Доклад
1 сл Уважаемые председатель и члены комиссии! Вашему вниманию представлена выпускная квалификационная магистерская работа на тему «Егэ по истории, как современная форма оценки учебных достижений: проблемы и перспективы».
2 сл Актуальность темы:
Усовершенствование системы образования является одной из актуальных задач, стоящих перед обществом и государством. Впервые на территории Российской Федерации в 2001 году проводится эксперимент по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ) – новой формы государственнойитоговой аттестации учащихся, результаты которой засчитываются в вузы.
2008 год объявлен переходным годом к проведению ЕГЭ в штатном режиме. С 1 января 2009 года завершился переходный период. Однако проблемы и противоречия новой системы итоговой аттестации выпускников в форме ЕГЭ остаются. Отношение к новой форме экзамена в педагогической среде изначально было неоднозначным.
Экзамен по истории в форме ЕГЭ не отражает в полной мере всё многообразие исторических знаний и это проблема всех гуманитарных предметов. Гуманитарные науки требуют от ученика индивидуально-личностного отношения к проблеме, а ЕГЭ требует в целом однозначных ответов, более того многие вопросы истории не имеют единой оценки.
Многие исследователи проблемы введения ЕГЭ указывают на то, что новая форма итоговой аттестации меняет ориентиры школы: вместо того чтобы способствовать ребенку в его развитии, учителя натаскивают ученика на тесты, заставляют заниматься угадыванием с вероятностью один к четырем.
Введение новой формы итоговой государственной аттестации учащихся, результаты которой засчитываются в вузы – это сегодняшняя реальность и, по-видимому, будущее всей системы общего среднего и профессионального образования.
3 сл Цель работы:
Цель исследования заключалась в том, чтобы рассмотреть единый государственный экзамен по истории, как новую форму государственной итоговой аттестации учащихся.
4 сл Исходя из поставленной цели, определены ее задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы, формы и средства оценки учебных достижений в системе общего образовании. Проанализировать проблему введения ЕГЭ как формы итоговой аттестации выпускников и вступительных испытаний в вузы в системе школьного исторического образования;
2. Выявить проблемы и перспективы введения ЕГЭ по истории;
3. Диагностировать на практике, отношение к ЕГЭ по истории среди учащихся, учителей и студентов.
Сл Объект и предмет исследования
Объект диссертационного исследования – единый государственный экзамен по истории в контексте его развития.
Предмет исследования – применение единого государственного экзамена по истории, как средства итоговой оценки знаний и компетенций выпускников средней общеобразовательной школы.
сл Характеристика использованных источников
Материалы по проблеме введения единого государственного экзамена представлена в журнальных статьях. Большая работа по систематизации итогов и анализа сдачи ЕГЭ по России в целом и по предмету история Отечества отдельно представлена в работах заместителя директора Федерального института педагогических измерений Рособрнадзора, кандидата педагогических наук Г. Ковалевой «Можно ли использовать результаты ЕГЭ для мониторинга качества образования». Ежегодно, начиная с 2003 года, автор делает широкий публичный обзор сдачи итоговой аттестации в форме ЕГЭ по истории, а также представляет типичные ошибки и изменения в системе КИМов.
Попытку всесторонне рассмотреть и плюсы и минусы введения ЕГЭ делает первый заместитель председателя Комитета по образованию и науке Государственной Думы четвёртого созыва, доктор философских наук О. Смолин в статье «Единый государственный экзамен: панацея или погибель». Автор дает подробный анализ плюсов и минусов новой системы итоговой аттестации в форме ЕГЭ, и обращает внимание на то, что минусов у новой системы гораздо больше, чем плюсов. Автор пишет: «Отстраняя школу от проведения ЕГЭ и позволяя пересдать его лишь через год на платной основе, новая система резко повышает цену ошибки и роль случайных факторов, а вместе с тем, как уже упоминалось, и психологические нагрузки выпускников.
Профессор кафедры социальной работы, педагогики и психологии Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, кандидат исторических наук В. Кандевский в своих работах «Преодолеем ли мы недостатки единого экзамена», поднимает проблему некачественных заданий КИМов, неодинакового уровня трудности и перенасыщенности заданий части С, превышения заданий уровня школьной программы;
7 сл государственные документы, определяющие специфику организации педагогической деятельности: Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Основного Общего Образования [62]; Постановление Правительства РФ 119 от 16 февраля 2001 года № 119 «Об организации эксперимента по введению Единого государственного экзамена» [51]; Положение о проведении единого государственного экзамена в 2008 году от «05» февраля 2008 г. [50]; Закон о введении ЕГЭ [27].