Тема 1. Теоретические основы денежно-кредитного регулирования экономики




 

1. Денежно-кредитное регулирование экономики: понятие, необходимость

2. Объекты денежно-кредитного регулирования. Денежный оборот.

3. Принципы организации денежной системы

4. Инфляция как социально-экономический процесс. Антиинфляционная политика государства

 

1.Объективной основой государственного регулирования экономики является денежно-кредитное регулирование, проводником которого является Национальный банк РК.

С переходом к новым механизмам хозяйствования денежный рынок оказывает все более и более существенное влияние на состояние экономики. В Казахстане длительное время господствовала административно-плановая система, при которой отсутствовали рыночные отношения, а монополизм Государственного банка был абсолютизирован. Денежно-кредитного регулирования при этом практически не было. В то же время во всем мире оно активно применялось, совершенствовались его инструменты и способы их использования. Переход к рынку потребовал адекватного внедрения новых для Республики Казахстан инструментов регулирования, в том числе денежно-кредитного. Однако специфичность отечественных условий не позволила эффективно применить традиционные методы. Поэтому проблема денежно-кредитного регулирования казахстанской экономики по-прежнему сохраняет свою актуальность как в теории, так и на практике.

Основным регулятором денежного рынка выступает Национальный банк, которому принадлежит главная роль в проведении денежно-кредитной политики. Теоретически можно отделить друг от друга денежное и кредитное регулирование, при этом определив первое, как воздействие на величину денежной массы, а второе, как воздействие на уровень процентных ставок. Однако на практике они находятся в тесной взаимосвязи. Так, при уменьшении процентной ставки возрастает объем выданных кредитов, что означает рост денежной массы. Увеличение денежной массы приводит к снижению спроса на деньги, и цена их использования, то есть ставка процента, снижается. В силу этого экономисты предпочитают говорить о денежно-кредитной политике как о едином целом. В то же время монетаристы акцентируют свое внимание на денежном аспекте регулирования, а сторонники кейнсианства - на процентном.
Под политикой (греч. politike - искусство управления государством), в одном из ее толкований, принято понимать направление деятельности государства в той или иной сфере общественной жизни, в нашем случае - экономической. Регулирование (лат. regulo - устраиваю, привожу в порядок) - означает приведение чего-либо в состояние (систему), обеспечивающую нормальную и правильную работу. В экономической литературе эти понятия зачастую подменяются друг другом и используются как синонимы.

Сложные, противоречивые кризисные процессы, охватившие прежде всего экономическую сферу казахстанского общества, выдвинули проблему денежно-кредитного регулирования, как одного из направлений экономической политики в целом, в число актуальнейших проблем государственного управления; во-вторых, снижение темпов роста во всех основных центрах мировой экономики, предвещающее рецессию, в условиях снижения спроса и цен на сырьевые продукты, несбалансированной структуры золотовалютных резервов Национального банка Республики Казахстан, значительной долларизации экономики Казахстана создает необходимость выработки практических мер по активному и упреждающему реагированию на мировые кризисные процессы.

Денежно-кредитное регулирование экономики - система мер и инструментов воздействия государства в лице центрального банка на объем и структуру денежной массы, находящейся в обращении в целях недопущения, снижения инфляции.

Денежно-кредитное регулирование — это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок.

Центральной проблемой денежно-кредитного регулирования экономики является определение количества денег, необходимых в обращении.

Основными направлениями регулирования денежно-кредитной системы являются:

1. государственный контроль над банковской системы. Цель-укрепление ликвидности финансово-кредитных институтов, способности своевременно удовлетворять требования;

2. управление государственным долгом (покупка, продажа государственных ценных бумаг, изменение цен облигаций, условий их продажи; повышение их привлекательности для частных инвесторов;

3. регулирование объема кредитных операций и денежной эмиссии.

 

2. Объектами, на которые чаще всего направляются регулятивные мероприятия, есть такие переменные денежного рынка:

* предложение (масса) денег (денежный оборот);
* ставка процента;

* валютный курс;
* скорость обращения денег и др.

Выбор индикатора (кроме выбора цели) имеет решающее значение для того, чтобы денежно-кредитная политика, преследуя промежуточную цель, вписывалась в логику предусмотренной конечной цели. Предвиденный индикатор должен владеть четырьмя признаками:

- отображать избранную цель;

- быть легкоизмеряемым;

- отображать определенным образом действия центрального банка;

- подвергаться эффективному контролю со стороны центрального банка.

Выбор объектов денежно-кредитного регулирования зависит от экономической ситуации в стране и означает, что центральный банк может в зависимости от ситуации осуществлять ориентацию на один из вышеперечисленных объектов или даже несколько одновременно.

Основным объектом денежно-кредитного регулирования является денежный оборот.

Денежный оборот-это движение денег в наличной и безналичной формах.

Структура денежного оборота:

1. налично-денежное обращение- это движение наличных денег в сфере обращения и выполнение ими функций средства платежа и средства обращения. Налично-денежный оборот осуществляется посредством банкнот и монет.

2. безналичный денежный оборот - движение стоимости без участия наличных денег, перечисление денежных средств по счетам в банках. Безналичный оборот осуществляется с помощью платежных инструментов: чеков, векселей, кредитных карточек, платежных поручений, платежных требований-поручений.

Базой для налично-денежного обращения является обращение товаров. Превращение товарной стоимости в денежную и последующее использование денег для приобретения новых товаров, создает возможность постоянного движения.

Схема товарно-денежного обращения: Т1-Д-Т2-Д-…

Однако денежное обращение имеет некоторые особенности и не является простым повторением товарного обращения. Все произведенные товары по реализации покидают сферу обращения и потребляются, деньги же не покидают сферу обращения. Объем совокупного денежного оборота значительно превышает сумму цен товаров, т.к. функционирование денег не ограничивается только рамками купли-продажи товаров, деньги используются для выдачи заработной платы, пенсий, оплаты процентов за кредит и т.д. Находясь в обращении деньги выполняют то функцию средства обращения, то средства платежа.

Избыточное насыщение деньгами хозяйственного оборота делает легкодоступным извлечение прибыли за счет роста цен, ослабляет конкуренцию, приводит к инфляции. Недостаток денег не только порождает натурализацию товарного обмена (бартер, взаиморасчеты), нарушает ценовые пропорции, но и подрывает действенность налоговой системы.

Виды денежного оборота:

По характеру отношений, обслуживаемых деньгами:

- оборот по финансовым операциям – платежи в бюджет, внебюджетные фонды, погашение банковских ссуд, уплата процентов за кредит, расчеты со страховыми компаниями.

- оборот по товарным операциям - расчеты за товары и услуги;

В зависимости от субъектов денежного обращения:

-межбанковский;

-банковский (между банками и его клиентами);

-оборот между юридическими лицами;

-оборот между юридическими и физическими лицами;

-оборот между физическими лицами.

В условиях рыночной модели экономики особенности денежного оборота следующие:

• обслуживает преимущественно рыночные отношения в хозяйстве и только в незначительной части - распределительные отношения;

• отсутствует четкое законодательное деление между безналичным и наличным денежными оборотами;

• служит объектом прогнозного планирования государством, коммерческими банками, юридическими и физическими лицами;

• функционирует в условиях существования различных форм собственности;

• децентрализован - его исходный и завершающий этапы рассредоточены в разных коммерческих и государственных банках;

• безналичный и налично-денежный обороты тесно связаны друг с другом - налично-денежный оборот совершается только на базе безналичного оборота;

• эмиссию безналичных денег осуществляет система коммерческих банков, эмиссию наличных денег – центральный банк;

• функционирует механизм банковского мультипликатора.

 

3. Денежная система - регулируемая общегосударственными законами организация денежного обращения. В РК законодательными актами, регламентирующими денежную систему являются Закон РК «О денежной системе Республики Казахстан» от 13.12.1993 г., Закон «О Национальном банке РК» от 30.03.1995 г.

Денежная система включает следующие элементы:

-наименование денежной единицы. Денежной единицей Республики Казахстан является 1 тенге, состоящий из 100 тиын;

-виды денежных знаков. Денежные знаки Республики Казахстан состоят из банкнот и монет, которые обязательны к приему по их нарицательной стоимости во все виды платежей.

-порядок эмиссии. Выпуск наличных денег, организация их размещения и изъятия из обращения осуществляются исключительно Национальным банком. Безналичные деньги выпускаются коммерческими банками в процессе совершения ими кредитных операций.

- порядок обеспечения денежных знаков - денежные знаки в РК являются безусловными обязательствами Национального банка и обеспечиваются всеми его золотовалютными активами.

-порядок установления валютного курса, или котировка валют. Это означает отношение валюты данной страны, выраженной в валютах других стран, например, 1 долл. = 147 тенге. Валютный курс — это цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежной единице другой страны.

-механизм денежно-кредитного регулирования. Этот механизм представляет собой набор инструментов денежно-кредитного регулирования (методы); права и обязанности органов, осуществляющих денежно-кредитное регулирование; задачи и объекты денежно-кредитного регулирования. Институты денежной системы, регулирующие денежное обращение - Национальный Банк, Министерство Финансов.

Принципы организации денежной системы:

Принцип централизованного управления денежной системой. Управление денежными системами в условиях рыночной мо дели экономики характерно тем, что здесь на первый план выступают не административные методы управления (хотя и они имеют место), а экономические, когда государство через аппарат центральных банков ставит на рынках такие условия, которые заставляют банки, финансовые институты и другие юридические лица принимать нужные государству решения.

• Принцип прогнозного планирования денежного оборота. Он означает, что как централизованные, так и децентрализованные планы денежного оборота и его составных частей подготавливаются не как директивные планы, обязательные для выполнения конкретными органами, отвечающими за их выполнение, а как прогнозы, т. е. ориентиры, к которым надо стремиться.

• Принцип устойчивости и эластичности денежного оборота. Этот принцип заключается в том, что денежная система должна быть организована таким образом, чтобы, с одной стороны, не допускать инфляции: с другой - расширять денежный оборот, если возрастают потребности хозяйства в денежных средствах, и сужать их, если уменьшаются эти потребности.

Принцип кредитного характера денежной эмиссии. В соответствии с этим принципом появление новых денежных знаков (без наличных и наличных) в хозяйственном обороте возможно только в результате проведения банками кредитных операций.

• Принцип обеспеченности выпускаемых в оборот денежных знаков. В условиях рыночной модели экономики денежные знаки обеспечиваются находящимися в активах банков товарно-материальными ценностями, золотом и другими драгоценными металлами, свободноконвертируемой валютой, ценными бумагами и другими долговыми обязательствами.

• Принцип неподчиненности центрального банка правительству. Он связан с тем, что поддержание устойчивости денежного оборота, борьба с инфляцией являются приоритетной задачей центрального банка. Если бы этого принципа не было, всегда бы существовала угроза, что правительство для решении стоящих перед ним задач начнет “вычер пывать” средства центрального банка, и тем самым устойчивость денежного оборота будет нарушена.

• Принцип предоставления правительству денежных средств только в порядке кредитования. Обычно в законодательствах стран с рыночной экономикой имеется положение о том, что центральный банк не должен финансировать правительство, а средства ему предоставлять только в порядке кредитования под определенное обеспечение (недвижимость, товарно-материальные ценности, принадлежащие государству. Применение данного принципа позволяет не втягивать деньги в постоянное покрытие дефицита бюджета и не давать тем самым стимула к развитию инфляционного процесса.

• Принцип комплексного использования инструментов денежно-кредитного регулирования. Сущность его заключается в том, что центральный банк не должен ограничиваться каким-либо одним инструментом денежно-кредитного регулирования для поддержа ния устойчивости денежного оборота, а должен использовать комплекс этих инструментов, иначе должного эффекта достигнуть не удается.

• Принцип надзора и контроля за денежным оборотом. Государство через банковскую, финансовую систему, налоговые органы должно обеспечивать постоянный контроль как за всем денежным оборотом в целом, так и за отдельными денежными потоками в хозяйстве. Кроме того, объектом контроля является и соблюдение субъектами денежных отношений основных принципов организации как наличного, так и безналичного оборотов.

• Принцип функционирования исключительно национальной валюты на территории страны. Законодательство страны предусматривает платежи за товары и услуги внутри страны производить исключительно в национальной валюте. Это не означает, конечно, что население не может на территории страны свободно обменивать национальную валюту на валюты других стран, но использовать такую валюту, полученную при обмене, разрешается только для платежей за рубежом.

 

4. Одним из основных направлений денежно-кредитного регулирования является антиинфляционная политика государства.

Инфляция- это обесценение денег, проявляющееся в общем неравномерном росте цен на товары и услуги.

При инфляции происходит нарушение законов денежного обращения, вызываемого диспропорциями процесса общественного производства и эмиссией избыточного количества денег.

Необходимо различать внутренние и внешние факторы (причины) инфляции.

1. внутренние факторы

- избыточный выпуск денег;

-применения определенных налоговых форм и методов;

-объемы финансирования через государственный бюджет мероприятий проинфляционного характера;

-способы покрытия дефицита бюджета;

-спад производства;

-размеры государственной задолженности;

-кредитная экспансия-расширение банковского кредитования сверх потребностей экономики;

-инфляционные ожидания.

Среди внутренних факторов можно выделить неденежные и денежные - монетарные. Неденежные - это нарушение диспропорций хозяйства, циклическое развитие экономики, монополизация производства, несбалансированность инвестиций, государственно-монополистическое ценообразование, кредитная экспансия, экстраординарные обстоятельства социально-политического характера и др. Денежные факторы - кризис государственных финансов: дефицит бюджета, рост государственного долга, эмиссия денег, а также увеличение кредитных операций в результате расширения кредитной системы, увеличения скорости обращения денег и др.

2. внешние факторы:

-неблагоприятный платежный баланс;

-рост цен на импортируемую и экспортируемую продукцию;

-обмен банками иностранной валюты на национальную;

-структурные мировые кризисы (сырьевой, энергетический, экологический) и т.д.

-валютная политика государств, направленная на экспорт инфляции в другие страны,

-нелегальный экспорт золота, валюты.

Инфляция спроса - это инфляция, вызванная повышенным спросом населения на товары и услуги, вследствии увеличения денежной массы в обращении (рост доходов населения, чрезмерная кредитная активность банков и т.д.)

Инфляция предложения (инфляция издержек) - инфляция, вызванная повышением издержек производителей вследствии роста цен на сырье, материалы, что приводит к вынужденному росту цен на товары и услуги.

Итак, инфляция как многофакторный процесс - это проявление диспропорциональности в развитии общественного воспроизводства, которое обусловлено нарушением закона денежного обращения. Формы проявления инфляции:

1. рост цен на товары и услуги, причем неравномерный, что приводит к обесценению денег, снижению их покупательной способности;

2. понижение курса национальной денежной единицы по отношению к иностранной.

3. увеличение цены золота, выраженной в национальной денежной единице.

Существует два варианта действий государства при инфляции:

1) проведение адаптационной политики или приспособления к инфляции, когда применяются меры по индексации доходов, заработной платы, процентных ставок, инвестиций; компании и фирмы реализуют краткосрочные проекты, физические лица ищут дополнительные источники доходов и т.д.;

2) проведение комплексов антиинфляционных мер по снижению или подавлению инфляции.

Преодоление инфляции спроса достигается относительно рядовыми макроэкономическими методами использования денежной и фискальной политики.

Антиинфляционная политика включает различные методы ограничения денежного предложения:

1.Уменьшение объема денежной массы в обращении через сокращение налично денежной эмиссии Центральным банком

2.Увеличение учетных ставок (рефинансирования) за централизованные кредиты в целях удорожания всех кредитных ресурсов и снижения их доступности.

3.Увеличение резервных требований Центрального банка к коммерческим банкам для достижения сжатия кредитного мультипликатора и ограничения кредитной экспансии коммерческих банков.

4.Прямое сокращение кредитов Центрального банка в тех же целях.

Антиинфляционная фискальная политика проводится путем увеличения налогов, сокращения государственных расходов и, на основе этого, снижения дефицитов государственного бюджета.

Налоговая политика в условиях инфляции призвана решать две взаимосвязанные, но противоречащие задачи:

-во-первых, повысить уровень доходов государственного бюджета для достижения его сбалансирования и устранения дефицит;

-во-вторых, оживить экономическую активность первичных звеньев экономики — в сфере производства и обмена.

Налоговая антиинфляционная политика заключается в сокращении косвенного налогообложения. Косвенные налоги имеют инфляционный характер, поскольку увеличивают цены, сокращают спрос. Вторым аспектом действия высоких налогов является их давление на производство, что ограничивает предложение. В-третьих, значительное налоговое бремя, как правило, связывается с действием множества налогов, усложняющих налоговую систему, что приводит к уклонению от налогов.

Поэтому при инфляции предпочтительнее простая и надежная налоговая система, не отягощенная условиями льготирования с акцентом на обложение потребления. Этим требованиям в наибольшей степени соответствуют налог на доходы и поимущественный налог с высокой степенью дифференциации ставок в зависимости от стоимости имущества.

В части бюджетных расходов общегосударственного и местного уровней генеральным направлением является их максимальное сокращение по всем возможным статьям.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: