Когда пытаются понять и объяснить, почему разные люди, обстоятельствами жизни поставленные в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, то обращаются к понятию способности, полагая, что разницу в успехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими.
Термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии неоднозначен.
Способности — свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Это наиболее широкое и самое старое из имеющихся определений способностей. В настоящее время им практически уже не пользуются в психологии. (Немов Р.С. стр.200)
Способности — это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Это определение принято сейчас и наиболее распространено. Оно вместе с тем является наиболее узким и наиболее точным.
Способности, считал Б. М. Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и т. п., мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности.
Успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных способностей, причем это сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено различными способами. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счет более сильного развития других.
Рассмотрим вопрос о видах способностей человека. Их довольно много. В первую очередь необходимо различать элементарные и сложные способности. Элементарными, или простейшими, называют способности, связанные с работой органов чувств или со сравнительно простыми движениями, например, способность различения цветов, звуков, запахов, а также скорости и точности простых двигательных реакций. Эти способности обычно имеются у человека с рождения, но могут совершенствоваться в процессе его жизни и деятельности.
Сложными называют способности к различным видам деятельности, связанными с человеческой культурой, например, музыкальные, художественные, литературные, математические и др. Все эти способности не являются прирожденными, поэтому их еще называют социально обусловленными.
У человека также есть общие и специальные способности.
Общие способности включают те, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности, они имеются у всех людей, но развиты у них в различной степени. К ним, например, относятся общие умственные способности и общие двигательные способности.
Специальные способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и ряд других. Наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных и наоборот. Нередко общие и специальные способности сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга.
Следующие виды способностей – это теоретические и практические.
Теоретические способности отличаются тем, что предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, умение ставить и успешно решать теоретические задачи.
Практические способности проявляются в умении ставить и решать практические задачи, связанные с конкретными действиями в реальных жизненных ситуациях (умение человека находить выход из сложных жизненных ситуаций). Такие способности в отличие от общих и специальных, напротив, чаще не сочетаются друг с другом, вместе встречаясь только у одаренных, разносторонне талантливых людей.
Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как вторые проявляются в создание человеком предметов материальной и духовной культуры, в производстве новых идей, в открытиях и изобретениях, словом — индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.
Наконец, существуют коммуникативные и предметно-деятельностные способности.
Коммуникативными называют способности, которые включают в себя знания, умения и навыки, связанные с взаимодействием человека с людьми, с межличностным восприятием и оцениванием, с установлением контактов, расположением людей к себе, оказанием на них влияния.
Предметно-деятельностные способности проявляются в деятельности человека с неодушевленными предметами.
И коммуникативные, и предметно-деятельностные способности взаимно дополняют друг друга. Благодаря их оптимальному сочетанию человек получает возможность полноценно игармонично развиваться.
Способности
/ элементарные / общие / теоретические / учебные / коммуникативные | \ сложные \ специальные \ практические \ творческие \ предметно-деятельностные |
Способности человека не только совместно определяют успешность деятельности и общения, но и взаимодействуют друг с другом, оказываядруг на друга определенное влияние.
Кроме понятия «способности» в психологии для характеристики умения человека справляться с разными видами деятельности используются также понятия «одаренность», «талант» и «гениальность».
Одаренным называют человека, который с рождения обладает хорошими задатками к развитию способностей.
Талантливый — это человек, который благодаря своим высокоразвитым способностям может добиться (и реально добивается) высоких результатов в том или ином виде деятельности.
Гениальный — это человек, уже добившийся выдающихся, признанных успехов в определенном виде деятельности.