Общечеловеческое и нравственное значение Библии




Вступление

БИБЛИЯ.

ЕЕ МЕСТО В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Книга книг… Так говорят о Библии, тем самым обозначая с предельной краткостью ее место в человеческой культуре.

Это книга - Книга судеб, хранящая тайны жизни и предначертания будущего.

Это - Священное Писание, которое все христиане воспринимают как внушенное самим Богом.

И это, наконец, - сокровищница мудрости для всех мыслящих людей Земли, каковы бы ни были их верования.

Библия вызвала к жизни бесчисленное множество других книг, где живут ее идеи и образы: переводов, переложений, произведений словесного искусства, толкований, исследований.

Вся русская литература – от древности до современности – связана с Книгой книг, опирается на ее истины и заветы, нравственные и художественные ценности, соотносит с нею свои идеалы, приводит ее изречения, притчи, легенды.

Еще в Древней Руси Библия вошла в народное сознание, в повседневный быт и духовное бытие, в обыденную и высокую речь; она не воспринималась как переводная, но как родная и умеющая роднить людей всех языков.

На Русскую землю Библия пришла вместе с христианством, первоначально в виде сборников книг из Ветхого и Нового Завета.

Прежде всего, чувство потрясения, вызванное приходом христианства и Библии на Русскую землю, донесла до нас «Повесть временных лет» (около 1113 г.). Когда князь Владимир стал собирать детей, чтобы отдать их «в учение книжное», матери, еще не утвердившиеся в вере, «плакали о них, как о мертвых». Но летописец – инок Киево-Печерского монастыря Нестор – передает нам и безмерную радость, сопровождавшую вхождение Руси в сообщество христианских народов: «И рады были славяне, что услышали о величии Божием на своем языке».

Каковы же связи повествования летописца с Библией, которые остаются важнейшими и по сей день?

 

БИБЛЕЙСКИЕ ОБРАЗЫНА СТРАНИЦАХ

«ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»

Смысл и значение библейских сказаний книги Бытия

В «Повести временных лет»

 

Начинается повествование Нестора-летописца с библейских времен, но не от сотворения мира, а с разделения земли между сыновьями Ноя. «Сим же, Хам и Иафет разделили землю, бросив жребий, и порешили не вступать никому в долю брата, и жили каждый в своей части. И был единый народ…» Это библейское событие связывается с современной летописцу жизнью. Возможно с ним, по мысли Нестора, перекликаются события, о которых рассказывается в летописи под 1097 годом, когда собрались русские князья на совет в Любече для установления мира и говорили друг другу: «Зачем губим русскую землю сами, между собой устраивая распри?.. Да отныне объединимся единым сердцем и будем блюсти русскую землю, и пусть каждый владеет отчиной своей».

Дальнейшие события летописи Нестора развиваются между двумя братскими соглашениями, попытками установления любви и мира и нарушении этого согласия. Может, поэтому избрал Нестор эти события началом и завершением повествования, что считал братскую любовь, мир и согласие главными в отношениях между людьми и основой политики. И сожалел о том, что нарушается этот братский союз.

Далее, вслед за подробным перечислением стран и народов древнего мира, летописец переходит к рассказу о том, как, после столпотворения Вавилонского, Бог разделил все народы на 72 языка и как племя Иафетово заняло запад, а потом и северные страны; от этого племени производит он и славян, а затем уже переходит к описанию их жизни на берегах Дуная. «От этих же семидесяти и двух язык произошел и народ славянский, от племени Иафета…»

Священное предание

О путешествии апостола Андрея Первозванного

На Русь

В «Повести временных лет» также немалую роль играет Священное предание. В начале своего повествования летописец обращается к рассказу о путешествии апостола Андрея Первозванного по пути из Варяг в Греки. Проповедуя в Синопе и придя в Корсунь (Херсонес), Андрей, узнав, что близ Корсуня находится устье Днепра, захотел Днепром пойти в Рим. Поднимаясь вверх по реке, он остановился под горами на том месте, где позднее основан был Киев, и сказал ученикам своим, что на этих горах воссияет благодать Божия, будет создан большой город со многими церквами, а потом, благословив горы и водрузив на них крест, апостол продолжал свой путь вверх по Днепру.

Обращаясь к этому преданию, летописец словно хочет связать библейскую историю с историей родной земли. Ведь Апостол Андрей – один из почитаемых святых, ближайших ученик самого Христа, а значит, если он был на Руси и благословил русскую землю, то эта земля священна и благодатна.

 

 

Общечеловеческое и нравственное значение Библии



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: