VI. Федеральное правительство




Статья 62

Федеральное правительство состоит из Федерального канцлера и федеральных министров.

Статья 63

1. Федеральный канцлер избирается без прений Бундестагом по предложению Федерального президента.

2. Избранным считается лицо, получившее большинство голосов членов Бундестага. Избранное лицо назначается Федеральным президентом.

3. Если предложенное лицо не избрано, Бундестаг может в течение четырнадцати дней после этих выборов избрать Федерального канцлера абсолютным большинством голосов своих членов.

4. Если в течение этого срока избрание не состоялось, немедленно проводится новый тур голосования, после которого избранным считается лицо, получившее наибольшее число голосов. Если избранное лицо собрало большинство голосов членов Бундестага, Федеральный президент должен назначить его в течение семи дней после выборов. Если избранное лицо не собрало такого большинства, Федеральный президент должен в течение семи дней либо назначить его, либо распустить Бундестаг.

Статья 64

1. Федеральные министры назначаются и увольняются Федеральным президентом по предложению Федерального канцлера.

2. При вступлении в должность Федеральный канцлер и федеральные министры приносят перед Бундестагом присягу, предусмотренную статьей 56.

Статья 65

Федеральный канцлер определяет основные направления политики и несет за них ответственность. В пределах этих основных направлений каждый федеральный министр самостоятельно и под свою ответственность ведет дела своей отрасли. При расхождении мнений федеральных министров решает Федеральное правительство. Федеральный канцлер ведет дела правительства согласно Регламенту, принятому Федеральным правительством и одобренному Федеральным президентом.

Статья 65а35

Федеральный министр обороны обладает правом издавать приказы и командовать вооруженными силами.

Статья 66

Федеральный канцлер и федеральные министры не могут занимать какую-либо другую оплачиваемую должность, осуществлять коммерческую либо профессиональную деятельность или входить в состав руководства, а без согласия Бундестага — ив состав наблюдательного совета предприятия, имеющего целью извлечение прибыли.

Статья 67

1. Бундестаг может выразить недоверие Федеральному канцлеру лишь путем выборов большинством голосов его преемника и обращения к Федеральному президенту с просьбой об отстранении Федерального канцлера от должности. Федеральный президент должен удовлетворить эту просьбу и назначить избранное лицо.

2. Между предложением о выражении недоверия и выборами должно пройти сорок восемь часов.

Статья 68

1. Если обращение Федерального канцлера с ходатайством о выражении ему доверия не встретит одобрения большинства членов Бундестага, Федеральный президент может по предложению Федерального канцлера в течение двадцати одного дня распустить Бундестаг. Право на роспуск утрачивается, если Бундестаг изберет большинством голосов другого Федерального канцлера.

2. Между ходатайством о выражении доверия и голосованием должно пройти сорок восемь часов.

Статья 69

1. Федеральный канцлер назначает одного из федеральных министров своим заместителем.

2. Полномочия Федерального канцлера или федерального министра оканчиваются в любом случае с момента созыва нового Бундестага, а функции федерального министра также при любом ином прекращении полномочий Федерального канцлера.

3. По ходатайству Федерального президента Федеральный канцлер, а по просьбе Федерального канцлера или Федерального президента федеральный министр должны продолжить исполнение своих обязанностей до назначения их преемников.

VII. Законодательство Федерации

Статья 70

1. Земли имеют право законодательствовать в той мере, в какой настоящий Основной закон не предоставляет законодательные полномочия Федерации.

2. Разграничение компетенции Федерации и земель определяется согласно предписаниям настоящего Основного закона об исключительной и конкурирующей законодательной компетенции.

Статья 71

В сфере исключительной законодательной компетенции Федерации земля обладает законодательными полномочиями лишь тогда и постольку, когда и поскольку она специально управомочена на это федеральным законом.

Статья 7236

1. В сфере конкурирующего законодательства земли имеют право законодательствовать лишь тогда и постольку, когда и поскольку Федерация не пользуется посредством закона своей законодательной компетенцией.

2. В этой сфере Федерация имеет право законодательства, когда и поскольку существует необходимость федерального законодательного регулирования в целях обеспечения единообразных условий жизни на территории Федерации или сохранения правового и экономического единства в общегосударственных интересах.

3. Федеральным законом может быть установлено, что федеральное законодательное регулирование, в котором более нет необходимости в смысле абзаца 2, может быть заменено правом земли.

Статья 73

Федерация обладает исключительной законодательной компетенцией по следующим вопросам:

1)37 внешние сношения, а также оборона, включая защиту гражданского населения;

2) гражданство Федерации;

3) свобода передвижения, паспортное дело, эмиграция и иммиграция, выдача отдельных лиц другим государствам;

4) валюта, денежное обращение, чеканка монет, эталоны мер и весов, регулирование времени;

5) таможенное и торговое единство территории, договоры о торговле и судоходстве, свобода товарооборота, товарооборот и расчеты с заграницей, включая таможенную и пограничную охрану;

6)38 воздушное сообщение;

6а)39 железнодорожное сообщение, которое целиком или большей частью находится в собственности Федерации (железные дороги Федерации), строительство, поддержание в сохранности и эксплуатация рельсовых путей железной дороги Федерации, а также взимание платы за использование этих путей;

7)40 служба почты и телекоммуникаций;

8) правовое положение лиц, находящихся на службе Федерации и корпораций публичного права федерального ранга;

9) правовая охрана промышленной собственности, авторское и издательское право;

10)41 сотрудничество Федерации и земель:

а) в сфере деятельности уголовной полиции,

b) в защите основ свободного демократического строя, существования и безопасности Федерации или какой-либо земли (охрана Конституции),

с) в предотвращении на территории Федерации попыток путем применения силы или направленных на такое применение подготовительных действий поставить под угрозу международное положение ФРГ, а также в создании Управления федеральной уголовной полиции и борьбе с международной преступностью;

11) статистика, служащая целям Федерации.

Статья 74

Конкурирующая законодательная компетенция распространяется на следующие области:

1) гражданское право, уголовное право и исполнение приговоров, судоустройство, судопроизводство, адвокатура, нотариат и юридическая консультация;

2) акты гражданского состояния;

3) право союзов и собраний;

4) право иностранцев на пребывание и постоянное проживание;

4а)42 правовые нормы об оружии и взрывчатых веществах;

5) отменен Законом от 27 октября 1994 г.;

6) дела беженцев и перемещенных лиц;

7) государственное социальное обеспечение;

8) отменен Законом от 27 октября 1994 г.;

9) военный ущерб и его возмещение;

10)43 обеспечение инвалидов войны и родственников погибших, а также попечение о бывших военнопленных;

10а)44 могилы воинов, могилы других жертв войны и жертв режима насилия;

11) хозяйственное право (горное дело, промышленность, энергетическое хозяйство, ремесла, промыслы, торговля, банковское и биржевое дело, частное страхование);

11 a)45 производство и использование ядерной энергии в мирных целях, сооружение и эксплуатация установок, предназначенных для этих целей; защита от опасностей, возникающих при высвобождении ядерной энергии или при ионизирующем излучении, и захоронение радиоактивных веществ;

12) трудовое право, включая положение о предприятии, охрану труда и посредничество по найму, а также социальное страхование, включая страхование по безработице;

13)46 регулирование помощи учащимся и содействие научным исследованиям;

14) право на конфискацию в сфере действия статей 73 и 74;

15) передача земли, природных ресурсов и средств производства в общественную собственность или иные формы общественного хозяйства;

16) предотвращение злоупотреблений экономической властью;

17) содействие производству в сельском и лесном хозяйстве, обеспечение снабжения продовольствием, ввоз и вывоз продукции сельского и лесного хозяйства, рыболовство в открытом море и прибрежных водах, а также охрана побережья;

18)47 сделки по поводу земельных участков, земельное право (без права участия в освоении земли) и сельскохозяйственная аренда, жилищное дело, устройство населенных пунктов;

19) мероприятия против эпидемических и эпизоотических заболеваний, допуск к врачебным и другим медицинским профессиям и врачебной деятельности, обращение с лекарствами, лечебными средствами, наркотиками и ядами;

19а)48 хозяйственное обеспечение больниц и регулирование тарифов

за предоставляемую ими помощь;

20)49 охрана снабжения продовольствием, предметами потребления, фуражом, семенным и посадочным материалом для сельского и лесного хозяйства, защита растений от болезней и вредителей, а также охрана животных;

21) морское и каботажное судоходство, водные опознавательные знаки, внутреннее судоходство, метеорологическая служба, морские каналы и внутренние водные пути общего назначения;

22)50 дорожное движение, автотранспорт, сооружение и поддержание местных дорог для дальних перевозок, а также взимание и распределение налогов за пользование государственными и общинными дорогами для транспорта;

23)51 рельсовые дороги, кроме железных дорог Федерации, за исключением фуникулеров;

24)52 устранение отходов, охрана воздушного бассейна от загрязнения

и борьба с шумом;

25)53 ответственность государства;

26)54 искусственное оплодотворение людей, исследование изменения наследственности, а также регулирование трансплантации органов и тканей.

255. Принятые согласно абзацу 1, пункт 25, законы требуют одобрения Бундесрата.

Статья 74а56

1. Конкурирующее законодательство распространяется также на оплату и содержание служащих государственных учреждений, находящихся с ними в публично-правовых отношениях службы и верности, поскольку Федерация не обладает согласно статье 73, пункт 8, исключительной законодательной компетенцией.

2. Федеральные законы, изданные в соответствии с абзацем 1, нуждаются в одобрении Бундесрата.

3. Согласия Бундесрата требуют также федеральные законы, издаваемые в соответствии со статьей 73, пункт 8, поскольку они предусматривают иные принципы организации либо другие уровни оплаты и снабжения, включая должностные оклады или иные наименьшие и наивысшие ставки жалования по сравнению с тем, какие устанавливают федеральные законы в соответствии с абзацем 1.

4. Абзацы 1 и 2 действуют соответственно в отношении оплаты и снабжения судей земель. В отношении законов, изданных в соответствии с абзацем 1 статьи 98, применяется абзац 3.

Статья 7557

Федерация имеет право издавать с соблюдением условий статьи 72 основополагающие предписания по следующим вопросам:

1) правовое положение лиц, состоящих на государственной службе земель, общин и других корпораций публичного права, поскольку статья 74а не предписывает иного;

1а) общие принципы в области высшего образования;

2) общее правовое положение печати и кино;

3) охотничье дело, охрана природы и поддержание ландшафтов;

4) отведение земель, организация территорий и водоснабжение;

5) регистрация жителей и выдача удостоверений личности;

6) охрана немецкого культурного наследия от вывоза за границу. Абзац 3 статьи 72 распространяет соответственно свое действие на положение абзаца 1.

2. Рамочные предписания могут содержать лишь в исключительных случаях подробное и непосредственно действующее регулирование.

3. Если Федерация издает рамочные предписания, то земли обязаны издать в течение установленного законом срока законы земли.

Статья 76

1. Законопроекты вносятся в Бундестаг Федеральным правительством, членами Бундестага либо Бундесратом.

258. Законопроекты Федерального правительства представляются предварительно в Бундесрат. Бундесрату принадлежит право дать заключение по ним в течение шести недель. Если в силу уважительных причин, в частности значительного объема законопроекта, требуется продление срока, то срок составляет девять недель. Федеральное правительство может по истечении трех недель или, когда Бундесрат дал заключение о законопроекте согласно предложению 2, по истечении шести недель передать законопроект в Бундестаг, если законопроект был обозначен в порядке исключения как особо срочный в момент передачи его в Бундесрат, даже когда заключение Бундесрата еще не было сообщено Федеральному правительству; по мере дачи заключения Бундесратом правительство обязано немедленно сообщить о нем Бундестагу. В случае, когда речь идет о проектах законов об изменении настоящего Основного закона и о передаче суверенных прав согласно статье 23 или статье 24, срок дачи заключения составляет девять недель; предложение 4 здесь неприменимо.

359. Законопроекты Бундесрата представляются Бундестагу через Федеральное правительство в течение трех месяцев. Оно обязано при этом дать свое заключение. Если в силу уважительных причин, в частности наличия значительного объема законопроекта, требуется продление срока, то срок составляет девять недель. Если Бундесрат обозначил законопроект в порядке исключения как особо срочный в момент передачи его в Бундестаг, то срок составляет три недели или, когда Федеральное правительство дало заключение согласно предложению 3, — шесть недель. В случае, когда речь идет о проектах законов об изменении настоящего Основного закона и о передаче суверенных прав согласно статье 23 или статье 24, срок дачи заключения составляет девять недель; предложение 4 здесь неприменимо. Бундестагом проводится обсуждение и принимается решение о проектах законов в установленные сроки.

Статья 77

1. Федеральные законы принимаются Бундестагом. По принятии они немедленно направляются Бундесрату через Председателя Бундестага.

260. Бундесрат может в течение трех недель по получении принятого закона потребовать созыва комитета из членов Бундестага и Бундесрата для совместного обсуждения закона. Состав и порядок работы этого комитета устанавливаются Регламентом, который принимается Бундестагом и нуждается в одобрении Бундесрата. Члены Бундесрата, входящие в этот комитет, не связаны никакими указаниями. Если для принятия закона требуется согласие Бундесрата, то созыва комитета могут потребовать Бундестаг и Федеральное правительство. Если комитет предложит изменение закона, то Бундестаг должен принять новое решение.

61. В том случае, когда требуется одобрение закона Бундесратом, Бундесрат должен принять решение об одобрении в установленный срок, если только законопроект не подготовлен в соответствии с предложением 1 абзаца 2 или принят без внесения предложения об изменении законодательного решения.

З62. Поскольку для принятия закона не требуется согласия Бундесрата, он может по окончании процедуры в соответствии с пунктом 2 в течение двух недель заявить протест против закона, принятого Бундестагом. Срок для внесения протеста исчисляется в случае, указанном в последнем предложении абзаца 2, со дня поступления нового решения Бундестага, а во всех других случаях со дня получения сообщения председателя комитета, предусмотренного абзацем 2, что рассмотрение в комитете закончено.

4. Если протест принимается большинством голосов Бундесрата, он может быть отклонен решением большинства членов Бундестага. Если Бундесрат принимает протест большинством не менее двух третей голосов его членов, то для его отклонения Бундестагом требуется большинство в две трети присутствующих на заседании или по меньшей мере большинства депутатов Бундестага.

Статья 78

Принятый Бундестагом закон вступает в силу, если Бундесрат его одобряет, не входит с требованием согласно абзацу 2 статьи 77, не заявляет протеста в течение срока, указанного в абзаце 3 статьи 77, отзывает такой протест, а также если протест отклонен Бундестагом.

Статья 79

163. Основной закон может быть изменен только законом, который специально изменяет или дополняет текст Основного закона. Что касается международных договоров, предметом которых является мирное урегулирование, его подготовка или прекращение оккупационно-правового режима, а также договоров, которые предназначены служить обороне Федеративной Республики, то для подтверждения того обстоятельства, что положения Основного закона не препятствуют заключению и вступлению в силу таких договоров, достаточно дополнения текста Основного закона, ограничивающегося таким подтверждением.

2. Такой закон должен быть принят большинством в две трети голосов депутатов Бундестага и в две трети голосов членов Бундесрата.

3. Изменения настоящего Основного закона, затрагивающие разделение Федерации на земли, принципы сотрудничества земель в законодательстве или принципы, установленные статьями 1 и 20, не допускаются.

Статья 80

1. Закон может уполномочить Федеральное правительство, федерального министра или правительства земель издавать постановления. При этом содержание, цели и объем представленных им полномочий должны быть определены законом. В конкретном постановлении должно указываться его правовое основание. Если законом предусматривается дальнейшая передача полномочий, то для такой передачи требуется особое постановление.

264. Одобрение Бундесрата необходимо, если иное не оговорено федеральным законом, для постановлений Федерального правительства или федерального министра о принципах и тарифах при использовании почтовой и электронной связи, о строительстве и эксплуатации железных дорог, а также для постановлений, издаваемых на основании таких федеральных законов, которые нуждаются в одобрении Бундесрата либо исполняются землями по поручению Федерации или как дела, находящиеся в их собственном ведении.

З65. Бундесрат может передать Правительству законопроект для издания постановления, требующего одобрения Бундесрата.

466. Поскольку правительства земель уполномочены федеральным законом или на основании федерального закона издавать постановления, постольку земли правомочны осуществлять регулирование посредством закона.

Статья 80а67

1. Если в настоящем Основном законе или федеральном законе об обороне, включая защиту гражданского населения, устанавливается, что правовые нормы применяются только на условиях, указанных в настоящей статье, их применение вне состояния обороны допустимо, только если Бундестаг провозгласит состояние напряженности или специально одобрит их применение. Объявление состояния напряженности и специальное одобрение в случаях, указанных в статье 12а, абзац 5, предложение 2, и в абзаце 6, предложение 2, требуют большинства в две трети поданных голосов.

2. Меры, принятые на основе правовых норм, отвечающих абзацу 1, должны быть отменены, если этого требует Бундестаг.

3. В отступление от абзаца 1 применение таких норм допускается также на основе и в пределах решения, принятого международным органом в рамках союзного договора с согласия Федерального правительства. Меры, принятые на основе настоящего абзаца, должны быть отменены, если того потребует Бундестаг большинством голосов.

Статья 81

1. Если в случае, предусмотренном статьей 68, Бундестаг не распущен, то Федеральный президент может по представлению Федерального правительства и с согласия Бундесрата объявить состояние законодательной необходимости в отношении какого-либо законопроекта, отклоненного Бундестагом, несмотря на то что Федеральное правительство считало его неотложным. То же относится к случаю отклонения какого-либо законопроекта, когда Федеральный канцлер связывал с ним свое ходатайство по статье 68.

2. Если Бундестаг после объявления состояния законодательной необходимости вновь отклонит данный законопроект или примет его в неприемлемой для Федерального правительства редакции, то закон считается принятым в случае одобрения его Бундесратом. То же относится к случаю, если законопроект не будет принят Бундестагом в течение четырех недель после его нового внесения.

3. В период осуществления полномочий данным Федеральным канцлером любой другой отклоненный Бундестагом законопроект также может быть принят согласно абзацам 1 и 2 в течение шести месяцев после первого объявления состояния законодательной необходимости. По истечении этого срока дальнейшее объявление такого состояния в период полномочий Федерального канцлера не допускается.

4. Основной закон не может быть изменен, частично либо полностью отменен или приостановлен на основании закона, принятого согласно абзацу 2.

Статья 82

1. Законы, принятые на основании предписаний настоящего Основного закона, после их контрассигнации готовятся Федеральным президентом к официальной публикации в Федеральном вестнике законов. Постановления готовятся к официальной публикации издавшими их ведомствами и, если иное не установлено законом, публикуются в Федеральном вестнике законов

2. В каждом законе и каждом постановлении должен быть указан день их вступления в силу. При отсутствии такого указания они вступают в силу через четырнадцать дней после издания их в Федеральном вестнике законов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: