ВЕЛИКАЯ БОГИНЯ МАТЬ-ЗЕМЛЯ




Кроме матери- женщины, в народном ткачестве распространен еще один образ матери – Великой богини Матери-Земли. Его основные варианты – богиня Мать-Земля в звездах (на небе), богиня Мать-Земля в солнце (с солнцем) и богиня Мать Земля-Кормилица (нива).

Полотенце с композицией и рисунком, как на полотенце А. Михайловой (Шарковщинский р-н, рис. 166), мне впервые удалось увидеть в 1939 г. в западной Белоруссии. Сложнее загадочные узоры на полотенце скрывали некую тайну. Одни говорили мне, что здесь изображена свадьба, другие называли полотенце астрологическим – гадать на звездах. Несомненным было только то, что в основе узора – образ матери.

166. А. Михайлова. Полотенце. Шарковщинский р-н Витебской обл.

Приблизиться к разгадке мне помогла Л. Карташ (1904 г.р., Кожан-Городок Лунинецкого р-на), которая вышила на полотенце Великую богиню Мать-Землю, небесные светила, Перуна и Стрибога: «Вышила я это полотенце, чтобы умилостивить богиню Мать-Землю, чтобы она вернула мне здоровье. А звезды и солнце – чтобы показать ее мощь и силу, что она тут самая главная над всем на свете».

Известная ткачиха, организатор и руководитель артели вышивки и ткачества в Витебске А. Покровская, на полотенце которой размещена уже известная нам композиция, так объясняла ее: «Моя работа повторяет полотенце Михайловой. В верхнем ряду – несколько фигур Великой богини Матери-Земли, ниже – солнце, звезды, огонь, символы предков, богатства, волота. Эта композиция демонстрирует взгляд крестьянки на мир. В центре его стоит земля, все звезды и солнце крутятся вокруг. Когда я училась в гимназии, нам говорили, что раньше люди думали, будто земля является центром вселенной. И только после Коперника стало известно, что это не так. Вот эти древние взгляды на землю как на центр вселенной и показывают узоры на полотенцах».

В этих узорах, вышитых неграмотными крестьянками, глубокая народная мудрость о законах природы, строении мироздания. Простыми узорами передаются действительно философские идеи.

Издавна человека волновала тайна превращения холодной зимы с ее снегом и морозами в теплую, солнечную весну. Рано или поздно люди стали связывать это с отдалением земли от солнца зимой и сближением их весной. Эти процессы поэтично отражены в народных песнях. Вот одна из них, записанная от А. Середы (Семежево Копыльского р-на), которая, в свою очередь, узнала ее от старца Ануфрия:

Проснулося Солнце рано, денницей,

Умылося янтарной росицей,

Кликнуло спозаранку красную девицу, зарю-заряницу:

«Лети на быстрых крыльях быстрей ветра буйного,

Неси весточку матери-землице:

Напою землицу чистой водицей,

Согрею теплыми парами,

Освещу яркими лучами,

Освобожу мать-землицу от лютых морозов.

Проснися, проснися, мать-землица,

Путь течет водица,

Пусть открывается криница,

Пусть растет травка-муравка,

Пусть цветут сады-присады,

Пусть спеют вишни-винограды».

Мать-земля проснулася,

Ясному солнцу улыбнулася,

Низко светлому поклонилася,

Солнцу ясному повинилася.

168. А. Иванова. Полотенце с образами Матери-Земли в звездах. Наровля Гомельской обл.

169. А. Гарнак. Фрагмент декора скатерти. Сенно Витебского р-на.

170. Соединение солнца и земли.

Мастерицы придумали, как просто и доступно выразить на языке узоров сближение солнца и земли, в результате которого пробуждается и расцветает природа. Солнце они изображали в виде ромба с лучами-отростками. Богиня Мать-Земля показывается также ромбом, но с отростками внутрь. А чтобы показать соединение солнца и земли, символ солнца помещается внутрь символа земли (рис. 168). Они выполняются разными цветами (например, белым и красным) и сплетаются в очень красивый, композиционно и технологически выверенный ромбический мотив, распространенный в народном ткачестве и вышивке (рис. 170) и несущий глубокую смысловую нагрузку.

Необходимо указать на многогранность и разносторонность понимания этого образа в народном сознании. В одних случаях земля рассматривается как небесное тело и тогда сопоставляется с солнцем, месяцем и звездами. В других она осмысливается как основа жизни природы и тогда вместе с солнцем выступает главным субъектом годового цикла природы, смены времен года. В третьих земля – основа жизни человека в природе, нива, которая его кормит, Мать-Кормилица.

А. Сидоренко (1889 г.р., Чаусский р-н) рассказывала, что ее бабушка Кристина, которая еще помнила французов, называла главными богами Мать-Землю и Батьку-Солнце. От них пошло всё живое – и люди, и природа.

А вот легенда о том, как Батька-Солнце и Мать-Земля создали Весну, Ярилу и Купалинку. Ходил Бог по земле в старых стоптанных лаптях, драной свитке и облезлой овчинной треухе. Видит он, как бедно живется людям на земле, холодно и голодно им. И не знает Бог, чем помочь. Послал он тогда на землю своих пророков – Илью, Петра, Павла и Николая. И те ничем народу не помогли. Тогда Батька-Солнце и Мать-Земля сотворили Весну, Ярилу и Купалинку. Весну – для тепла и цветов, Ярилу – для роста жита на ниве, Купалинку – чтобы веселей жилось, хотелось петь и плясать. Вот и вся сказка. Вот и мы поем эти песни и гуляем (записано от У. Скитович, 1881 г.р., Могилевская обл.).

171. К. Бачила. Фрагмент декора покрывала. Богушевка Гродненского р-на.

172. Г. Ступина. Дорожка с символом богини Матери-Земли. Минск.

173. Фрагмент декора полотенца. Бруевка Хотимского р-на Могилевской обл.

174. Декор полотенца с мотивом Матери-Земли. Глубокое Витебской обл.

В начале ХVII века в Вильно вышла книга «Объяснение богинь славянских» («Wyklad bogin slowienskich») с очень характерной гравюрой. В ее центре – большой круг, символ неба. У его верхней части помещено солнце с человеческим лицом, ниже – крылатая женщина с короной на голове и факелами в руках. По бокам изображены замысловатые волны на поверхности почвы – видимо, символ вспаханной земли, образ богини Матери-Земли. Здесь мастерски изображено старинное народное предание о сближении солнца и земли, в результате которого природа пробуждается от зимнего сна. Это же мы видим и в народном ткачестве, хоть и в более условном выражении.

Правда, автор книги М. Пашковский объясняет гравюру иначе. Он связывает ее с появлением над Краковом в 1608 году кометы, что якобы и показано на гравюре. Далее он развивает идею о четырех золотых веках в истории человечества, когда все люди жили в мире и согласии, всюду властвовали любовь и доброта. Автор осуждает зло, ненависть, войны, рабство, характерные для человеческого общества. Показательно, что стремление к счастью и справедливости он связывает с языческим мифом о владычестве над миром и природой Бога Солнца и Богини Земли.

175. Фрагмент декора полотенца. Любаничи Кореличского р-на Гродненской обл.

176. Узор богини Матери-Земли. Большие Чучавицы Лунинецкого р-на Брестской обл.

177. Э. Ковалевская. Декор скатерти с мотивом Земли-Кормилицы, Рая и Спарыша. Заполье Кореличского р-на Гродненской обл.

178. А. Кладневич. Декор покрывала с узором нивы. Озеры Хойницкого р-на

ЗЕМЛЯ-КОРМИЛИЦА (НИВА)

Мы рассмотрели один из вариантов изображения Великой богини Матери-Земли в виде женской фигуры. Но в народном сознании земля – это еще и просто поле, которое кормит, надел, о котором всегда заботится крестьянин и с которым связывает свое благополучие. Все народы во все времени воспринимали землю как основу жизни, кормилицу, а что уж говорить про белоруса-земледельца! Народная поговорка хорошо показывает это: земелька – матка наша, она кормит, поит и одевает нас.

Символ Земли-Кормилицы как нивы, земельного надела в народном ткачестве имеет вид ромба из маленьких квадратиков или ромбиков (рис. 178). Это словно зернышки, ровно и старательно посеянные на поле рукой крестьянина. Иногда этот узор сочетается с другими, уже известными нам символами урожая (рис. 179).

Так в простых, но образных формах народ воплотил свое извечное стремление пахать землю, сеять зерно, собирать урожай.

179. А. Протасеня. Скатерть с мотивами Земли-Кормилицы, Рая и Спарыша. Могилевская обл.

180. Покрывало с символами Земли-Кормилицы.

181. Б. Кормилина. Фрагмент декора покрывала с узором Земли-Кормилицы. Могилевская обл.

182. А. Буйницкая. Фрагмент декора покрывала с узором нивы. Ошмянский р-н Гродненской обл.

183. Пояс с узором Земли-Кормилицы. Могилевская обл.

184. Покрывало с мотивом Земли-Кормилицы. Минская обл.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: