Авиационная промышленность.




План урока

I. Организационный момент (1-2мин).

II. Проверка домашнего задания (5-7мин).

III. Объяснение нового материала (25-30мин).

IV. Закрепление пройденного материала (5 мин.)

V. Домашнее задание, выставление оценок (1-2мин).

Содержание урока

I. Организационный момент (1-2мин).

Проверка готовности учащихся к уроку, организация начала урока, фиксирование отсутствующих.

II. Проверка домашнего задания (5-7мин).

Фронтальный опрос по теме «Общая характеристика неметаллов»

III. Объяснение нового материала (25-30мин) по теме «Водород».

Какой элемент самый распространенный на Земле? (Самый распространенный элемент на Земле - кислород) Какой самый распространенный элемент во Вселенной? (Во Вселенной самым распространенным является водород)

Сегодня на уроке мы изучим водород, его свойства. Запишите тему урока «Водород».

Строение атома.

Посмотрите в периодическую систему химических элементов. Где находится водород? (Водород находится в IA группе и в VIIA). С чем связано такое положение этого элемента? (Он проявляет свойства, схожие с щелочными металлами и с галогенами) Какие именно? (Является восстановителем, как щелочные металлы и окислителем, как галогены)

Рассмотрим строение атома водорода.

Каков заряд ядра атома водорода? (Заряд ядра атома водорода равен +1).

Сколько энергетических уровней имеет атом водорода? (Атом водорода имеет 1 энергетический уровень). Сколько электронов находится на этом энергетическом уровне? (На энергетическом уровне находится один электрон).

В каких случаях электронная конфигурация устойчива? (Электронная конфигурация устойчива, если электронный уровень заполнен полностью или не заполнен совсем). Каким образом атом водорода может достичь устойчивого состояния? (Отдав или приняв электрон). Это роднит водород и с щелочными металлами и с галогенами. Водород чаще проявляет свойства восстановителя, поэтому правильнее располагать его в группе с щелочными металлами.

Получение и свойства водорода.

В промышленности.

а) Пропускание паров воды над раскалённым коксом при температуре около 1000 °C:

Н2О + С = СО↑ + Н2

б) Конверсия природного газа с водяным паром при 1000 °C:

СН4 + Н2О = СО↑ + 3Н2

В лаборатории

а) Действие щелочей на цинк или алюминий:

2Al + 2NaOH + 6H2O = 2Na[Al(OH)4] + 3H2

Zn + 2KOH + 2H2O = K2[Zn(OH)4] + H2

б) Опыт 1. Получение водорода.

В прибор для получения газов на резиновое кольцо помещаем несколько гранул цинка, в воронку заливаем раствор соляной кислоты, заполняя воронку на 1/3 объема. Открываем зажим Мора. Что вы наблюдаете? (Интенсивное выделение газа). Мыльная вода.

Запишите уравнение реакции:

Zn + 2HCl = H2↑+ ZnCl2

Собираем выделяющийся газ в пробирку, перевернутую вверх дном. Почему? (потому что водород легче воздуха) Как можно это доказать? Во сколько раз водород легче воздуха? (Молярная масса воздуха равна 29 г/ моль, а водорода – 2 г/моль. Водород легче воздуха в 14,5 раз). Опишите физические свойства водорода. (Газ, без цвета, без запаха, без вкуса). Чтобы определить, чистый ли водород находится в пробирке, подносим отверстие к пламени спиртовки. Раздается громкий лающий звук – водород загрязнен кислородом. Если же раздается глухой хлопок – водород чист.

Опыт 2. Химические свойства водорода.

Поджигаем выходящий водород. Вносим горящий водород в сухой стакан, перевернутый вверх дном. Что вы наблюдаете? (Образование капелек воды на дне стакана). Запишите уравнение реакции:

2 + О2 = 2Н2О

Опускаем газоотводную трубку в стакан с мыльной водой. Образуются мыльные пузыри. Поджигаем, слышим хлопок – пузыри были наполнены чистым водородом.

Запишите другие химические свойства водорода.

1. С простыми веществами

а) с металлами (только с s - элементами)

Ca + H2 = CaH2

2Na + H2 = 2NaH

Какие свойства проявляет водород в этих реакциях? (Водород проявляет окислительные свойства).

б) с неметаллами

F2 + H2 = 2НF

2 + N2 = 2NН3

2 + О2 = 2Н2О

Н2 + Cl2 = 2НCl

C + 2Н2 = CH4

2. Со сложными веществами

CuO + H2 = Cu + Н2О

Какие свойства проявляет водород в данной реакции? (Водород проявляет восстановительные свойства) Докажите это на примере уравнения реакции по образованию аммиака и на примере взаимодействия водорода с оксидом меди.

3. Применение водорода (работа с учебником)

Атомарный водород используется для атомно-водородной сварки.

При производстве аммиака, метанола, мыла и пластмасс, при производстве маргарина из жидких растительных масел, зарегистрирован в качестве пищевой добавки E949 (упаковочный газ, класс «Прочие»). Входит в список пищевых добавок, допустимых к применению в пищевой промышленности Российской Федерации в качестве вспомогательного средства для производства пищевой продукции.

Авиационная промышленность.

Топливо.

Водород используют в качестве ракетного топлива.

Ведутся исследования по применению водорода как топлива для легковых и грузовых автомобилей. Водородные двигатели не загрязняют окружающую среду и выделяют только водяной пар.

В водородно-кислородных топливных элементах используется водород для непосредственного преобразования энергии химической реакции в электрическую.

IV. Закрепление.

1. Когда-то дирижабли и воздушные шары наполняли водородом. Но в наше время дирижабли наполняют гелием, несмотря на его существенно более высокую стоимость. Почему? Сделайте вывод из наблюдения за химическим экспериментом.

2. Найти объем водорода, необходимого для восстановления руды массой 278,75 г, содержащей 80% оксида свинца (II).

V. Домашнее задание, выставление оценок (1-2мин).

Домашнее задание: учебник О.С. Габриелян, Химия, 9 класс, § 17.

Окончание урока, рефлексия, прощание с классом.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: