человеком (синтез антропоцентрического и техноцентрического подходов).

Следовательно, информация – это совокупность знаний о фактических данных и зависимостях между ними. Выделяют три фазы существования информации:

– ассимилированная информация (представление сообщений в сознании человека, наложенное на систему его понятий и оценок);

– документированная информация (сведения, зафиксированные в знаковой форме на физическом носителе);

– передаваемая информация (сведения, рассматриваемые в момент передачи информации от источника к приемнику).

В дальнейшем будем рассматривать только документированную и передаваемую информацию.

Итак, информация – это новые сведения, позволяющие улучшить процессы, связанные с преобразованием вещества, энергии и самой информации. Информация неотделима от процесса информирования, поэтому необходимо рассматривать источник информации и потребителей информации. Информацией являются сведения, расширяющие запас знаний конечного потребителя.

В практическом смысле, понятном каждому, определение информации дал С.И. Ожегов (Ожегов С.И. Словарь русского языка. 22-е изд., 1990.):

информация – это:

1. Сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах.

2. Сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-либо.

До середины 20-х годов XX в. под информацией (в переводе с лат. – ознакомление, разъяснение, изложение) действительно понимались «сообщения и сведения», передаваемые людьми устным, письменным или другим способом. Впервые в научный обиход это понятие ввел в 1929 г. физик Д. Сциллард для характеристики уровня организации термодинамической системы.

Свойства информации. Качество информации – степень ее соответствия нуждам потребителей. Свойства информации являются относительными, так как зависят от нужд потребителя информации. Выделяют следующие свойства, характеризующие качество информации:

объективность информации характеризует ее независимость от чьего-либо мнения или сознания, а также от методов получения. Более объективна та информация, в которую методы получения и обработки вносят меньший элемент субъективности;

полнота – информацию можно считать полной, когда она содержит минимальный, но достаточный для принятия правильного решения набор показателей. Как неполная, так и избыточная информация снижает эффективность принимаемых на ее основании решений;

достоверность – свойство информации быть правильно воспринятой. Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной;

адекватность – степень соответствия реальному объективному состоянию дела;

доступность информации – мера возможности получить ту или иную информацию;

актуальность информации – это степень соответствия информации текущему моменту времени;

эмоциональность – свойство информации вызывать различные эмоции у людей. Это свойство информации используют производители медиаинформации. Чем сильнее вызываемые эмоции, тем больше вероятности обращения внимания и запоминания информации.

С середины XX в. информация определяется как общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму (генетическая информация).

Также научное определение информации дается, если предположить, что информация – это динамический объект, не существующий в природе сам по себе, а образующийся в ходе взаимодействия данных и методов. Он существует ровно столько, сколько длится это взаимодействие, а все остальное время пребывает в виде данных.

Информация на пути от источника к потребителю проходит через ряд преобразователей – кодирующие и декодирующие устройства, вычислительную машину, обрабатывающую информацию по определенному алгоритму, и т.д.

На промежуточных стадиях преобразования смысловые свойства сообщений отступают на второй план ввиду отдаленности потребителя, поэтому понятие «информация» заменяется более общим понятием «данные». Данные представляют собой набор утверждений, фактов и/или чисел, лексически и синтаксически взаимосвязанных.

Информация – продукт взаимодействия данных и методов, рассмотренный в контексте этого взаимодействия. В этом определении не говорится о форме, в которой представлены данные, она может быть абсолютно любой. Если данные графические, а метод взаимодействия – наблюдение, то образуется визуальная информация. Если данные текстовые или речевые, а метод их потребления – чтение или прослушивание, образуется текстовая информация.

Контекстный метод – это такой метод, который является общепринятым для работы с данными определенного типа. Этот метод должен быть известен как создателю данных, так и потребителю информации. Для иллюстраций (графических данных) контекстным является метод наблюдения, основанный на зрении, – графическая или визуальная информация. Для текстовых данных подразумевается контекстный метод чтения, основанный на зрении и на знании языка и азбуки. Для данных, представленных радиоволнами, контекстными являются аппаратные методы преобразования данных и потребления информации с помощью радиоприемника или телевизора – телевизионная информация, информационная программа, информационный выпуск и т.п. Для данных, представленных в числовой форме и хранящихся в виде сигналов, зарегистрированных на магнитных и других носителях или циркулирующих в компьютерных сетях, контекстными являются аппаратные и программные методы вычислительной техники, их также называют средствами информационных технологий.

Строение и функционирование сложных систем различной природы (биологических, социальных, правовых, технических) оказалось невозможным объяснить, не рассматривая общих закономерностей информационных процессов. К концу XX в. стала складываться информационная картина мира, которая рассматривает окружающий мир под особым, информационным углом зрения, при этом она не противопоставлена вещественно-энергетической картине мира, но дополняет и развивает ее.

 

Информатизация общества

 

Говоря об информатизации общества, следует отметить, что в его основе лежит понятие «информация». В конце 50-х годов XX в., когда американским инженером Р. Хартли была сделана попытка ввести количественную меру информации, передаваемой по каналам связи, возникла информалогия – наука о процессах и задачах передачи, распределения, обработки и преобразования информации. В тот же период К. Шеннон и У. Уивер опубликовали статью «Математическая теория связи», в которой были предложены вероятностные методы для определения количества передаваемой информации.

Уже много лет развивается семантическая теория информации, которая изучает смысл, содержащийся в сведениях, полезность и ценность этих сведений для потребителя. В этой связи существенным становится субъективный подход, основанный на априорной подготовленности субъекта к восприятию сведений или сообщений, которые обладают новизной и полезностью (или ценностью) для принятия им решений, направленных на достижение поставленных целей.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации») информатизация – это организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Изменения, происходящие в обществе в связи со сменой определяющего информационного ресурса, несомненно, вызовут в ближайшие годы соответствующие изменения в правовых системах, так как одна из функций права состоит в законодательном или ином оформлении отношений, сложившихся в обществе, что дает возможность их регулирования.

Информационный обмен протекает в виде информационных процессов, являясь промежуточным звеном между энергетическим обменом, свойственным материальным объектам, и обменом веществ, свойственным живым организмам. Свойство отдельных этапов информационного процесса обходиться без объектов живой природы широко используется в информационных технологиях – оно лежит в основе функционирования автоматических систем обработки информации.

Информатизация означает широкое использование информационных технологий во всех сферах деятельности, глобализацию. Идет формирование баз знаний по всем отраслям человеческой деятельности. Формируются базы данных по всем интересующим человека вопросам, включая быт, коммерцию, образование. Если в индустриальном обществе стратегическим ресурсом был капитал, то в информационном обществе – информация, знание, творчество.

Основные черты переходного периода к информатизации общества следующие: переориентация экономики на эксплуатацию информационных ресурсов, вовлечение профессионалов в процесс автоформализации знаний, массовое тиражирование профессиональных знаний, ускорение технологического цикла развития «знание – производство – знание» (Копылов В.А. Информационное право: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004.).

Компьютерные информационные технологии имеют большое и постоянно возрастающее значение в жизни общества и в развитии экономики. «Традиционные» информационные технологии – пресса, радио и телевидение – пока доминируют по степени охвата населения над компьютерами, локальными и глобальными сетями.

Информационное общество – теоретическая концепция постиндустриального общества; историческая фаза возможного развития цивилизации, в которой главными продуктами производства становятся информация и знания. Отличительные черты:

– увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;

– возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;

– нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;

– создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:

– эффективное информационное взаимодействие людей;

– их доступ к мировым информационным ресурсам;

– удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

Итак, общество считается информационным, если:

– любой индивид, группа лиц, предприятие, организация в любой точке страны и в любое время могут получить за соответствующую плату или бесплатно на основе автоматизированного доступа и систем связи любую информацию и знания, необходимые для их жизнедеятельности и решения личных и социально значимых задач;

– в обществе производится, функционирует и доступна любому индивиду, группе или организации современная информационная технология;

– имеются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных информационных ресурсов в объеме, необходимом для поддержания постоянно убыстряющегося научно-технологического и социально-исторического процесса;

– происходит процесс ускоренной автоматизации и роботизации всех сфер и отраслей производства и управления;

– происходят радикальные изменения социальных структур, следствием которых оказывается расширение сферы деятельности и услуг.

