Дать оценку тенденциям развития торговли 2006-2012 гг. (розничная, оптовая торговля, общественное питание)




Проанализировать структуру ВВП за 2006-2012 гг.

Отраслевая структура национальной экономики – совокупность отраслей и видов хозяйственной деятельности, которая характеризуется их количественным соотношением и взаимосвязями. Отрасли национальной экономики – качественно однородные группы хозяйственных единиц с особыми условиями производства в системе общественного разделения труда, однородной продукцией и специфической ролью в процессе расширенного воспроизводства.

Традиционно в национальной экономике выделяют три сектора: 1. сельскохозяйственный сектор, 2. промышленный сектор, 3. сектор услуг. Мировой ВВП по секторам экономики распределяется следующим образом: 5% мирового ВВП создается в сельскохозяйственном секторе, 31% - в промышленном секторе, 64% - в секторе услуг. В Республике Беларусь прослеживается следующая структура ВВП: 13% ВВП формируется в сельскохозяйственном секторе, 42% ВВП – в промышленном секторе и 45% в секторе услуг (согласно НСУР Республики Беларусь до 2020 г. прогнозируется провести структурную трансформацию национальной экономики Республики Беларусь в следующем направлении: 7% ВВП должно формироваться в сельскохозяйственном секторе, 28% - в промышленном секторе и 65% ВВП должно создаваться в секторе услуг, с учетом роста производства по всем секторам национальной экономики).

Проанализируем структуру ВВП Республики Беларусь по видам экономической деятельности 2006 – 2012 гг., данные представим в табл. 1.1.

Таблица 1.1

Удельный вес отраслей, % в ВВП по годам

Отрасли народного хозяйства 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.
Промышленность 28,1 27,1 28,1 28,0 27,2 30,9 31,8
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 7,9 7,5 8,4 8,3 9,2 8,3 8,4
Строительство 8,0 8,5 9,4 9,1 9,6 6,6 6,9
Транспорт и связь 9,3 9,3 8,0 7,7 7,6 7,3 7,1
Торговля и общественное питание 10,0 10,4 10,7 10,6 12,1 15,3 14,3

Источник: [3].

 

На протяжении 2011-2012 годов произошло заметное снижение удельного веса строительства в структуре ВВП, что объясняется сокращением финансирования жилищного строительства – объем инвестиций, использованных в данной сфере в 2011 году, составил 87,8% к уровню 2011 года и 72,3% в 2012 году к уровню 2011 года, а также ростом стоимости одного метра коммерческого жилья. Кроме того, во время финансового кризиса 2010 года было запрещено банковское валютное кредитование физических лиц, не снятое до настоящего времени, что также оказало негативное влияние на способность населения вкладывать средства в строящееся жилье. По сравнению с 2010 годом в 2011 году ввод в действие жилья уменьшился на 17,3%, в 2012 году – на 18,2% по сравнению с 2011 годом.

Графически представим рост реального ВВП Республики Беларусь за 2006 – 2012 гг.

Рис. 1.1. Рост реального ВВП Республики Беларусь за 2006 – 2012 гг.

Источник: [4].

 

В Беларуси потребительские цены на товары и услуги в декабре 2012 г. по сравнению с ноябрем 2012 г. увеличились на 1,4%, с декабрем 2011 г. – на 21,8%, данные Национального статистического комитета.

Продовольственные товары в декабре 2012 г. подорожали на 1,8%, за год – на 25,1%. Цены на непродовольственные товары в декабре 2012 г. увеличились на 0,1%, за год - на 10,3%. Цены и тарифы на платные услуги в декабре 2012 г. по сравнению с ноябрем 2012 г. выросли на 2,6%, с декабрем 2011 г. – на 36,1%.

С 2000 по 2006 год темпы инфляции в Республике Беларусь снижались. В 2007-2008 годах произошёл их рост, в 2009 году - снова снижение, в 2011 году - резкий рост. Инфляция в Белоруссии по годам с 2000 г.: 2000 - 107,5%, 2001 - 46,1%, 2002 - 34,8%, 2003 - 25,4%, 2004 - 14,4%, 2005 - 8,0%, 2006 - 6,6%, 2007 - 12,1%, 2008 - 13,3%, 2009 - 10,1%, 2010 - 9,9%, 2011 — 53,3% за год.

Проанализируем показатели валового внутреннего продукта за 2006 – 2012 гг. в текущих ценах, табл. 1.2.

Таблица 1.2

Показатели ВВП за 2006 – 2012 гг.

               
Валовый внутренний продукт:              
в текущих ценах, млрд.руб.              
в постоянных ценах, в % к предыдущему году 110,0 108,6 110,2 100,2 107,7 105,5 101,7
Валовый внутренний продукт на душу населения, тыс.руб.              

Источник: [3].

 

Данные табл. показывают рост ВВП за 2006 – 2012 гг. в текущих ценах и рост ВВП на душу населения. Однако по темпам роста можно проследить тенденцию к снижению в 2012 г. – 101,7% по сравнению с 2011 г. – 105,5%.

 

2. Определить место и роль торговли в системе национальной экономики

Торговля как самостоятельная отрасль народного хозяйства играет важную роль в развитии всей экономики.

 

В основу деления народного хозяйства на отрасли положено общественное разделение труда. Во отраслью народного хозяйства понимают совокупность предприятий и организаций, которые характеризуются однородностью функций, которые они выполняют, и занимают соответствующее место в системе расширенного воспроизводства.

 

Все отрасли народного хозяйства делятся на отрасли материального производства и непроизводственную сферу. К отраслям материального производства относят также и торговлю, материально-техническое снабжение, заготовки, общественное питание. Объясняется это тем, что во всех этих звеньях и формах товарного обращения основную долю занимают трудовые операции производственного характера. Это доработка, фасовка, упаковка, сортировка, транспортировка, хранение. Будучи отраслью материального производства, торговля участвует в создании валового внутреннего продукта.

Торговля – одна из крупных отраслей Республики Беларусь. Торговля представляет собой обособившуюся на основе общественного разделения труда совокупность предприятий, реализующих потребительские товары путем купли-продажи. Расширение торговой деятельности приводит к экономии живого и овеществленного труда, связанного с реализацией товаров, ускоряет оборот общественного продукта, способствует более полному удовлетворению личных потребностей.

Торговля как самостоятельная отрасли национальной экономики позволяет освободить товаропроизводящие отрасли от необходимости самостоятельно реализовать произведенное, что привело бы к распылению и неэкономичному использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Ориентация торговли на реализацию товаров создает объективные предпосылки для ускорения товарооборачиваемости, уменьшения времени пребывания товаров в сфере обращения, что дает большой народнохозяйственный эффект. Этому способствуют создание специальной материально-технической базы, (складская и торговая сеть, специальные транспортные средства), разработка специальных технологических процессов (по транспортировке, хранению, подготовке к продаже товаров и т.д.), подготовка специалистов.

Управление государственной торговли осуществляет Министерство торговли Республики Беларусь, в потребительской кооперации – Белорусский республиканский союз потребительских обществ. Они проводят государственную политику в сфере торговли и общественного питания, осуществляют контроль за исполнением законодательства о торговле и рекламной деятельности.

Торговля делится на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя торговля осуществляет реализацию товарной продукции на внутреннем рынке страны. Она охватывает оптовую и розничную торговлю. Именно розничная торговля завершает процесс товарного обращения, так как с ее помощью товары, произведенные в других отраслях экономики, доводятся до потребителей [2, с. 363].

С точки зрения предпринимательства, торговля представляет собой вид деятельности, направленный на извлечение дохода, где объектом действий является товарообмен, купля-продажа товаров, а также сопутствующие дополнительные услуги по обслуживанию покупателей в процессе реализации товаров и обеспечение доставки товаров, их хранения и подготовки к продаже.

В настоящее время с развитием рыночных отношений, с реализацией экономических реформ, с обеспечением законодательных норм и правил, торговля относится к наиболее прогрессивным видам деятельности, затрагивающим все слои населения [2, с. 365].

В целях реформирования сферы торговли в период до 2015 года, планируется оптимизация процедур при осуществлении внешней торговли. В целях создания более благоприятного внешнеторгового режима предусматривается завершение работы по согласованию технических регламентов Таможенного союза, устанавливающих единые технические требования к продукции, и направленных на снятие технических барьеров в торговле, а также упрощение декларирования.

Основным преимуществом торговли Республики Беларусь является привлечение инвестиций. Например, одна из самых развитых – сеть ресторанов МакДональдс. За 15 лет работы в Республике Беларусь в развитие сети ресторанов McDonald’s корпорацией было инвестировано более 21 миллиона долларов США. В настоящий момент Иностранным предприятием «Рестораны МакДональдс » заключены инвестиционные договоры на строительство двух новых ресторанов в Минске.

В 2005 - 2010 годах общий объем иностранных инвестиций в развитие торговли и общественного питания составил 18 млрд. долларов США [4].

 

Дать оценку тенденциям развития торговли 2006-2012 гг. (розничная, оптовая торговля, общественное питание)

 

Развитие и состояние розничной торговли анализируется с использованием ряда показателей. Важнейшим из них является объем розничного товарооборота, который в значительной степени отражает и уровень жизни населения. Основные показатели, характеризующие развитие розничной торговли, приведены в табл. 3.3.

Таблица 3.3

Основные показатели розничной торговли Республики Беларусь

за 2006 – 2012 гг.

               
Розничный товарооборот торговли через все каналы распределения:              
в фактически действовавших ценах, млрд.руб. 29488,1 36271,5 48201,6 52033,0 64864,9 112898,8 202309,0
в сопоставимых ценах, в % к предыдущему году 117,5 115,0 119,7 103,5 115,7 109,0 114,1
Число объектов розничной (торговой) сети (на конец года), тыс. 35,4 36,1 41,0 43,4 45,7 47,1 47,8
Торговая площадь магазинов, тыс.кв.м 2674,8     3112,4 3315,8 3517,8 3707,6
Число рынков, ед.              

Источник: [3].

 

Таким образом, розничный товарооборот торговли через все каналы распределения имеет тенденцию роста, за счет роста числа объектов торговли и расширения торговой сети. Однако число рынков в 2012 г. стало снижаться и составило 392 ед. по сравнению с 2011 г. – 396 ед.

Проследим распределение розничного товарооборота торговли через все каналы реализации по формам собственности, данные представим в табл. 3.4.

 

 

Таблица 3.4

Распределение розничного товарооборота торговли через все каналы реализации по формам собственности (в процентах к итогу)

               
Розничный товарооборот торговли через все каналы реализации              
в том числе по формам собственности:              
Государственная 14,6 14,2 14,0 13,8 11,9 11,4 10,6
Частная 82,5 82,8 82,8 82,7 83,2 82,9 83,3
из нее организаций потребительской кооперации 9,4 9,1 9,0 9,3 8,9 8,9 8,4
Иностранная 2,9 3,0 3,2 3,5 4,9 5,7 6,1

Источник: [3].

 

Представим распределение розничного товарооборота по формам собственности на рис. 3.2.

Рис. 3.2. Распределение розничного товарооборота торговли через все каналы реализации по формам собственности, %

Источник: собственная разработка автора на основании табл. 3.4.

Рассматривая розничный товарооборот по формам собственности, можно проследить процесс становления в Беларуси многоукладной торговой системы. Постепенно повышается доля частной собственности в структуре розничного товарооборота (от крупных продовольственных гипермаркетов, до такой формы торговли как интернет магазин бытовой техники) и снижается доля государственного сектора.

Наибольший процент из всех форм собственности имеет частная 83,3% в 2012 г. по сравнению с предыдущими годами, процент государственной формы собственности значительно уменьшился в 2012 г. и составил 10,6%.

Рассмотрим показатели общественного питания Республики Беларусь за 2006 - 2012 гг., данные представим в табл. 3.5, 3.6.

Таблица 3.5

Основные показатели общественного питания Республики Беларусь за 2006 – 2012 гг.

               
Розничный товарооборот общественного питания:              
в фактически действовавших ценах, млрд. руб. 1573,7 1896,8 2449,1 2702,6 3270,7 5573,5 10319,6
в сопоставимых ценах, в процентах к предыдущему году 115,5 110,4 111,0 98,1 110,9 100,9 110,4
Число объектов общественного питания (на конец года), тыс.ед. 10,8 11,1 11,5 11,7 12,0 12,0 12,1

Источник: [3].

Розничный товарооборот общественного питания повысился в 2012 г. на 4746,1 млрд. руб. или 110,4%. Число объектов общественного питания также повысилось и составило в 2012 г. – 12,1 тыс.ед.

Таблица 3.6

Распределение розничного товарооборота общественного питания

по формам собственности (в процентах к итогу)

               
Розничный товарооборот общественного питания              
в том числе по формам собственности:              
Государственная 31,3 30,1 29,1 28,5 23,1 23,4 22,6
Частная 63,1 64,1 65,0 65,6 70,8 70,5 71,2
из нее организаций потребительской кооперации 20,2 20,0 19,3 19,6 18,4 18,0 16,6
Иностранная 5,6 5,8 5,9 5,9 6,1 6,1 6,2

Источник: [3].

Данные табл. 3.6 наглядно представим на рис. 3.3

Рис. 3.3. Распределение розничного товарооборота общественного питания по формам собственности

Источник: собственная разработка автора на основании табл. 3.6.

 

Наибольший удельный вес розничного товарооборота общественного питания имеет частная форма собственности – 71,2%, из нее организаций потребительской кооперации – 16,6%, наименьший удельный вес имеет государственная и иностранная – 22,6% и 6,2% соответственно.

Рассмотрим показатели оптового товарооборота по областям и г.Минск за 2006 – 2012 гг.

Таблица 3.7

Оптовый товарооборот по областям и г.Минск за 2006 - 2012 гг.

               
млрд.руб.
Республика Беларусь 41608,7 50470,5 65889,9 67087,1 85800,4 209947,4 351808,8
Брестская 1290,5 1838,5 2780,4 2775,1 3999,7 6825,2 11405,8
Витебская 2284,4 2617,9 3319,3 3337,6 4643,8 12589,0 22802,4
Гомельская 1351,1 1305,1 1668,0 1674,3 21414,4 4485,3 25537,5
Гродненская 1379,9 1579,7 1903,0 1782,3 1948,2 3865,7 6897,6
г.Минск 31353,7 38186,1 49289,1 48662,7 62528,9 160784,2 240233,0
Минская 2472,2 3103,6 4573,9 6450,8 7204,8 15145,8 36234,4
Могилевская 1476,9 1839,6 2356,2 2404,3 3060,6 6252,2 8698,1
в % к предыдущему году (в сопоставимых ценах)
Республика Беларусь 129,1 99,9 114,1 91,1 109,4 124,1 80,0
Брестская 106,8 117,3 126,1 100,1 123,2 86,5 96,5
Витебская 140,5 94,4 105,7 90,0 118,9 137,5 89,7
Гомельская 102,9 79,6 106,6 89,9 123,3 94,2 102,8
Гродненская 117,7 94,3 100,5 83,8 93,4 100,6 83,2
г.Минск 134,4 100,3 114,6 88,4 109,8 130,4 72,1
Минская 103,3 103,4 122,9 126,3 95,5 106,6 129,8
Могилевская 123,3 102,6 106,8 91,4 108,8 103,6 79,3

Источник: [3].

Рис. 3.4. Оптовый товарооборот по областям и г.Минск за 2006 - 2012 гг.

Источник: собственная разработка автора на основании табл. 3.7.

Оптовый товарооборот Республики Беларусь возрастает с каждым годом. Наибольший оптовый товарооборот имеет Минская область по сравнению с другими областями, наименьший – Гродненская область.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: