SELF-PRESERVATION BEHAVIOR EMERGENCY SITUATIONS MINISTRY: THE PROBLEM OF IDENTIFYING THE STRUCTURAL AND CONTENT CHARACTERISTICS




ПРОБЛЕМА ВЫЯВЛЕНИЯ СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК САМОСОХРАНИТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКА МЧС РОССИИ

Аннотация: В статье рассматривается проблема формирования самосохранительного поведения курсанта вуза системы МЧС России, в связи с чем рассмотрены научно-теоретические идеи и концепции, дающие основания выявить и описать структурно-содержательные характеристики самосохранительного поведения сотрудника МЧС. Отмечается роль медико-профилактического, педагогического, социологического, компетентностного и др. подходов. Подчёркивается значимость сознательного принятия курсантами ценностей здоровьесбережения и самосохранения, активного участия в формировании профессиональных умений и навыков, разработке оптимальных моделей самосохранительного поведения, что актуализирует проблему поиска новых педагогических технологий.

Ключевые слова: самосохранительное поведение; структурно-содержательные характеристики самосохранительного поведения сотрудника МЧС России; научно-методические подходы, педагогические технологии.

SELF-PRESERVATION BEHAVIOR EMERGENCY SITUATIONS MINISTRY: THE PROBLEM OF IDENTIFYING THE STRUCTURAL AND CONTENT CHARACTERISTICS

The problem of the formation of self-preservation behavior of the cadet MOE university system in Russia, in connection with what are considered the scientific and theoretical ideas and concepts, which are the basis to identify and describe the structural and substantial characteristics of self-preservation behavior of the employee MOE. It is noted the role of preventive health, pedagogical, sociological and competency, and others. Approaches. It is emphasized the importance of a conscious decision cadets zdorovesberezheniya values and self-preservation, the active participation in the formation of professional skills, development of optimal models of self-preservation behavior that actualizes the problem of finding new teaching technologies.

Keywords: self-preservation behavior; structurally-substantial characteristics of self-preservation behavior Officer EMERCOM of Russia; scientific and methodical approaches, educational technology

Проблема выявления структурно-содержательных характеристик самосохранительного поведения сотрудника МЧС является актуальной в связи с терминологической неоднозначностью определений и подходов, представленных в научном дискурсе.

В первую очередь отмечается концепция связи понятия «самосохранительное поведение» с идеями здоровьесбережения, в рамках которых значим ряд научно-методических подходов, и в частности,медико-профилактический. Например, в тексте первой книги знаменитого труда Авиценны (Абу Али Ибн Сины) «Канон врачебной науки»» самосохранительное поведение, условно говоря, предстаёт как искусство управления здоровьем, и в частности, руководства принципами:
«1) уравновешенности натуры, 2) правильного выбора пищи, 3) очистки от излишков, 4) сохранения телосложения, 5) улучшения вдыхаемого воздуха, 6) приспособления одежды, 7) уравновешенности физического и душевного движений» [5; с.247]. Каноны искусства управления здоровьем нашли своё отражение и в современном понимании термина «здоровый человек», связанном со следующими идеями: 1) отношение к собственному здоровью есть важнейшая «стратегия жизни человека» [6;с.29]; 2) здоровым можно признать человека, имеющего «зрелую жизненную позицию» [8;с.26]; 3) здоровый человек способен как к постоянному развитию и обобщению резервов здоровья, так и к управлению ими и, следовательно, здоровье человека связано, прежде всего, с его собственными усилиями (постоянными, значительными) и желанием быть здоровым [1].

Интересно отметить, что понятие «здоровьесбережения» на Западе соотносится с термином «healthpromotion», или (в переводе с английского) с «обеспечением здоровья». В этой связи Т.Н. Шушуновой предпринят анализ компонентов определения «healthpromotion» и выявлено, что речь идёт, во-первых, о повышении активности индивидов в укреплении духовного и физического здоровья; во-вторых, о здоровье как науке и искусстве, способствующих выбору индивидом собственного стиля жизни; и, в-третьих, об осуществлении усилий, способствующих укреплению здоровья и хорошему самочувствию на уровне таких аспектов как физическое, социальное, психическое и личностное здоровье [9].

В рамках педагогической концепции воспитания ответственного отношения к здоровью идеи здоровьесбережения и самосохранительного поведения соотносятся с семейно-бытовым (А.А. Остроумов), медико-педагогическим (Н.И. Пирогов), культурологическим(В.А. Скумин), физкультурно-педагогическим (П.Ф. Лесгафт) научными подходами, а также с положениями валеологической педагогики (Л.Г. Качан,
М.Г. Колесникова, Н.М. Полетаева) и акмеологии (О. С. Анисимов,
М. М. Кашапов, Е. А. Суслова).

В то же время обращает на себя внимание явно выраженный социальный подтекст понятий «здоровьесбережение», «обеспечение здоровья». Это объясняется сложившейся в социологии традиции изучения самосохранительного поведения как социального феномена. К примеру, разрабатывая концепцию «аномии», классик социологии Э.Дюркгейм связывал причины девиантного поведения индивидов со сформированностью или несформированностью самосохранительного (предохранительного) поведения [3].

В работах А.И. Антонова, М.С. Бедного, И.В. Журавлевой,
М.В. Игошева, Ю.П. Лисицина и др. основа самосохранительного поведения предстаёт как осознание значимости здоровья в ценностно-мотивационной структуре личности, что связано с оптимальным выполнением человеком социальных и профессиональных ролей в обществе. Как отмечает, к примеру, М.В. Игошев, понятие самосохранительного поведения самым тесным образом связано с ценностями достижений в жизни, что, несомненно, является основой мотивации людей к служебному росту, карьерному продвижению [7].

В этой связи можно говорить о значимости компетентностного подхода (И.А. Зимняя, А.К. Куницина, В.Д. Маркова, Л.А. Петровская и др.) как одного из теоретических оснований концепции самосохранительного поведения. Нельзя отрицать, что сформированность самосохранительного поведения курсанта вуза системы МЧС России, будущего офицера пожарной охраны, может расцениваться как конкурентное преимущество на рынке труда, так как здоровье на сегодняшний день рассматривается в рамках компонентов человеческого (трудового) капитала [см., например,2].

В уже отмеченном выше наполнении термина «healthpromotion» оптимальное выполнение человеком социальных и профессиональных ролей предстаёт как результатсформированности самосохранительного поведения. Это связывается, в том числе, с двумя аспектами социальной ответственности: на макроуровне − ответственность за предлагаемые к внедрению социально-адаптационные и педагогические государственные программы; на микроуровне речь идёт об индивидуальной ответственности за поведение, имеющее целью либо укрепить, либо, наоборот, разрушить свое здоровье.

Исходя из этого, в рамках рассмотрения проблемы выявления структурно-содержательных компонентов самосохранительного поведения сотрудника МЧС России, нам представляются наиболее удачными характеристики «обеспечения здоровья», данные в статье «Оценка в области укрепления здоровья: принципы и перспективы» (под ред.
И. Ротмана) [10].

На основе их с учётом отмеченных выше подходов мы считаем, что самосохранительное поведение сотрудника МЧС России можно рассматривать как проявление индивидуальной ответственности и индивидуальной заботы о состоянии здоровья, улучшении общего самочувствия, развитии функциональных резервов организма, осознанных действий, связанных с учётом и предотвращением возможных факторов риска путем достижения оптимальных форм поведения. Таким образом, структурные компоненты самосохранительного поведения сотрудника МЧС России можно представить в виде следующей схемы на рис.1.

Рис.1. Структурные компоненты самосохранительного поведения сотрудника МЧС России.

Отмеченные компоненты соотносятся с основной педагогической целью профессиональной подготовки курсантов вузов системы МЧС России − формированием их готовности к деятельности, потенциально опасной для здоровья или жизни, но необходимой для выполнения профессиональных задач, в связи с чем:

§ компонент «Принятие ценностей здоровьесбережения» предполагает усвоение индивидом акмеологических и валеологических ценностей, принятых в обществе, а также знаний, умений и навыков, позволяющих ему формировать собственное самосохранительное поведение;

§ компонент « Управление стилем и образом жизни» нацеливает на признание здорового образа жизни, физической активности и т.п. важнейшими условиями профессиональной готовности и социальной успешности;

§ компонент«Развитие социально-адаптационных компетенций, качеств и характеристик» обусловливает необходимость повышения уровня профессиональной подготовки как в плане конкретных профессиональных навыков (владение пожарно-техническим вооружением и техникой, навык работы и гидравлическим аварийно-спасательным инструментом, умение определять решающее направление тушения пожара), так и в плане развития адаптационных резервов и возможностей, связанных с приспособленностью к рискогенным ситуациям;

§ компонент«Осознанные действия по учёту и предотвращению факторов риска» нацеливает курсанта на усвоение знаний о возможных рисках и наработку моделей соответствующего адекватного поведения, развитие физической выносливости и стрессоустойчивости, высокого уровня самоорганизации, морально-психологической готовности и т.п.

Все данные компоненты самым непосредственным образом связаны, на наш взгляд, с воспитанием в контексте самосохранительного поведения такого определяющего личностного качества, как профессиональная ответственность.

По справедливому замечаниюН.Ф. Желаевской, профессиональная ответственность, будучи самым тесным образом связанной с прогнозированием профессионального будущего, требует развития оптимальных качеств субъекта жизни в настоящем, предоставляя все возможности, связанные с оцениванием и контролем собственного профессионального становления, овладением компетенциями профессионального прогнозирования, формированием жизненных и профессиональных перспектив [4].

Предпринятое исследование и определение структурно-содержательных характеристик самосохранительного поведения сотрудника МЧС России актуализирует проблему педагогического проектирования интерактивных технологий самосохранительного поведения, которые способствуют сознательномуучастиюкурсанта в процессе формирования умений, навыков, компетенций самосохранительного поведения в контексте понимания рискогенных факторов будущей профессиональной деятельности.

 

Список литературы

1. Амосов, Н.М. Голоса времён / Н.М. Амосов. – Киев: Оранта-пресс, 1999. –500 с.

2. Боровских, Е.А. Эффективность инвестиций в человеческий капитал ∕∕ Ярославский педагогический вестник. – 2012. – № 1. – Том I. (Гуманитарные науки). – С. 104—108.

3. Дюркгейм, Э. Самоубийство. Социологический этюд: пер. с франц. – 2-е издание. – М.: “Мысль”, 1994. – 399 с.

4. Желаевская, Н. Ф.. Профессиональная ответственность личности как детерминанта карьерного продвижения: дис.... канд. психолог.наук: 19.00.01 / Желаевская Надежда Федоровна. – Сочи, 2010. – 240 с.

5. Ибн Сина (Авиценна), А. А. Канон врачебной науки – Книга 1. – Изд. 2-е. – Ташкент: ФАН, 1981. –550 с.

6. Иванюшкин, А.Я. «Здоровье и болезнь» в системе ценностных ориентаций человека // Вестник АМН СССР. – 1982. – Т.45. – №4. – С.29-33.

7. Игошев, М. В. Система ценностей в формировании культуры самосохранительного поведения: концептуальный подход ∕∕Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. –Тамбов: Грамота, 2013. –№ 9 (35): в 2-х ч. –Ч. I. – C. 59-62.

8. Ожеван, Н.А. Здоровье как предмет теоретико-медицинского и философского исследования/ Н.А. Ожеван. //Философские вопросы медицины и биологии. – Киев. – 1984. –Вып. 16. – С.20-56.

9. Шушунова, Т.Н. Самосохранительное поведение студенческой молодежи: социологический анализ– Минск: «Право и экономика», 2010. – 114с.

10. Evaluation in health promotion: principles and perspectives / Edited by I. Rootman [ et al.] // WHO regional publications. Europeanseries. – № 92. – 2001. –533 р.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: