Философия Канта: Трансцендентальная эстетика.




Философия Канта: Трансцендентальная логика.

(как возможно чистое естествознание)

через чувствен­ность. Он (предмет) вызывает в нем ощущения- материю, а то, благодаря чему из ощущений складывается образ предмета, является формой. Науку же о них он именует трансцендентальной эстетикой.

Предметом естетвознания является природа. В естество­знании речь идет не только о чувственно воспринимаемых предметах, но и о связях между ними, которые недоступны чувственному созерцанию. При­чем под “предметами” философ понимает не вещи сами по себе, а их явле­ния. Естествознание предполагает действие рассудка. Мыслить же, значит связывать представления и понятия в сознании, устанавливая между ними отношения. Иными словами рассудок выносит свои суждения о понятиях, присоединяя к ним свойства (предикаты), не содержавшиеся в них заранее. Кант называет их “суждениями восприятия”. Но суждения могут носить всеобщий и необходимый характер. Кант считает, что надо отно­шения между представлениями в суждении восприятия подвести под поня­тия – категории. Он приводит 12 категорий объединяя их в группы: 1. По количеству: Единство (мера), Множественность (величина), Всеобщность (целое), 2 По качеству: Реальность, Отрицание, Ограничение, 3 По отноше­нию: Причина, Субстанция, Взаимодействие, 4 По модальности: Возмож­ность, Существование, Необходимость

Так, подобрав для суждения “Камень нагревается, когда светит солнце” категорию причинности, мы превращаем связь в суждении восприятия в действительную связь, то есть в связь в суждении опыта. Полученные описанным способом синтетические априорные суждения и представляют собой чистое естествознание.

 

На пути к этому выводу Кант столкнулся с двумя проблемами. Первая сводилась к вопросу о том, каким образом можно подвести суждение восприятия под категорию рассудка. Кант вводит понятие «схемы». Переходным звеном между суждением восприятия и категорией является создаваемая с помощью способности воображения наглядная схема. Схема объединяет в себе черты того и другого. Она наглядна, не реальная, а искусственная, созданная мыслью. Именно посредством схемы тип связи, обозначаемый категорией, накладывается на чувственно воспринимаемые явления, содержащиеся в суждении восприятия.

Вторая проблема, или трудность, заключалась в вопросе о том, под какую из двенадцати категорий необходимо подвести суждение восприятия, чтобы оно превратилось в суждение опыта.

Интересно, что такая позиция Канта вполне согласуется в целом с его познавательной концепцией. Поскольку объективная истина непостижима – внешний мир (мир вещей-в-себе), по Канту, недоступен нашему познанию, – то должно быть безразлично, под какую категорию нам подводить наше суждение восприятия. Лишь бы ее содержание не противоречило нашему восприятию и делало его понятным познающему субъекту.

Философия Канта: Трансцендентальная эстетика.

Как возможна чистая математика?).

Есть 2 вида знания:

Эмпирическое -полученное при помощи опыта,но оно не точное,т.к. опыт бесконечен.

Априорное- знание,в котором мы не сомневаемся,оно гарантированно истинное, данное безо всякого опыта, до него.

Любое эмпирическое знание является синтетическим.(Синтетическое то,что мы прибавляем к субъекту), но оно не дает 100% истины.

Кант хочет исследовать априорное синтетическое знание чтоб было 100% истинным.

Априорным синтетическим знанием являются такие дисциплины, как математика, естествознание и метафи­зика.: 7 + 5 = 12. Никто не усомнится в его истинности. Оно всегда будет верным. Но откуда такая уверенность? Как мы уже знаем, опыт такой уверенности дать не может. Следовательно, это выражение априорно. Может быть оно аналитично? Нет. Число 12 не содержится ни в явном, ни в скрытом виде в числах 5 и 7. Отсюда вывод: выражение 7 + 5 = 12 - априорное синтетиче­ское суждение.

Начинает с того……а с чем имеет дело математика? Все представления, в которых нет ничего, что принадлежит к ощущению, Кант называет чистыми. Науку же о них он именует трансцендентальной эстетикой (от др.греч. aisthesis – чувство), так как она исследует нашу чувственную способность представления.

Математика имеет дело с чуственными предметами. Предметы не мыслимы без пространства и времени.

Что такое пространство и время?Пространство- соотношение между двумя,одновременно существующими предметами.Время- отношение между предметами, которые существуют один после другого.Откуда понятия пространства и время?Можно ли представить предметы без пространства – нет.А пространство без предметов – да. Тогда пространство существует без предметов.Если пространство- это понятие(обобщение свойств предметов путем индукции,опытным путем),то мы не можем вывести свойств….а из понятия пространства мы можем вывести свойства- трехмерность. Из поня­т нельзя вывести признаки,значит пр. и вр. не понятия, т.к. мы можем вывести признаки.Понятие- это общее, мы не можем вывести из него частное.

Пр. и вр. – это созерцание. Но как созерцание может быть доопытным…априорным? Как можно иметь пр. и вр. не созерцая, это формы нашего восприятия. На каждого чел. Одеты очки. Мы не видим настоящую при­роду вещей. Мы смотрим на все через пространство и время.Все люди воспринимают пространство и время одинак. Мы видим исти и выводим ее из предыдущих истин. Форма задается априорно пр. и вр.

Мир не истинный мир,мы смотрим на него через призму наш способностей (физиологич.биолггич.)

 

4.2.. Античная и средневековая наука.
Под наукой понимается вид специализированной деятельности по производству знаний, осуществляемой в социально организованной форме, то есть, в виде системы отлаженных связей как внутри этого института, так и с внешним миром, и на основе исторически выработанных и развиваемых собственных методов. Наука не является деятельностью, навсегда заключенной в рамках одной и той же неизменной группы алгоритмов. она постоянно меняется, иногда медленно, без радикального пересмотра своих взглядов, иногда стремительно (научная революция) Сначала «преднаука» Она возник на Востоке (Шумеро-аккадское царство, Вавилон, Египет, древние Индия и Китай) и характеризовался такими признаками:эмпирический характер знаний, рецептурность, подчиненность практическим потребностямосновными способами научного исследования были только наблюдение и опиравшиеся на наблюдение, но не допускавшие экспериментальной проверки аналогия и гипотезее возникали различные гипотезы об одних и тех же явлениях природы
Знание в преднауке не представляло собой системы,а было в виде набора готовых формул и рецептов, единственный путь освоения которых заключался в механическом заучивании.Собственно наука появляется впервые в Древней Греции.
Смена массового мировоззрения, происшедшая с принятием преемницей греческой культуры Римской Империей христианства в качестве государственной идеологии, привела к тому, что свои достижения наука была вынуждена сверять с догмами христианской религии. Теперь она ориентируется на «веру» и обслуживает социальные и практические потребности религиозного общества. Отсюда такие ее черты, как схоластика и догматизм. Они делали средневековую науку антиподом как восточной, так и античной наук.
Отличие: теоретичность (источником научного знания служит мышление), логическая доказательность, но это одновременно ее недостаток. При ее неразвитости и однобокости, обусловленнойотрывом от практики, истинный результат процесса познания вряд ли мог быть гарантирован. Основными способами научного исследования были только наблюдение и опиравшиеся на наблюдение, но не допускавшие экспериментальной проверки аналогия и гипотеза. В гипотезе мысль - от действия к его причине, но действие может вызываться различными причинами =>различные гипотезы об одних и тех же явлениях природы

 

29.2.Проблема бытия в современной философии.
Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия, называется онтологией, а сама проблема бытия — одна из главных в философии. Становление философии начиналось именно с изучения проблемы бытия..
Каково же содержание философской категории "бытие"? Для ее раскрытия можно выделить ряд положений:
он (окружающий мир) есть;
окружающий мир развивается,
материя и дух — единые, но в то же время противоположные сущности, реально существуют
бытие - это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее. 1 подход-
Хайдеггер говорит: «мы вопрошаем о бытии, но чтобы что-то вопрошать мы должны пользоваться каким-то руководством». Вопрошать нужно о бытии, но бытие – это не сущее. А какое сущее? мы сами и есть только то что может ответить на поставленный нами вопрос.
Мы – бытие, которое обращено на нас
Но ведь науки, которые мы создали, они наши, они характеризуют нас, следовательно, мы вопрошаем через нас самих.
Изначально наше бытие в мире – это мы в мире.
В наше время бытие и сущее отожествляются. Нельзя отрывать бытие от сущего. Мы говорим не об отдельной вещи, а о бытие вообще – совокупности вещей.
Что принимать за сущее – бытие? Идеалисты подходят по-своему: сущее - идея, материалисты по своему: сущее – материя.
Если говорить о бытие вообще, то нужно брать идею.
2 подход-Марксизм.
Материя – это философская категория для обобщения объективной реальности, которая дана человеку в егоощущениях, которая копируется, фотографируется, отожествляется этими ощущениями, существуя независимо от них.
Формы существования материального – пространство и время.
Пространство – порядок расположения предметов, отношение между материальными предметами, существующими один возле другого.
Время – отношение между предметами, порядок между ними, где один предмет существует после другого.
материя находится в постоянном движении и развитии;
Бога нет, Он является идеальным образом, плодом человеческой фантазии для объяснения явлений, непонятных человечеству, и дает человечеству (особенно его невежественной части) утешение и надежду; Бог не оказывает никакого влияния на окружающую действительность;
материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования;
важным фактором развития является практика - преобразование человеком окружающей действительности и преобразование человеком самого человека; 5. 6.1. Проблема бытия в современной философии.
Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия, называется онтологией, а сама проблема бытия — одна из главных в философии. Становление философии начиналось именно с изучения проблемы бытия..
Каково же содержание философской категории "бытие"? Для ее раскрытия можно выделить ряд положений:
он (окружающий мир) есть;
окружающий мир развивается,
материя и дух — единые, но в то же время противоположные сущности, реально существуют
бытие - это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.
1 подход-
Хайдеггер говорит: «мы вопрошаем о бытии, но чтобы что-то вопрошать мы должны пользоваться каким-то руководством». Вопрошать нужно о бытии, но бытие – это не сущее. А какое сущее? мы сами и есть только то что может ответить на поставленный нами вопрос.
Мы – бытие, которое обращено на нас
Но ведь науки, которые мы создали, они наши, они характеризуют нас, следовательно, мы вопрошаем через нас самих.
Изначально наше бытие в мире – это мы в мире.
В наше время бытие и сущее отожествляются. Нельзя отрывать бытие от сущего. Мы говорим не об отдельной вещи, а о бытие вообще – совокупности вещей.
Что принимать за сущее – бытие? Идеалисты подходят по-своему: сущее - идея, материалисты по своему: сущее – материя.
Если говорить о бытие вообще, то нужно брать идею.
2 подход-Марксизм.
Материя – это философская категория для обобщения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, которая копируется, фотографируется, отожествляется этими ощущениями, существуя независимо от них.
Формы существования материального – пространство и время.
Пространство – порядок расположения предметов, отношение между материальными предметами, существующими один возле другого.
Время – отношение между предметами, порядок между ними, где один предмет существует после другого.
материя находится в постоянном движении и развитии;
Бога нет, Он является идеальным образом, плодом человеческой фантазии для объяснения явлений, непонятных человечеству, и дает человечеству (особенно его невежественной части) утешение и надежду; Бог не оказывает никакого влияния на окружающую действительность;
материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования;
важным фактором развития является практика - преобразование человеком окружающей действительности и преобразование человеком самого человека;
развитие происходит по законам диалектики — единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания

 

28.2.Проблемы познания в современной философии. Философское учение об истине. Критерии истинности знания.
Познание — процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности - человек - исследует человека, то есть самого себя.
Результаты познания остаются не только в сознании конкретного, что-либо познавшего человека, но и передаются из поколения в поколения, главным образом, с помощью материальных носителей информации — книг, рисунков, объектов материальной культуры.
2. В философии существуют две основные точки зрения на процесс познания:
гностицизм; агностицизм. Сторонники гностицизма (как правило, материалисты) оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания.
Агностики (часто — идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания. Среди агностиков наиболее известным является Иммануил Кант.
Познающим субъектом является человек — существо, наделенное разумом и освоившее арсенал познавательных средств накопленных человечеством.
Общество в целом, которое за свою историю накопило громадный объем материальной и духовной культуры — носителей результатов познания, также является познавательным субъектом.
Полноценная познавательная деятельность человека возможна лишь в рамках общества.
Объектом познания является окружающий мир (бытие во всем его разнообразии), а именно та часть окружающего мира, на которуюнаправлен познавательный интерес субъекта.
Адекватное и идентичное отражение объекта субъектом называется истиной.
Неадекватное, недостоверное отражение познающим субъектом окружающей действительности, искаженный, не соответствующий действительности результат познания называется заблуждением.
Логическое осмысление субъектом (сознанием) окружающей действительности, опираясь на категории, законы, понятия, прежние ценности, является оценкой.
Основной формой познания и критерием истины при познании является практика.
В процессе познания участвуют в совокупности чувственное, рациональное познание, логика, интуиция.
Чувственное познание основано на чувственных ощущениях, отражающих действительность, и логике.
Рациональное познание основано на разуме, его самостоятельной деятельности.
Близким к рациональному является интуитивное познание, при котором истина самостоятельно приходит к человеку набессознательном уровне. 24.1Исторический и логический методы познания

В научном познании широко используются исторический и логический методы. Любой объект имеет свою историю и логику. История объекта - это реальный процесс его возникновения, изменения, развития, исчезновения. Логика объекта - внутренние и внешние взаимосвязи, выстроенные в строгие последовательности и фазы его существования. В этом смысле употребляются понятия "логика событий", "логика вещей", "логика общественного развития". История и логика объекта обусловливают исторический и логический методы познания.

Исторический метод воспроизводит фактическое существование объекта познания в пространстве и времени в других возможных подробностях, изменениях, прогрессивном и регрессивном развитии. Он находит широкое применение в исторических науках, где существенное значение имеет изучение конкретных событий и фактов, особенностей развития народов, характеров и деятельности отдельных личностей. К таким наукам относитсянапример, история: отдельной страны, государства и права России, зарубежных стран, политических и правовых учений и др.

Логический метод воспроизводит историю объекта в главном, основном, существенном, исключая события и факты, вызванные случайными обстоятельствами. История предстает в "выправленном", обобщенном виде, что позволяет выявить закономерности исторического процесса, внутреннюю взаимозависимость и взаимодействие элементов его содержания. Логический метод применяется в разных науках, а также на практике.

Вместе с тем, несмотря на различие этих методов, их относительную самостоятельность, они используются вместе, взаимодополняя друг друга. Исследуя историю объекта, нельзя игнорировать его логику. Это ведет к описанию фактов без их объяснения, выявлению закономерных связей вне обусловливающих их причин. Исторический метод предполагает логический анализ исторического материала. Но логическая реконструкция истории объекта должна опираться на реальныйисторический процесс, на конкретные факты. В противном случае неизбежно абстрактное теоретизирование, оторванное от действительности.

Таким образом, современное познание располагает значительной совокупностью методов эмпирического и теоретического познания. Они применяются в самых разных сферах практической жизни людей, а также в науках. Методы упорядочивают процесс познания, повышают его эффективность, способствуют получению истинного знания. Философия марксизма.
Основателями марксистского философского учения являются немецкие мыслители и революционные деятели Карл Маркс (1818–1883) и Фридрих Энгельс (1820–1895). В формировании их взглядов значительную роль сыграло изучение ими гегелевской философии(диалектики) и Фейербаха(перешли на позиции материализма)

Маркс поставил себе задачу открыть причины и условия искажения человеческим сознанием реальности, придания иллюзиям статуса подлинной действительности. Он увидел источник этого явления в превратности и иллюзорности самого мира «реально-практической жизни человека».
Основатель марксизма продвигался к истине с помощью понятия «отчуждение»,
Гегель под «отчуждением» понимал любое «инобытие» духа.Преодоление же отчуждения, происходит через «узнавание» духом в продуктах этой деятельности самого себя, «своей внутренней сущности».
Маркс усложняет проблему. Отчуждением он называет превращение деятельности человека и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним самим и враждебную ему, и связанное с этим превращение человека из активного субъекта в объект общественного процесса.
Причиной же отчуждения является господство частной собственности, превращающей все в товар. При капитализме товаром становятся продукты человеческого труда, и сама производящая эти продукты рабочая сила, и даже окружающая человека природа.
Владельцы ради получения выгоды готовы на все. создает для носителей этой силы, невыносимые условия существования, до бесконечности продлевая рабочий день,жизнь наемных работников, дешевеет, происходит обнищание огромных масс людей.
В погоне за прибылью собственники переносят это производство в поисках дешевой рабочей силы за границу, лишая своих соотечественников Но в итоге это приводит к банкротству самих собственников, Товары, произведенные за границей не находят спроса в его стране. Так вещи начинают определять судьбы людей, а человеческая деятельность становится силой, враждебной самому человеку.
выводу -о необходимости уничтожения частной собственности. Но как это сделать?
Исторический материализм. к исследованию законов развития общества, результатом -учение,«исторический материализм». в нем впервые человеческое общество рассматривается диалектически
К. Маркса отыскал материальную причину развития общества. Этой причиной являются производительные силы общества.
Они включают в себя человека, как субъективный элемент производительных сил, и, в соответствии с разными этапами развития, различные виды техники (вещественный элемент): приводимые в действие человеческой физической слой орудия труда, а также движимые природной, животной или механической силой технические устройства.
Производительные силы – действительная первопричина исторического процесса, поскольку они обладают способностью к саморазвитию и не нуждаются в каком-либо дополнительном основании. Но каким образом производительные силы, по Марксу, воздействуют на исторический процесс?
Это происходит посредством системы экономических (или производственных) отношений, роль которых заключается в создании благоприятных условий для функционирования производительных сил через их организацию. Базис и надстройка составляют в совокупности общественно-экономическую формацию, или общественный строй.
Производственные отношения не зависят от воли и желания людей. Они складываются в соответствии с уровнем развития производительных сил. Производительные силы и производственные отношения представляют собой две стороны способа производства, который и является фактором, определяющим устройство общества.
Происходит социальная революция когда существующие производственные отношения перестают соответствовать характеру и уровню развития производительных сил, в результате которой меняются сначала производственные отношения, базис общества, а затем более медленно и вся громоздкая и сложная система политической надстройки. Устанавливается новый общественный строй, или новая общественно-экономическая формация. Таков, по Марксу, механизм исторического процесса.
Исходя из своей ко26.2 Схоластическая философия.
На смену патристике в западной Европе приходит схоластика. Она обычно определяется как совокупность средневековых религиозно-философских учений, которые в противоположность мистике видели путь постижения Бога в рациональном рассуждении, в логике, а не в сверхразумном созерцании и чувстве. Для появления подобных учений была необходима смена общественного менталитета, что и произошло в Европе во время правления императора Карла Великого (768–814 гг.).
«схоластика» (от лат. sholastica – школьный, ученый).
К этому времени христианство уже окончательно догматизировалось, Иное, чем во времена патристики, было и отношение к. произведениям древних философов представлялись святынями, в которых невозможно было изменить ни строчки. Новая европейская философия, как и патристическая, возникла как синтез христианства и древней античной мысли, но в совершенно иных условиях.
тенденция соединить рациональное (философию) и иррациональное (религию) рациональными же методами (методами формальной логики Одной из первых философских систем схоластики является система ирландского философа Иоанна Скота Эриугены (810–877 гг.). Она родилась в результате работы Эриугены над неоплатоническим произведением «Ареопагитики», Бог – высшее запредельное начало. Он пределен для себя и беспределен для твари (даже для ангелов). Хотя Бог знает себя, он не знает, что собой представляет. Его неведение есть «неизреченное постижение». Естественно, что человеку Бог непосредственно недоступен. Но для пытливого ума он проявляется в разнообразных творениях.
Ни о каких личностных качествах божества у философа речи не идет. отождествляет Бога с природой – несотворенной и творящей.
Нисхождение от Бога к материальному миру у него предстает как акт грехопадения, возврат же к Богу, восхождение – как акт искупления греха.
Хотя схоластика унаследовала от патристики почти всю ее проблематику, определяющими направление ее поисков стали проблема соотношения веры и разума и проблема триединства Бога, вылившаяся впоследствии в спор между «номинализмом» и «реализмом». Эти течения появились в период ранней схоластики и были вызваны к жизни обсуждением догмата о «Троице Единосущной». Положение о том, что единый Бог существует в трех ипостасях, получило разные толкования теологов. Одни говорили, что Бог есть нечто отличное от своих ипостасей Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа Святого, другие же утверждали, что эти три ипостаси и есть Бог.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: