Предпосылки развития способностей - задатки.




Оборудование: конспект лекции, пояснительные примеры, глоссарий к теме, схема видов способностей.

Литература:

Немов Р.С.Общая психология: Краткий курс. - СПб.:Питер, 2005. - С. 149-210.

Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998.-С.487-491.

3. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г Мещерякова. –

Е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 440 с.

 

4. П сихологический словарь / Под общей ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского; ред.-составитель Л. А. Карпенко.— 2-е изд., расширенное, испр. и доп.— Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС», 1998.

 

План

1. Предпосылки развития способностей - задатки.

2. Понятие «способностей», их виды.

3. Талант – высший уровень развития способностей. Природа происхождения таланта.

 

Ход занятия:

I. Организационный момент.

II. Сообщение цели и задач.

III. Изучение нового материала.

Предпосылки развития способностей - задатки.

Попробуем разобраться в том, какая связь существует между способностями и задатками человека.

Задатками называют не сами способности, а лишь предпосыл­ки к их развития.

Это то, чем человек уже обладает, что ему дано или задано еще до начала развития у него соответствующих способностей.

У человека есть два вида задатков: врожденные и приобретенные.

Первые также иногда называют природными, а вторые — социаль­но обусловленными, поскольку задатки первого вида даны человеку с рождения (заданы от природы), а задатки второго вида он приобрета­ет в результате научения.

Своеобразной музыкальной способностью является так называемый абсолютный слух, выражающийся в том, что человек может узнавать высоту отдельных звуков, не прибегая к сравнению их с другими звуками, высота которых известна, т. е. это способности, в основе которой лежат врожденные задатки.

Приступив к изучению способностей человека (эти исследования началась с XVI в.) ученые задумались над вопросом о том, что представ­ляют собой врожденные, или природные, задатки с точки зрения их анатомо-физиологической основы. Долгое время считалось, что общая, или относительная, масса мозга (отношение веса мозга к весу тела) может свидетельствовать о наличии у человека задатков: чем больше абсолют­ный или относительный вес мозга, тем, соответственно, больше задат­ков. Эта идея была признана несостоятельной по двум причинам.

Во-первых, выяснилось, что у некоторых животных, например у слона и у кита, вес мозга больше, чем у человека.

Во-вторых, среди людей не подтвердилось наличие связи между весом мозга испособностями. Нашлось немало людей с небольшим несом мозга (например, французский писатель А. Франс), но с высо­коразвитыми способностями; обнаружились также люди с гораздо большим весом мозга (к примеру, русский писатель И. Тургенев), но примерно с такими же способностями.

Другая идея связала задатки человека не с весом, а со строением мозга: чем сложнее и дифференцированнее он устроен, тем больше имеется задатков. Эта идея возникла ибыла весьма популярной в те­чение конца XIX - начала XX в. На основе этих данных была высказана мысль о том, что задатки к развитию отдельных способностей могут быть локализованы в ограниченных участках коры головного мозга, что их разрастание свиде­тельствует о наличии у человека соответствующих задатков. Сторон­ники данного учения (оно получило название «локализационизм») разделялиповерхность коры головного мозга на множество мелких зон и с каждой такой зоной связывали наличие у человека определен­ных способностей.

Данная концепция также вскоре были отвергнута и признана несо­стоятельной.

Свой вклад в решение проблемы анатомо-физиологической ос­новы задатков внес русский ученый И. П. Павлов. Открыв три пары основных свойств нервной системы: сила-слабость, подвижность-инертность,уравновешенность-неуравновешенность, он высказал предположение о том, что именно свойства нервной системы мож­но рассматривать как физиологическую основу задатков к развитиюспособностей. Однако и эта идея была подвергнута серьезной критике, под влиянием которой пришлось от нее отказаться.

Высшие, культурно обусловленные способности, свойственные лишь человеку, — это художественные, технические, лингвистические, музыкальные, математические и многие другие способности. Они имеют иное происхождение, формируются и развиваются иначе, чем элемен­тарные способности — те, для развития которых существенны природ­ные задатки, и развитие которых напрямую зависит от имеющихся у человека природных задатков. Условиями и предпосылками разви­тияу человека высших способностей являются следующие.

1. Наличие общества, социально-культурной среды, созданной тру­дом многих поколений людей. Эта среда искусственная, она вклю­чает в себя множество предметов материальной идуховной куль­туры, освоение которых человеком необходимо для развития у него
высших способностей.

2. Отсутствие готовых природных задатков к пользованию соответствующими предметами, необходимость систематического обучения этому.

3.Участие человека в сложных, высокоорганизованных видах человеческой деятельности.

4.Наличие образованных ицивилизованных людей, которые обладают необходимыми способностями ив состоянии их передать
человеку, включая нужные для их развития знания, умения и навыки, располагая соответствующими средствами обучения.

Каждое из названных обстоятельств является необходимым для превращения человека из биологического существа, каким он являет­ся в момент рождения, в социализированную личность, обладающую высокоразвитыми человеческими способностями.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: