Оборудование: конспект лекции, пояснительные примеры, глоссарий к теме, схема видов способностей.
Литература:
Немов Р.С.Общая психология: Краткий курс. - СПб.:Питер, 2005. - С. 149-210.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998.-С.487-491.
3. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г Мещерякова. –
Е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 440 с.
4. П сихологический словарь / Под общей ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского; ред.-составитель Л. А. Карпенко.— 2-е изд., расширенное, испр. и доп.— Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС», 1998.
План
1. Предпосылки развития способностей - задатки.
2. Понятие «способностей», их виды.
3. Талант – высший уровень развития способностей. Природа происхождения таланта.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
II. Сообщение цели и задач.
III. Изучение нового материала.
Предпосылки развития способностей - задатки.
Попробуем разобраться в том, какая связь существует между способностями и задатками человека.
Задатками называют не сами способности, а лишь предпосылки к их развития.
Это то, чем человек уже обладает, что ему дано или задано еще до начала развития у него соответствующих способностей.
У человека есть два вида задатков: врожденные и приобретенные.
Первые также иногда называют природными, а вторые — социально обусловленными, поскольку задатки первого вида даны человеку с рождения (заданы от природы), а задатки второго вида он приобретает в результате научения.
Своеобразной музыкальной способностью является так называемый абсолютный слух, выражающийся в том, что человек может узнавать высоту отдельных звуков, не прибегая к сравнению их с другими звуками, высота которых известна, т. е. это способности, в основе которой лежат врожденные задатки.
Приступив к изучению способностей человека (эти исследования началась с XVI в.) ученые задумались над вопросом о том, что представляют собой врожденные, или природные, задатки с точки зрения их анатомо-физиологической основы. Долгое время считалось, что общая, или относительная, масса мозга (отношение веса мозга к весу тела) может свидетельствовать о наличии у человека задатков: чем больше абсолютный или относительный вес мозга, тем, соответственно, больше задатков. Эта идея была признана несостоятельной по двум причинам.
Во-первых, выяснилось, что у некоторых животных, например у слона и у кита, вес мозга больше, чем у человека.
Во-вторых, среди людей не подтвердилось наличие связи между весом мозга испособностями. Нашлось немало людей с небольшим несом мозга (например, французский писатель А. Франс), но с высокоразвитыми способностями; обнаружились также люди с гораздо большим весом мозга (к примеру, русский писатель И. Тургенев), но примерно с такими же способностями.
Другая идея связала задатки человека не с весом, а со строением мозга: чем сложнее и дифференцированнее он устроен, тем больше имеется задатков. Эта идея возникла ибыла весьма популярной в течение конца XIX - начала XX в. На основе этих данных была высказана мысль о том, что задатки к развитию отдельных способностей могут быть локализованы в ограниченных участках коры головного мозга, что их разрастание свидетельствует о наличии у человека соответствующих задатков. Сторонники данного учения (оно получило название «локализационизм») разделялиповерхность коры головного мозга на множество мелких зон и с каждой такой зоной связывали наличие у человека определенных способностей.
Данная концепция также вскоре были отвергнута и признана несостоятельной.
Свой вклад в решение проблемы анатомо-физиологической основы задатков внес русский ученый И. П. Павлов. Открыв три пары основных свойств нервной системы: сила-слабость, подвижность-инертность,уравновешенность-неуравновешенность, он высказал предположение о том, что именно свойства нервной системы можно рассматривать как физиологическую основу задатков к развитиюспособностей. Однако и эта идея была подвергнута серьезной критике, под влиянием которой пришлось от нее отказаться.
Высшие, культурно обусловленные способности, свойственные лишь человеку, — это художественные, технические, лингвистические, музыкальные, математические и многие другие способности. Они имеют иное происхождение, формируются и развиваются иначе, чем элементарные способности — те, для развития которых существенны природные задатки, и развитие которых напрямую зависит от имеющихся у человека природных задатков. Условиями и предпосылками развитияу человека высших способностей являются следующие.
1. Наличие общества, социально-культурной среды, созданной трудом многих поколений людей. Эта среда искусственная, она включает в себя множество предметов материальной идуховной культуры, освоение которых человеком необходимо для развития у него
высших способностей.
2. Отсутствие готовых природных задатков к пользованию соответствующими предметами, необходимость систематического обучения этому.
3.Участие человека в сложных, высокоорганизованных видах человеческой деятельности.
4.Наличие образованных ицивилизованных людей, которые обладают необходимыми способностями ив состоянии их передать
человеку, включая нужные для их развития знания, умения и навыки, располагая соответствующими средствами обучения.
Каждое из названных обстоятельств является необходимым для превращения человека из биологического существа, каким он является в момент рождения, в социализированную личность, обладающую высокоразвитыми человеческими способностями.