Сегодня термины «информационное общество» и «информатизация» прочно заняли свое место, причем в лексиконе не только специалистов в области информации, но и политических деятелей, экономистов, преподавателей и ученых. В большинстве случаев это понятие ассоциируется с развитием информационных технологий и средств телекоммуникации, позволяющих на платформе гражданского общества (или, по крайней мере, декларированных его принципов) осуществить новый эволюционный скачок и достойно войти в следующий, XXII век уже в качестве информационного общества.

27 марта 2006 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, которая провозглашает 17 мая Международным днем информационного общества.

 

Этапы информатизации

 

В любой стране независимо от уровня ее развития понимают в той или иной мере неизбежность и необходимость претворения в жизнь идей информатизации общества. Многие страны имеют национальные программы информатизации с учетом местных особенностей и условий. Однако при создании и внедрении таких программ следует опираться на опыт передовых стран, учесть их успехи и неудачи, отразить в них существующие и перспективные тенденции информатизации. Для успешной реализации программы информатизации желательно следовать общим для всего мирового сообщества принципам:

– отказу от стремления в первую очередь обеспечить экономический рост страны;

– необходимости замены экономической структуры, основанной на тяжелой промышленности, структурой, базирующейся на наукоемких отраслях;

– признанию приоритетного характера информационного сектора. Основой успешного экономического развития становится создание новой инфраструктуры и сектора услуг, способных поддержать национальную экономику;

– широкому использованию достижений мировой науки и техники;

– вложению значительных финансовых средств в информатизацию, как государственную, так и частную;

– объявлению роста благосостояния страны и ее граждан за счет облегчения условий коммуникации и обработки информации главной целью информатизации.

Результатом процесса информатизации является создание информационного общества, где манипулируют не материальными объектами, а символами, идеями, образами, интеллектом, знаниями. Если рассмотреть человечество в целом, то оно в настоящее время переходит от индустриального общества к информационному.

Для каждой страны ее движение от индустриального этапа развития к информационному определяется степенью информатизации общества.

Изобретение самого термина «информационное общество» приписывается Ю. Хаяши, профессору Токийского технологического института. Так, в 1969 г. японскому правительству были представлены отчеты «Японское информационное общество: темы и подходы» и «Контуры политики содействия информатизации японского общества», а в 1971 г. – «План информационного общества».

Возникновение термина «информационное общество» связывают с программой США по созданию сети NREN (National Research and Education Network – национальная сеть для целей исследований и образования) в 1991 г., которая должна была облегчить разработку национальной информационной инфраструктуры (National Information Infrastructure, N11). Основные цели программы:

– долгосрочный экономический рост, создающий рабочие места и защищающий окружающую среду;

– более продуктивное и отзывчивое на нужды граждан правительство;

– мировое лидерство в базовой науке, математике и технике. Начиная с 1992 г. термин стали употреблять и западные страны, например, понятие «национальная глобальная информационная инфраструктура» ввели в США после известной конференции Национального научного фонда и знаменитого доклада Б. Клинтона и А. Гора.

Понятие «информационное общество» появилось в работах экспертной группы Европейской комиссии по программам информационного общества под руководством М. Бангеманна, одного из наиболее уважаемых в Европе экспертов по информационному обществу; информационные магистрали и супермагистрали – в канадских, британских и американских публикациях.

Европейское сообщество в декабре 1993 г. в ответ разработало ряд проектов по созданию Европейского информационного общества в Европе (Information Society, IS). В декабре 1994 г. было создано Бюро по проектам информационного общества (Information Society Project Office, ISPO). К осени 1998 г. ISPO рассматривало уже более 2000 проектов по созданию информационного общества. Создан Центр активности в сфере информационного общества ISAC (Information Society Activity Center). Его задача – выработать систему критериев близости страны к информационному обществу. Реализация проектов информатизации общества осуществляется на уровне правительств входящих в ISPO стран. Она должна обеспечить решение проблем экономической и социальной направленности, например, таких:

– электронные универсальные библиотеки;

– транскультурное обучение;

– мультимедийный доступ к культурному всемирному наследию;

– глобальная опись всей информации о проектах, проработках и т.п., поддерживающих развитие информационного общества;

– управление окружающей средой и природными ресурсами и т.д.

В июле 2000 г. в г. Окинаве страны «восьмерки» приняли Хартию глобального информационного общества, в которой приведены основные принципы вхождения государств в такое общество. «Восьмерка» провозгласила важнейшие положения, которые страны должны применять при осуществлении политики по формированию и развитию информационного общества:

1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – один из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества XXI в.

2. Суть стимулируемой ИКТ экономической и социальной трансформации заключается в ее способности содействовать людям и обществу в использовании знаний и идей. Информационное общество позволяет людям полнее использовать свой потенциал и реализовывать свои устремления.

3. Руководители стран «восьмерки» подтверждают свою приверженность принципу участия в этом процессе, исходя из того, что все люди повсеместно, без исключения должны иметь возможность пользоваться преимуществами глобального информационного общества. Устойчивость глобального информационного общества основывается на стимулирующих развитие человека демократических ценностях, таких как свободный обмен информацией и знаниями, взаимная терпимость и уважение к особенностям других людей.

4. Руководители стран «восьмерки» будут осуществлять руководство в продвижении усилий правительств по укреплению соответствующей политики и нормативной базы, стимулирующих конкуренцию и новаторство, содействующих сотрудничеству, по оптимизации глобальных сетей, борьбе со злоупотреблениями, которые подрывают целостность сети, по сокращению разрыва в цифровых технологиях и обеспечению глобального доступа для всех.

5. Руководители стран «восьмерки» отмечают, что Хартия глобального информационного общества является, прежде всего, призывом ко всем, как в государственном, так и в частном секторе, ликвидировать международный разрыв в области информации и знаний. Солидная основа политики и действий в сфере ИТ может изменить методы взаимодействия стран по продвижению социального и экономического прогресса во всем мире. Эффективное партнерство участников является ключевым элементом рационального развития информационного общества. В документе выделяется четыре раздела:

– использование возможностей цифровых технологий;

– преодоление электронно-цифрового разрыва;

– содействие всеобщему участию;

– дальнейшее развитие.

Для того чтобы не оказаться за пределами всемирного информационного процесса, России тоже необходимо активно развивать средства и технологии информатизации общества на государственном уровне.

В декабре 2003 г. под эгидой ООН в Женеве состоялась Всемирная встреча на высшем уровне по вопросам информационного общества. Главным ее итогом было принятие Декларации принципов построения информационного общества и Плана действий, а само построение такого общества было определено как глобальная задача нового тысячелетия, состоящая в преодолении разрыва в цифровых технологиях и обеспечении гармоничного, справедливого и равноправного развития для всех. Это был первый этап Всемирной встречи.

В ноябре 2005 г. в Тунисе состоялся второй этап Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества. Обсуждались основные вопросы об управлении Интернетом, о стратегиях финансирования и о механизмах реализации Плана действий, направленного на преодоление цифрового разрыва.

Тунисская программа для информационного общества является программным документом, намечающим конкретные действия всех участников на последующие 10 лет. В заключительной части Тунисской программы отмечается необходимость повышения уровня информированности населения об использовании Интернета.

Говоря об изменениях и сдвигах, способствующих переходу современного западного общества в качественно новую стадию, или, как говорят, в информационное общество, сторонники рассматриваемой концепции опираются на объективные процессы развития наукоемких, энерго- и трудосберегающих отраслей экономики, процессы роботизации производства, компьютеризации и информатизации важнейших сфер общественной и политической жизни. И действительно, в настоящее время от новейших наукоемких и энергосберегающих компонентов техники зависит решение таких жизненно важных проблем, как экономический рост, занятость, повышение жизненного уровня и т.д. Они затрагивают основополагающие принципы функционирования и жизнедеятельности современного общества, поднимая кардинальные вопросы относительно социальных и политических изменений, которые несет с собой внедрение информационной технологии. Это влияет на перспективу общественно-исторического развития человечества, на судьбу человека, на его место и роль в этом процессе.

Информатизация и компьютеризация требуют от людей новых навыков, новых знаний и нового мышления, призванных обеспечить адаптацию к условиям и реалиям компьютеризированного общества и помочь им занять достойное место в этом обществе. Коренным отличием информационного общества от индустриального является то, что автоматы начинают добывать и использовать знания (информацию) самостоятельно, без участия человека. При индустриализации идет автоматизация ручного труда и, как следствие, повышается уровень жизни людей. Информационное общество предполагает автоматизацию умственного труда, который ранее мог выполнять только человек. Например, ранее только люди и другие высокоорганизованные живые существа могли узнавать друг друга. Сегодня эту функцию выполняют биометрические автоматы, причем они это делают лучше, чем обычный человек.

В деятельности органов власти по разработке и реализации государственной политики в области развития информационного общества в России можно выделить несколько этапов. На первом (1991-1994) формировались основы в сфере информатизации. Второй этап (1994-1998)характеризовался сменой приоритетов от информатизации к выработке информационной политики. Третий этап, который длится и поныне, – этап формирования политики в сфере построения информационного общества. В 2002 г. Правительством РФ была принята федеральная целевая программа (ФЦП) «Электронная Россия (2002-2010 годы)», которая дала мощный толчок развитию информационного общества в российских регионах.

Особая роль в обучении компьютерной грамотности и освоении новейших информационных технологий отводится информатике, которая с 1985 г. изучается во всех средних школах страны и с 1991 г. – во всех высших учебных заведениях России. С 2007 г. все средние школы России подключены к глобальной сети Интернет и оснащены базовыми пакетами программ по повышению компьютерной грамотности и освоению новейших информационных технологий.

Пути решения наиважнейших проблем информатизации в России были определены комплексом организационных, экономических и правовых мер в нашей стране в Указе Президента РФ от 20 января 1994 г. «Об основах государственной политики в сфере информатизации», основными положениями этого документа являются:

– создание и использование систем массового информационного обслуживания населения в различных сферах деятельности;

– создание и развитие основных компонентов инфраструктуры информатизации;

– обеспечение компьютерной грамотности, информационной культуры населения.

Реализация многих других проектов начата в 1999 г. Они направлены на повышение уровня жизни значительных слоев населения стран ISPO. Появляется сетевая экономика, сетевая логика, нейронная сеть, сетевые структуры, сетевой интеллект и т.д.

Процесс информатизации в России можно разделить на три фазы развития:

1. Начало 70-х годов XX в. – появление вычислительных средств, позволяющих вести автоматизированную обработку символьной информации (ЭВМ «Минск-32», ЕС ЭВМ 9003 и др.)- На этом этапе создавались автоматизированные системы управления воздушным и железнодорожным транспортом, энергосистемами, оборонным комплексом.

2. Период с 1983 г. – разработка общегосударственной программы по развитию средств вычислительной техники и автоматизированных систем до 2000 г. (ответ на «вызов» Японии, заявившей о создании машин пятого поколения). В 1989 г. уточнялась программа информатизации до 2005 г. в связи с необходимостью отражения в ней средств персональной информатики.

3. Период с 1993 г. – начало третьего этапа процесса информатизации.

По поручению Комитета Государственной Думы по информационной деятельности и политике (созыва 1996 –2000 гг.) разработана Концепция государственной информационной политики, которая была одобрена этим Комитетом 15 октября 1998 г., а также на заседании Постоянной палаты по государственной информационной политике РФ 1 декабря 1998 г.

В апреле 2001 г. состоялась встреча Президента РФ В. В. Путина с группой руководителей ведущих российских компаний, работающих в сфере информационных технологий. На встрече обсуждались вопросы, связанные с подготовкой федеральных стратегических программ, направленных на развитие и широкое использование ИТ. Вскоре после этой встречи в Интернете был помещен проект федеральной целевой программы «Электронная Россия», предназначенный для общественного обсуждения.

В январе 2002 г. ФЦП «Электронная Россия» была официально утверждена. Задачи ФЦП «Электронная Россия»:

– повышение эффективности государственного управления;

– развитие информационных технологий;

– рост количества квалифицированных специалистов и пользователей;

– информационная открытость власти;

– развитие информационных систем (порталов);

– максимальное использование интеллектуального потенциала России.

Информатизация общества – это совокупность взаимосвязанных политических, социально-экономических, научных факторов, которые обеспечивают свободный доступ каждому члену общества к любым источникам информации, кроме законодательно секретных.

Для решения задач, поставленных в ФЦП «Электронная Россия», предстоит преодолеть много препятствий и решить массу вопросов; выделим важнейшие из них:

1. Создание и развитие инфраструктуры информатизации. Инфраструктура – это линии передачи данных, оборудование для обработки данных, средства связи и передачи данных, компьютеры, программные средства.

2. Квалификация специалистов, призванных осуществлять программу «Электронная Россия».

3. Создание информационных ресурсов, к которым пользователи захотят регулярно обращаться.

Как показывает опыт реализации аналогичных зарубежных программ, основная цель национальных программ информатизации – улучшение взаимодействия правительства с населением и различных правительственных учреждений между собой.

Россия предпринимает следующие шаги для информатизации общества:

1. Сформулирована Концепция формирования информационного общества в России (1999).

2. Разработана федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)».

3. Создана общественная организация под названием «Институт развития информационного общества (ИРИО)», задача которого – координировать работу по созданию информационного общества.

4. Существует множество совместных с развитыми странами проектов по развитию в нашей стране информационных технологий (в частности, совместный российско-американский сетевой проект CTVnet).

5. Реализуется ряд комплексных программ:

– государственная научно-техническая программа «Федеральный информационный фонд»;

– межведомственная программа «Создание национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы»;

– пилотная межведомственная программа «Российские электронные библиотеки» (РФФИ РФТР Миннауки РФ).

Построение информационного общества – комплексный процесс, требующий усилий не только специалистов разных профилей, но и государственных и негосударственных организаций.

 

Информационные процессы

 

Информационные процессы – это процессы создания, обработки, хранения, защиты от внутренних и внешних угроз, передачи, получения, использования и уничтожения информации. Информационный процесс – это всегда цикл образования информации из данных и немедленного ее сохранения в виде новых данных. В основе многочисленных связей между человеком и обществом тоже лежат информационные процессы. Так, все политические, экономические, правовые и многие другие взаимоотношения имеют информационный характер.

В ходе информационного процесса данные преобразуются из одного вида в другой с помощью определенных методов. Обработка информации включает в себя множество операций с данными:

– сбор – накопление информации с целью обеспечения достаточной полноты для принятия решений;

– формализация – приведение данных, поступающих из разных источников, к одинаковой форме, для того чтобы сделать их сопоставимыми между собой;

– фильтрация – отсеивание избыточных данных, в которых нет необходимости для принятия решений;

– сортировка – упорядочение данных по заданному признаку с целью удобства использования;

– архивация – организация хранения данных в удобной и легкодоступной форме;

– защита – комплекс мер, направленных на предотвращение утраты, несанкционированного воспроизведения и модификации данных;

– транспортировка – прием и передача (доставка и поставка) данных между удаленными участниками информационного процесса; при этом источник данных в информатике принято называть сервером, а потребителя – клиентом;

– преобразование – перевод данных из одной формы в другую или из одной структуры в другую. Преобразование данных часто связано с изменением типа носителя, например, книги можно хранить в обычной бумажной форме, но можно использовать для этого и электронную форму, и микрофотопленку.

Электронное правительство – способ предоставления информации и оказания уже сформировавшегося набора государственных услуг гражданам, бизнесу, другим ветвям государственной власти и государственным чиновникам, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано и максимально возможно используются информационные технологии.

Электронное правительство – система государственного управления, основанная на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащая цели существенного повышения эффективности государственного управления и снижения издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества. Создание электронного правительства предполагает построение общегосударственной распределенной системы общественного управления, реализующей решение полного спектра задач, связанных с управлением документами и процессами их обработки.

Развитие информационного общества подталкивает многие организации к принятию ко



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: