Основные элементы судоходных каналов




Основными элементами морских каналов являются план трассы, продольный и поперечный профили.

План трассы включает, как правило, прямолинейные и криволиней­ные участки. Прямолинейные участки большей или меньшей длины свя­заны между собой криволинейными участками, описанными обычно по дуге круга.

Общее направление канала должно удовлетворять ряду про­тиворечивых требований: оно должно обеспечивать по возможности кратчайшее расстояние между заданными крайними точками при мини­мальном объеме работ, в то же время приходится учитывать устойчи­вость грунтов, направление течений и волн и другие факторы, опреде­ляющие заносимость.

Поперечное сечение канала, имеющее обычно форму трапеции, должно удовлетворять двум требованиям. С одной стороны, необходимо, чтобы сечение было просторным для удобного и безопас­ного прохода судов с небольшим гидродинамическим сопротивлением, с другой, строительство канала должно быть связано с наименьшими объемами работ.

При расчетах необходимой ширины канала различают:

а) навигационную ширину канала, которая представляет наимень­шую гарантированную в течение года сквозную проходную ширину ка­нала. Навигационная ширина изме­ряется на уровне, соответствующем грузовой осадке расчетного судна, отсчитываемой от минимального расчетного судоходного горизонта;

б) проектную ширину дноуглубительной прорези, которая опреде­ляет необходимую для навигации ширину, ширину выемки по дну и по­верху с учетом устойчивого заложения откосов;

в) рабочую ширину дноуглубительной прорези, которая определя­ет действительную среднюю рабочую ширину прорези с учетом местных изменений рельефа и грунтовых характеристик, а также условий работы дноуглубительного снаряда.

Глубина канала характеризуется следующими основными пока­зателями:

а) программная, или проектная глубина участка кана­ла, представляющая его навигационную глубину плюс запас на заносимость;

б) рабочая глубина участка канала, которая слагается из программной глубины и запаса на допустимый перебор глубины дно­углубительными снарядами из-за невозможности точной выемки грун­та по проектной горизонтальной плоскости дна канала, а также из-за «просора» грунта из шаланд и заносимости за период между дноуглу­блением и сдачей работ.

Продольный профильканала получает различ­ные характерные очертания в зависимости от того, является ли канал незащищенным, защищен­ным или шлюзованным.

В незащищенном морском канале его дно на всем протяжении де­лается горизонтальным в соответствии с установленными глубинами.

В защищенном канале, проложенном в устьевом участке реки, дно его может быть также горизонтальным, если естественный уклон водной поверхности невелик (не более 0,000001); при наличии же заметного уклона свободной поверхности дну канала также придают уклон, со­ответствующий уклону свободной поверхности меженных вод, от кото­рых отсчитывается проектная глубина канала.

В шлюзованных каналах с разделением на ступени - бьефы - дно часто оставляют в естественном состоянии при достаточной глубине под­пертого бьефа.

 

Классификация водных путей

Водные пути - это используемые для различных перевозок вод­ные пространства - океаны, моря, озера, образуемые речными гидроузлами водохранилища и подпертые бьефы, и водотоки (реки, их притоки и каналы).

Водные пути принято разделять на внешние и внутренние

Внешние водные пути - моря и океаны - ввиду боль­ших глубин используются для судоходства в основном в естест­венном состоянии. Лишь на подходах к морским портам, располо­женным на мелководных прибрежных участках или в устьях рек, где глубины недостаточны для прохода судов с большой осадкой, в состав внешних водных путей входят искусственные участки - морские каналы. К искусственным внешним водным путям отно­сятся также соединительные каналы между морями и океанами.

Внутренние водные пути подразделяют на естествен­ные и искусственные. Естественными внутренними водными путями являются свободные реки и озера

Внутренние водные пути подразделяются по своему транспорт­ному значению на четыре категории: сверхмагистрали, магистрали, пути местного значения и малые реки

 

Таблица 5 Категории внутренних водных путей

категория водного пути глубина судового хода
наименьшая гарантированная используемая фло­том в среднем за навигацию, мес
м обеспечен­ностью, %
I — сверхмагистрали II —магистрали III — пути местного значения IV — малые реки Более 2.6 1,1—2,6 0,6—1,4 0,45—0,8   Более 3 1,65-3 1—1,65 До 1,0


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: