Охрана труда на автомобильном транспорте




Диспетчерское руководство работой подвижного состава

 

Диспетчерское руководство работой автомобильного транспорта необходимо для движения наиболее эффективного его использования, соблюдения суточного графика работы и постоянного наблюдения за работой подвижного состава, а также своевременного принятия мер по устранению перебоев в работе. Только при выполнении всех этих требований может быть обеспечено выполнение суточного плана перевозок.

 

Различают две системы диспетчерского руководства работой автомобилей на линии: систему децентрализованного диспетчерского руководства, при которой отдел эксплуатации каждого АТП руководит работой автомобилей, а систему централизованной диспетчерской службой (ЦДС). Этой службе подчинено несколько АТП одного ведомства (объединения), расположенных в крупном городе. При такой системе отдел эксплуатации не руководит работой автомобилей на линии, а в задачу АТП входит подготовка подвижного состава к работе и выпуск его на линию по разнарядкам ЦДС, которая руководит работой автомобилей всех подчиненных ей предприятий.

 

ЦДС может обеспечить более рациональные маршруты, ликвидировать встречные перевозки грузов, в результате чего повышаете: коэффициент использования пробега автомобилей, и добиться равномерного распределения объема транспортной работы между АТП. В настоящее время находит применение система АСУ, являющаяся основным комплексным направлением по совершенствованию работы автомобильного транспорта.

 

Перед выездом на линию водитель получает путевой лист и сменное задание на перевозку грузов. При выдаче путевого листа он получает инструктаж о маршрутах, условиях перевозки, способах связи, погодных и дорожных условиях.

 

Связь водителя с диспетчером осуществляется по телефону, радио или личным контактом с линейными диспетчерами, находящимися на передвижных или постоянно действующих диспетчерских пунктах. В случае вынужденной остановки из-за отказа или неисправностей: и невозможности устранения их своими силами водитель должен сообщить об этом на АТП для принятия мер.

 

В случае непредставления груза заказчиками или сверхнормативного простоя автомобиля водитель обязан сообщить об этом диспетчер; для получения указаний о дальнейшей работе. В этом случае по указанию диспетчера водителю может быть поручена другая работа. По окончании смены водитель должен сдать оформленный путевой лист с товарно-транспортными документами для обработки сменному диспетчеру. Если водитель по каким-либо причинам возвратился на предприятие раньше или позже указанного времени, он должен сообщить диспетчеру о причинах, вызвавших несвоевременный заезд.

 

Контроль за работой водителей на линии осуществляют линейные контролеры. При возникновении неисправности автомобиля, водитель должен принять меры к ее устранению, а если это невозможно –вызвать техническую помощь.

 

Результат выполненной транспортной работы, расход топлива и заработную плату водителя, определяют по путевому листу и товарно-транспортным документам.

 


 

Охрана труда на автомобильном транспорте

На создание безопасных условий труда затрачиваются большие средства, которые из года возрастают. На предприятиях, помимо директора и главного инженера, ответственных за выполнение задач по созданию безопасных условий труда, имеются инженеры по технике безопасности, проводящие систематическую работу по технике безопасности и производственной санитарии.

 

За обеспечением безопасных условий труда ведут наблюдении прокуратура, органы государственного надзора. Кроме государственного контроля за соблюдением трудового законодательства, большая роль отводится общественным организациям. При профсоюзных комитетах АТП создаются общественные комиссии по охране труда, в которых имеются представители всех цехов и подразделений предприятия. Эти комиссии ведут наблюдения за выполнением всех мероприятий по технике безопасности и производственной санитарии, своевременно дают предположения по улучшению условий труда и требуют устранения причин травматизма и заболеваний.

Все лица, поступающие на работу, проходят вводный инструктаж по технике безопасности и производственной санитарии, который является первым этапом обучения технике безопасности. Вторым этапом обучения является инструктаж на рабочем месте с целью усвоения рабочим безопасных приемов труда непосредственно по специальности и на том рабочем месте, где он продолжал работать. Проводят этот инструктаж - мастер цеха или механик колонны.

 

При выполнении работ по специальностям повышенной опасности (к которым относятся и водители) проводятся повторные инструктажи через определенные промежутки времени (1 раз в 3 мес.), а также в каждом случае нарушения техники безопасности.

 

Производственный травматизм возникает вследствие недостатков организации труда, пренебрежения правилами техники безопасности и производственной санитарии и отсутствия должного контроля за их выполнением.

 

К производственному травматизму, относятся: увечья, ранения, ожоги, поражения электрическим током, профессиональные отравления и заболевания, связанные с выполнением своих обязанностей на производстве.

 

Наиболее характерными причинами возникновения несчастных случаев является отсутствие или недостаточный инструктаж персонала о правилах безопасности, нарушение технологического процесса, неисправность оборудования, приспособления и инструмента или его несоответствие условиям выполняемых работ, отсутствие ограждений, надписей, несоответствующая спецодежда, недостаточное освещение, низкий уровень технической культуры производства. Устранение указанных недостатков способствует резкому улучшению условий труда и, последовательно, снижению травматизма. Во время работы двигателя автомобиля, особенно при неправильной регулировке системы питания, вместе с отработавшими газами в атмосферу выделяются токсичные вещества, что может привести к отравлениям. Отравление организмачеловека может быть хроническим, развивающимся постепенно под действием токсичных веществ, поступающих в организм в малых концентрациях, и острым – возникающим при внезапном попадании в организм больших порций токсичного вещества. Опасными являются и простудные заболевания, возникающие из-за несоответствующей одежды и плохих условий работы.

 

Наиболее распространенными токсичными веществами, встречающиеся в практике работы АТП, являются: тетраэтилсвинец, окись углерода, акролеин, окислы азоты, кислоты, щелочи, бензин, ацетон, антифриз и д.р. Чтобы не допустить отравления указанными веществами, необходимо постоянно вентилировать помещения, где возможно их проявление. Нельзя допускать использования вредных веществ, в том числе бензина, дизельного топлива и других для мытья рук, одежды, деталей. Хранить ядовитые вещества следует в специально выделенной для этой цели посуде отдельно от других жидкостей. Работа автомобильного двигателя в закрытых помещениях допускается только для заезда и выезда автомобиля при условии, что помещение вентилируется. Кабина водителя должна быть защищена от проникновения отработавших газов. Необходимо следить также, чтобы система выпуска отработавших газов была герметична.

 

При отсутствии вентиляции может наступить хроническое отравление, в этом случае появляется головная боль, головокружение, плохой сон. Отравление может привести к потере сознания, если концентрации окиси углерода составит 0,65 мг и более на 1 л воздуха. Смертельным считается содержание 2,5 мл. окиси углерода на 1 л воздуха. Если содержание акролеина достигает 0,07 мг на 1 л воздуха, то человек может перенести такую концентрацию не более 1 мин.

 

Большое влияние на здоровье работающих и производительность труда оказывает температурный режим во время работы. Высокие температуры вызывают тепловой удар, низкие температуры могут привести к обморожению. Нельзя для обогрева во время отдыха в кабине использовать работающий двигатель, так как может наступить отравление газом.

 

Правильное и достаточное освещение рабочих мест и производственных помещений способствует предупреждению травматизма и повышение производительности труда, в противном случае рабочий вынужден близко наклоняться к обрабатываемым изделиям и химически вредным продуктам, что увеличивает опасность травматизма, отравления и повреждения глаз.

 

Положительное влияние на предупреждение производственного травматизма и повышение производительности труда имеет культура производства и техническая эстетика.

 

Наличие исправных инструментов, необходимых приспособлений удобство их размещения на рабочем месте, чистота, тон окраски оборудования и помещений, правильный подбор освещения, озеленение помещений и территории- все эти элементы технической эстетики должны быть присущи своевременному АТП при высокой научной организации труда водителя.

 

Помещение гаража и территорию открытой стоянки автомобилей нужно тщательно убирать, на территории стоянки нельзя хранить предметы, не относящиеся к оборудованию их, а использование обтирочные материалы необходимо хранить вне помещения в специальных, предназначенных для этой цели металлических ящиках.

 

Хранение топлива и смазочных материалов допускается толь в специальной таре и в огнестойком помещении или в цистернах, врытых в землю.

 

Помещения, где выполняют техническое обслуживание и ремонт автомобилей, должны быть хорошо освещены и содержаться в чистоте. Запрещается техническое обслуживание не очищенных от грязи автомобилей.

 

Рабочие места нужно также тщательно убирать, а станки и другое оборудование необходимо обеспечить надежными предохранительными устройствами. Убирают рабочие места, и помещения при неработающих станках, механизмах и другом оборудовании.

 

Исходя из требований охраны труда на территории автотранспортного предприятия должен быть установлен четкий порядок движения автомобилей, а также запрещено управление автомобилем лиц, не имеющим удостоверение водителя.

 

Схема движения, разрешенная скорость и опасные участки называются дорожными знаками и изображаются на щитках, устанавливаемых на территории АТП.

 

При эксплуатации автомобиля на линии водитель отвечает за соблюдение правил техники безопасности всеми лицами, связанными с работой на нем. Если при выполнении трансфертной работы создаются условия, не соответствующие требованиям техники безопасности, водитель обязан прекратить работу, сообщить об этом администрации АТП и без разрешения (до устранения этих условий) не возобновлять её.

 

Выезжать на линию водитель и имеет право только на исправном, автомобиле; перевозка людей в кузове автомобиля допускается с разрешения администрации и только тех, кто связан с выполнением транспортной работы. Неисправный автомобиль нужно буксировать при помощи стального троса или металлической штанги с обязательным соблюдением требований Правил дорожного движения. Неукомплектованные автомобили всех марок и типов не допускаются к эксплуатации, техническое состояние автомобиля должно полностью соответствовать требования Правил дорожного движения.

 

Автомобиль-цистерна, перевозящий горючие жидкости, должен иметь не менее двух густопенных огнетушителей, металлические цепочки для заземления, приспособления для крепления шлангов в нерабочем состоянии. Выпускная труба глушителя выводится вперед справа по ходу с наклоном выпускного отверстия вниз. Люк и краны должны быть исправны и не иметь подтекания.

 

Бортовой автомобиль, предназначенный для перевозки легковоспламеняющихся, огнеопасных и взрывчатых грузов в таре, должен иметь выпуклую трубу, выведенную вправо (под радиатор) с наклоном выходного отверстая вниз, и два густопенных огнетушителя. На автомобилях, перевозящих огнеопасные грузы, должна быть надпись «Огнеопасно».

 

Все работы, предусмотренные техническим обслуживанием или связанные с ремонтом автомобиля, разрешается выполнять только на специально оборудованных постах. При этом автомобиль должен быть надежно заторможен, а двигатель обязательно выключен и повешен предупредительный плакат «Двигатель не пускать - работают!». Если при выполнении указанных работ, автомобиль необходимо поднять, домкратом или гидравлическим подъемником, то работать с ними можно только поставив под него козелки или надежный упор.

 

Тяжелые агрегаты разрешается поднимать механизмами; проверять двигатели следует только в помещениях, оборудованных приспособлениями для отсоса отработавших газов, а тормоза - на площадках, оборудованных для этой цели.

 

При работе на автомобиле, находящемся на подъемнике, следует проверять блокировку подъемника на самоопускание и установить опоры. На механизм управления подъемником нужно повесить предупредительный плакат «Не включать - работают люди!».

 

Все лица, занятые на погрузочно-разгрузочных работах, должны строго соблюдать требования техники безопасности. Погрузку и разгрузку нужно выполнять с применением механизмов, предназначенных для этой цели. Никто не должен находиться в радиусе вылета стрелы погрузочного механизма. Автомобиль, находящийся под погрузкой или разгрузкой, нужно затормозить; водитель не имеет права отлучаться от места погрузки или разгрузки. Если автомобиль устанавливался для загрузки из бункера, то подъезжать под него следует задним ходом, ориентируясь по установленным ограничителям, а центр кузова надо расположить под отверстием бункера. При погрузочно-разгрузочных работах запрещается выполнять ремонтные работы, осмотр операции технического обслуживания.

 

Погруженные на автомобиль контейнера необходимо хорошо закрепить, не допуская их перемещения в кузов. Центр тяжести автомобиля загруженного контейнерами (особенно высокими), находится значительно выше. Учитывая это, водителю автомобиля, перевозящего контейнеры, нужно двигаться и тормозить плавно, на поворотах уменьшая скорость движения. Запрещено перевозить пассажиров в кузове вместе с контейнерами.

 

При перевозке удобрений, ядохимикатов и гербицидов веществ; есть опасность поражения водителей и грузчиков, поэтому при перевозке таких грузов необходимо соблюдать ряд мер предосторожности.

 

Ядохимикаты и опасные для здоровья и окружающей среды удобрения, следует перевозить только в специальной таре, на которой несмываемой краской должно быть нанесено полное название груза. На таре наносят также надпись «Яд».

 

Погрузку и выгрузку ядовитых веществ нужно выполнять с наветренной стороны, водителя при погрузке или выгрузке плотно закрывается, а водитель выходит и находится в стороне.

 

Грузчики и водители должны проходить инструктаж по правилам безопасности обращения с ядохимикатами и ядовитыми веществами. Грузчики, выполняющие погрузку или выгрузку ядов и ядовитых веществ, должны надевать пыленепроницаемую одежду, иметь респираторы и противопылевые очки. При перевозке ядохимикатов, удобрений и гербицидов запрещается перевозить людей в кузовах этих автомобилей. Жидкие ядохимикаты запрещается перевозить в туман и гололедицу. Автомобили, занятые под перевозку жидких удобрений, размещают отдельно от других и после перевозки ядохимикатов и удобрений подвергаются уборке и дезинфекции.

 

Бензин - это огнеопасная легковоспламеняющаяся жидкость, вызывающая раздражение при попадании на кожу. Обращаться с бензином и тарой из-под него следует с особой осторожностью, так как оставшиеся в таре пары его легко воспламеняются. Кроме того, следует знать, что в этилированном бензине имеется сильнодействующий тетраэтилсвинец, вызывающий тяжелое отравление организма. Заправлять автомобиль этилированным бензином из ведра категорически запрещается. Не допускается мытьё рук, деталей и одежды этилированным бензином.

 

Заправляя автомобиль этилированным бензином на заправочных колонках, следует находиться с наветренной стороны, а при ремонте деталей двигателя, работающего на этилированном бензине, необходимо их погрузить в керосин на 10...20 мин дляобезвреживания отложившегося на них тетраэтилсвинца.

 

Попавший на кожу этилированный бензин обезвреживается промыванием участка кожи или одежды керосином или теплой водой с мылом. При попадании этилированного бензина в глаза их необходимо промыть 2 %-ным раствором соды или теплой водой, а затем обратиться в лечебное учреждение. Для. обезвреживания этилированного бензина можно использовать хлорную известь, растворенную теплой водой. Использование сухой извести для этой цели недопустимо. Участок, на котором был пролит этилированный бензин, посыпают песком, затем сметают его и наносят равномерный слой кашицей из хлорной извести (1,5 л. на 1м2); через 4...5 ч. известь можно смывать.

 

Учитывая ядовитость этилированного бензина, персонал, имеющих соприкосновение с ним должен работать только в спецодежде и специальной обуви, которыми он обеспечивается за счет предприятия, и иметь средства индивидуальной защиты.

 

Ко всем рабочим местам на АТП, где используют этилированный бензин, подводится теплая вода, кроме того, они обеспечиваются емкостями с керосином, мылом, чистой ветошью и полотенцами. Необходимо знать, что пары этилированного бензина не менее ядовиты, чем сам бензин, поэтому категорически запрещается прием пищи в производственных помещениях, где работают с этилированным бензином, и выход в спецодежде в другие помещения. Засасывание этилированного бензина через шланг недопустимо.

 

Обращение с антифризом требует особой осторожности, так как он содержит в себе сильнодействующую ядовитую жидкость — этиленгликоль, которая при попадании в организм приводит к тяжелому отравлению. Правилами применения антифриза запрещается выдача его в открытую посуду, а заправка им автомобилей на раздаточных колонках производится непосредственно в систему охлаждения двигателя. Переливать антифриз из одной емкости в другую разрешается только при помощи предназначенных для этого насосов.

 

На всех емкостях и таре, в которой хранят или транспортируют антифриз, должна быть хорошо заметная надпись «Яд»; наносимая несмываемой краской, а пробки и горловины должны быть запломбированы независимо от того, имеется в ней антифриз или нет. После операций, связанных с применением антифриза, необходимо хорошо промыть руки с мылом.

 

Кислоты хранят и транспортируют в стеклянных бутылках с притёртыми пробками. Бутылки помещают в лозовые корзины с мягкой древесной стружкой. Сверху корзины закрыты металлическими крышками, сготовленными также из лозы. При переноске бутылей используют вилки и тележки с гнездами. Необходимо помнить, что кислоты при падании на кожу вызывают ожог.

 

Нитрокраска, ацетон и другие растворители выделяют пары, которые при вдыхании могут вызыватьотравление, а при попадании на кожу раздражение и ожоги. Производить окраску автомобилей нужно в хорошо вентилируемых помещениях. После работы с кислотами и нитрокрасками и их растворителями нужно тщательно мыть руки теплой водой с мылом.

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: