Прочитайте текст и выполните задания 1—3.




ВАРИАНТ 2

Часть 1

Ответами к заданиям 1—24 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел).

Прочитайте текст и выполните задания 1—3.

1) Человек всегда стремился выйти за границы реальности, проникнуть в мир, где действуют силы, управляющие судьбами людей. (2)Инструментов для этого придумано множество, в частности ритуалы с масками. (3)Функции масок в разные времена и у разных народов были разные. (4)Одни олицетворяли спустившихся на землю богов, другие изображали мифических или даже литературных героев, третьи считались знаками принадлежности к закрытым сообществам. (5)Маски всегда давали участникам ритуала возможность почувствовать себя причастными к чему-то выходящему за рамки быта. (6)..., чем дольше служит маска какому-то сообществу, тем больше она символизирует.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1)Человек всегда стремился выйти за границы реальности, проникнуть в мир, где действуют силы, управляющие судьбами людей.

2)Ритуалы с масками всегда давали участникам возможность почувствовать себя причастными к чему-то выходящему за границы реальности.

3)Функции масок в разные времена и у разных народов были разные.

4)Маски выполняли разные функции: олицетворяли спустившихся на землю богов, изображали мифических или даже литературных героев, считались знаками принадлежности к закрытым сообществам.

5)Маски, олицетворявшие богов или свидетельствовавшие о принадлежности к сообществу, позволяли людям приобщиться к силам, управляющим судьбами людей.

Ответ________________________

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в шестом (6) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Следовательно Как правило Итак Однако Может быть

Ответ__________________________

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЗНАК. Определите значение, в котором это слово употреблено в четвёртом (4) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ЗНАК, -а, м.

1)Пометка, изображение, предмет, которыми отмечается, обозначается что-нибудь. Дорожные знаки.

2)Внешнее обнаружение, признак чего-нибудь. Знаки внимания.

3)Жест, движение которым сигнализируют, сообщают что-нибудь. Подавать знаки рукой.

4)Значимая единица языка. Языковые знаки.

Ответ________________________________

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

прозОрлива щавЕль срЕдства дОгмат фОрзац

Ответ___________________________

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

На базе слышались КОНСКИЙ топот и ржание.

Картофель, ветчина и ЛУКОВЫЙ суп всегда подавались к обеду.

Далеко заходили МЕЧТАТЕЛЬСКИЕ планы, сдерживаемые лишь волей старших.

На банкете подали ИГРИВОЕ вино.

Обязанности, выполнения которых требовала НАСТОЯТЕЛЬСКАЯ должность, были игуменье не в тягость.

Ответ______________________________

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

много БАСЕН ДВОЕ сестёр ПРИЛЯГ на диван

самый ЧЕСТНЫЙ быстро ОБЕРНЁТСЯ

Ответ______________________________

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Грамматические ошибки Предложения
A)нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом Б) ошибка в построении сложного предложения B)неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом (ошибка в управлении) Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм   1)К давлению столба воды высотой 10 метров прибавляется такое же давление столба воздуха над водой. 2)В последние годы Ливонской войны Ладога была одной из передовых крепостей, в задачу которых было отражать нападения шведов. 3)Приверженцы фэншуй верят, то что можно создать гармонию в жизненном пространстве, управляя потоками энергии. 4)После Второй мировой войны в США хлынул поток иммигрантов, стремящийся сделать успешную карьеру в стране больших возможностей. 5)Во время Гражданской войны в США (1861-1865)доллары обрели знакомую бумажную форму: в южных штатах печатают купюры с серым реверсом, на севере — с зелёным. 6)Археологи установили точное расположение оборонительных конструкций, которые ранее были известны только по архивным документам и картам. 7)В 1546 году Испания заполучила одно из самых больших месторождений серебра в мире. 8)Цокая языком, зверьком издаются звуки, которые, отражаясь от предметов, помогают определить их пространственное положение. 9)Хотя глаза у всех людей устроены одинаково, зрительное восприятие может заметно отличаться.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д
         

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

ч...стокол

ск...морох

р…вноправие

утв...рь

обм…кнуть

Ответ___________________________

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

дез...нформация, об...скать

ни…вергаться, бли…сидящий

фельд...егерь, нав...юченный

о...кланяться, пре...рейсовый

пр…клонить колени, пр...учить

Ответ________________________

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е. застра...вающий

испар...на

гуттаперч..вый

перекра…вать

причудл...вый

Ответ________________________

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И. неотъемл…мый

замеш...нное(тесто)

нераскач...нный

(собака) ла...т

местность обезлес…ли

Ответ___________________________

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Светлана услышала от Коли ничего (НЕ)ПРОЯСНЯЮЩИЕ оправдания. (НЕ)ОБРАБОТАННЫЙ медиками нарыв может долго болеть.

В Наташином рисунке уже (НЕ)БЫЛО прерывистых линий.

Выбор темы исследования (НЕ)РАЗРЫВНО связан с анализом проблемного поля.

(НЕ)МЕШКАЯ ни секунды, члены команды приступили к обсуждению.

Ответ______________________________

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(КАК)РАЗ в это самое время в дверь постучали, (ПРИ)ЧЁМ довольно сильно.

Необходимо (ПО)НЕМНОГУ вводить в тесто молоко, ЧТО(БЫ) оно было не столь густым.

(ОТ)ЧЕГО ты не хочешь прийти в субботу? Это, (ПО)МОЕМУ, не плохой вариант.

Стоит только свернуть на (КАКУЮ)НИБУДЬ просёлочную дорогу, как не встретишь ни одного прохожего, КАК(БУДТО) всё вымерло.

Оппонент (НИ)(В)КАКУЮ не соглашался с тем, что пытался внушить ему (В)СЕРДЦАХ шеф.

Ответ_____________________________

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Семёнов смолоду был трезве(1)ком и труже(2)иком, участвовал в осушении тряси(3)ых болот, за что получил правительстве(4)ую награду, и побеждал в райо(5)ых соревнованиях по лёгкой атлетике.

Ответ____________________________

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1)Артель мастеровых вышла наружу и со смущением остановилась против музыкантов.

2)В белом домике главнокомандующему Корнилову отвели угловую комнату поставили полевые телефоны стол и кресло.

3)Вощев иногда наклонялся и подымал камешек а также другой слипшийся прах и клал его на хранение в свои штаны.

4)На щеках быстро вспыхивал густой румянец и так же быстро разливалась матовая бледность.

5)Ника вспомнил волшебную приподнятость ночи рассвет и своё утреннее всемогущество...

Ответ___________________________

16. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Усатый подполковник с перевязанной головой (1) молодой красавец (2) поглядывал на прехорошенькую медсестричку (3) выскочившую посмотреть станцию (4) и постукивал многозначительно ногтем по картонной крышечке папирос (5) не заметив, что рядом (6) открыв от изумления рот (7) и (8) затаив дыхание (9) воззрился на драгоценную коробочку маленький оборвыш Колька.

Ответ___________________________

17. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Рифма (1) звучная подруга (2)

Вдохновенного досуга(3)

Вдохновенного труда(4)

Ты умолкла, онемела;

Ах (5) ужель (6) ты (7) улетела,

Изменила навсегда!

<…>

Ты (8) бывало(9) мне внимала,

За мечтой моей (10) бежала,

Как послушное дитя;

То, свободна и ревнива,

Своенравна и ленива,

С нею спорила шутя.

(А.Пушкин)

Ответ_________________________

18. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В письме был кратко описан поход (1) и два сражения (2) в которых участвовал Николушка (3) производство в офицеры (4) и сказано (5) что он целует руки maman и papa (6) прося их благословения (7) и целует Веру, Наташу, Петю.

Ответ_________________________

19. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Студент опять подумал (1) что (2) если Василиса заплакала, а её дочь смутилась (3) то, очевидно, то (4) о чём он только что рассказывал (5) что происходило девятнадцать веков назад (6) имеет отношение к настоящему...

Ответ___________________________

 

Прочитайте текст и выполните задания 20—25.

(1)Археологи не обнаруживали бы таких ранних стадий человеческого существования, когда не было бы у нас искусства. (2)Ещё в предутренних сумерках человечества мы получили его из Рук, которых не успели разглядеть. (3)И не успели спросить: з а ч е м нам этот дар? как обращаться с ним?

(4)И ошибались, и ошибутся все предсказатели, что искусство разложится, изживёт свои формы, умрёт. (5)Умрём — мы, а оно — останется. (6)И ещё поймём ли мы до нашей гибели все стороны и все назначенья его?

(7)...Искусство растепляет даже захоложенную, затемнённую душу к высокому духовному опыту. (8)Посредством искусства иногда посылаются нам, смутно, коротко, — такие откровения, каких не выработать рассудочному мышлению.

(9)Как то маленькое зеркальце сказок: в него глянешь и увидишь — не себя, — увидишь на миг Недоступное, куда не доскакать, не долететь. (10)И только душа занывает...

(11)Достоевский загадочно обронил однажды: «Мир спасёт красота». (12)Что это? (13)Мне долго казалось — просто фраза. (14)Как это возможно? (15)Когда в кровожадной истории, кого и от чего спасала красота? (16)Облагораживала, возвышала — да, но кого спасла?

(17)Однако есть такая особенность в сути красоты, особенность в положении искусства: убедительность истинно художественного произведения совершенно неопровержима и подчиняет себе даже противящееся сердце. (18)Политическую речь, напористую публицистику, программу социальной жизни, философскую систему можно по видимости построить гладко, стройно и на ошибке, и на лжи; и что скрыто, и что искажено — увидится не сразу. (19)А выйдет на спор противонаправленная речь, публицистика, программа, иноструктурная философия, — и всё опять так же стройно и гладко, и опять сошлось. (20)Оттого доверие к ним есть — и доверия нет.

(21)Попусту твердится, что к сердцу не ложится.

(22)Произведение же художественное свою проверку несёт само в себе: концепции придуманные, натянутые не выдерживают испытания на образах: разваливаются и те и другие, оказываются хилы, бледны, никого не убеждают. (23)Произведения же, зачерпнувшие истины и представившие нам её сгущённо-живой, захватывают нас, приобщают к себе властно, — и никто, никогда, даже через века, не явится их опровергать.

(24)Так может быть, это старое триединство Истины, Добра и Красоты — не просто парадная обветшалая формула, как казалось нам в пору нашей самонадеянной материалистической юности? (25)Если вершины этих трёх дерев сходятся, как утверждали исследователи, но слишком явные, слишком прямые поросли Истины и Добра задавлены, срублены, не пропускаются, — то, может быть, причудливые, непредсказуемые, неожидаемые поросли Красоты пробьются и взовьются в то же самое место, и так выполнят работу за всех трёх?(А.И. Солженицын*)

* Александр Исаевич Солженицын (1918-2008) — русский писатель, драматург, публицист, поэт, общественный и политический деятель.

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)Автор является сторонником божественного происхождения искусства.

2)Вопрос о назначении искусства не сразу раскрывается перед людьми.

3)Искусство способно побудить думать и чувствовать любого человека, даже недобродетельного.

4)Старое триединство Истины, Добра и Красоты изжило себя и в наше время не актуально.

5)Лишь «в пору самонадеянной материалистической юности» можно верить в триединство Истины, Добра и Красоты.

Ответ_____________________________

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1)В предложении 8 дан вывод, к которому подводит суждение, высказанное в предложении 7.

2)В предложениях 4-8 представлено рассуждение.

3)Предложения 2-23 включают описание.

4)Предложения 17-20 не содержат повествования.

5)В предложениях 17, 22, 23 даны ответы на вопросы, поставленные в предложениях 12, 14-16.

Ответ_____________________________

22. Из предложений 4-8 выпишите индивидуально-авторские неологизмы.

Ответ_____________________________

23. Среди предложений 1-8 найдите такое (-ие), которое (ые) соединяется(-ются) с предыдущим при помощи лексического повтора и личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Ответ______________________________

24. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20—23.

«А.И. Солженицын говорит о божественном происхождении искусства, применяя при этом (А)____________ (предложение 2). Автор заставляет читателей задуматься, а средством реализации этого намерения служат (Б)____________(предложения 3, 6, 25).Образность тексту придаёт применение такого изобразительного средства, как (В)__________(затемнённую душу, рассудочному мышлению, противящееся сердце). Остроту мысли подчёркивает такой приём, как (Г)____________(предложения 18-20 и 22, 23)».

Список терминов:

1)эпитет 6)диалектизм

2)вопросно-ответное единство 7)антитеза

3)перифраз 8)градация

4)метафора 9)риторический вопрос

5)разговорная лексика

Часть 2

Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте формулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).Объём сочинения — не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: